Психосоциальный стресс, испытываемый современными студентами вузов и его последствия: фактор мегаполиса

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Студенты, составляющие значительный сегмент общества, являются уязвимой группой и испытывают выраженный стресс, что отражается на их психологическом благополучии. В то же время стресс студентов и его последствия необходимо оценивать комплексно, принимая во внимание конкретные условия жизни и учёбы.

Цель. Изучить особенности психосоциального стресса и психологического благополучия студентов с учётом характеристик вуза и городской среды (мегаполис или областной центр).

Материал и методы. Проведено одномоментное кросс-секционное исследование студентов крупного федерального (Санкт-Петербургский государственный университет) и регионального (Белгородский государственный национальный исследовательский университета) университетов путём онлайн-опроса с использованием технологии «снежный ком». В состав разработанного для целей исследования опросника входили вопросы, направленные на изучение качественных и количественных показателей основных стрессоров, признаков психосоциальной дезадаптации и нарушений психического здоровья (опросник ДАСС-21). Обработка проведена с использованием IBM SPSS Statistics 27.

Результаты. Студенты СПбГУ демонстрировали ряд более выраженных признаков психологического неблагополучия (тревога, стресс, депрессия, одиночество, усталость, потребность в психологической помощи), отмечали больше различных сложностей бытового характера (организация питания, транспортная проблема), а также чаще использовали непродуктивные способы совладания со стрессом (погружение в социальные сети, аддиктивное поведение). Студенты Белгородского государственного национального исследовательского университета демонстрировали более тесные и доверительные отношения с родителями и большую материальную зависимость от семьи. В то же время по основным показателям собственно академического стресса, по удовлетворенности обучением (включая онлайн-технологии в связи с пандемией) студенты обоих вузов не отличались.

Заключение. Фактор мегаполиса, вероятнее всего, является ведущим среди причин наблюдаемых различий в психосоциальной дезадаптации обследованных студенческих контингентов. Необходимо больше внимания уделять вопросам адаптации студентов к жизни в мегаполисах как со стороны семей, так и со стороны администрации вузов.

Об авторах

В. А. Розанов

Санкт-Петербургский государственный университет; НМИЦ психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева

Автор, ответственный за переписку.
Email: v.rozanov@SPbSU.ru
ORCID iD: 0000-0002-9641-7120
SPIN-код: 1978-9868
Scopus Author ID: 35977467700
ResearcherId: M-2288-2017
https://psy.spbu.ru/department/teachers/1599-rozanov-va

д-р мед. наук, профессор

Россия, 199034, Санкт-Петербург, набережная Макарова, 6

Д. А. Лаская

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: st082164@student.spbu.ru
ORCID iD: 0000-0002-5014-418X
SPIN-код: 9280-9317
Россия, Санкт-Петербург

Д. С. Радионов

ФГБУ НМИЦ психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева

Email: dumradik@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9020-3271
SPIN-код: 3247-3178
Россия, Санкт-Петербург

В. В. Руженкова

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Email: ruzhenkova@bsu.edu.ru
ORCID iD: 0000-0002-1740-4904
SPIN-код: 8424-7632

д-р мед. наук

Россия, Белгород

Список литературы

  1. Сведения о численности студентов образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования. Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/opendata/9710062939-svedeniya-o-chislennosti-studentov-obrazovatelnykh-organizatsiy-osushchestvlyayushchikh-obrazovateln Дата обращения: 25.06.2022.
  2. Новикова Ю.Л., Семенова Т.Н., Лимонов Д.С. Влияние стресса на жизнь современного студента // Успехи современной науки. 2017. Т. 1, № 6. С. 22–25. EDN: ZCOVTX
  3. Гладышева Н.Г. Психологические (эмоциональные) реакции на стресс у студентов вуза // Вестник науки и образования. 2015. Т. 9, № 7. С. 75–78. EDN: UHRARX
  4. Rotenstein L.S., Ramos M.A., Torre M., et al. Prevalence of depression, depressive symptoms, and suicidal ideation among medical students: a systematic review and meta-analysis // JAMA. 2016. Vol. 316, N 21. P. 2214–2236.doi: 10.1001/jama.2016.17324
  5. Артюхова Т.Ю., Петрова Т.И., Бенькова О.А., Фёдорова Е.П. Учебная деятельность как фактор возникновения стресса у студентов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. Т. 52, № 2. С. 145–155. EDN: KHAJXJ doi: 10.25146/1995-0861-2020-52-2-208
  6. Izzati I.D.C., Tentama F., Suyono H. Academic stress scale: a psychometric study for academic stress in senior high school // European Journal of Educational Studies. 2020. Vol. 7, N 7. P. 153-168. doi: 10.46827/EJES.V7I7.3161
  7. Karyotaki E., Cuijpers P., Albor Y., et al. Sources of stress and their associations with mental disorders among college students: results of the world health organization world mental health surveys international college student initiative // Front. Psychol. 2020. Vol. 11. P. 1759. doi: 10.3389/fpsyg.2020.01759
  8. Соротокина М.А. Сравнительный анализ уровня стресса у студентов-первокурсников и студентов-выпускников. В кн.: Психологическая студия. Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры прикладной психологии ВГУ им. П.М. Машерова. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2020. С. 230–232. EDN: DDGBJI
  9. Зуйкова Е.Г., Бушма Т.В., Волкова Л.М. Психоэмоциональная устойчивость студентов разных профилей подготовки и их реакция на стресс-факторы // Бизнес. Образование. Право. 2019. Т. 48, № 3. C. 359–364. EDN: XBUQQV doi: 10.25683/VOLBI.2019.48.351
  10. Нечаенко И.Я. Специфика стресса у студентов, проживающих в общежитии, и студентов, проживающих с родителями // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 7–9, С. 96–98. EDN: UZHOSZ
  11. Порфирьева Н.А. Особенности реагирования на стресс у иностранных студентов (сообщение 3) // Российский психиатрический журнал. 2008. № 6. C. 51–53. EDN: JWGLOR
  12. Евдокимова Я.Г. Интерперсональные факторы эмоциональной дезадаптации у студентов в условиях мегаполиса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 49, № 20. С. 270–273. EDN: JMWQFH
  13. Руженков В.А., Руженкова В.В. Некоторые аспекты суицидального поведения учащейся молодежи // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2011. T. 67, № 4. C. 52–54. EDN: OEKXCV
  14. Алешкина М.В., Смирнова Е.Н., Кузьмина К.Д. Частота суицидального поведения студентов младших курсов транспортного вуза // Нижегородский психологический альманах. 2018. № 2. С. 15–21. EDN: YTQUDJ
  15. Silverman M.M., Meyer P.M., Sloane F., et al. The big ten student suicide study: a 10-year study of suicides on midwestern university campuses // Suicide and Life-Threatening Behavior. 1997. Vol. 27, N 3. P. 285–303.
  16. Caul S. Estimating suicide among higher education students, England and Wales: Experimental Statistics. Режим доступа: https://www.gov.uk/government/statistics/announcements/estimating-suicide-among-higher-education-students-england-and-wales-experimental-statistics Дата обращения: апрель 2021.
  17. Розанов В.А., Лаская Д.А., Шаболтас А.В. Самоубийства студентов — что мы знаем, и чего мы не знаем (результаты анализа сообщений сетевых СМИ) // Суицидология. 2021. Т. 12, № 3. С. 39–57. doi: 10.32878/suiciderus.20-12-03(44)-39-57
  18. Руженкова В.В., Руженков В.А., Хамская И.С. Русскоязычная адаптация теста DASS-21 для скрининг-диагностики депрессии, тревоги и стресса // Вестник психиатрии, неврологии и нейрохирургии. 2019. № 10. С. 39–46. EDN: TLBCPP
  19. Wasserman D., Hoven C.W., Wasserman C., et al. School-based suicide prevention programmes: the SEYLE cluster-randomised, controlled trial // The Lancet. 2015. Vol. 385, N 9977. P. 1536–1544. doi: 10.1016/S0140-6736(14)61213-7
  20. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2008. EDN: SKJPVL
  21. McEwen B.S. Brain on stress: how the social environment gets under the skin // Proc Natl Acad Sci USA. 2012. Vol. 109, Suppl 2. P. 17180–17185. doi: 10.1073/pnas.1121254109
  22. Сахаров А.В., Тимкина О.А., Говорин Н.В. Психическое здоровье студентов. Томск: Иван Федоров, 2018. EDN: YRFXKX
  23. Розанов В.А., Уханова А.И., Волканова А.С., и др. Стресс и суицидальные мысли у подростков // Суицидология. 2016. Т. 24, № 3. С. 20–32. EDN: WNIBAZ
  24. Харченко Л.Н., Шишкин В.В. Социальная адаптация студентов в условиях мегаполиса // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2019. Т. 1. С. 645–647. EDN: WYMTVY
  25. Кузьмина Я.В. Влияние промышленности столичного мегаполиса на психоэмоциональное состояние и адаптацию иногородних студентов. В кн.: Безопасность жизнедеятельности предприятий в промышленно развитых регионах. Сборник материалов XII международной научно-практической конференции, Кемерово, 22–23 ноября 2017 г. Кемерово: Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева, 2017. С. 505. EDN: QGEQYD
  26. Шукшина Л.В. Влияние мегаполиса на представления о социальных иллюзиях у студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60–3. С. 481–484. EDN: YMBQRF
  27. Иванова З.В. Популярные инструменты массовой культуры периода постмодерна, формирующие общественное сознание // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2009. Т. 3, № 1. С. 268–274. EDN: KXGZUP
  28. Психическое здоровье мегаполиса. Вызовы и прогнозы / под общ. ред. Н.Г. Незнанова, Ю.А. Петрова. СПб.: Алеф-Пресс, 2020. EDN: FZVPCR
  29. Ventriglio A., Torales J., Castaldelli-Maia J.M., et al. Urbanization and emerging mental health issues // CNS Spectr. 2021. Vol. 26, N 1. P. 43–50. doi: 10.1017/S1092852920001236
  30. Результаты опроса россиян о стрессе и стрессовых привычках в рамках спецпроекта с РБК. 2022. Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/stress-i-kak-s-nim-borotsja Дата обращения: октябрь 2023.
  31. Фидиркина В.Н., Баринова О.Г. Феномен академического стресса и психологическое благополучие студентов-медиков // Scientist (Russia). 2021. Т. 18, № 4. С. 35–38.
  32. Kumar S., Jayachandra S., Kodidala S.R. Depression, anxiety and stress levels among medical and dental students: а cross sectional study // Siberian Scientific Medical Journal. 2022. Т. 42, № 2. С. 39–43. EDN: EPFTYE doi: 10.18699/SSMJ20220206
  33. Руженкова В.В. Суицидальное поведение в структуре защитных способов преодоления миграционного и учебного стресса иностранными студентами // Суицидология. 2018. Т. 9, № 4. С. 47–60. EDN: YURSVN doi: 10.32878/suiciderus.18-09-04(33)-47-60
  34. Galai I.A. Lebedev A.V, Aizman R.I. The specificity of socio-psychological adaptation of students of pedagogical university in the city and district centre // International Journal of Development Research. 2020. Т. 10, № 3. С. 34254–34258.
  35. Баранова В.А. Фактор мегаполиса при адаптации иногородних студентов к новым социокультурным условиям. В кн.: От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете. Сборник материалов юбилейной конференции. Т. 2. М.: Когито-Центр, 2015. С. 356–358. EDN: UXXTOF

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Распределение студентов вузов по показателям выраженности депрессии и тревоги.

Скачать (99KB)
3. Рис. 2. Распределение студентов вузов по показателям выраженности стресса.

Скачать (63KB)

© Эко-Вектор, 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».