Перспективы вовлечения москвичей в экономику совместного потребления

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Как и жители других столичных мегаполисов, москвичи сталкиваются с рядом проблем: перегруженными дорогами, платными парковками, дорогим жильём. В современном мире в этих вопросах на помощь приходит экономика современного потребления (ЭСП). В Москве имеются объективные факторы для её развития, однако готовы ли москвичи к тому, чтобы отказаться от собственной квартиры и автомобиля в пользу арендных форм жилья и транспорта, а также к тому, чтобы сохранять и приумножать накопления, необходимые для решения, в том числе, и этих проблем с помощью крауд-финансов? На основе концептуальной модели социологического анализа перспектив развития ЭСП было проведено эмпирическое исследование, включавшее анкетный опрос и серию экспертных интервью. Готовность москвичей к взаимодействиям в формате ЭСП тестировалась на трех сферах: жильё, транспорт и финансы (соответственно, изучалось отношение к долгосрочной аренде и коливингу, каршерингу и сервису «автомобиль по подписке», а также к краудлендингу), для чего были разработаны три тематические анкеты и опрашивались три отдельные аудитории (в каждой N=300). Выявлено, что, несмотря на наличие у москвичей потребностей, которые, в принципе, могут быть удовлетворены в рамках ЭСП, а также имеющихся для этого в столице объективных условий, рост секторов ЭСП происходит неравномерно, а в ряде сегментов почти не наблюдается, при этом ключевыми ограничителями выступают факторы социокультурного характера (стереотипы, уровень доверия, способность к кооперации и другие).

Об авторах

Екатерина Игоревна Борковская

Финансовый университет при Правительстве РФ

Email: katrin_borkovskaya@mail.ru
SPIN-код: 2484-1850
аспирант факультета социальных наук и массовых коммуникаций Москва, Россия

Ольга Аркадьевна Александрова

ИСЭПН ФНИСЦ РАН; Финансовый университет при Правительстве РФ

Email: a762rab@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9243-9242
SPIN-код: 4419-6003
д.э.н., зам. директора по научной работе, ИСЭПН ФНИСЦ РАН; проф. Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Москва, Россия

Список литературы

  1. Lawrence, L. Remix: Making Art and Commerce Thrive in the Hybrid Economy / L. Lawrence. — New York : Penguin Press, 2008. — 352 p.
  2. Авдокушин, Е. Ф. Модель шеринга как определяющий фактор функционирования современного бизнеса / Е. Ф. Авдокушин, Е. Г. Кузнецова // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. — 2022. — Т. 7. — № 2(24). — С. 201–211. doi: 10.21603/2500-3372-2022-7-2-201-211; EDN: MQXGLC
  3. Gold, L. Small enterprises at the service of the poor: The economy of sharing network / L. Gold // International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. — 2003. –Vol. 9. — Iss. 5. — P. 166–184. doi: 10.1108/13552550310488910
  4. Kriston, A. The marriage of car sharing and hydrogen economy: A possible solution to the main problems of urban living / A. Kriston, T. Szabo, G. Inzelt // International Journal of Hydrogen Energy. — 2010. — Vol. 35. — Iss. 23. — P. 12697–12708. doi: 10.1016/j.ijhydene.2010.08.110
  5. Аликперова, Н. В. Поведение потребителей: современные реалии и глобальные тренды / Н. В. Аликперова // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. — 2019. — Т. 9. — № 4. — С. 46–51. doi: 10.26794/2226-7867-2019-9-4-46-51; EDN: DZKTWB
  6. Беляева, Ю. В. Трансформация потребительского поведения в России под воздействием развития информационных технологий и цифровизации общества / Ю. В. Беляева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2020. — № 3. — C. 2016–218. doi: 10.23672/SAE.2020.2020.58107; EDN: VMKALN
  7. Платонова, Е. Д. Исследование генезиса и эволюции концепции шеринговой экономики в зарубежных публикациях (по материалам базы данных Scopus) / Е. Д. Платонова // Вестник евразийской науки. — 2019. — № 1. — С. 34. EDN: YBYLNE
  8. Белоконев, С. Ю. Социальные эффекты совместного потребления (sharing economy): сетевые экономические и политические сообщества / С. Ю. Белоконев, А. А. Хоконов, М. З. Шогенов // Власть. — 2019. — № 6. — С. 115–123. doi: 10.31171/vlast.v27i6.6837; EDN: JADFZD
  9. Scaraboto, D. Selling, Sharing, and Everything in Between: The Hybrid Economies of Collaborative Networks / D. Scaraboto // Journal of Consumer Research. — 2015. — Vol. 42. — Iss. 1 (June). — P. 152–176. doi: 10.1093/jcr/ucv004
  10. Richardson, L. Performing the sharing economy / L. Richardson // Geoforum. — 2015. — Vol. 67. — Iss. 4. — P. 121–129. doi: 10.1016/j.geoforum.2015.11.004
  11. Puschmann, T. Sharing economy / T. Puschmann, R. Alt // Business & Information Systems Engineering. — 2016. — Vol. 58. — Iss. 1. — P. 93–99. doi: 10.1007/s12599-015-0420-2
  12. Botsman, R. What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption / R. Botsman, R. Rogers. — Harper Business, 2010. — 304 p.
  13. Anglada, Q. M. Research on sharing economy: why are some articles more cited than others? / Q. М. Anglada, A. B. Lara // Economic Research — Ekonomska Istrazivanja. — 2019. — Vol. 33. — Iss. 1. — P. 2787–2805. doi: 10.1080/1331677X.2019.1694427
  14. Семячков, К. А. Тренды развития экономики совместного пользования: анализ индексов / К. А. Семячков, А. Ю. Веретенникова // Экономика и управление. — 2022. — № 11. — C. 1089–1099. doi: 10.35854/1998-1627-2022-11-1088-1099; EDN: FLJYGP
  15. Маркеева, А. В. Экономика участия: расцвет «социальной» экономики или развитие «рентного» капитализма? / А. В. Маркеева // Четвертая промышленная революция: реалии и современные вызовы. X Санкт-петербургские социологические чтения: сборник материалов Международной научной конференции (Санкт-Петербург, 13–14 апреля 2018 г.). — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский политехнический университет имени Петра Великого, 2018. — С. 80–84.
  16. Norum, P. Factors affecting consumer acquisition of secondhand clothing in the USA / P. Norum, M. Norton // Journal of Fashion Marketing and Management. — 2017. — Vol. 21. — Iss. 2. — P. 206–218. doi: 10.1108/JFMM-10-2016-0090
  17. Botsman, R. Who Can You Trust? How Technology Brought Us Together and Why It Might Drive Us Apart / R. Botsman. — Public Affairs, 2017. — 336 p.
  18. Wang, X. Research on information sharing platform of supply chain under regional economies environment / X. Wang // Proceedings 3rd International Conference on Information Management, Innovation Management and Industrial Engineering. — 2010. — P. 366–369. DOI: 10.1109 /ICIII.2010.408
  19. Chica, M. An evolutionary trust game for the sharing economy / M. Chica, R. Chiong, M. T. P. Adam, S. Damas, T. Teubner // Proceedings of IEEE Congress on Evolutionary Computation. — 2017. — P. 2510–2517. doi: 10.1109/CEC.2017.7969610
  20. Weber, T. A. Intermediation in a Sharing Economy: Insurance, Moral Hazard, and Rent Extraction / T. A. Weber // Journal of Management Information Systems. — 2014. — Vol. 31 — Iss. 3. — P. 35–71. doi: 10.1080/07421222.2014.995520

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».