Неуловимый фэндом: проблемное поле зарубежных фан-исследований

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена обзору англоязычных fan studies как междисциплинарного исследовательского направления. В частности, в ней обсуждаются тенденции развития исследований фан-культуры, различные подходы к концептуализации фэндомов и фанатов, а также феномен «акафанов» и особенности этики фан-исследований. Показан сложный путь становления и оформления fan studies в самостоятельную субдисциплину, признанную академическим сообществом. Этот путь отмечен чередой «волн», отражающих как разные подходы к пониманию предмета изучения, так и изменение статуса самих fan studies. Широкое распространение фанатских практик и сообществ, возникающих вокруг объектов массовой культуры, способствовало их нормализации и мейнстримизации. Исследования фан-культуры также демонстрируют изменения своей направленности: проблематика стигматизации фанатов отходит на второй план, актуализируется изучение фэндомов в контексте социального неравенства, культуры соучастия и медиапотребления. Современные дискуссии внутри fan studies направлены на переосмысление ключевых понятий и поиск новых интерпретаций и концептов, позволяющих преодолеть ограничения прежних подходов. Одна из основных тем обсуждения: по-прежнему ли главным объектом фан-исследований является фанатское сообщество (традиция, заложенная Генри Дженкинсом) или это также индивидуальные фанаты? Помимо пересмотра понятий и границ предметного поля, артикулируются методологические и этические проблемы в этой области. Особое внимание уделяется позиции «акафанов», принадлежащих как научному, так и фанатскому миру. В статье также показано, как оптика fan studies начинает применяться в смежных социальных дисциплинах. Поскольку многие сообщества и движения (политические, потребительские, культурные и т. д.) функционируют в ряде аспектов подобно фэндомам, обращение к теориям fan studies углубляет понимание этих феноменов.

Об авторах

Евгения Генриевна Ним

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Email: nimeg@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7349-9429
SPIN-код: 3280-9452
ResearcherId: L-1126-2015
кандидат социологически наук, доцент, Факультет креативных индустрий / Институт медиа Москва, Россия

Список литературы

  1. Быховская И.М., Люлевич И.Ю. Фандомы — сообщества цифровой эпохи: гибридная культура в околоспортивном измерении // Социология власти. 2018. № 2. С. 40–54. doi: 10.22394/2074-0492-2018-2-40-54 EDN: VKAHIC
  2. Лиджиева А.М. “Are you Koreans?” — “No, we are Kalmyks!”: развитие танцев “K-pop cover dance” среди молодежи Калмыкии // Oriental Studies. 2021. Т. 14. № 2. С. 337–346. doi: 10.22162/2619-0990-2021-54-2-337-346 EDN: UATETD
  3. Пейгина Л.В., Теплякова А.О. Демократизация процесса производства фанатских видео в контексте культурной логики позднего капитализма // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2021. № 44. С. 93‒109. doi: 10.17223/22220836/44/8 EDN: FXLBTM
  4. Романенко К.Р. Трансформация канона, борьба с каноном, пересоздание канона как основания культуры фанфикшна // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 6. № 2. С. 168–188. doi: 10.17323/2587-8719-2022-2-168-188 EDN: ACTYIY
  5. Самутина Н.В. Японские комиксы манга в России: введение в проблематику чтения // Новое литературное обозрение. 2019. Т. 6. № 160. С. 307–321 [электронный ресурс]. Дата обращения 01.06.2024. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/160_nlo_6_2019/article/21799/#_ftnref1
  6. Скрипко Ю.К. Фреймы как структурообразующие единицы коллективной дискурсивной картины мира участника виртуального фан-сообщества // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 421. С. 29–35. doi: 10.17223/15617793/421/4 EDN: ZHYYCR
  7. Соколова Н.Л. Популярная культура Web 2.0. К картографии современного медиаландшафта. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009. — 204 с.
  8. Тимошкин Д.О., Пчелкина Д.С., Самарин А.С., Хворостов В.В., Тамилин Р.В. Социальные медиа как механизм (вос)производства миграционных стратегий (на примере цифровых площадок русскоязычных мигрантов в Корее) // Социологический журнал. 2023. Том 29. № 2. С. 25–50. doi: 10.19181/socjour.2023.29.2.2 EDN: CKREAB
  9. A companion to media fandom and fan studies. Ed. by P. Booth. Hoboken: John Wiley and Sons, Inc., 2018. 584 p.
  10. Allen P., Moon D.S. “Huge fan of the drama”: Politics as an object of fandom. Convergence. 2023. Vol. 29. No. 6. P. 1502–1516. doi: 10.1177/13548565231203979 EDN: KVWKKM
  11. Andrews P. CS. “Are Di would of loved it”: reanimating Princess Diana through dolls and AI. Celebrity Studies. 2022. Vol. 13. No. 4. P. 573–594. doi: 10.1080/19392397.2022.2135087
  12. Anti-fandom: Dislike and hate in the digital age. Ed. by M.A. Click. N.Y.: New York University Press, 2019. 352 p.
  13. Athique A. Transnational audiences: Media reception on a global scale. Cambridge: Polity Press, 2016. 224 p.
  14. Bacon-Smith C. Enterprising women: Television fandom and the creation of popular myth. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1992. 352 p.
  15. Bodet G., Kenyon J.A., Ferrand A. Appetite for or resistance to consumption relationships? A trans-European perspective on the marketisation of football fan relationships. Journal of Consumer Culture. 2018. Vol. 18. No. 2. P. 317–335. doi: 10.1177/1469540517747092
  16. Booth P. Augmenting fan/academic dialogue: New directions in fan research. Journal of Fandom Studies. 2013. Vol. 1. No. 2. P. 119–137. doi: 10.1386/jfs.1.2.119_1
  17. Booth P. Digital fandom 2.0: New media studies. 2nd ed. N.Y.: Peter Lang, 2017. 284 p.
  18. Bourdieu P. Distinction: a social critique of the judgment of taste. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1984. 613 p.
  19. Brooker W. Why Bowie matters. N.Y.: William Collins, Harper Collins Publishers, 2019. 240 p.
  20. Brooker W., Duffett M., Hellekson K. Fannish identities and scholarly responsibilities: A Conversation. The Routledge companion to media fandom. Ed. by S. Scott, M.A. Click. L.: Routledge, Taylor & Francis Group, 2018. P. 63–75. doi: 10.4324/9781315637518-9
  21. Busse K. The ethics of studying online fandom. The Routledge companion to media fandom. Ed. by S. Scott, M.A. Click. L.: Routledge, Taylor & Francis Group, 2018. P. 9–18. doi: 10.4324/9781315637518-3
  22. Cavicchi D. Tramps Like us: Music and Meaning Among Springsteen Fans. Oxford: Oxford University Press, 1998. 222 p. doi: 10.1093/oso/9780195118339.001.0001
  23. Chen L. Chinese fans of Japanese and Korean pop culture: Nationalistic narratives and international fandom. L.: Routledge, Taylor & Francis Group, 2018. 194 p. doi: 10.4324/9781315414737
  24. Chew N. Tumblr as counterpublic space for fan mobilization. Transformative Works and Cultures. 2018. Vol. 27. doi: 10.3983/twc.2018.1186
  25. Coppa F. A Brief History of Media Fandom. Fan Fiction and Fan Communities in the Age of the Internet. Ed. by K. Hellekson, K. Busse. Jefferson, NC: McFarland, 2006. P. 41–59.
  26. Coppa F. Fuck yeah, fandom is beautiful. Journal of Fandom Studies. 2014. Vol. 2. No. 1. P. 73–82. doi: 10.1386/jfs.2.1.73_1
  27. Couldry N., Hepp A. The Mediated Construction of Reality. Cambridge, UK; Malden, MA: Polity Press, 2017. 256 p.
  28. Cristofari C., Guitton M.J. Aca-fans and fan communities: An operative framework. Journal of Consumer Culture. 2017. Vol. 17. No. 3. P. 713–731. doi: 10.1177/1469540515623608
  29. De Certeau M. The Practice of Everyday Life. Berkeley: University of California Press, 1984. 256 p.
  30. Dean J., Andrews P. Celebritization from Below: Celebrity, Fandom, and AntiFandom in British Politics. New Political Science. 2021. Vol. 43. No. 3. P. 320– 338. doi: 10.1080/07393148.2021.1957602
  31. Duffett M. Understanding fandom: An introduction to the study of media fan culture. N.Y.: Bloomsbury, 2013369 p. doi: 10.5040/9781501388354
  32. Fandom in the classroom practice. Ed. by K.A. Howell. Iowa City: University of Iowa Press, 2018. 188 p.
  33. Fandom, the next generation. Ed. by B. Kies, M. Connor. Iowa City: University of Iowa Press, 2022. 252 p.
  34. Fandom: Identities and communities in a mediated world. 2nd ed. Ed. by J. Gray, C. Sandvoss, C.L. Harrington. N.Y.: New York University Press, 2017. 448 p.
  35. Fiske J. The Cultural Economy of Fandom. The Adoring Audience: Fan Culture and Popular Media. Ed. by L. Lewis. L.: Routledge, 1992. P. 30–49.
  36. Ford S. Fan Studies: Grappling with an ‘Undisciplined’ Discipline. Journal of Fandom Studies. 2014. Vol. 2. No. 1. P. 53–71. doi: 10.1386/jfs.2.1.53_1
  37. Galbraith P. W. Otaku and the struggle for imagination in Japan. Durham: Duke University Press, 2019. 336 p. doi: 10.1515/9781478007012
  38. Handbook of research on the impact of fandom in society and consumerism. Ed. by C. Wang. Hershey: IGI Global, 2020. 605 p.
  39. Hannell B. Feminist fandom: Media fandom, digital feminisms, and Tumblr. N.Y.: Bloomsbury Academic, 2024. 218 p. doi: 10.5040/9798765101797
  40. Hills M. From Fan Culture/Community to the Fan World: Possible Pathways and Ways of Having Done Fandom. Palabra Clave. 2017. Vol. 20. No. 4. P. 856–883. doi: 10.5294/pa-cla.2017.20.4.2
  41. Jancovich M. Cult fictions: cult movies, subcultural capital, and the production of cultural distinction. Cultural Studies. 2002. Vol. 16. No. 2. P. 306–322. doi: 10.1080/09502380110107607
  42. Jenkins H. Fandom, Negotiation, and Participatory Culture. A companion to media fandom and fan studies. Ed. by P. Booth. Hoboken: John Wiley and Sons, Inc., 2018. P. 13–26. doi: 10.1002/9781119237211.ch1
  43. Jenkins H. Textual poachers: Television fans and participatory culture. N.Y., L.: Routledge, 1992 [2005]. 354 p.
  44. Jenkins H. Fans, bloggers, and gamers: Exploring participatory culture. N.Y.: New York University Press, 2006. 279 p.
  45. Lamerichs N. Productive fandom: Intermediality and affective reception in fan cultures. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2018. 244 p.
  46. Linden H., Linden S. Fans and fan cultures. L.: Palgrave Macmillan UK, 2017. 234 p. doi: 10.1057/978-1-137-50129-5
  47. Marshall A. Our stories, our selves: Star Wars fanfictions as feminist counterpublic discourses in digital imaginaria. Journal of Fandom Studies. 2020. Vol. 8. No. 3. P. 277–288. doi: 10.1386/jfs_00024_1
  48. Mueller H. The politics of fandom: Conflicts that divide communities. Jefferson, NC: McFarland & Company, Inc., Publishers, 2022. 223 p.
  49. Penley C. Feminism, Psychoanalysis and the Study of Popular Culture. Cultural Studies. Ed. by L. Grossberg, C. Nelson, P. Treichler. N.Y., L.: Routledge, 1992. P. 479–501.
  50. Public relations and online engagement: Audiences, fandom and influencers. Ed. by A.L. Hutchins, N.T.J. Tindall. N.Y., L.: Routledge, 2021. 88 p.
  51. Samutina N. Emotional landscapes of reading: fan fiction in the context of contemporary reading practices. International Journal of Cultural Studies. 2017. Vol. 20. No. 3. P. 253–269. doi: 10.1177/1367877916628
  52. Stanfill M. Exploiting fandom: How the media industry seeks to manipulate fans. Iowa: University of Iowa Press, 2019. 262 p.
  53. Stanfill M. Introduction: The Reactionary in the Fan and the Fan in the Reactionary. Television & New Media. 2020. Vol. 21. No. 2. P. 123–134. doi: 10.1177/1527476419879912
  54. Stepanov B. “If I forget anything at all, it’s unlikely the stars will accept us …”: sci-fi fan communities, post-Soviet nostalgia and contemporary cinematic experience. Studies in Russian and Soviet Cinema. 2021. Vol. 15. No. 1. P. 70–90. doi: 10.1080/17503132.2020.1871191
  55. The Adoring audience: Fan culture and popular media. Ed. by L.A. Lewis. L.: Routledge, 1992. 256 p.
  56. The Ashgate research companion to fan cultures. Ed. by L. Duits, K. Zwaan, S. Reijnders. Farnham: Ashgate Publishing, Ltd., 2014. 320 p.
  57. The fanfiction reader: Folk tales for the digital age. Ed. by F. Coppa. Ann Arbor: University of Michigan Press, 2017. 304 p.
  58. The Korean Wave: Evolution, fandom, and transnationality. Ed. by T.-J. Yoon, D.Y. Jin. Lanham: Lexington Books, 2017. 300 p.
  59. The Routledge companion to media fandom. Ed. by S. Scott, M.A. Click. L.: Routledge, Taylor & Francis Group, 2018. 480 p.
  60. Williams R. Theme park fandom: Spatial transmedia, materiality and participatory cultures. Amsterdam: Amsterdam University Press. 260 p. doi: 10.5117/9789462982574
  61. Yodovich N. Women negotiating feminism and science fiction fandom: The case of the “good” fan. Berlin: Springer International Publ., 2022. 192 p. doi: 10.1007/978-3-031-04079-5

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».