Репетиторство как вид неформальной занятости на цифровых платформах

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается репетиторство как вид неформальной занятости, значительная часть которого переместилась в цифровое пространство и продолжает расширяться. Цель исследования — анализ репетиторства в контексте основных форм его проявления, оценка распространённости явления в регионах. Эмпирической базой исследования послужил банк резюме репетиторов цифровой платформы труда (Profi.ru), полученных с помощью парсинга. В рамках исследования проанализирован рынок репетиторских услуг в разрезе наиболее распространённых и востребованных дисциплин — математика, литература, английский и русский языки. Основное внимание сосредоточено на оценке численности репетиторов и её взаимосвязи с уровнем социально-экономического развития регионов; выделении общих и особенных черт данного явления. Исследование показало: 1) значительные масштабы рынка репетиторских услуг; 2) сопоставимость социально-демографического профиля репетиторов с результатами других исследований, реализованных разными социологическими методами; 3) связь между уровнем социально-экономического развития региона и распространённостью репетиторства; 4) неравномерное представительство репетиторов в разных регионах России. Установлены общие для исследуемых регионов России закономерности: 1) концентрация репетиторов в столичных городах России и близлежащих областях; 2) стабильность состава регионов-лидеров по численности репетиторов по всем предметам преподавания (на 6 из 14 обследованных территорий приходится около 70% репетиторов); 3) примерно равномерное распределение респондентов по анализируемым предметам во всех регионах, отобранных для анализа; 4) меньшее представительство репетиторов по русскому языку и литературе, чем по математике и английскому языку.

Об авторах

Галина Валентиновна Леонидова

Уфимский университет науки и технологий; Вологодский научный центр РАН

Email: galinaleonidova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0361-2099
SPIN-код: 4472-8830
к.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник Уфа, Россия; Вологда, Россия

Гузель Римовна Баймурзина

Уфимский университет науки и технологий; ИС ФНИСЦ РАН

Email: guzrim@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1844-2689
SPIN-код: 3325-3020
к.э.н., ведущий научный сотрудник, Уфимский университет науки и технологий; ведущий научный сотрудник, ИС ФНИСЦ РАН Уфа, Россия; Москва, Россия

Елена Владимировна Кабашова

Уфимский университет науки и технологий

Email: e_kabashova@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-0948-3518
SPIN-код: 8300-7547
к.э.н., ведущий научный сотрудник Уфа, Россия

Список литературы

  1. Поначугин, А. В. Организация репетиторства в условиях цифровизации / А. В. Поначугин, В. А. Соколов // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2023. — Т. 2. — № 1. — С. 157–162. doi: 10.36871/ek.up.p.r.2023.01.02.021; EDN: WXKJQV
  2. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: Словарь: Ключевые понятия, актуал. лексика / С. М. Вишнякова. — Москва : Новь, 1999. — 535 с.
  3. Hajar, A. Primary School Students’ Experiences of English Private Tutoring in Uzbekistan Using Participatory Methods / А. Hajar, А. Tabaeva // Asia-Pacific Edu Res. — 2024. — Vol. 33. — Р. 1501– 1514. doi: 10.1007/s40299-024-00830-9
  4. Gupta, A. Exposing the «shadow»: an empirical scrutiny of the «shadowing process» of private tutoring in India / А. Gupta // Educational Review. — 2021. — Vol. 75. — No. 3. — P. 394–410. doi: 10.1080/00131911.2021.1931038
  5. Макеев, П. А. Репетиторство в России: описание явления на основе онлайн-платформ / П. А. Макеев // Журнал институциональных исследований. — 2019. — Т. 11. — № 4. — С. 106–120. doi: 10.17835/2076-6297.2019.11.4.106-120; EDN: IBZAOF
  6. Zhang, W. Taming the Wild Horse of Shadow Education: The Global Expansion of Private Tutoring and Regulatory Responses / W. Zhang. — 2023. — 170 p. doi: 10.4324/9781003318453
  7. Смирнова, Ю. А. Школьные учителя-полупрекарии: типология на примере педагогов-лингвистов / Ю. А. Смирнова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. — 2022. — № 1(846). — С. 136–143. doi: 10.52070/2500-347X_2022_1_846_136; EDN: FHXOZP
  8. Чеснокова, Л. В. Репетиторство как социально-образовательный феномен / Л. В. Чеснокова, О. С. Барсукова // Инновационное образование и экономика. — 2021. — № 25. — С. 16–21. doi: 10.55224/26203_2021_25_16; EDN: NBXVFO
  9. Санников, Д. А. Репетиторство как вид педагогической деятельности / Д. А. Санников // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. — 2021. — № 199. — С. 189–195. doi: 10.33910/1992-6464-2021-199-189-195; EDN: LBYQMS
  10. Макеев, П. А. Репетиторство в России: нельзя увидеть, но можно услышать / П. А. Макеев // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2020. — Т. 23. — № 3. — С. 100–121. doi: 10.31119/jssa.2020.23.3.5; EDN: EQQRGY
  11. Чертакова, Е. М. Правовое регулирование репетиторской деятельности в целях предупреждения мошенничества / Е. М. Чертакова, М. А. Завадская // Молодой ученый. — 2022. — № 19(414). — С. 342–347. EDN: WWZGEY
  12. Фурсова, В. В. Социальное неравенство в системе образования: отечественные и зарубежные теории и исследования / В. В. Фурсова, Д. Х. Ханнанова. — Москва : Директмедиа Паблишинг, 2013. — 324 с. EDN: SULTDX
  13. Злоказова, Ю. В. Теневая экономика в высшем образовании: теоретические и методологические подходы к исследованию / Ю. В. Злоказова // Муниципалитет: экономика и управление. — 2020. — № 4(33). — С. 65–74. EDN: LINKHG
  14. Зотова, Т. А. Теневое экономическое поведение в российском образовании: роль институциональных изменений / Т. А. Зотова // Ректор ВУЗа. — 2016. — № 7. — С. 14–17. EDN: YOGVAL
  15. Petsiotis, K. Thirty-one and counting in the shadow: A teacher’s autoethnography / К. Petsiotis // Studies in Technology Enhanced Learning. — 2022. — Vol. 2(3). — URL : https://stel.pubpub.org/pub/02–03-petsiotis-2022 (дата обращения: 10.08.2024). doi: 10.21428/8c225f6e.94efbb46
  16. Жуковска, А. А. Репетитор и/или индивидуальный преподаватель / А. А. Жуковска // Проблемы современного образования. — 2021. — № 4. — С. 164–170. doi: 10.31862/2218-8711-2021-4-164-170; EDN QPZZIX
  17. Гордейчик, Е. А. Проблема образовательного неравенства: опыт современной России / Е. А. Гордейчик // Сибирь гуманитарная. — 2023. — № 3(3). — С. 54–63. doi: 10.32324/2949-1568-2023-3-54-63; EDN: FKEKCK
  18. Абанкина, И. В. Есть ли у педагогов альтернатива репетиторству для увеличения доходов? / И. В. Абанкина, Ю. Ю. Белова, К. В. Зиньковский [и др.] // Вопросы образования. — 2022. — № 4. — С. 8–32. doi: 10.17323/1814-9545-2022-4-8-32; EDN: NOOQET
  19. Донецкая, С. С. Предпринимательство или стратегия выживания? Профессиональные характеристики и устремления современного российского репетитора / С. С. Донецкая, В. А. Третьякова // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2023. — № 3(71). — С. 86–93. doi: 10.52452/18115942_2023_3_86; EDN: PKVQAE
  20. Донецкая, С. С. Современный российский репетитор: профессиональный портрет, стимулы и стратегии деятельности / С. С. Донецкая, В. А. Третьякова, В. В. Тарутина // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2023. — Т. 26. — № 2. — С. 88–109. doi: 10.31119/jssa.2023.26.2.5; EDN: TKPPDQ

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».