Влияние положительной Я-концепции на успешность в летной подготовке курсантов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Представлены профессионально важные качества курсантов Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова, необходимые для освоения летной профессии, освещено влияние профессионального Я на степень их успешности в летной подготовке. Экспериментально исследована динамика изменения профессионального Я как составляющего профессиональной Я-концепции у курсантов с разным уровнем успешности в летной подготовке. Приведены результаты психологического обследования курсантов относительно устойчивого доминирующего психического состояния, характеристик психологического и социально-психологического уровней доминирующего психического состояния по методике Л.В. Куликова (краткий вариант) и их связь с уровнем сформированности летных навыков. Установлено, что курсанты с высоким уровнем успешности в летной подготовке характеризовались более выраженными повышениями средних значений по шкалам «Активное — пассивное отношение к жизненной ситуации», «Тонус: высокий — низкий», «Устойчивость — неустойчивость эмоционального фона» и «Удовлетворенность — неудовлетворенность жизнью в целом», что свидетельствовало о формировании у них более профессионального Я. Однако слишком большое нарастание уровня Я-концепции может привести к негативным результатам. Неадекватная Я-концепция оказывает негативное влияние на функциональное состояние курсантов. В этой связи актуален персонализированный подход к медицинскому обеспечению полетов курсантов и их динамическому наблюдению с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей. Участие авиационного врача в обучении курсантов авиационных училищ, имеющих неадекватную Я-концепцию, заключается в помощи летчику-инструктору в организации персонализированного подхода; формировании и развитии профессионально важных качеств, воспитании обоснованного чувства уверенности в своих способностях, силах и возможностях с самого начала летной практики; мотивации курсантов на стремление к повышению своих летных навыков; помощи в осознании ими того факта, что от реальной оценки своих профессиональных навыков и уровня летной подготовки зависит успешное выполнение задания и безопасность полетов.

Об авторах

Андрей Александрович Благинин

Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова

Email: andreyblaginin60@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3820-5752
SPIN-код: 2747-0146
Scopus Author ID: 6507088650

доктор медицинских наук, доктор психологических наук, профессор

Россия, Санкт-Петербург

Сергей Николаевич Синельников

Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова

Email: serg_sineln@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5088-7146
SPIN-код: 8010-0284
Scopus Author ID: 55135735000

кандидат медицинских наук

Россия, Санкт-Петербург

Михаил Юрьевич Гридин

Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени героя Советского Союза А.К. Серова

Автор, ответственный за переписку.
Email: ms.uavb.maykop@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3949-164X
SPIN-код: 4331-3751

соискатель ученой степени

Россия, Краснодар

Юрий Владимирович Сазонов

Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова

Email: sazonyu@mail.ru
SPIN-код: 5443-3400

кандидат медицинских наук

Россия, Санкт-Петербург

Ирина Игоревна Жильцова

Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова

Email: i.i.zhiltsova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2684-2866
SPIN-код: 8717-6866
Scopus Author ID: 55545430600

доктор медицинских наук

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Крачко Э.А., Мальчинский Ф.В., Бучельников О.Ю. Анализ факторов прогноза успешности летной подготовки курсантов летного училища // Материалы научно-практической конференции «Современные противоречия и направления развития авиационной и космической медицины». Санкт-Петербург: ВМА, 2018. С. 139–144.
  2. Бучельников О.Ю., Мальчинский Ф.В., Крачко Э.А., Красильников Г.Т. Профессионально важные качества летчика-инструктора // Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с иностранным участием «Личность курсанта: психологические особенности бытия». Краснодар, 2018. С. 5–14.
  3. Бучельников О.Ю., Щербакова Е.А. Психофизиологические особенности военного летчика // Материалы Всеармейской научно-практической конференции «Медицинские аспекты безопасности полетов». Санкт-Петербург: ВМА, 2017. С. 66–68.
  4. Жданько И.М., Исаенков В.Е., Ворона А.А., и др. Профессиональная надежность военного летчика: медицинские и социально-психологические аспекты // Военно-медицинский журнал. 2016. Т. 337, № 6. С. 30–36. doi: 10.17816/RMMJ73645
  5. Жданько И.М., Ворона А.А., Рыженков С.П., и др. Профессионально важные качества летного состава как необходимый элемент безопасности полетов // Материалы Всеармейской научно-практической конференции «Медицинские аспекты безопасности полетов». Санкт-Петербург: ВМА, 2017. С. 100–101.
  6. Рыбников В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля: дис. … д-ра психол. наук. Санкт-Петербург, 2000. 433 с.
  7. Пономаренко В.А., Ворона А.А., Агапов И.В., и др. Формирование и развитие профессионально важных качеств у курсантов в процессе обучения в ВВАУЛ. Москва: Воениздат, 1992. 184 с.
  8. Лапа В.В., Вартбаронов Р.А., Крылов Ю.В., и др. Психофизиологические возможности летчика. Москва: Воениздат, 1994. 124 с.
  9. Завалова Н.Д. Психологические вопросы оценки и обеспечения эффективности и надежности деятельности летчика как оператора системы «летчик-самолет»: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Москва, 1972. 41 с.
  10. Бодров В.А., Алпатов И.М., Драч Л.Г. Проблемы личного и человеческого факторов в безопасности полетов // Тематический научный сборник в/ч 64688 № 2 (4) «Психологические вопросы летного труда». Москва: Воениздат, 1989. С. 121–127.
  11. Харин В.В., Косолапов О.А. Взаимосвязь профессиональных затруднений и парциальных отклонений в состоянии здоровья летного состава // Тематический научный сборник в/ч 64688 и 7-го ЦВНИАГ «Профессиональное здоровье и летное долголетие». Москва: Воениздат, 1989. С. 27–32.
  12. Соломин В.П., Шатровой О.В., Михайлов Л.А., и др. Психологическая безопасность: учебное пособие. Москва: Дрофа, 2008. 288 с.
  13. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. Москва: Просвещение, 1964. 20 с.
  14. Куликов Л.В. Психология настроения. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1997. 228 с.
  15. Синельников С.Н., Гридин М.Ю., Благинин А.А. Обоснование персонализированного подхода к медицинскому обеспечению лётного состава // Сборник научных трудов к 85-летию НИИЦ (АКМ и ВЭ). Москва, 28–29 ноября 2019 года «Актуальные вопросы авиационно-космической медицины, авиационной психологии и военной эргономики». Москва: Перо, 2020. С. 184–190.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Благинин А.А., Синельников С.Н., Гридин М.Ю., Сазонов Ю.В., Жильцова И.И., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».