Социально-экономическая оценка инвестиций в использование антропоморфного стоматологического робота-пациента для практико-ориентированной подготовки студентов-стоматологов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Обоснование. В настоящее время стремительно развивается робототехника, особенно в области медицинского образования, где внедрение роботов способствует улучшению результатов учебных процессов и повышению уровня подготовки специалистов. Антропоморфные стоматологические роботы (АСР) представляют собой эффективные инструменты, которые помогают студентам-стоматологам приобретать практические навыки, углублять теоретические знания и развивать невербальные коммуникативные навыки. В условиях существующих проблем практико-ориентированной подготовки использование таких роботов становится актуальной задачей. Однако высокие затраты на производство и внедрение подобных устройств требуют тщательной экономической оценки целесообразности их использования.

Цель исследования — экономическая оценка инвестиций в использование АСР для практико-ориентированной подготовки студентов-стоматологов.

Материалы и методы. Проведена экономическая оценка использования АСР для практико-ориентированной подготовки студентов-стоматологов на базе медицинского вуза. Основное внимание уделялось анализу затрат и выгод от внедрения АСР в образовательный процесс. Для оценки экономической эффективности использовали показатели чистой приведённой стоимости (net present value, NPV), индекса рентабельности (profitability index, PI), внутренней нормы доходности (internal rate of return, IRR) и сроков окупаемости. Данные были собраны из программы обучения «Стоматология» в Российском университете медицины и включали стоимость обучения, затраты на робота и его обслуживание, а также организацию учебного процесса.

Результаты. Использование одного робота на 10 студентов обеспечивает положительную NPV в размере 54 279 963 руб., PI при этом равен 5,52, IRR составляет 70,79%, а сроки окупаемости — около одного года и двух лет соответственно. Эти показатели подтверждают экономическую рентабельность проекта. Для сценария с одним студентом на робота показатели отрицательные, что указывает на экономическую нецелесообразность такого подхода.

Заключение. Проведённое исследование показало, что использование АСР для подготовки студентов-стоматологов обеспечивает хорошую экономическую эффективность. Высокие значения NPV, PI и IRR подтверждают рентабельность проекта. Кроме того, робот способствует улучшению практических навыков студентов, включая повышение точности и скорости выполнения стоматологических манипуляций.

Об авторах

Олег Александрович Царевский

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)

Автор, ответственный за переписку.
Email: t1sarevskiy@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0000-8602-6305
SPIN-код: 7244-1376
Россия, 105005, Москва, ул. 2-я Бауманская, д. 5

Дмитрий Игоревич Грачев

Российский университет медицины

Email: dr.grachev@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5758-7485
SPIN-код: 2307-4380

канд. мед. наук, доцент

Россия, Москва

Александр Анатольевич Южаков

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Email: uz@at.pstu.ru
ORCID iD: 0000-0003-1865-2448
SPIN-код: 4820-8360

д-р техн. наук, профессор

Россия, Пермь

Наталия Борисовна Асташина

Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера

Email: astashina.nb@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1135-7833
SPIN-код: 6119-8171

д-р мед. наук, профессор

Россия, Пермь

Камалутдин Гаджиевич Ахмедов

Российский университет медицины

Email: kama05doc@gmail.com
ORCID iD: 0009-0000-5195-3942
SPIN-код: 8229-7763
Россия, Москва

Сергей Анатольевич Арутюнов

Российский университет медицины

Email: sa.arutyunov@mail.ru
ORCID iD: 0009-0005-7605-5715
SPIN-код: 4682-1730
Россия, Москва

Список литературы

  1. Bano S., Atif K., Mehdi S.A. Systematic review: Potential effectiveness of educational robotics for 21 st century skills development in young learners // Education and Information Technologies. 2024. Vol. 29. P. 11135–11153. doi: 10.1007/s10639-023-12233-2
  2. Stasevych M., Zvarych V. Innovative robotic technologies and artificial intelligence in pharmacy and medicine: paving the way for the future of health care — a review // Big Data and Cognitive Computing. 2023. Vol. 7, N. 3. P. 147. doi: 10.3390/bdcc7030147
  3. Ahmad P., Alam M.K., Aldajani A., et al. Dental robotics: a disruptive technology // Sensors (Basel). 2021. Vol. 21, N. 10. P. 3308. doi: 10.3390/s21103308
  4. Bernauer S.A., Zitzmann N.U., Joda T. The use and performance of artificial intelligence in prosthodontics: a systematic review // Sensors (Basel). 2021. Vol. 21, N. 19. P. 6628. doi: 10.3390/s21196628
  5. Battista A. An activity theory perspective of how scenario-based simulations support learning: a descriptive analysis // Adv Simul (Lond). 2017. Vol. 2. P. 23. doi: 10.1186/s41077-017-0055-0
  6. Isaksson J., Krabbe J., Ramklint M. Medical students’ experiences of working with simulated patients in challenging communication training // Adv Simul (Lond). 2022. Vol. 7, N. 1. P. 32. doi: 10.1186/s41077-022-00230-3
  7. Koolivand H., Shooreshi M.M., Safari-Faramani R., et al. Comparison of the effectiveness of virtual reality-based education and conventional teaching methods in dental education: a systematic review // BMC Med Educ. 2024. Vol. 24, N. 1. P. 8. doi: 10.1186/s12909-023-04954-2
  8. Thurzo A., Strunga M., Urban R., et al. Impact of artificial intelligence on dental education: a review and guide for curriculum update // Educ Sci. 2023. Vol. 13, N. 2. P. 150. doi: 10.3390/educsci13020150
  9. Wang K., Sang G.Y., Huang L.Z., et al. The effectiveness of educational robots in improving learning outcomes: a meta-analysis // Sustainability. 2023. Vol. 15, N. 5. P. 4637. doi: 10.3390/su15054637
  10. Асташина Н.Б., Байдаров А.А., Арутюнов С.Д., и др. Разработка комплекса «Антропоморфный стоматологический робот» с элементами искусственного интеллекта для имитации врачебных манипуляций и коммуникации «врач – пациент» // Пермский медицинский журнал. 2022. Т. 39, № 6. С. 62–70. EDN: CNJATY doi: 10.17816/pmj39662-70
  11. Арутюнов С.Д., Южаков А.А., Харах Я.Н., и др. Интерактивная цифровая платформа и киберфизические системы медицинского образования // Пародонтология. 2022. Т. 27, № 4. С. 318–326. EDN: VTOFWY doi: 10.33925/1683-3759-2022-27-4-318-326
  12. Арутюнов С.Д., Южаков А.А., Харах Я.Н., и др. Стоматологический симулятор на базе робототехнического комплекса с интегрированной смарт-челюстью // Российский стоматологический журнал. 2023. Т. 27, № 1. С. 63–70. EDN: LMGDRW doi: 10.17816/dent115139
  13. Южаков А.А., Арутюнов С.Д., Асташина Н.Б., и др. Разработка антропоморфного стоматологического симулятора на базе робота Robo-C // Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова. 2023. Т. 26, № 4. С. 13–22. EDN: TGHLJC doi: 10.22213/2413-1172-2023-4-13-22
  14. Arduengo M., Sentis L. The robot economy: here it comes // International Journal of Social Robotics. 2021. Vol. 13, N. 5. P. 937–994. EDN: YNKDDZ doi: 10.1007/s12369-020-00686-1
  15. Turchetti G., Palla I., Pierotti F., Cuschieri A. Economic evaluation of da Vinci-assisted robotic surgery: a systematic review // Surg Endosc. 2012. Vol. 26, N. 3. P. 598–606. doi: 10.1007/s00464-011-1936-2
  16. Mahdi Q.S., Saleh I.H., Hashim G., Loganathan G.B. Evaluation of robot professor technology in teaching and business // Information Technology in Industry. 2021. Vol. 9, N 1. P. 1182–1194. doi: 10.17762/itii.v9i1.255

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Антропоморфный стоматологический робот-пациент.

Скачать (827KB)
3. Рис. 2. Процесс использования антропоморфного стоматологического робота-пациента.


© Эко-Вектор, 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».