Oсобенности подбора репертуара для ансамбля двух домр и гитары
- Авторы: Варанкина В.М.1, Курбанова А.С.1, Хаметова А.З.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»
- Выпуск: № 2 (2024)
- Страницы: 88-93
- Раздел: Искусствоведение
- URL: https://ogarev-online.ru/1812-0547/article/view/261379
- EDN: https://elibrary.ru/GAMKBM
- ID: 261379
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Авторы статьи, исследуя научную литературу об особенностях подбора репертуара для ансамбля двух домр и гитары, обращают внимание на то, что не очень богат музыкально-репертуарный материал для этих инструментов. Сложность заключается в том, что каждый инструмент имеет свою историю, своих композиторов, свою индивидуальность. Оригинальность и уникальность профессионального ансамблевого музицирования заключается в тембрально-звуковом исполнении, поэтому правильный подбор репертуара – это нахождение особых стилей, в которых можно услышать классическое, народное, фольклорное и современное исполнение и донесение до слушателей не однообразия какого-то одного инструмента, а музыкального диалога, его мелодичности и кантиленности.
Средства выразительности, которыми обладает каждый инструмент, и равноправное партнерство исполнителей направлено на выполнение творческих задач, и все это зависит от качества подбора репертуара.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Репертуар в ансамблевом исполнении играет существенную роль для любого художественно-творческого коллектива. Мастерски подобранный репертуар – это стимул для участников ансамбля качественного исполнения произведений, а для слушателей – знакомство с его музыкально-содержательной стороной, приобщение к мелодичности и певучести звучания инструментов, их созвучие в гармонии и красоте, что способствует развитию и совершенствованию у ценителей музыки художественного вкуса.
Ансамблевое исполнительство сегодня признается как особенное эстетическое инструментальное творчество. Формы коллективного музыкального исполнительства разнообразны и самобытны. Посещая концертный зал, слушатель будет знакомиться не только с первичностью классического исполнения произведений на традиционно-народных инструментах, он увидит и услышит на концертной эстраде баян, балалайку, гусли, домру, гитару, скрипку, виолончель, аккордеон. И такое тембрально-звуковое разнообразие поможет выявлению таланта и музыкально-художественного современного стиля исполнения произведений, исходя из правильности подбора репертуара [3].
Обращаясь к историческому наследию в подборе репертуара для ансамбля двух домр и гитары, особенно важно понять единство звучания этих инструментов. Гитара и родственные ей струнные щипковые инструменты, например лютня, виуэла – это исторический масштаб культурного фона, который позволяет понять и познакомиться с универсальностью и поэтикой исполнения произведений.
Домра – это воплощение многовековой эволюции струнно-щипкового инструментария, в котором соединились и Восток, и Запад. Созданный руками мастеров, инструмент в итоге приобрел марку русского национального колорита. Стремление раскрыть музыкально-выразительные возможности инструментов – это высокий профессионализм, поэтому подбор музыкального репертуара для такого рода ансамбля предусматривает возможность более полного использования средств выразительности, которой обладает каждый инструмент, и равноправное партнерство исполнителей в выполнении творческих задач. Это:
- Эстетическая направленность и ценность подобранного репертуара для ансамблевого исполнения.
- Оригинальность подбора музыкального репертуара, где отражается художественный принцип таких инструментов, как гитара и две домры.
- Уникальность профессионального исполнения произведений, где максимально используется потенциал звучания в ансамбле гитары и двух домр, что дает возможность слушателю почувствовать музыкально-диалоговое звучание инструментов и красочность произведений [9].
В процессе изучения методических рекомендаций по подбору репертуара для ансамблей народных щипковых и струнно-щипковых музыкальных инструментах мы, исходя из нашей практики, уяснили для себя, что произведения, включаемые в репертуар гитары и двух домр, должны отличаться интонационной конкретностью, музыкальностью языка, особой наглядностью художественных образов и выразительностью. Особенностями подбора произведений должны быть требования доступности его для восприятия. Доступность репертуара – важная характеристика для исполнителя и слушателя. Совершенное владение партией, которая поручена исполнителю, – это удовольствие для публики. Поэтому подбор произведения для таких инструментов, как две домры и гитара – это качество воспроизведения с точки зрения фактурности, техничности и содержательности [8].
Материалы и методики исследования
Для изучения особенностей подбора репертуара для ансамбля двух домр и гитары нами использовался научно-исследовательский материал статей, диссертационные исследования по искусствоведению, музыкознанию, где обсуждались вопросы, посвященные ансамблевому музицированию и характерным особенностям щипковых музыкальных инструментов, струнных музыкальных инструментов, их совместное исполнение гармонично подобранных произведений. Кроме того, анализировался исторический материал, раскрывающий происхождение инструментов, а также музыкальный репертуар, созданный в прошлые времена.
Педагогические исследования, анализируемые нами, раскрыли методические принципы подбора репертуара для ансамбля двух домр и гитары [4].
Литературный обзор
В настоящее время в научных материалах об особенностях подбора репертуара для ансамбля двух домр и гитары анализируется академическое исполнительство. Чаще всего можно читать о том, что домра – это народный музыкальный инструмент, который способен лишь исполнять народную музыку. К.С. Лопатова, кандидат искусствоведческих наук, говорит в своем диссертационном исследовании о том, что под влиянием культурной политики России «менялись и судьбы музыкальных инструментов: то становились частью народного быта, то предавались забвению». В связи с такой постановкой проблемы, как утверждает автор, региональная культура поспособствовала социальной значимости и художественной результативности подбора репертуара для домр, что явилось стимулом для привлечения молодых композиторов к созданию новых произведений [5].
Эту точку зрения подтверждает и Е.Г. Скрябина: «… в сочинениях некоторых композиторов заметно усиливается поиск новых образов и в результате возникают необычные звучания, ранее не свойственные музыке, исполняемой на этом инструменте» [10].
Подбор и его особенность для репертуарного исполнения на классической гитаре, как утверждает Ганеев В.И., заключается в том, что «…по своему масштабу и художественной значимости не уступает репертуару для других академических инструментов. Его специфической особенностью можно считать склонность к обращению к национальным традициям» [2]. Ю.А. Финкельштейн характеризует гитару как звуковое преломление музыки, наделенной насыщенностью и колоритностью. «Она может звучать, как солирующая виолончель в низком регистре, как оркестр или хор».
Исследования показывают, что сегодня мало произведений, написанных для гитары и домр, мало композиторов, которые посвящают свои музыкальные продукты этим инструментам, поэтому сложно говорить о будущем ансамблевого музицирования и особенностях подбора произведений для этих инструментов.
Результаты исследования
Сегодня, как показывают наши наблюдения, видна заинтересованность к разнородности инструментовки современных ансамблей. Появился и обозначился интерес к персонифицированным диатоническим составам, как, например, ансамблевому музицированию двух домр и гитары. Высказываются суждения, что каждый такой ансамбль вносит свежесть в колористку звучания, тембровую экспрессию, формирует модернистический настрой интонационного фона и уникальные смысловые оттенки. Говоря об особенностях подбора репертуара для ансамблевого музицирования, важно обратить внимание на природу его музыкального воспроизведения, а именно элементов корпоративности, взаимоотношений во время исполнения и слушания публикой произведений. Как показывает практика, во время исполнения в ансамблевом музицировании преобладает эмоциональное настроение. Оно проявляет себя в размышлении о сокровенном и вечном, добре и зле, о природе человека, его познании, красоте мысли, музыкальности, креативности и о наслаждении в передаче положительных эмоций для релаксации, и об освобождении от тяжб земного бытия, и о самообновлении. Поэтому внимание уделяется характерным особенностям гитары и домры, их воссоединению в ансамблевом звучании [7].
При подборе репертуара для гитары и двух домр необходимо обращать внимание на диапазон и фактурные возможности гитары и домры, проанализировать замысел композитора и найти такие средства переложения музыкального произведения для этих инструментов, которые сохранят первичность и оригинал, при этом широко раскроют и творчески обогатят материал репертуара.
Современные исследователи-музыканты выявили, что данный репертуар чаще всего создается из переложения известной классической, народной музыки посредством простой или сложной обработки оригинала с элементами новой аранжировки. Исполняется и оригинальная музыка, которая пишется непосредственно для состава двух домр и гитары [6].
Преподаватель теории музыки и композиции Казанской государственной консерватории, композитор Анисимова Елена Валерьевна в своем диссертационном исследовании «Темброво-оркестровое мышление в симфонической музыке композиторов Удмуртии» говорит о том, что «среди музыкальных средств выразительности, способных определить успех сочинения, одно из главных мест занимает тембровое оформление…., так как тембр… инструмента может тонко отразить смену образно-смысловых характеристик в концепции… произведения, а также создать национальный колорит звучания» [1].
Елена Валерьевна предложила свое видение собственного сочинения «На круги своя…» для малой и альтовой домры, его она представила на Второй Всероссийский конкурс композиторов «Avanti» в 2020 году. Особенной композицией Анисимовой Елены Валерьевны для двух домр и гитары стала «Элегия».
В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что пока мало практики для подбора авторских сочинений ансамблевого музицирования двух домр и гитары. В основном составляется репертуар с помощью аранжировок или переложений классических и народных произведений. Так, например, мы для исполнения на этих инструментах собираем произведения отдельно для домры («Травушка-муравушка», «Перевоз Дуня держала», «На Муромской дорожке», «Светит месяц») и отдельно для гитары (Паганини Н. 18 сонат для скрипки и гитары, Пьяццолла А. «История танго», Джулиани М. «Серенада для флейты и гитары»). В процессе исполнения этого репертуара ведущим инструментом является либо гитара, либо домры.
Обсуждение
Любой музыкант – исполнитель подбирает репертуар, исходя из профессиональных качеств, держа в руках свой инструмент и музицируя на нем. Исполнитель не просто извлекает звуки, его стремлением является предложение погрузиться в мир музыкального исполнения и сконцентрироваться на монофоничном и полифоничном ансамблевом музицировании. Поэтому репертуар – это квинтэссенция в творчестве музыканта- исполнителя. Репертуар является особенным инструментарием, где происходит коммуникация музыканта-исполнителя и слушателя, их совместное знакомство с единением в ансамбль двух домр и гитары. Необычность и качественный подбор репертуара поспособствуют развитию такого ансамблевого музицирования и закреплению этого жанра как становления и развития инновационных направлений в музыке. Народные инструменты надолго воссоединяются с академическими инструментами.
Заключение
Особенности подбора репертуара для ансамбля двух домр и гитары увеличивают профессиональный интерес вариантов поиска и нахождения музыкальных произведений, которые будут способствовать тому, чтобы объединять созвучность, мелодичность, полифоничность гитары и домры. В современной музыкальной культуре ансамблевое музицирование можно представить как художественную согласованность, целостность и сбалансированность исполнения игры и слушания музыкальных произведений.
В современном мире инновационных преобразований для смешанных ансамблей, в частности двух домр и гитары, важно создание глубоких и развернутых произведений с характерными чертами композиции и многообразных фактурных средств. В особенностях подбора музыкального репертуара немаловажную роль могут сыграть новые приемы игры с введением элементов театрализации, что обогатит тембровое и красочное звучание русских народных инструментов.
Об авторах
Виктория Михайловна Варанкина
ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»
Автор, ответственный за переписку.
Email: VestnikKazguki@kazgik.ru
магистрант
Россия, КазаньАнна Сергеевна Курбанова
ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»
Email: VestnikKazguki@kazgik.ru
Россия, Казань
Айгуль Зельфировна Хаметова
ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»
Email: VestnikKazguki@kazgik.ru
магистрант
Россия, КазаньСписок литературы
- Анисимова Е.В. Темброво-оркестровое мышление в симфонической музыке композиторов Удмуртии : автореф. Дисс... на соискание ученой степени канд. искусствоведения по специальности: 17.00.02 Музыкальное искусство. Казань, 2011. 27 с.
- Ганеев В.И. Репертуар для классической гитары как академического инструмента//Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2020. № 1(55). С. 49-52.
- Гунин В.Н., Гунина И.А. Ансамблевое музицирование на русских народных инструментах: прошлое и настоящее // Вестник института мировых цивилизаций. Том 9. № 1(18). 2018. С.103-107.
- Лопатова Е.С., Лебедев А.Е. Инструментальный универсализм в современном академическом исполнительстве на домре // Манускрипт. 2019. Т.12. Выпуск 1. С.133-137.
- Лопатова Е.С. Становление и развитие региональных традиций академического исполнительства на домре в России (на материале Среднего, Нижнего Поволжья и Урала) : автореф. дисс… на соискание ученой степени канд искусствоведения по специальности: 17.00.02 Музыкальное искусство, 2021. 18 с.
- Лыгина Е.В. Принцип моделирования, как инструмент классификации инструментальных ансамблей с домрой // Philharmonica. International Music Journal. 2021. № 2. С. 11-17.
- Макушкин В.В. Современные тенденции в камерно-ансамблевой музыке//Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 11(192) . С. 161-165.
- Словцов Н.С. Методика подбора репертуара для самодеятельных духовых оркестров, оркестров и ансамблей народных инструментов [Электронный ресурс]URL:https://tambovcentr.ru/joomla/images/docs/metodichki/MR_Repertuar_narodnogo_orkestra_2023.pdf?ysclid=lwempnjx30217022006 (дата обращения: 5.03.2024).
- Петропавловский А.А. Гитара в камерном ансамбле : автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности: 17.00.02: Музыкальное искусство. 2006, Нижний Новгород. 16 с.
- Скрябина Е.Г. О некоторых особенностях преломления фольклора в современных сочинениях для домры // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т.11. № 4(5). 2009. С. 1370-1376.
- Финкельштейн Ю.А. Особенности сочинения для гитары Сергея Руднева // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2021. № 3 (74). С. 176-183.
Дополнительные файлы
