Образовательная технология «Творческая мастерская педагога» в художественной подготовке бакалавров
- Авторы: Хао Ш.1
-
Учреждения:
- Хэбэйский педагогический университет
- Выпуск: № 1 (2024)
- Страницы: 155-158
- Раздел: Педагогика и образование
- URL: https://ogarev-online.ru/1812-0547/article/view/261352
- ID: 261352
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье описана структура, характеристики, приведены показатели эффективности, анализ перспектив применения образовательной технологии «Творческая мастерская педагога», направленной на повышение качества художественной подготовки бакалавров в условиях межкультурного российско-китайского взаимодействия.
Полный текст
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности образовательного процесса, формирования инновационных компетенций и раскрытия творческого потенциала участников образовательного процесса. Необходима образовательная технология, направленная на усиление творческой составляющей образовательного процесса, полноценную реализацию личностно-ориентированного обучения и гармонизацию всех компонентов образовательного процесса.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые применена на практике образовательная технология «Творческая мастерская педагога», которая содержит педагогические инструменты, направленные на формирование у студентов не только компетенций, определенных образовательным стандартом, но и инновационных компетенций; содержит характеристики, позволяющие применять ее в поликультурной среде.
Материалы и методы
Для осуществления исследования были изучены образовательные стандарты Китая и России; научные публикации по теме исследования. Анкеты, разработанные специально для проведения эксперимента с участниками исследования, а также данные, полученные в ходе эксперимента, которые были обработаны с использованием статистических методов; результаты наблюдений и анализа данных, представленные в описательной форме, которые были использованы для интерпретации результатов исследования.
Метод компаративного анализа применялся при сравнении систем образования Китая и России. Системный метод использовался для выявления закономерностей развития процессов. Ретроспективный метод применялся при изучении образовательных условий и технологий в исторической перспективе, позволяя оценить их эволюцию и влияние на современное образование.
Литературный обзор
В научной литературе разрабатываются характер и компоненты образовательных технологий [1, 4], анализируются векторы развития образования [3, 15, 16], его направленность, подходы к учебному процессу, вопросы развития методологии художественного образования [8, 11]. Разрабатываются характеристики педагогического события, его значимость, эффективность [2, 7, 9, 10, 13]. Разрабатываются принципы поликультурного образования [5, 14]. Исследуется проблема развития профессионально-значимых личностных качеств педагога [12]. Анализ текстов по методологии художественного образования (Н.Н. Ростовцев, В.С. Кузин, С.П. Ломов, Р.Ч. Барциц, Б.А. Карев) позволил выявить аспекты современного развития реалистического подхода. Было также проведено сравнение исторического развития российского и китайского художественного образования (Н.И. Белова, Н.Г. Дмошинская, И.А. Колобков, А.Ю. Королева, А.Е. Матюхин, Чжоу Гуэйдиен, Ние Дженбин). Педагогические цели относительно художественного образования должны разрабатываться в соответствии с принципами художественной выразительности, исследование которой ведется как в педагогике, психологии, так и в философии [6, 11].
В области художественного образования остаются проблемы с недостаточным числом творческих заданий и неясными критериями оценки результатов. Не определена структура и характеристики педагогического события как инструмента для достижения целей, не разработаны факторы инновационного развития образовательных технологий.
Результаты
Разработанная образовательная технология «Творческая мастерская педагога» как педагогическая система содержит следующие компоненты: концептуальный, праксиологический, процессуальный и инструментальный.
Основные принципы организации образовательного процесса с использованием образовательной технологии «Творческая мастерская педагога»:
- любое учебное действие должно предварительно сопровождаться творческим процессом;
- каждая учебная задача должна быть переосмыслена, оценена и наполнена содержанием, соответствующим потребностям обучающихся;
- учебный процесс должен быть организован с учетом возрастных, психологических и других особенностей студентов;
- информационное движение в группе должно быть обеспечено на основе выявления и актуализации индивидуальных особенностей, обучающихся;
- избавление от эгоцентрических тенденций, формирование способностей к работе в команде должно формироваться в процессе профессионального воспитания.
Образовательная технология направлена на формирование инновационных способностей, таких как:
- способность к самообразованию и саморазвитию,
- самоорганизация и самовоспитание, наличие ценностного базиса,
- компетентность, профессиональное мышление,
- коммуникативные способности, умение сотрудничать,
- творческая самореализация в условиях неопределенности,
- ответственность в профессиональной, гражданской и личностной сферах жизни.
Процессуальный компонент образовательной технологии содержит педагогическое событие как универсальный компонент образовательного процесса. В качестве необходимых компонентов педагогического события, которое воспринимается субъектами образовательного процесса как значимое, выделены следующие обязательные компоненты: субъект, объект, характер воздействия, пространственная локализация и результат.
Алгоритм учебной деятельности, используемый в рамках образовательной технологии «Творческая мастерская педагога», включает в себя следующие этапы: осознание задачи, процесс решения задачи и оценивание. Данная последовательность этапов может быть использована как для длительных проектных заданий, так и для краткосрочных.
В педагогическом эксперименте участвовали 83 студента экспериментальной группы и 80 студентов из контрольной группы. Измерения результатов эксперимента включали три направления:
- экспертную оценку выполнения учебных заданий педагогом или группой педагогов;
- анализ результатов опросов студентов;
- наблюдение за студентами, направленные на определение количества творческих наработок, времени самостоятельной работы студентов по освоению учебного материала и характера их активности во время выполнения учебных заданий.
Эксперимент показал улучшение результатов выполнения учебных заданий у студентов экспериментальной группы. Уровень образовательных результатов повысился, показатели выполнения учебных заданий стали на 14% выше, чем в контрольной группе. В ходе наблюдения за деятельностью студентов было установлено, что после завершения эксперимента 55% участников экспериментальной группы эффективнее использовали свободное от учебы время для решения творческих заданий. В контрольной группе таких изменений не отмечалось. Также было замечено, что творческий индикатор, выраженный в отсутствии плагиата и наличии многочисленных индивидуальных творческих работ, улучшился у 48% студентов экспериментальной группы. В контрольной группе подобных изменений не выявлено.
Заключение
Образовательная технология «Творческая мастерская педагога» показала свою эффективность и может применяться для обучения бакалавров направлений «Изобразительное искусство», «Дизайн», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», а также может использоваться преподавателями на неспециализированных факультетах для проведения факультативных занятий. Результаты исследования могут быть использованы для оптимизации и гуманизации образования.
Материально-техническое обеспечение является важным элементом образовательного процесса. Образовательная технология «Творческая мастерская педагога» при всей направленности на минимизацию зависимости качества образовательных результатов от материальных условий позволяет совмещать обучение через интернет и аудиторные занятия. Это обеспечивается рядом характеристик образовательной технологии, таких как наличие четкого алгоритма обучения, возможность промежуточного оценивания, высокая степень контроля процесса освоения материала, проектное обучение. Использование метода исследования и проектного обучения посредством образовательной технологии «Творческая мастерская педагога» позволяет увеличить долю самостоятельной работы студентов, что является важным аспектом при обучении через Интернет.
Об авторах
Шоумин Хао
Хэбэйский педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: haoshouming.art@gmail.com
доцент
Китай, ШицзячжуанСписок литературы
- Багаутдинова А.Ш., Клещева И.В. Инновационные образовательные технологии в высшем образовании. Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». № 1, 2014. С. 10-20.
- Баскакова Я.А. Событийность как феномен профессионально- личностного развития студентов педагогических вузов: автореф. дис. на соиск. уч. степ. к. п. н.: специальность 13.00.08 Теория и методика профессионального образования / Баскакова Яна Анатольевна; [Моск. пед. гос. ун-т]. Москва. 2012. 22 с.
- Голосова С.В., Федоренко Л.П. Основные парадигмы современной педагогической науки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. No S3. С. 36-40. URL: http://e-koncept.ru/2016/76035.htm. (Дата обращения 29.01.2023).
- Гузеев В.В. Современные технологии профессионального образования: интегрированное проектное обучение / В. В. Гузеев, М. Б. Романовская. Москва : НИИ развития проф. образования. Ч. 2. 2006. 50 с.
- Гукаленко О.В., Борисенков В.П. Поликультурное образование и вызовы современности // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. № 2. 2018. С. 3-11.
- Давыденко М.В. Художественность как многоаспектный феномен в трудах отечественных философов XIX – середины XX века в контексте современной художественной практики: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: специальность 17.00.09 Теория и история искусства / Давыденко Марина Вячеславовна; [Алт. гос. ун-т]. Барнаул, 2006. 28 с.
- Кроник А.А., Ахмеров Р. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизнен. пути / Александр Кроник, Рашад Ахмеров. Москва: Смысл, 2003. 285 с.
- Кузин, В.С. Наброски и зарисовки: Пособие для учителей. 2-е изд., перераб. Москва: Просвещение, 1981. 160 с.
- Левит М.В. Педагогическое событие как метадисциплинарный элемент личностного образования. Психолого-педагогический поиск. г.Рязань: Изд-во: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2012, №24, С. 44-57.
- Лобанов В.П. Образовательное событие как педагогическая категория // Образование и наука. 2015. №1 (120). С. 33-42.
- Ломов С.П., Аманжолов С.А. Методология художественного образования: учебное пособие / С.П. Ломов, С.А. Аманжолов; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Моск. пед. гос. ун-т". Москва: Прометей: МПГУ, 2011. 187 с.
- Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям (ОПД.Ф.02 - Педагогика) / В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус; под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Пед. о-во России, 2005. 348 с.
- Резникова С.С. Концепт «событие» и способы его вербальной репрезентации в СМИ: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук : специальность 10.02.04 Герм. яз. / Резникова Светлана Сергеевна; [Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена]. Санкт-Петербург, 2006. 22 с.
- Свиридченко Ю.С. Теоретическое обоснование поликультурного образования в трудах российских ученых // Вестник ПГЛу. 2009. № 4. С. 285-292.
- Шашков А.В. «Педагогическая антропология» в контексте мировоззренческой парадигмы педагогических взглядов К.Д. Ушинского: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: специальность 13.00.01 <Общ. педагогика, история педагогики и образования> / Шашков Александр Владимирович; [Адыгейс. гос. ун-т]. Майкоп, 2007. 22 с.
- Шишков Ю.В. Вызовы новой исторической эпохи // Век глобализации. 2012. № 1. С. 3-19.
Дополнительные файлы
