Социально-экономическая оценка инвестиций в использование антропоморфного стоматологического робота-пациента для практико-ориентированной подготовки студентов-стоматологов
- Авторы: Царевский О.А.1, Грачев Д.И.2, Южаков А.А.3, Асташина Н.Б.4, Ахмедов К.Г.2, Арутюнов С.А.2
-
Учреждения:
- Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
- Российский университет медицины
- Пермский национальный исследовательский политехнический университет
- Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера
- Выпуск: Том 28, № 6 (2024)
- Страницы: 634-641
- Раздел: Цифровая стоматология
- URL: https://ogarev-online.ru/1728-2802/article/view/313583
- DOI: https://doi.org/10.17816/dent634166
- ID: 313583
Цитировать
Аннотация
Обоснование. В настоящее время стремительно развивается робототехника, особенно в области медицинского образования, где внедрение роботов способствует улучшению результатов учебных процессов и повышению уровня подготовки специалистов. Антропоморфные стоматологические роботы (АСР) представляют собой эффективные инструменты, которые помогают студентам-стоматологам приобретать практические навыки, углублять теоретические знания и развивать невербальные коммуникативные навыки. В условиях существующих проблем практико-ориентированной подготовки использование таких роботов становится актуальной задачей. Однако высокие затраты на производство и внедрение подобных устройств требуют тщательной экономической оценки целесообразности их использования.
Цель исследования — экономическая оценка инвестиций в использование АСР для практико-ориентированной подготовки студентов-стоматологов.
Материалы и методы. Проведена экономическая оценка использования АСР для практико-ориентированной подготовки студентов-стоматологов на базе медицинского вуза. Основное внимание уделялось анализу затрат и выгод от внедрения АСР в образовательный процесс. Для оценки экономической эффективности использовали показатели чистой приведённой стоимости (net present value, NPV), индекса рентабельности (profitability index, PI), внутренней нормы доходности (internal rate of return, IRR) и сроков окупаемости. Данные были собраны из программы обучения «Стоматология» в Российском университете медицины и включали стоимость обучения, затраты на робота и его обслуживание, а также организацию учебного процесса.
Результаты. Использование одного робота на 10 студентов обеспечивает положительную NPV в размере 54 279 963 руб., PI при этом равен 5,52, IRR составляет 70,79%, а сроки окупаемости — около одного года и двух лет соответственно. Эти показатели подтверждают экономическую рентабельность проекта. Для сценария с одним студентом на робота показатели отрицательные, что указывает на экономическую нецелесообразность такого подхода.
Заключение. Проведённое исследование показало, что использование АСР для подготовки студентов-стоматологов обеспечивает хорошую экономическую эффективность. Высокие значения NPV, PI и IRR подтверждают рентабельность проекта. Кроме того, робот способствует улучшению практических навыков студентов, включая повышение точности и скорости выполнения стоматологических манипуляций.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Олег Александрович Царевский
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
Автор, ответственный за переписку.
Email: t1sarevskiy@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0000-8602-6305
SPIN-код: 7244-1376
Россия, 105005, Москва, ул. 2-я Бауманская, д. 5
Дмитрий Игоревич Грачев
Российский университет медицины
Email: dr.grachev@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5758-7485
SPIN-код: 2307-4380
канд. мед. наук, доцент
Россия, МоскваАлександр Анатольевич Южаков
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Email: uz@at.pstu.ru
ORCID iD: 0000-0003-1865-2448
SPIN-код: 4820-8360
д-р техн. наук, профессор
Россия, ПермьНаталия Борисовна Асташина
Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера
Email: astashina.nb@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1135-7833
SPIN-код: 6119-8171
д-р мед. наук, профессор
Россия, ПермьКамалутдин Гаджиевич Ахмедов
Российский университет медицины
Email: kama05doc@gmail.com
ORCID iD: 0009-0000-5195-3942
SPIN-код: 8229-7763
Россия, Москва
Сергей Анатольевич Арутюнов
Российский университет медицины
Email: sa.arutyunov@mail.ru
ORCID iD: 0009-0005-7605-5715
SPIN-код: 4682-1730
Россия, Москва
Список литературы
- Bano S., Atif K., Mehdi S.A. Systematic review: Potential effectiveness of educational robotics for century skills development in young learners // Education and Information Technologies. 2024. Vol. 29. P. 11135–11153. doi: 10.1007/s10639-023-12233-2
- Stasevych M., Zvarych V. Innovative robotic technologies and artificial intelligence in pharmacy and medicine: paving the way for the future of health care — a review // Big Data and Cognitive Computing. 2023. Vol. 7, N. 3. P. 147. doi: 10.3390/bdcc7030147
- Ahmad P., Alam M.K., Aldajani A., et al. Dental robotics: a disruptive technology // Sensors (Basel). 2021. Vol. 21, N. 10. P. 3308. doi: 10.3390/s21103308
- Bernauer S.A., Zitzmann N.U., Joda T. The use and performance of artificial intelligence in prosthodontics: a systematic review // Sensors (Basel). 2021. Vol. 21, N. 19. P. 6628. doi: 10.3390/s21196628
- Battista A. An activity theory perspective of how scenario-based simulations support learning: a descriptive analysis // Adv Simul (Lond). 2017. Vol. 2. P. 23. doi: 10.1186/s41077-017-0055-0
- Isaksson J., Krabbe J., Ramklint M. Medical students’ experiences of working with simulated patients in challenging communication training // Adv Simul (Lond). 2022. Vol. 7, N. 1. P. 32. doi: 10.1186/s41077-022-00230-3
- Koolivand H., Shooreshi M.M., Safari-Faramani R., et al. Comparison of the effectiveness of virtual reality-based education and conventional teaching methods in dental education: a systematic review // BMC Med Educ. 2024. Vol. 24, N. 1. P. 8. doi: 10.1186/s12909-023-04954-2
- Thurzo A., Strunga M., Urban R., et al. Impact of artificial intelligence on dental education: a review and guide for curriculum update // Educ Sci. 2023. Vol. 13, N. 2. P. 150. doi: 10.3390/educsci13020150
- Wang K., Sang G.Y., Huang L.Z., et al. The effectiveness of educational robots in improving learning outcomes: a meta-analysis // Sustainability. 2023. Vol. 15, N. 5. P. 4637. doi: 10.3390/su15054637
- Асташина Н.Б., Байдаров А.А., Арутюнов С.Д., и др. Разработка комплекса «Антропоморфный стоматологический робот» с элементами искусственного интеллекта для имитации врачебных манипуляций и коммуникации «врач – пациент» // Пермский медицинский журнал. 2022. Т. 39, № 6. С. 62–70. EDN: CNJATY doi: 10.17816/pmj39662-70
- Арутюнов С.Д., Южаков А.А., Харах Я.Н., и др. Интерактивная цифровая платформа и киберфизические системы медицинского образования // Пародонтология. 2022. Т. 27, № 4. С. 318–326. EDN: VTOFWY doi: 10.33925/1683-3759-2022-27-4-318-326
- Арутюнов С.Д., Южаков А.А., Харах Я.Н., и др. Стоматологический симулятор на базе робототехнического комплекса с интегрированной смарт-челюстью // Российский стоматологический журнал. 2023. Т. 27, № 1. С. 63–70. EDN: LMGDRW doi: 10.17816/dent115139
- Южаков А.А., Арутюнов С.Д., Асташина Н.Б., и др. Разработка антропоморфного стоматологического симулятора на базе робота Robo-C // Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова. 2023. Т. 26, № 4. С. 13–22. EDN: TGHLJC doi: 10.22213/2413-1172-2023-4-13-22
- Arduengo M., Sentis L. The robot economy: here it comes // International Journal of Social Robotics. 2021. Vol. 13, N. 5. P. 937–994. EDN: YNKDDZ doi: 10.1007/s12369-020-00686-1
- Turchetti G., Palla I., Pierotti F., Cuschieri A. Economic evaluation of da Vinci-assisted robotic surgery: a systematic review // Surg Endosc. 2012. Vol. 26, N. 3. P. 598–606. doi: 10.1007/s00464-011-1936-2
- Mahdi Q.S., Saleh I.H., Hashim G., Loganathan G.B. Evaluation of robot professor technology in teaching and business // Information Technology in Industry. 2021. Vol. 9, N 1. P. 1182–1194. doi: 10.17762/itii.v9i1.255
