Профессиональная подготовка исполнителя народной песни к деятельности в условиях развития креативных индустрий
- Авторы: Бородовская Л.З.1, Гиматдинова Э.Р.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»
- Выпуск: № 4 (2023)
- Страницы: 78-83
- Раздел: Искусствоведение
- URL: https://ogarev-online.ru/1812-0547/article/view/261555
- ID: 261555
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Работа раскрывает актуальную проблему подготовки к современной креативной деятельности исполнителя народной песни. Анализируются примеры современных форм многофункциональной творческой работы певца. Рассмотрены разнообразные виды творчества певцов разных стран XX-XXI вв. Авторы считают, что сегодня необходима корректировка учебных планов подготовки по направлению «Искусство народного пения» с учетом реализации концептуальных государственных программ развития креативных индустрий до 2030 года. Получение смежных творческих навыков студентами-вокалистами позволит им быть качественно подготовленными специалистами в условиях конкуренции на рынке труда. Предлагается ввести новые дисциплины в учебный план программы бакалавриата «Искусство сольного народного пения», которые подготовят студентов-вокалистов к работе в условиях креативной экономики. Авторы вводят новый термин – креативно-многофункциональная личность, сочетающая традиционные и современные виды творчества в условиях креативной экономики.
Полный текст
Введение
Современные исполнители народной песни часто являются многогранно развитыми творческими личностями: певец-композитор, певец-поэт, певец-художник и т.д. Они участвуют в постановке своих видеоклипов в качестве режиссеров, могут быть дизайнерами сценического костюма, авторами музыки, звукорежиссерами. Такая многофункциональность имеет несколько причин: это желание внести «свое видение» во все аспекты создания творческого продукта; это создание индивидуального стиля (бренда); это самопродюсирование, обусловленное экономически. В «Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» (далее – «Концепция») определены виды креативных индустрий – это разные искусства, включая музыку, «народно-художественные промыслы и ремесла, музейная деятельность … и производство цифрового контента (кино-, видео-, аудио-, анимационное производство, обработка данных и разработка программного обеспечения, виртуальная и дополненная реальность, компьютерные и видеоигры, блогерство, печатная индустрия, средства массовой информации, реклама и пр.); прикладные творческие (креативные) индустрии (архитектура, промышленный дизайн, индустрия моды, гастрономическая индустрия и т.п.) » [6].
Одной из актуальных проблем профессиональной подготовки студентов-вокалистов по программе «Искусство сольного народного пения» является приобретение навыков самостоятельной деятельности в условиях развития творческих (креативных) индустрий, заявленных в «Концепции». Учебный план подготовки бакалавра по программе «Искусство сольного народного пения» уже содержит дисциплины для развития универсальных, экономических, общепрофессиональных, творческих и цифровых компетенций, и мы предлагаем дополнить перечень факультативом/дисциплиной по креативным индустриям, обучающей необходимым видам деятельности в условиях творческой многофункциональности и самопродюсирования.
Актуальность данной работы заключается в привлечении внимания к обучению исполнителя народной песни в вузе культуры в условиях развития креативной экономики в стране [6]. Целью данной статьи является выявление новых компетенций, необходимых для подготовки исполнителя народной песни к профессиональной деятельности в условиях развития креативных индустрий. Задачи исследования следующие: 1) краткий исторический анализ многожанрового творчества исполнителей народной песни; 2) рассмотрение возможности внедрения в образовательный процесс по направлению бакалавриата «Искусство сольного народного пения» дисциплины, связанной с креативными индустриями. Выводы данной работы могут быть полезны при формировании учебных планов подготовки исполнителей сольной народной песни, осуществляемой в вузах культуры и искусства.
Материалы и методы
В работе использованы методы теоретического и исторического анализа, метод сравнения, анализируется творчество исполнителей народной песни разных стран и России в XX-XXI вв. В качестве материала исследования привлечены разнообразные источники, включая иностранные электронные ресурсы по творчеству народных певцов. Для анализа исторических истоков современной многофункциональной деятельности певцов приводятся многочисленные примеры многожанрового музыкального народного творчества в разных странах мира.
Литературный обзор
«Концепция» дает понимание разграничения творческой деятельности по направлениям и ставит термины «творческий» и «креативный» рядом, как синонимы. А. В. Вейнмейстер и Ю. В. Иванова также пишут об идентичности смыслов термина «креативные индустрии» и термина «творческие индустрии» [3, с.42], ими же дан исторический обзор возникновения теоретической концепции культурных/творческих/креативных индустрий. Анализ словосочетаний «креативные/творческие индустрии» проводят ряд авторов в научных статьях и монографиях: Е.В. Зеленцова и Н. Гладких [4], Н.А. Каверина, А.И. Гретченко, А.А.Гретченко [5]. Понятие «сreative industries» (креативные индустрии) впервые появилось в докладах экспертов Юнеско в 1980-ых гг. [5, с. 59].
Мы также видим, что большинство ученых выделяет именно финансовый аспект ценности развития креативных индустрий как фактор роста экономики в стране. Одно из популярных определений этого термина в отечественной науке принадлежит Е.В. Зеленцовой: «Креативные индустрии – это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» [4, с. 22–23]. В Высшей школе экономики создан отдельный факультет – Институт развития креативных индустрий, основной целью которого является подготовка экспертов в «сфере творческих индустрий и креативной экономики» (официальный сайт института: https://creative.hse.ru/).
Доктор философских наук С.А. Морозов делает анализ терминов «культурные индустрии» и «креативные индустрии» и приходит к выводу о том, что современная «творческая деятельность в значительной степени индивидуализирована и проявляется в обновлении традиционных культурных форм в новых социокультурных условиях в рамках творческих интерпретаций» [8, с.147]. Мы разделяем мнение С.А. Морозова, что разнообразие творческой деятельности современных исполнителей народной песни есть новый виток развития народной музыкальной культуры на этапе четвертой технологической революции. Экспансия цифровых технологий мультимедиа, расширение медиакоммуникаций – все это заставило певцов расширить круг своих творческих компетенций.
Анализ источников показал, что на сегодняшний день нет научных работ по методическому обеспечению подготовки студентов-вокалистов к работе в условиях развития креативной экономики. Это достаточно новая область исследования. В комитете Госдумы принят в первом чтении проект закона «О развитии креативных (творческих) индустрий» (ТАСС 24 ноября 2023г.). Мы согласны с мнением некоторых авторов, что начинать работу в вузах следует с создания экосистемы развития креативных индустрий путем создания Центров прототипирования, Школы креативных индустрий и различных творческих лабораторий [1, с.8]
Результаты
Исполнители народных песен многих стран и народов в разные времена были многожанровыми артистами. Наиболее распространенным видом творчества на протяжении веков во многих странах было искусство певца-инструменталиста, исполняющего на традиционном музыкальном инструменте вокальные произведения собственного сочинения. У народов Западной Европы это было вокальное искусство менестрелей, трубадуров, труверов. В восточных странах это было вокально-инструментальное искусство ашугов (Азербайджан), ашиков (Турция), бахши (Средняя Азия). В традиционном фольклоре тюркских народов было развито творчество поэтов-певцов, сказителей – акынов, которое включало инструментальное сопровождение и элементы драматического искусства. Данные виды музыкального творчества сохранились в некоторых регионах мира до сих пор и также претерпевают изменения в форме подачи и репрезентации, благодаря развитию цифровых коммуникаций и условиям работы в креативной экономике. Простой пример того, как музыкальное творчество становится частью креативной экономики – это способ тиражирования фонограмм, когда цифровая запись в считанные часы-дни может завоевать многочисленные цифровые платформы с миллионами слушателей. Подобный прорывной способ распространения творческого продукта заставляет певцов и всех деятелей креативных индустрий получать все новые компетенции разного рода (цифровые, экономические, юридические).
Сегодня в деятельности современного исполнителя народной песни можно найти различные виды творческой реализации: композитор, аранжировщик, поэт, актер, звукорежиссер, инструменталист, импровизатор, продюсер, писатель, журналист, критик, художник, танцовщик, блогер и др.
Креативная деятельность современных исполнителей народной песни получила в XXI веке новый импульс, благодаря бурному росту массовой и эстрадной музыки, а также с появлением электронной музыкальной индустрии. В мире появляется направление фолк-музыки, и именно в нем чаще всего работают креативно-многофункциональные личности. Если дать определение этому термину, то в его основе будет лежать понимание многожанровости как традиционного вида творчества народного певца и многофункциональности современного деятеля культуры, имеющего компетенции не только в различных искусствах, но и в целом ряде смежных профессий (бухгалтерия, право, менеджмент и др.).
Фолк-музыка как жанр популярной музыки, развившийся на основе фольклора в середине XX века, активно стала распространяться среди массовой аудитории сначала в Америке и Англии. Традиционно народная музыка исполнялась и была частью культуры различных сообществ (региональных, этнических, расовых) и не являлась продуктом, специально сочинённым и спродюсированным для массового потребления. Впоследствии начали появляться сочетания народной и популярной музыки по всему миру. Это делают музыканты, исполняющие музыку народов мира или интерпретирующие ее для массовой культуры, например, группа «Deep Forest», Наташа Атлас (Natasha Atlas), Раби Абу-Халил (Rabih Abou-Khalil), Лорина МакКеннитт (Loreena McKennitt) и др. В последнее время внутри направления фолк-музыки стали различать и несколько дополнительных стилей: worldfusion, globalfusion, ethnicfusion и worldbeat; музыка народов мира становится все более и более популярной, размывая границы между странами и континентами [9].
Примеры креативной деятельности фолк-певцов в мире достаточно разные по видам искусств. Американский певец XX века, исполнитель на губной гармошке и гитаре, знаток народных песен Вуди Гатри (1912-1967 гг.) был талантливым художником и автором песен. Другой знаменитый представитель фолк-музыки, Боб Дилан, (род. 1941г.) является певцом, гитаристом, художником, писателем и киноактером. Лорина МакКеннитт – «трубадур нового века», певица, композитор, исполнительница на арфе, аккордеоне, фортепиано, танцовщица. Рассмотрим ее творчество как пример креативной деятельности.
Лорина Маккеннитт (LoreenaMcKennitt, 1957 г.р.) – певица, автор песен и мульти-инструменталист – одна из самых любимых национальных артисток Канады, которая совершила прорыв в середине 1980-х, благодаря своей грамотной и часто экспериментальной ориентации на традиционные кельтские мотивы и оригинальный материал в сочетании с игрой на арфе [7].
В отечественной культуре XX века много примеров разнообразной творческой деятельности исполнителей народной песни. Это представители разных республик СССР, как профессиональные, так и самодеятельные народные певцы. Аймхан Турымбетовна Шамуратова (1917-1993) – каракалпакская, советская актриса театра, концертная певица меццо-сопрано, общественный деятель, Народная артистка СССР. В репертуаре – народные, обрядовые, фольклорные, лирические, современные песни, музыкальные аранжировки народных мелодий «Бозатау», «Арыухан», «Сорголь», «Аксунгуль» её наставников: бахсы Е. Коспулатова, композиторов А. Халимова, Ж. Шамуратова, А. Султановата и др. [10].
И́да Ивановна Крылова (1925-1999) – советская марийская народная певица, самодеятельная исполнительница и собирательница старинных марийских песен, педагог, общественный деятель. Участница фольклорно-этнографического ансамбля Мари-Турекского района Марий Эл «Саваккундем». Заслуженный учитель школы Марийской АССР (1966). Кавалер ордена Октябрьской Революции (1971) [10].
Карыш Кергилов (1961 г.р.) – знаток алтайского эпоса, владеет разными видами алтайского горлового пения, играет на топшуре и на комусе, сам изготавливает народные инструменты; владеет искусством сказительства – кайчи (традиционный жанр фольклора Алтая).
В России за последние годы жанр этнической и фолк-музыки становится все более и более популярным. Яркими образцами российской фолк-музыки стали такие группы и музыканты, как солистка группы «Мельница» (Хелависа), Инна Желанная, «Заман», «Намгар», «Волга», «Вороново Крыло», «Волков Трио», Сергей Старостин, Булат Гафаров, Виктор Савенко, Иван Смирнов, Степанида Борисова (Якутия), Нино Катамадзе, Пелагея и др. Многие современные исполнители народных песен – это деятели эстрадного искусства, которые исполняют их в обработке в разных стилях.
Хелависа (1976 г.) – российская певица, автор песен, исполнительница на кельтской арфе, гитаре, кастаньетах, фортепиано, лингвист, писательница, кандидат филологических наук. Хелависа основала музыкальную группу «Мельница» (фолк-рок), также ведёт свои сольные проекты «Хелависа», «Хелависа, Лазерсони друзья» и дуэт «36 и 6». Записи были выложены в сети Интернет, благодаря чему Хелависа получила широкое признание в кругах любителей фолк-музыки [11].
Среди наиболее ярких имен татарских певцов XX вв., которые совмещали разные виды творчества можно назвать Марьям Рахманкулову (певица, композитор, фольклорист), Сару Садыкову (певица, композитор, актриса), Ильгама Шакирова (певец и автор песен). В XXI веке наибольшее распространение креативной многофункциональности выразилось в сочетании таких видов творчества, как певец-композитор, певец-автор текста, певец-блогер и др. (Зуфар Хайрутдинов, Г.Абзалов, Нурзада, Ф.Тямаев, М. Вагизов, Гузелия и др.) [2].
В творчестве татарских певцов XXI века, исполняющих народные песни, чаще всего креативная деятельность включает в себя сочинение текстов песен, игру на гитаре, баяне, курае, работу аранжировщиком и композитором, актерскую работу в кино. Очень активно в последние годы стало блогерство среди певцов – это и способ самопродвижения в медиапространстве, общение с поклонниками, самореализация в других креативных сферах. Часто это создание видеороликов, разные ручные ремесла, кулинарные рецепты, фотографирование, конферанс, создание моделей одежды, хореография и т.д.
Обсуждение
Биографии современных исполнителей народной песни часто свидетельствуют о пути, который начинается с ориентации на сохранение фольклорного стиля, но неизбежно движется в направлении популяризации. Этот процесс поставил бы под угрозу общее соотношение между народной и популярной музыкой, если бы на самом деле многие профессионалы не решили остановиться и сохранить это соотношение в пользу фольклора.
Разделить элементы народной и популярной музыки сегодня еще можно, но чаще всего мы сталкиваемся с ними в состоянии слияния. Отличительные черты современной фолк-музыки – это новаторство, сложные сочетания гармоний, тембров, звуков, виртуозность, что влияет на творчество многих народных музыкантов.
Мы выявили много разных видов творческой деятельности современных фольклорных певцов. В результате проведенного анализа творчества зарубежных и отечественных певцов, исполнителей народных песен разных народов видим тенденции сохранения традиционной многожанровости – это сказительство, игра на народных инструментах, сочинение стихов и музыки. Также многие современные народные певцы являются актерами, педагогами, общественными деятелями.
Обучение современного исполнителя народной песне должно балансировать на тонкой грани сохранения традиционных жанров песенного фольклора с актуальными направлениями массовой музыки. И в то же самое время студенты-вокалисты должны получить креативные навыки, которые сделают их конкурентноспособными личностями в большом мире искусства. Креативные индустрии должны приблизиться к учебному процессу в вузах культуры и искусства как междисциплинарные курсы, факультативы, разные творческие проекты в рамках производственной и учебной практики. Проведенный выше анализ мировых и отечественных примеров разнообразной деятельности исполнителей народной музыки показывает, что в учебные планы вокалистов необходимо внести корректировки согласно Концепции креативных индустрий. Факультатив или модуль по креативным индустриям обязательно должен включать блоки по современной экономике, продюсированию, основам авторского и смежного права, цифровым технологиям в культуре и искусстве, а также базовые знания по каждому из направлений творческих индустрий.
Заключение
В результате исследования мы пришли к выводам, что основные формы музыкального творчества, которыми занимаются современные исполнители народной песни – это профессиональное, народное и самодеятельное. Среди наиболее популярных видов музыкального творчества, которые совмещают народные певцы – это композиция, исполнение на музыкальных инструментах. Среди немузыкальных видов творчества, которыми заняты вокалисты – это сочинение стихов, рисование, педагогика, актерство, продюсерство, блогерство, меценатство и общественная деятельность.
В учебные планы по программе «Искусство сольного народного пения» можно добавить факультативы по выбору для практического освоения разных креативных индустрий: кино-, фотоискусства, рисование, компьютерная графика, хореография, музицирование на разных инструментах (включая электронные). Это будет соответствовать выбору индивидуальных образовательных траекторий студентов в процессе обучения. Подобная практика осуществляется сегодня во многих отечественных вузах. Расширение списка профессиональных компетенций в учебных планах за счет введения дисциплин по креативным индустриям позволит сформировать «менестрелей» нового типа, готовых разнообразно и творчески интересно представить народные песни современному слушателю. Знания по смежным цифровым мультимедиа искусствам будут способствовать развитию новых жанров и видов творчества.
Об авторах
Лилия Зелимхановна Бородовская
ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»
Автор, ответственный за переписку.
Email: lilianotka@yandex.ru
кандидат искусствоведения, доцент
Россия, г. КазаньЭльвира Ризвановна Гиматдинова
ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»
Email: nknh_dnt@mail.ru
доцент
Россия, г. КазаньСписок литературы
- 1.Ахмадиева, Р. Ш., Минниханов Ш.Р. Цифровая трансформация и креативная экономика в образовательном пространстве творческих вузов // Вестник НЦБЖД. 2022. № 4(54). С. 7-11. EDN LAUDDL.
- 2.Бородовская Л. З. Традиционное песенное творчество татарских певцов XX-XXI вв. // Музыкальная культура XXI века : Теория, исполнительство, образование : материалы I Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 21 мая 2020 года / редкол. : З.М. Явгильдина, Т.Ю. Гордеева, Л.З. Бородовская. Казань: Казанский государственный институт культуры, 2020. С. 314-323. EDN ERODZY.
- 3.Вейнмейстер А. В., Иванова Ю.В. "Культурные индустрии" и "креативные индустрии": границы понятий // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1(26). С. 38-48. EDN YPEAID.
- 4.Зеленцова Е.В., Гладких Н. Творческие индустрии : теории и практики. Москва : Классика-XXI, 2010. 240 с.
- 5.Каверина Н.А., Гретченко А.И., Гретченко А.А. Современное развитие креативных индустрий в России (опыт столицы и регионов) // Вестник СГСЭУ. 2019. №1 (75). С.58-64.
- 6.Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2021 №2613-р. Режим доступа : http://static.government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf (дата обращения : 20.07.2023).
- 7.Лорина Маккеннет. Режим доступа: https://www.allmusic.com/artist/loreena-mckennitt-mn0000829267/biography (дата обращения : 07.05.2023).
- 8.Морозов С.А. Культурные индустрии vs креативные индустрии // Культурная жизнь Юга России. 2016. № 4(63). С. 145-148. EDN XIPICD.
- 9.Музыка народов мира. Режим доступа : https://www.kultoboz.ru/world-music (дата обращения : 07.05.2023).
- 10.Музыкальная энциклопедия. Режим доступа : https://www.music-dic.ru/ (дата обращения : 20.11.2023).
- 11.Хелависа. Режим доступа : http://helavisa.ru/ (дата обращения : 07.05.2023).
Дополнительные файлы
