Профессиональная подготовка исполнителя народной песни к деятельности в условиях развития креативных индустрий

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Работа раскрывает актуальную проблему подготовки к современной креативной деятельности исполнителя народной песни. Анализируются примеры современных форм многофункциональной творческой работы певца. Рассмотрены разнообразные виды творчества певцов разных стран XX-XXI вв. Авторы считают, что сегодня необходима корректировка учебных планов подготовки по направлению «Искусство народного пения» с учетом реализации концептуальных государственных программ развития креативных индустрий до 2030 года. Получение смежных творческих навыков студентами-вокалистами позволит им быть качественно подготовленными специалистами в условиях конкуренции на рынке труда. Предлагается ввести новые дисциплины в учебный план программы бакалавриата «Искусство сольного народного пения», которые подготовят студентов-вокалистов к работе в условиях креативной экономики. Авторы вводят новый термин – креативно-многофункциональная личность, сочетающая традиционные и современные виды творчества в условиях креативной экономики.

Полный текст

Введение

Современные исполнители народной песни часто являются многогранно развитыми творческими личностями: певец-композитор, певец-поэт, певец-художник и т.д. Они участвуют в постановке своих видеоклипов в качестве режиссеров, могут быть дизайнерами сценического костюма, авторами музыки, звукорежиссерами. Такая многофункциональность имеет несколько причин: это желание внести «свое видение» во все аспекты создания творческого продукта; это создание индивидуального стиля (бренда); это самопродюсирование, обусловленное экономически. В «Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» (далее – «Концепция») определены виды креативных индустрий – это разные искусства, включая музыку, «народно-художественные промыслы и ремесла, музейная деятельность … и производство цифрового контента (кино-, видео-, аудио-, анимационное производство, обработка данных и разработка программного обеспечения, виртуальная и дополненная реальность, компьютерные и видеоигры, блогерство, печатная индустрия, средства массовой информации, реклама и пр.); прикладные творческие (креативные) индустрии (архитектура, промышленный дизайн, индустрия моды, гастрономическая индустрия и т.п.) » [6].

Одной из актуальных проблем профессиональной подготовки студентов-вокалистов по программе «Искусство сольного народного пения» является приобретение навыков самостоятельной деятельности в условиях развития творческих (креативных) индустрий, заявленных в «Концепции». Учебный план подготовки бакалавра по программе «Искусство сольного народного пения» уже содержит дисциплины для развития универсальных, экономических, общепрофессиональных, творческих и цифровых компетенций, и мы предлагаем дополнить перечень факультативом/дисциплиной по креативным индустриям, обучающей необходимым видам деятельности в условиях творческой многофункциональности и самопродюсирования.

Актуальность данной работы заключается в привлечении внимания к обучению исполнителя народной песни в вузе культуры в условиях развития креативной экономики в стране [6]. Целью данной статьи является выявление новых компетенций, необходимых для подготовки исполнителя народной песни к профессиональной деятельности в условиях развития креативных индустрий. Задачи исследования следующие: 1) краткий исторический анализ многожанрового творчества исполнителей народной песни; 2) рассмотрение возможности внедрения в образовательный процесс по направлению бакалавриата «Искусство сольного народного пения» дисциплины, связанной с креативными индустриями. Выводы данной работы могут быть полезны при формировании учебных планов подготовки исполнителей сольной народной песни, осуществляемой в вузах культуры и искусства.

Материалы и методы

В работе использованы методы теоретического и исторического анализа, метод сравнения, анализируется творчество исполнителей народной песни разных стран и России в XX-XXI вв. В качестве материала исследования привлечены разнообразные источники, включая иностранные электронные ресурсы по творчеству народных певцов. Для анализа исторических истоков современной многофункциональной деятельности певцов приводятся многочисленные примеры многожанрового музыкального народного творчества в разных странах мира.

Литературный обзор

«Концепция» дает понимание разграничения творческой деятельности по направлениям и ставит термины «творческий» и «креативный» рядом, как синонимы. А. В. Вейнмейстер и Ю. В. Иванова также пишут об идентичности смыслов термина «креативные индустрии» и термина «творческие индустрии» [3, с.42], ими же дан исторический обзор возникновения теоретической концепции культурных/творческих/креативных индустрий. Анализ словосочетаний «креативные/творческие индустрии» проводят ряд авторов в научных статьях и монографиях: Е.В. Зеленцова и Н. Гладких [4], Н.А. Каверина, А.И. Гретченко, А.А.Гретченко [5]. Понятие «сreative industries» (креативные индустрии) впервые появилось в докладах экспертов Юнеско в 1980-ых гг. [5, с. 59].

Мы также видим, что большинство ученых выделяет именно финансовый аспект ценности развития креативных индустрий как фактор роста экономики в стране. Одно из популярных определений этого термина в отечественной науке принадлежит Е.В. Зеленцовой: «Креативные индустрии – это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» [4, с. 22–23]. В Высшей школе экономики создан отдельный факультет – Институт развития креативных индустрий, основной целью которого является подготовка экспертов в «сфере творческих индустрий и креативной экономики» (официальный сайт института: https://creative.hse.ru/).

Доктор философских наук С.А. Морозов делает анализ терминов «культурные индустрии» и «креативные индустрии» и приходит к выводу о том, что современная «творческая деятельность в значительной степени индивидуализирована и проявляется в обновлении традиционных культурных форм в новых социокультурных условиях в рамках творческих интерпретаций» [8, с.147]. Мы разделяем мнение С.А. Морозова, что разнообразие творческой деятельности современных исполнителей народной песни есть новый виток развития народной музыкальной культуры на этапе четвертой технологической революции. Экспансия цифровых технологий мультимедиа, расширение медиакоммуникаций – все это заставило певцов расширить круг своих творческих компетенций.

Анализ источников показал, что на сегодняшний день нет научных работ по методическому обеспечению подготовки студентов-вокалистов к работе в условиях развития креативной экономики. Это достаточно новая область исследования. В комитете Госдумы принят в первом чтении проект закона «О развитии креативных (творческих) индустрий» (ТАСС 24 ноября 2023г.). Мы согласны с мнением некоторых авторов, что начинать работу в вузах следует с создания экосистемы развития креативных индустрий путем создания Центров прототипирования, Школы креативных индустрий и различных творческих лабораторий [1, с.8]

Результаты

Исполнители народных песен многих стран и народов в разные времена были многожанровыми артистами. Наиболее распространенным видом творчества на протяжении веков во многих странах было искусство певца-инструменталиста, исполняющего на традиционном музыкальном инструменте вокальные произведения собственного сочинения. У народов Западной Европы это было вокальное искусство менестрелей, трубадуров, труверов. В восточных странах это было вокально-инструментальное искусство ашугов (Азербайджан), ашиков (Турция), бахши (Средняя Азия). В традиционном фольклоре тюркских народов было развито творчество поэтов-певцов, сказителей – акынов, которое включало инструментальное сопровождение и элементы драматического искусства. Данные виды музыкального творчества сохранились в некоторых регионах мира до сих пор и также претерпевают изменения в форме подачи и репрезентации, благодаря развитию цифровых коммуникаций и условиям работы в креативной экономике. Простой пример того, как музыкальное творчество становится частью креативной экономики – это способ тиражирования фонограмм, когда цифровая запись в считанные часы-дни может завоевать многочисленные цифровые платформы с миллионами слушателей. Подобный прорывной способ распространения творческого продукта заставляет певцов и всех деятелей креативных индустрий получать все новые компетенции разного рода (цифровые, экономические, юридические).

Сегодня в деятельности современного исполнителя народной песни можно найти различные виды творческой реализации: композитор, аранжировщик, поэт, актер, звукорежиссер, инструменталист, импровизатор, продюсер, писатель, журналист, критик, художник, танцовщик, блогер и др.

Креативная деятельность современных исполнителей народной песни получила в XXI веке новый импульс, благодаря бурному росту массовой и эстрадной музыки, а также с появлением электронной музыкальной индустрии. В мире появляется направление фолк-музыки, и именно в нем чаще всего работают креативно-многофункциональные личности. Если дать определение этому термину, то в его основе будет лежать понимание многожанровости как традиционного вида творчества народного певца и многофункциональности современного деятеля культуры, имеющего компетенции не только в различных искусствах, но и в целом ряде смежных профессий (бухгалтерия, право, менеджмент и др.).

Фолк-музыка как жанр популярной музыки, развившийся на основе фольклора в середине XX века, активно стала распространяться среди массовой аудитории сначала в Америке и Англии. Традиционно народная музыка исполнялась и была частью культуры различных сообществ (региональных, этнических, расовых) и не являлась продуктом, специально сочинённым и спродюсированным для массового потребления. Впоследствии начали появляться сочетания народной и популярной музыки по всему миру. Это делают музыканты, исполняющие музыку народов мира или интерпретирующие ее для массовой культуры, например, группа «Deep Forest», Наташа Атлас (Natasha Atlas), Раби Абу-Халил (Rabih Abou-Khalil), Лорина МакКеннитт (Loreena McKennitt) и др. В последнее время внутри направления фолк-музыки стали различать и несколько дополнительных стилей: worldfusion, globalfusion, ethnicfusion и worldbeat; музыка народов мира становится все более и более популярной, размывая границы между странами и континентами [9].

Примеры креативной деятельности фолк-певцов в мире достаточно разные по видам искусств. Американский певец XX века, исполнитель на губной гармошке и гитаре, знаток народных песен Вуди Гатри (1912-1967 гг.) был талантливым художником и автором песен. Другой знаменитый представитель фолк-музыки, Боб Дилан, (род. 1941г.) является певцом, гитаристом, художником, писателем и киноактером. Лорина МакКеннитт – «трубадур нового века», певица, композитор, исполнительница на арфе, аккордеоне, фортепиано, танцовщица. Рассмотрим ее творчество как пример креативной деятельности.

Лорина Маккеннитт (LoreenaMcKennitt, 1957 г.р.) – певица, автор песен и мульти-инструменталист – одна из самых любимых национальных артисток Канады, которая совершила прорыв в середине 1980-х, благодаря своей грамотной и часто экспериментальной ориентации на традиционные кельтские мотивы и оригинальный материал в сочетании с игрой на арфе [7].

В отечественной культуре XX века много примеров разнообразной творческой деятельности исполнителей народной песни. Это представители разных республик СССР, как профессиональные, так и самодеятельные народные певцы. Аймхан Турымбетовна Шамуратова (1917-1993) – каракалпакская, советская актриса театра, концертная певица меццо-сопрано, общественный деятель, Народная артистка СССР. В репертуаре – народные, обрядовые, фольклорные, лирические, современные песни, музыкальные аранжировки народных мелодий «Бозатау», «Арыухан», «Сорголь», «Аксунгуль» её наставников: бахсы Е. Коспулатова, композиторов А. Халимова, Ж. Шамуратова, А. Султановата и др. [10].

И́да Ивановна Крылова (1925-1999) – советская марийская народная певица, самодеятельная исполнительница и собирательница старинных марийских песен, педагог, общественный деятель. Участница фольклорно-этнографического ансамбля Мари-Турекского района Марий Эл «Саваккундем». Заслуженный учитель школы Марийской АССР (1966). Кавалер ордена Октябрьской Революции (1971) [10].

Карыш Кергилов (1961 г.р.) – знаток алтайского эпоса, владеет разными видами алтайского горлового пения, играет на топшуре и на комусе, сам изготавливает народные инструменты; владеет искусством сказительства – кайчи (традиционный жанр фольклора Алтая).

В России за последние годы жанр этнической и фолк-музыки становится все более и более популярным. Яркими образцами российской фолк-музыки стали такие группы и музыканты, как солистка группы «Мельница» (Хелависа), Инна Желанная, «Заман», «Намгар», «Волга», «Вороново Крыло», «Волков Трио», Сергей Старостин, Булат Гафаров, Виктор Савенко, Иван Смирнов, Степанида Борисова (Якутия), Нино Катамадзе, Пелагея и др. Многие современные исполнители народных песен – это деятели эстрадного искусства, которые исполняют их в обработке в разных стилях.

Хелависа (1976 г.) – российская певица, автор песен, исполнительница на кельтской арфе, гитаре, кастаньетах, фортепиано, лингвист, писательница, кандидат филологических наук. Хелависа основала музыкальную группу «Мельница» (фолк-рок), также ведёт свои сольные проекты «Хелависа», «Хелависа, Лазерсони друзья» и дуэт «36 и 6». Записи были выложены в сети Интернет, благодаря чему Хелависа получила широкое признание в кругах любителей фолк-музыки [11].

Среди наиболее ярких имен татарских певцов XX вв., которые совмещали разные виды творчества можно назвать Марьям Рахманкулову (певица, композитор, фольклорист), Сару Садыкову (певица, композитор, актриса), Ильгама Шакирова (певец и автор песен). В XXI веке наибольшее распространение креативной многофункциональности выразилось в сочетании таких видов творчества, как певец-композитор, певец-автор текста, певец-блогер и др. (Зуфар Хайрутдинов, Г.Абзалов, Нурзада, Ф.Тямаев, М. Вагизов, Гузелия и др.) [2].

В творчестве татарских певцов XXI века, исполняющих народные песни, чаще всего креативная деятельность включает в себя сочинение текстов песен, игру на гитаре, баяне, курае, работу аранжировщиком и композитором, актерскую работу в кино. Очень активно в последние годы стало блогерство среди певцов – это и способ самопродвижения в медиапространстве, общение с поклонниками, самореализация в других креативных сферах. Часто это создание видеороликов, разные ручные ремесла, кулинарные рецепты, фотографирование, конферанс, создание моделей одежды, хореография и т.д.

Обсуждение

Биографии современных исполнителей народной песни часто свидетельствуют о пути, который начинается с ориентации на сохранение фольклорного стиля, но неизбежно движется в направлении популяризации. Этот процесс поставил бы под угрозу общее соотношение между народной и популярной музыкой, если бы на самом деле многие профессионалы не решили остановиться и сохранить это соотношение в пользу фольклора.

Разделить элементы народной и популярной музыки сегодня еще можно, но чаще всего мы сталкиваемся с ними в состоянии слияния. Отличительные черты современной фолк-музыки – это новаторство, сложные сочетания гармоний, тембров, звуков, виртуозность, что влияет на творчество многих народных музыкантов.

Мы выявили много разных видов творческой деятельности современных фольклорных певцов. В результате проведенного анализа творчества зарубежных и отечественных певцов, исполнителей народных песен разных народов видим тенденции сохранения традиционной многожанровости – это сказительство, игра на народных инструментах, сочинение стихов и музыки. Также многие современные народные певцы являются актерами, педагогами, общественными деятелями.

Обучение современного исполнителя народной песне должно балансировать на тонкой грани сохранения традиционных жанров песенного фольклора с актуальными направлениями массовой музыки. И в то же самое время студенты-вокалисты должны получить креативные навыки, которые сделают их конкурентноспособными личностями в большом мире искусства. Креативные индустрии должны приблизиться к учебному процессу в вузах культуры и искусства как междисциплинарные курсы, факультативы, разные творческие проекты в рамках производственной и учебной практики. Проведенный выше анализ мировых и отечественных примеров разнообразной деятельности исполнителей народной музыки показывает, что в учебные планы вокалистов необходимо внести корректировки согласно Концепции креативных индустрий. Факультатив или модуль по креативным индустриям обязательно должен включать блоки по современной экономике, продюсированию, основам авторского и смежного права, цифровым технологиям в культуре и искусстве, а также базовые знания по каждому из направлений творческих индустрий.

Заключение

В результате исследования мы пришли к выводам, что основные формы музыкального творчества, которыми занимаются современные исполнители народной песни – это профессиональное, народное и самодеятельное. Среди наиболее популярных видов музыкального творчества, которые совмещают народные певцы – это композиция, исполнение на музыкальных инструментах. Среди немузыкальных видов творчества, которыми заняты вокалисты – это сочинение стихов, рисование, педагогика, актерство, продюсерство, блогерство, меценатство и общественная деятельность.

В учебные планы по программе «Искусство сольного народного пения» можно добавить факультативы по выбору для практического освоения разных креативных индустрий: кино-, фотоискусства, рисование, компьютерная графика, хореография, музицирование на разных инструментах (включая электронные). Это будет соответствовать выбору индивидуальных образовательных траекторий студентов в процессе обучения. Подобная практика осуществляется сегодня во многих отечественных вузах. Расширение списка профессиональных компетенций в учебных планах за счет введения дисциплин по креативным индустриям позволит сформировать «менестрелей» нового типа, готовых разнообразно и творчески интересно представить народные песни современному слушателю. Знания по смежным цифровым мультимедиа искусствам будут способствовать развитию новых жанров и видов творчества.

×

Об авторах

Лилия Зелимхановна Бородовская

ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»

Автор, ответственный за переписку.
Email: lilianotka@yandex.ru

кандидат искусствоведения, доцент

Россия, г. Казань

Эльвира Ризвановна Гиматдинова

ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»

Email: nknh_dnt@mail.ru

доцент

Россия, г. Казань

Список литературы

  1. 1.Ахмадиева, Р. Ш., Минниханов Ш.Р. Цифровая трансформация и креативная экономика в образовательном пространстве творческих вузов // Вестник НЦБЖД. 2022. № 4(54). С. 7-11. EDN LAUDDL.
  2. 2.Бородовская Л. З. Традиционное песенное творчество татарских певцов XX-XXI вв. // Музыкальная культура XXI века : Теория, исполнительство, образование : материалы I Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 21 мая 2020 года / редкол. : З.М. Явгильдина, Т.Ю. Гордеева, Л.З. Бородовская. Казань: Казанский государственный институт культуры, 2020. С. 314-323. EDN ERODZY.
  3. 3.Вейнмейстер А. В., Иванова Ю.В. "Культурные индустрии" и "креативные индустрии": границы понятий // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1(26). С. 38-48. EDN YPEAID.
  4. 4.Зеленцова Е.В., Гладких Н. Творческие индустрии : теории и практики. Москва : Классика-XXI, 2010. 240 с.
  5. 5.Каверина Н.А., Гретченко А.И., Гретченко А.А. Современное развитие креативных индустрий в России (опыт столицы и регионов) // Вестник СГСЭУ. 2019. №1 (75). С.58-64.
  6. 6.Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2021 №2613-р. Режим доступа : http://static.government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf (дата обращения : 20.07.2023).
  7. 7.Лорина Маккеннет. Режим доступа: https://www.allmusic.com/artist/loreena-mckennitt-mn0000829267/biography (дата обращения : 07.05.2023).
  8. 8.Морозов С.А. Культурные индустрии vs креативные индустрии // Культурная жизнь Юга России. 2016. № 4(63). С. 145-148. EDN XIPICD.
  9. 9.Музыка народов мира. Режим доступа : https://www.kultoboz.ru/world-music (дата обращения : 07.05.2023).
  10. 10.Музыкальная энциклопедия. Режим доступа : https://www.music-dic.ru/ (дата обращения : 20.11.2023).
  11. 11.Хелависа. Режим доступа : http://helavisa.ru/ (дата обращения : 07.05.2023).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».