Использование визуально-когнитивного подхода для обучения иностранному языку в техническом вузе
- Авторы: Варушкина А.В.1, Поталуй В.В.1, Ширшикова Е.А.1
-
Учреждения:
- Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
- Выпуск: Том 29, № 6 (2024)
- Страницы: 1565-1577
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/297530
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1565-1577
- ID: 297530
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Актуальными представляются разработка и внедрение визуально-когнитивного подхода в обучении методам извлечения, обработки, запоминания, хранения, передачи большого объема информации, а также ее преобразование и переосмысление в новых реалиях для развития концептуального мышления и формирования умений когнитивной саморегуляции. Целью исследования является разработка модели применения элементов когнитивной визуализации учебного материала в обучении иностранному языку в техническом вузе.
Материалы и методы. Теоретико-методологической базой исследования послужили научные труды В.З. Демьянкова, А.А. Вербицкого, Т.А. Сыриной, А.Н. Погребновой, Л.Е. Мнгуни и др. При проведении исследования использовались следующие методы: контент-анализ научной и методической литературы, теоретический синтез, опытно-экспериментальная работа, обобщение педагогического опыта.
Результаты исследования. Рассмотрено применение визуально-когнитивного подхода при работе с визуальной информацией в виде видеоматериалов, представлен набор упражнений в рамках этого подхода для формирования профессиональных коммуникативных навыков. Представлены этапы работы с видеороликом и обработки информации в когнитивных структурах. Все задания содержат элементы когнитивной визуализации, что позволяет обработать, структурировать, закрепить, интерпретировать информацию, представленную в видеофрагменте. Итогом занятия является творческое задание, стимулирующее развитие творческого мышления и самостоятельности.
Выводы. Визуально-когнитивный подход к изучению иностранного языка может быть эффективным инструментом для стимулирования учебного процесса и повышения мотивации обучающихся. Когнитивные стратегии, в свою очередь, направлены на развитие умственных процессов, таких как внимание, память, мышление и решение проблем
Об авторах
А. В. Варушкина
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Email: varushkinaan@yandex.ru
Варушкина Анастасия Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков
Россия, 394064, Российская Федерация, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54аВ. В. Поталуй
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Email: vpotaluy@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2076-3967
Поталуй Валерия Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков
Россия, 394064, Российская Федерация, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54аЕ. А. Ширшикова
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: ekaterinaaleksandr@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-0542-1464
Ширшикова Екатерина Александровна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков
РоссияСписок литературы
- Землинская Т.Е., Ферсман Н.Г. Методики вузовского обучения в контексте клипового мышления совре-менного студента // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 4 (255). С. 153-160. https://doi.org/10.5862/JHSS.255.18, https://elibrary.ru/xqxlnd
- Курашинова А.Х., Бураева Л.А. Клиповое мышление и его влияние на качество когнитивной деятельности слушателей в условиях профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-3. С. 200-202. https://elibrary.ru/wzsfff
- Погребнова А.Н. К вопросу об актуальности метода когнитивной визуализации и его применении к ре-шению различных учебных задач в контексте высшей школы // Педагогический журнал. 2017. Т. 7. № 4А. С. 246-262. https://elibrary.ru/ymsdjr
- Зиновьева Л.Ю., Леонова А.С. Когнитивно-визуальные технологии развития информационной компетен-ции будущего переводчика // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 5 (110). С. 67-73. https://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-10524, https://elibrary.ru/oxxuvc
- Patterson R.E., Blaha L.M., Grinstein G.G. et. al. A human cognition framework for information visualization // Computers & Graphics. 2014. Vol. 42. Р. 42-58. http://dx.doi.org/10.1016/j.cag.2014.03.002
- Mnguni Lindelani E. The theoretical cognitive process of visualization for science education // Springer Plus. 2014. № 3. Art. 184. http://dx.doi.org/10.1186/2193-1801-3-184
- Трубина З.И. Использование приемов когнитивной визуализации учебного материала при обучении ино-странному языку // Нижневартовский филологический вестник. 2020. № 2. С. 73-83. https://doi.org/10.5281/zenodo.4277688, https://elibrary.ru/uyppby
- Сырина Т.А. Когнитивная визуализация: сущность понятия и его роль в обучении языку // Вестник Том-ского государственного педагогического университета. 2016. № 7 (172). С. 81-85. https://elibrary.ru/wdhkbb
- Путистина О.В. Когнитивная визуализация как способ развития учебной автономии в иноязычном обра-зовании // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. № 5. С. 871-877. https://doi.org/10.30853/ped210122, https://elibrary.ru/fmwysz
- Макарова Н.В., Шапиро К.В. Методика проектирования когнитивных карт уроков // Известия российско-го государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2020. № 198. С. 66-74. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-198-66-74, https://elibrary.ru/lykalw
- Варушкина А.В., Поталуй В.В., Ширшикова Е.А. Использование ментальных карт для обучения лексике и развития устной речи в военном вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 5. С. 1206-1217. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1206-1217, https://elibrary.ru/pzgzph
Дополнительные файлы
