Психофизиологические предикторы качества управления симулятором вождения автомобиля на фоне хронической депривации сна
- Авторы: Ткаченко О.Н.1, Дорохов В.Б.1, Дементиенко В.В.1, Гандина Е.О.1, Арсеньев Г.Н.1, Таранов А.О.1, Пучкова А.Н.1, Свешников Д.С.2
-
Учреждения:
- Институт высшей деятельности и нейрофизиологии РАН
- Медицинский институт, Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 121, № 1 (2024): ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫМИ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ «УМНОГО ГОРОДА»
- Страницы: 33-44
- Раздел: Тематический блок
- URL: https://ogarev-online.ru/1605-8070/article/view/302680
- DOI: https://doi.org/10.22204/2410-4639-2024-121-01-33-44
- ID: 302680
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследовался декремент бдительности водителей во время управления симулятором вождения автомобиля. Проведена оценка психофизиологических предикторов декремента бдительности, а также проверка двух неинвазивных техник снижения сонливости на фоне хронической депривации сна: вибромассажной накидки на кресло и эфирного масла мяты перечной.
В исследовании проведены эксперименты с симулятором вождения автомобиля на 18 здоровых испытуемых с частичной депривацией сна. Регистрировались видеозапись лица испытуемого, электроэнцефалограмма (ЭЭГ), электрокардиограмма (ЭКГ) и кожно-гальваническая реакция (КГР). Испытуемые протестированы на сонливость, общее самочувствие и время реакции.
Установлено, что испытуемые, которые находились в состоянии хронической депривации сна и хронического стресса, в среднем допускали 2.2 (от 0 до 7) ошибки за эксперимент. При этом около 20% ошибок испытуемых, по оценкам экспертов, вызвано отвлечением, а не засыпанием. Сделаны выводы о зависимости уровня внимания и сонливости от нескольких факторов и необходимости дальнейших исследований. На основании экспериментальных данных разработан список рекомендаций для конструирования систем мониторинга состояний водителя.
Об авторах
Ольга Николаевна Ткаченко
Институт высшей деятельности и нейрофизиологии РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: tkachenkoon@gmail.com
Россия, 117485, Россия, Москва, ул. Бутлерова, 5А
Владимир Борисович Дорохов
Институт высшей деятельности и нейрофизиологии РАН
Email: vbdorokhov@mail.ru
профессор
Россия, 117485, Россия, Москва, ул. Бутлерова, 5АВалерий Васильевич Дементиенко
Институт высшей деятельности и нейрофизиологии РАН
Email: v.dementienko@neurocom.ru
Россия, 117485, Россия, Москва, ул. Бутлерова, 5А
Евгения Олеговна Гандина
Институт высшей деятельности и нейрофизиологии РАН
Email: gandina.e@ihna.ru
Россия, 117485, Россия, Москва, ул. Бутлерова, 5А
Глеб Николаевич Арсеньев
Институт высшей деятельности и нейрофизиологии РАН
Email: Byron100z@gmail.com
Россия, 117485, Россия, Москва, ул. Бутлерова, 5А
Антон Олегович Таранов
Институт высшей деятельности и нейрофизиологии РАН
Email: psy.msu.ru@gmail.com
Россия, 117485, Россия, Москва, ул. Бутлерова, 5А
Александра Николаевна Пучкова
Институт высшей деятельности и нейрофизиологии РАН
Email: puchkovaan@gmail.com
Россия, 117485, Россия, Москва, ул. Бутлерова, 5А
Дмитрий Сергеевич Свешников
Медицинский институт, Российский университет дружбы народов
Email: sveshnikov_ds@rudn.university
Россия, 117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 8
Список литературы
- WHO: Road traffic injuries, 13.12.2023. (https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/road-traffic-injuries).
- A. Morgan, F.L. Mannering Accid. Anal. Prev., 2011, 43(5), 1852. doi: 10.1016/j.aap.2011.04.024.
- J. Weng, Q. Meng Saf. Sci., 2012, 50(4), 1034. doi: 10.1016/j.ssci.2011.12.005.
- К. Янушкевич РБК. Тренды. Общество. Исследование: средняя продолжительность сна россиян составила 6.83 часа, 27.08.2021. (trends.rbc.ru/trends/social/6128ba189a79477d3d16f1f7).
- B.C. Tefft Sleep, 2018, 41(10), zsy144. doi: 10.1093/sleep/zsy144.
- F.V. Razvadauskas Euromonitor International. Top Three Automotive and Mobility Trends in 2023. (https://www.euromonitor.com/article/top-three-automotive-and-mobility-trends-in-2023).
- О.Н. Ткаченко, В.Б. Дорохов, В.В. Дементиенко, Е.О. Гандина, Г.Н. Арсеньев, А.О. Таранов, Д.Р. Бакирова, Д.С. Свешников Социально-экологические технологии, 2022, 12(1), 62. doi: 10.31862/2500-2961-2022-12-1-62-80.
- Т. Vogelpohl, М. Kühn, Т. Hummel, М. Vollrath Accid. Anal. Prev., 2018, 126, 70. doi: 10.1016/j.aap.2018.03.013.
- D.M. Raizen, J. Mullington, C. Anaclet, G. Clarke et al. Sleep, 2023, 46(9), zsad069. doi: 10.1093/sleep/zsad069.
- О.Н. Ткаченко, В.Б. Дорохов, В.В. Дементиенко Социально-экологические технологии, 2020, 10(4), 482. doi: 10.31862/2500-2961-2020-10-4-482-509
- A. Telpaz, B. Rhindress, I. Zelman, O. Tsimhoni В Proc. 7th International Conference on Automotive User Interfaces and Interactive Vehicular Applications (UK, Nottingham, 1-3 September, 2015), US, NY, New York, Publ. Association for Computing Machinery, 2015, pp. 23–30. doi: 10.1145/2799250.2799267.
- M. Mahachandra, Yassierli, E.D. Garnaby Procedia Manuf., 2015, 4, 471. doi: 10.1016/j.promfg.2015.11.064.
- S. Scarpelli, V. Alfonsi, M. Gorgoni, M. Camaioni, A.M. Giannini, L. de Gennaro Brain Sci., 2021, 11. doi: 10.3390/brainsci11081090.
- Нейроком. Решения и продукция. Системы профессионального психофизиологического обследования. Универсальный психодиагностический комплекс УПДК-МК. (https://neurocom.ru/products/professional-systems/updk-mk/).
- I. Stancin, M. Cifrek, A. Jovic Sensors, 2021, 21(11), 3786. doi: 10.3390/s21113786.
- N.B. Powell, J.K. Chau Med. Clin. North Am., 2010, 94(3), 531. doi: 10.1016/j.mcna.2010.02.002.
- J. Vicente, P. Laguna, A. Bartra, R. Bailon Med. Biol. Eng. Comput., 2016, 54(6), 927. doi: 10.1007/s11517-015-1448-7.
- Z. Shiner, S. Akselrod, Y. Dagan, A. Baharav Auton. Neurosci., 2006, 130(1-2), 17. doi: 10.1016/j.autneu.2006.04.006.
- L.I. Aftanas, S.A. Golocheikine Neurosci. Lett., 2001, 310(1), 57. doi: 10.1016/s0304-3940(01)02094-8.
- J.F. Cavanagh, M.J. Frank Trends Cogn. Sci., 2014, 18(8), 414. doi: 10.1016/j.tics.2014.04.012.
Дополнительные файлы
