Инициативы будущих учителей в педагогических вузах

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена изучению работы по формированию инициатив студентов в педагогических вузах. Основное противоречие, которое было выявлено в ходе исследования, говорит о том, что при высоком научном интересе к инициативам, возникающим в процессе как профессиональной деятельности, так и профессионального образования, в том числе педагогического, их суть в подготовке учителей пока изучена недостаточно. Помимо этого, недостаточно изучены и систематизированы формы, виды, потенциал генерации инициатив будущих учителей в пространстве педагогического вуза. Целью данного исследования стало уточнение понятия и видов педагогических инициатив на теоретическом уровне, выявление и анализ особенностей (форм) работы с инициативами будущих учителей в педагогических вузах России, определение степени генерации вузами педагогических инициатив студентов. Материалом исследования выступили: научно-педагогическая литература и информация сайтов 34 педагогических вузов России, документы конкурсных профессиональных мероприятий. В процессе исследования применялись такие методы, как анализ научной литературы; наблюдение за практической деятельностью педагогических вузов; контент-анализ информации университетских сайтов как формализованный метод изучения текстовой и графической информации сайта с последующим ее переводом в количественные данные и ее статистической обработкой.Анализ исторической и научной литературы, связанной с инициативной деятельностью студентов педагогических вузов, позволил дать определение инициативы – нравственное качество личности, ее способность выражать передовые, творческие идеи в активной деятельности, мерило активности и способ побуждения к новым выражениям. Были выделены «укрупненные группы» инициатив: социально-педагогические, профессионально-педагогические, интеллектуально-познавательные, определены значение и формы реализации указанных инициатив при работе со студентами и рассмотрены их особенности.В рамках исследования проведен анализ представления педагогическими вузами разных видов инициатив на своих официальных сайтах. Была составлена карта анализа сайта и по собранным данным произведены статистические подсчеты видов педагогических инициатив студентов.

Об авторах

Михаил Александрович Червонный

Томский государственный педагогический университет

Email: mach@tspu.edu.ru
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры физики и методики обучения физике физико-математического факультета Томск, Россия

Ольга Николаевна Игна

Томский государственный педагогический университет

Email: onigna@tspu.edu.ru
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры Томск, Россия

Игорь Николаевич Яковлев

Томский государственный педагогический университет

Email: yakovlevig97@yandex.ru
аспирант института развития педагогического образования Томск, Россия

Список литературы

  1. Игорь Субботин – Афоризма.рф. URL: https://xn--80aaudvjo4a.xn--p1ai/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80/%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C-%D1%81%D1%83%D0%B1%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BD/page/61 (дата обращения: 16.01.2023).
  2. Соломатина Т. Б. Инициативы в педагогической деятельности // Инициативы XXI века. 2009. № 1. С. 8–12.
  3. Ян Амос Коменский. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во Наркомпроса РСФСР, 1939. 320 с.
  4. Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005. 603 с.
  5. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
  6. Валуйская Т. Л. Интеллектуальная инициатива студентов: между креативностью и интеллектом // Инновационные технологии в современной парадигме языкового образования: сб. материалов республ. науч.-практ. сем. с междунар. участием, Минск, БГУ, 26–27 окт. 2012 г. Минск: Изд. центр БГУ, 2013. С. 10–13.
  7. Анисимова В. А., Драговоз Л. А. Актуализация педагогической инициативы специалистов в сфере физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2016. № 15. С. 24–26.
  8. Фокина М. М. Обеспечение поддержки педагогических инициатив // Научно-практические исследования. 2020. № 3-2 (26). С. 53–57.
  9. Борисенкова Е. С., Логинов В. В., Найн А. Я. Актуализация социально-педагогической инициативы как фактор проектирования образовательной реальности // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 6. С. 20–24.
  10. Соломатина Т. Б., Насибова С. В. Социально-педагогические инициативы в деятельности учреждений дополнительного образования детей // Наука и школа. 2008. № 2. С. 37–39.
  11. Беликов В. А., Гришин А. В., Звада О. А. Технологии развития конкурентоспособности специалистов средней профессиональной школы на основе актуализации социально-педагогической инициативы // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 4 (16). С. 213–216.
  12. Махинин А. Н. Поддержка социальных инициатив как фактор формирования гражданской идентичности студентов // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 1. С. 23–28. doi: 10.15293/1813-4718.1901.03
  13. Черноталова К. Л. Организация самостоятельной работы студентов как фактор формирования профессиональной инициативы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2012. № 11 (Ноябрь). С. 11–15. URL: http://e-koncept.ru/2012/12147.htm (дата обращения: 18.01.2023).
  14. Косачева Е. П. Педагогические условия развития познавательной инициативы будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки в вузе: дис. … канд. пед. наук. Череповец, 1999. 170 с.
  15. Чеботарев А. И., Ерофеев А. Н., Карпов А. С., Поселенцев В. А. Творческая инициатива в процессе формирования профессиональных качеств будущих военных специалистов // Научное обозрение: электрон. журн. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskaya-initsiativa-v-protsesse-formirovaniya-professionalnyh-kachestv-buduschih-voennyhspetsialistov/viewer (дата обращения: 18.01.2023).
  16. Логинов В. В., Найн А. Я. Актуализация социально-педагогической инициативы специалистов как фактор управления качеством физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. 2016. № 1. С. 58.
  17. Дашевская Л. В. Социальные инициативы студентов как фактор повышения качества подготовки специалиста в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2005. 23 с.
  18. Батаршев А. В. Психолого-педагогические предпосылки профессионально-личностного становления и развития педагога профессиональной школы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 4 (12). С. 92–99.
  19. Шанц Е. А. Инициативность как одно из социально значимых качеств личности студента в общественно полезной деятельности // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Межд. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). Уфа: Лето, 2012. С 157–159.
  20. Головинова И. Ю. Формирование инициативности студентов младших курсов в учебно-познавательной деятельности: дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2005. 176 с.
  21. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 320 с.
  22. Зырянова Н. И. Введение в профессионально-педагогическую деятельность: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 153 с. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/29990/1/978-5-8050-0679-2.pdf Текст: электронный (дата обращения: 18.01.2023).
  23. Комарова Э. П., Фетисов А. С. Педагогическая инициатива как звено в механизме личностно-центрированного взаимодействия субъектов образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2016. № 3. С. 28–31.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».