Использование визуально-когнитивного подхода для обучения иностранному языку в техническом вузе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Актуальными представляются разработка и внедрение визуально-когнитивного подхода в обучении методам извлечения, обработки, запоминания, хранения, передачи большого объема информации, а также ее преобразование и переосмысление в новых реалиях для развития концептуального мышления и формирования умений когнитивной саморегуляции. Целью исследования является разработка модели применения элементов когнитивной визуализации учебного материала в обучении иностранному языку в техническом вузе.
Материалы и методы. Теоретико-методологической базой исследования послужили научные труды В.З. Демьянкова, А.А. Вербицкого, Т.А. Сыриной, А.Н. Погребновой, Л.Е. Мнгуни и др. При проведении исследования использовались следующие методы: контент-анализ научной и методической литературы, теоретический синтез, опытно-экспериментальная работа, обобщение педагогического опыта.
Результаты исследования. Рассмотрено применение визуально-когнитивного подхода при работе с визуальной информацией в виде видеоматериалов, представлен набор упражнений в рамках этого подхода для формирования профессиональных коммуникативных навыков. Представлены этапы работы с видеороликом и обработки информации в когнитивных структурах. Все задания содержат элементы когнитивной визуализации, что позволяет обработать, структурировать, закрепить, интерпретировать информацию, представленную в видеофрагменте. Итогом занятия является творческое задание, стимулирующее развитие творческого мышления и самостоятельности.
Выводы. Визуально-когнитивный подход к изучению иностранного языка может быть эффективным инструментом для стимулирования учебного процесса и повышения мотивации обучающихся. Когнитивные стратегии, в свою очередь, направлены на развитие умственных процессов, таких как внимание, память, мышление и решение проблем

Об авторах

А. В. Варушкина

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

Email: varushkinaan@yandex.ru

Варушкина Анастасия Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков

Россия, 394064, Российская Федерация, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54а

В. В. Поталуй

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

Email: vpotaluy@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2076-3967

Поталуй Валерия Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков

Россия, 394064, Российская Федерация, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54а

Е. А. Ширшикова

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

Автор, ответственный за переписку.
Email: ekaterinaaleksandr@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-0542-1464

Ширшикова Екатерина Александровна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков

Россия

Список литературы

  1. Землинская Т.Е., Ферсман Н.Г. Методики вузовского обучения в контексте клипового мышления совре-менного студента // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 4 (255). С. 153-160. https://doi.org/10.5862/JHSS.255.18, https://elibrary.ru/xqxlnd
  2. Курашинова А.Х., Бураева Л.А. Клиповое мышление и его влияние на качество когнитивной деятельности слушателей в условиях профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-3. С. 200-202. https://elibrary.ru/wzsfff
  3. Погребнова А.Н. К вопросу об актуальности метода когнитивной визуализации и его применении к ре-шению различных учебных задач в контексте высшей школы // Педагогический журнал. 2017. Т. 7. № 4А. С. 246-262. https://elibrary.ru/ymsdjr
  4. Зиновьева Л.Ю., Леонова А.С. Когнитивно-визуальные технологии развития информационной компетен-ции будущего переводчика // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 5 (110). С. 67-73. https://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-10524, https://elibrary.ru/oxxuvc
  5. Patterson R.E., Blaha L.M., Grinstein G.G. et. al. A human cognition framework for information visualization // Computers & Graphics. 2014. Vol. 42. Р. 42-58. http://dx.doi.org/10.1016/j.cag.2014.03.002
  6. Mnguni Lindelani E. The theoretical cognitive process of visualization for science education // Springer Plus. 2014. № 3. Art. 184. http://dx.doi.org/10.1186/2193-1801-3-184
  7. Трубина З.И. Использование приемов когнитивной визуализации учебного материала при обучении ино-странному языку // Нижневартовский филологический вестник. 2020. № 2. С. 73-83. https://doi.org/10.5281/zenodo.4277688, https://elibrary.ru/uyppby
  8. Сырина Т.А. Когнитивная визуализация: сущность понятия и его роль в обучении языку // Вестник Том-ского государственного педагогического университета. 2016. № 7 (172). С. 81-85. https://elibrary.ru/wdhkbb
  9. Путистина О.В. Когнитивная визуализация как способ развития учебной автономии в иноязычном обра-зовании // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. № 5. С. 871-877. https://doi.org/10.30853/ped210122, https://elibrary.ru/fmwysz
  10. Макарова Н.В., Шапиро К.В. Методика проектирования когнитивных карт уроков // Известия российско-го государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2020. № 198. С. 66-74. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-198-66-74, https://elibrary.ru/lykalw
  11. Варушкина А.В., Поталуй В.В., Ширшикова Е.А. Использование ментальных карт для обучения лексике и развития устной речи в военном вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 5. С. 1206-1217. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1206-1217, https://elibrary.ru/pzgzph

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».