Психосоциальный стресс, испытываемый современными студентами вузов и его последствия: фактор мегаполиса
- Авторы: Розанов В.А.1,2, Лаская Д.А.1, Радионов Д.С.3, Руженкова В.В.4
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет
- НМИЦ психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева
- ФГБУ НМИЦ психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева
- Белгородский государственный национальный исследовательский университет
- Выпуск: Том 30, № 11 (2023)
- Страницы: 805-820
- Раздел: ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- URL: https://ogarev-online.ru/1728-0869/article/view/257877
- DOI: https://doi.org/10.17816/humeco622862
- ID: 257877
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Студенты, составляющие значительный сегмент общества, являются уязвимой группой и испытывают выраженный стресс, что отражается на их психологическом благополучии. В то же время стресс студентов и его последствия необходимо оценивать комплексно, принимая во внимание конкретные условия жизни и учёбы.
Цель. Изучить особенности психосоциального стресса и психологического благополучия студентов с учётом характеристик вуза и городской среды (мегаполис или областной центр).
Материал и методы. Проведено одномоментное кросс-секционное исследование студентов крупного федерального (Санкт-Петербургский государственный университет) и регионального (Белгородский государственный национальный исследовательский университета) университетов путём онлайн-опроса с использованием технологии «снежный ком». В состав разработанного для целей исследования опросника входили вопросы, направленные на изучение качественных и количественных показателей основных стрессоров, признаков психосоциальной дезадаптации и нарушений психического здоровья (опросник ДАСС-21). Обработка проведена с использованием IBM SPSS Statistics 27.
Результаты. Студенты СПбГУ демонстрировали ряд более выраженных признаков психологического неблагополучия (тревога, стресс, депрессия, одиночество, усталость, потребность в психологической помощи), отмечали больше различных сложностей бытового характера (организация питания, транспортная проблема), а также чаще использовали непродуктивные способы совладания со стрессом (погружение в социальные сети, аддиктивное поведение). Студенты Белгородского государственного национального исследовательского университета демонстрировали более тесные и доверительные отношения с родителями и большую материальную зависимость от семьи. В то же время по основным показателям собственно академического стресса, по удовлетворенности обучением (включая онлайн-технологии в связи с пандемией) студенты обоих вузов не отличались.
Заключение. Фактор мегаполиса, вероятнее всего, является ведущим среди причин наблюдаемых различий в психосоциальной дезадаптации обследованных студенческих контингентов. Необходимо больше внимания уделять вопросам адаптации студентов к жизни в мегаполисах как со стороны семей, так и со стороны администрации вузов.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
В. А. Розанов
Санкт-Петербургский государственный университет; НМИЦ психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева
Автор, ответственный за переписку.
Email: v.rozanov@SPbSU.ru
ORCID iD: 0000-0002-9641-7120
SPIN-код: 1978-9868
Scopus Author ID: 35977467700
ResearcherId: M-2288-2017
https://psy.spbu.ru/department/teachers/1599-rozanov-va
д-р мед. наук, профессор
Россия, 199034, Санкт-Петербург, набережная Макарова, 6Д. А. Лаская
Санкт-Петербургский государственный университет
Email: st082164@student.spbu.ru
ORCID iD: 0000-0002-5014-418X
SPIN-код: 9280-9317
Россия, Санкт-Петербург
Д. С. Радионов
ФГБУ НМИЦ психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева
Email: dumradik@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9020-3271
SPIN-код: 3247-3178
Россия, Санкт-Петербург
В. В. Руженкова
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Email: ruzhenkova@bsu.edu.ru
ORCID iD: 0000-0002-1740-4904
SPIN-код: 8424-7632
д-р мед. наук
Россия, БелгородСписок литературы
- Сведения о численности студентов образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования. Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/opendata/9710062939-svedeniya-o-chislennosti-studentov-obrazovatelnykh-organizatsiy-osushchestvlyayushchikh-obrazovateln Дата обращения: 25.06.2022.
- Новикова Ю.Л., Семенова Т.Н., Лимонов Д.С. Влияние стресса на жизнь современного студента // Успехи современной науки. 2017. Т. 1, № 6. С. 22–25. EDN: ZCOVTX
- Гладышева Н.Г. Психологические (эмоциональные) реакции на стресс у студентов вуза // Вестник науки и образования. 2015. Т. 9, № 7. С. 75–78. EDN: UHRARX
- Rotenstein L.S., Ramos M.A., Torre M., et al. Prevalence of depression, depressive symptoms, and suicidal ideation among medical students: a systematic review and meta-analysis // JAMA. 2016. Vol. 316, N 21. P. 2214–2236.doi: 10.1001/jama.2016.17324
- Артюхова Т.Ю., Петрова Т.И., Бенькова О.А., Фёдорова Е.П. Учебная деятельность как фактор возникновения стресса у студентов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. Т. 52, № 2. С. 145–155. EDN: KHAJXJ doi: 10.25146/1995-0861-2020-52-2-208
- Izzati I.D.C., Tentama F., Suyono H. Academic stress scale: a psychometric study for academic stress in senior high school // European Journal of Educational Studies. 2020. Vol. 7, N 7. P. 153-168. doi: 10.46827/EJES.V7I7.3161
- Karyotaki E., Cuijpers P., Albor Y., et al. Sources of stress and their associations with mental disorders among college students: results of the world health organization world mental health surveys international college student initiative // Front. Psychol. 2020. Vol. 11. P. 1759. doi: 10.3389/fpsyg.2020.01759
- Соротокина М.А. Сравнительный анализ уровня стресса у студентов-первокурсников и студентов-выпускников. В кн.: Психологическая студия. Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры прикладной психологии ВГУ им. П.М. Машерова. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2020. С. 230–232. EDN: DDGBJI
- Зуйкова Е.Г., Бушма Т.В., Волкова Л.М. Психоэмоциональная устойчивость студентов разных профилей подготовки и их реакция на стресс-факторы // Бизнес. Образование. Право. 2019. Т. 48, № 3. C. 359–364. EDN: XBUQQV doi: 10.25683/VOLBI.2019.48.351
- Нечаенко И.Я. Специфика стресса у студентов, проживающих в общежитии, и студентов, проживающих с родителями // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 7–9, С. 96–98. EDN: UZHOSZ
- Порфирьева Н.А. Особенности реагирования на стресс у иностранных студентов (сообщение 3) // Российский психиатрический журнал. 2008. № 6. C. 51–53. EDN: JWGLOR
- Евдокимова Я.Г. Интерперсональные факторы эмоциональной дезадаптации у студентов в условиях мегаполиса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 49, № 20. С. 270–273. EDN: JMWQFH
- Руженков В.А., Руженкова В.В. Некоторые аспекты суицидального поведения учащейся молодежи // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2011. T. 67, № 4. C. 52–54. EDN: OEKXCV
- Алешкина М.В., Смирнова Е.Н., Кузьмина К.Д. Частота суицидального поведения студентов младших курсов транспортного вуза // Нижегородский психологический альманах. 2018. № 2. С. 15–21. EDN: YTQUDJ
- Silverman M.M., Meyer P.M., Sloane F., et al. The big ten student suicide study: a 10-year study of suicides on midwestern university campuses // Suicide and Life-Threatening Behavior. 1997. Vol. 27, N 3. P. 285–303.
- Caul S. Estimating suicide among higher education students, England and Wales: Experimental Statistics. Режим доступа: https://www.gov.uk/government/statistics/announcements/estimating-suicide-among-higher-education-students-england-and-wales-experimental-statistics Дата обращения: апрель 2021.
- Розанов В.А., Лаская Д.А., Шаболтас А.В. Самоубийства студентов — что мы знаем, и чего мы не знаем (результаты анализа сообщений сетевых СМИ) // Суицидология. 2021. Т. 12, № 3. С. 39–57. doi: 10.32878/suiciderus.20-12-03(44)-39-57
- Руженкова В.В., Руженков В.А., Хамская И.С. Русскоязычная адаптация теста DASS-21 для скрининг-диагностики депрессии, тревоги и стресса // Вестник психиатрии, неврологии и нейрохирургии. 2019. № 10. С. 39–46. EDN: TLBCPP
- Wasserman D., Hoven C.W., Wasserman C., et al. School-based suicide prevention programmes: the SEYLE cluster-randomised, controlled trial // The Lancet. 2015. Vol. 385, N 9977. P. 1536–1544. doi: 10.1016/S0140-6736(14)61213-7
- Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2008. EDN: SKJPVL
- McEwen B.S. Brain on stress: how the social environment gets under the skin // Proc Natl Acad Sci USA. 2012. Vol. 109, Suppl 2. P. 17180–17185. doi: 10.1073/pnas.1121254109
- Сахаров А.В., Тимкина О.А., Говорин Н.В. Психическое здоровье студентов. Томск: Иван Федоров, 2018. EDN: YRFXKX
- Розанов В.А., Уханова А.И., Волканова А.С., и др. Стресс и суицидальные мысли у подростков // Суицидология. 2016. Т. 24, № 3. С. 20–32. EDN: WNIBAZ
- Харченко Л.Н., Шишкин В.В. Социальная адаптация студентов в условиях мегаполиса // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2019. Т. 1. С. 645–647. EDN: WYMTVY
- Кузьмина Я.В. Влияние промышленности столичного мегаполиса на психоэмоциональное состояние и адаптацию иногородних студентов. В кн.: Безопасность жизнедеятельности предприятий в промышленно развитых регионах. Сборник материалов XII международной научно-практической конференции, Кемерово, 22–23 ноября 2017 г. Кемерово: Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева, 2017. С. 505. EDN: QGEQYD
- Шукшина Л.В. Влияние мегаполиса на представления о социальных иллюзиях у студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60–3. С. 481–484. EDN: YMBQRF
- Иванова З.В. Популярные инструменты массовой культуры периода постмодерна, формирующие общественное сознание // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2009. Т. 3, № 1. С. 268–274. EDN: KXGZUP
- Психическое здоровье мегаполиса. Вызовы и прогнозы / под общ. ред. Н.Г. Незнанова, Ю.А. Петрова. СПб.: Алеф-Пресс, 2020. EDN: FZVPCR
- Ventriglio A., Torales J., Castaldelli-Maia J.M., et al. Urbanization and emerging mental health issues // CNS Spectr. 2021. Vol. 26, N 1. P. 43–50. doi: 10.1017/S1092852920001236
- Результаты опроса россиян о стрессе и стрессовых привычках в рамках спецпроекта с РБК. 2022. Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/stress-i-kak-s-nim-borotsja Дата обращения: октябрь 2023.
- Фидиркина В.Н., Баринова О.Г. Феномен академического стресса и психологическое благополучие студентов-медиков // Scientist (Russia). 2021. Т. 18, № 4. С. 35–38.
- Kumar S., Jayachandra S., Kodidala S.R. Depression, anxiety and stress levels among medical and dental students: а cross sectional study // Siberian Scientific Medical Journal. 2022. Т. 42, № 2. С. 39–43. EDN: EPFTYE doi: 10.18699/SSMJ20220206
- Руженкова В.В. Суицидальное поведение в структуре защитных способов преодоления миграционного и учебного стресса иностранными студентами // Суицидология. 2018. Т. 9, № 4. С. 47–60. EDN: YURSVN doi: 10.32878/suiciderus.18-09-04(33)-47-60
- Galai I.A. Lebedev A.V, Aizman R.I. The specificity of socio-psychological adaptation of students of pedagogical university in the city and district centre // International Journal of Development Research. 2020. Т. 10, № 3. С. 34254–34258.
- Баранова В.А. Фактор мегаполиса при адаптации иногородних студентов к новым социокультурным условиям. В кн.: От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете. Сборник материалов юбилейной конференции. Т. 2. М.: Когито-Центр, 2015. С. 356–358. EDN: UXXTOF
