Модели восприятия тела: эмпирическая концептуализация и интерпретация

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлены модели восприятия тела различными половозрастными группами. Восприятие тела рассматривается как многомерная конструкция, авторы останавливаются на эффективно-когнитивных структурах, а также на самовосприятии индивидами собственного тела, проведенных сквозь призму его эстетической привлекательности и функциональности. Основной целью исследования стала эмпирическая концептуализация моделей восприятия тела. Используя метод онлайн-анкетирования, опрошено 1077 горожан в возрасте от 18 до 60 лет, проживающих в Свердловской области. В работе утверждается, что современные представления о теле стереотипизированы: женским телам предписывается привлекательность, а мужским — физическая сила. Наибольшую сенситивность к внешней красоте респонденты демонстрируют в брачных отношениях, а к выносливости и жизнестойкости тела — в профессионально-трудовой деятельности и хозяйственно-бытовой сфере. Исследование показало высокую степень удовлетворенности телом опрошенными и его соответствия существующим стандартам. Полученные данные выявили ориентацию на функциональные свойства тела при выборе тела для себя. На основе проведенного факторного анализа сформированы две модели восприятия собственного тела респондентами: тело как эстетический продукт и тело как функциональный продукт. Первая модель имеет две разновидности: уверенные в своей привлекательности и неуверенные в ней, зависимые от мнения окружающих. Выявлено, что оценка эстетичности собственного тела у женщин снижается с возрастом, а у мужчин максимальная удовлетворенность внешним видом приходится на возраст от 31 до 45 лет. Определено, что женщины всех возрастных групп ориентированы на внешний отклик по сравнению с мужчинами, у которых пик зависимости от окружения в оценке собственного тела приходится на 31–45-летних. Восприятие собственного тела как выносливого и жизнестойкого демонстрируют и мужчины, и женщины среднего возраста. Отмечается, что модели восприятия тела не ограничиваются выявленными в ходе исследования типами и требуют дальнейшего изучения и социологического осмысления.

Об авторах

Наталья Леонидовна Антонова

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Email: n.l.antonova@urfu.ru
Екатеринбург, Россия

Софья Борисовна Абрамова

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Email: s.b.abramova@urfu.ru
Екатеринбург, Россия

Список литературы

  1. Авдюнина Н.А. (2016) Образ тела как компонент самосознания в юношеском возрасте. Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса, 10(2): 77–85. https://doi.org/10.12737/19551.
  2. Андреева Е.Е. (2022) Влияние ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19, на ведение здорового образа жизни студенческой молодежью. Педагогическое образование в России, 1: 27–36. https://doi.org/10.26170/2079–8717_2022_01_03.
  3. Анохин П.К. (1975) Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина.
  4. Антонова Н.Л., Мальцева А.П. (2022) Здоровьесберегающие практики молодежи в условиях пандемии: пилотное исследование. Acta biomedica scientifica, 7(3): 57–63. https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.3.7.
  5. Баева Л.В. (2015) Образ киберчеловека в современной науке и культуре. Философские проблемы информационных технологий и киберпространства, 1: 56–69. https://doi.org/10.17726/philIT.2015.9.1.17.
  6. Бардина С. (2016). Взгляд, тело и социальное взаимодействие: проблема искаженного восприятия собственного тела при анорексии. Социология власти, 1: 35–54.
  7. Быховская И.М. (2000) Homo somatikos: аксиология человеческого тела. М.: Эдиториал.
  8. Вдовина И.С. (1997) Морис Мерло-Понти: интерсубъективность и понятие феномена. История философии, 1: 59–70.
  9. Воробьева Е.С. (2018) О чем рассказывает татуированное тело: гендерный аспект в опыте визуальной социологии. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 10(6): 70–80. https://doi.org/10.19181/inter.2018.16.6.
  10. Гольман Е. (2018) Телесные практики женщин в зеркале феминистской дискуссии. Логос, 4(125): 6–14.
  11. Горбунова Д.А. (2020) Тело и город: представление о городском пространстве в бодипозитивных блогах в «Инстаграме». Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология», 4: 71–82. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2020-4-71-82.
  12. Демченко Л.М., Гончаров Н.В. (2012) Феноменология восприятия и понятие телесности как альтернативный способ раскрытия специфики субъективности в философии М. Мерло-Понти. Вестник ОГУ, 7(143): 13–23.
  13. Захарова Е.К., Савинская О.Б. (2017) Применение стратегии смешивания методов для изучения усвоенной мизогинии среди женщин поколения миллениум. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2: 63–81. https://doi.org/10.14515/monitoring.2017.2.04.
  14. Лабунская В.А., Дроздова И.И. (2017) Теоретико-эмпирический анализ влияния социально-психологических факторов на оценки, самооценки молодыми людьми своего внешнего облика. Российский психологический журнал, 14(2): 202–226. https://doi.org/10.21702/rpj.2017.2.12.
  15. Лекторский В.А (2001) Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Эдиториал.
  16. Максименко Л.В., Назырова А.Р. (2022) Неврологические боли опорно-двигательного аппарата школьных учителей при удаленной работе в период пандемии COVID–19 (на примере Татарстана). Труд и социальные отношения, 33(2): 108–116. https://doi.org/10.20410/2073-7815-2022-33-2-108-116.
  17. Меренков А.В. (2021) Конструирование востребованного тела: до и во время пандемии. Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2: 145–154. https://doi.org/10.35634/2587-9030-2021-5-2-145-154.
  18. Орех Е.А., Сергеева О.В. (2014) Между телом эпохи и телом киборга: полюса и точки роста социологических исследований телесности. Социология власти, 1: 89–112.
  19. Пивоваров А.М. (2019) Социология тела в поисках своей идентичности: анализ исследовательских программ. Социологический журнал, 25 (4): 9–27. https://doi.org/10.19181/socjour.2019.25.4.6814.
  20. Павельев Ю.В. (2020) Влияние глянцевых журналов на восприятие красоты женского тела. Научное обозрение. Фундаментальные и прикладные исследования, 3. [https://scientificreview.ru/ru/article/view?id=87] (дата обращения: 25.07.2023).
  21. Рогозин Д. (2018) Что делать со стареющим телом? Журнал социологии и социальной антропологии, 21(2): 133–164. https://doi.org/10.31119/jssa.2018.21.2.5.
  22. Самойлова Е.О., Шаев Ю.М. (2019) Тело и телесность в контексте визуальных практик постинформационного общества. Общество: философия, история, культура, 1(57): 35–40. https://doi.org/10.24158/fik.2019.1.5.
  23. Сорокин А.С. (2020) «Миф о красоте», конструирование тела и телесности: гендерные аспекты. Вопросы науки и образования, 28 (112): 39–44.
  24. Терешонок Т.В., Айснер Л.Ю. (2016) Особенности самооценки женщин среднего возраста с разным социальным статусом. Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ, 4: 173–190.
  25. Allen C.P., Telford R.M., Telford D.R., Olive L.S. (2019) Sport, physical activity and physical education experiences: Associations with functional body image in children. Psychology of Sport and Exercise, 45: 101572. https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2019.101572.
  26. Ando S., Hisao O. (2009) Age and gender differences in body image over the life Span: Relationships between physical appearance, health and functioning. Journal of Health Psychology Research, 22(2): 1–16. https://doi.org/10.11560/jahp.22.2_1.
  27. Baudrillard, J. (1970) The Consumer Society: Myths and Structures. Theory, Culture & Society. N.Y.: Nottingham University.
  28. Cash T.F. (2004) Body image: past, present, and future. Body Image, 1(1): 1–5. .https://doi.org/10.1016/S1740-1445(03)00011-1
  29. Dorsey R.R., Eberhardt M.S., Ogden C.L. (2009) Racial/ethnic differences in weight perception. Obesity (Silver Spring), 17(4): 790–795. https://doi.org/10.1038/oby.2008.603.
  30. Fox S. (2018) Cyborgs, robots and society: Implications for the future of society from human enhancement with in-the-body technologies. Technologies, 6(2): 1–11. https://doi.org/10.3390/technologies6020050.
  31. Grogan S. (2016) Body Image: Understanding Body Dissatisfaction in Men, Women and Children. L.: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315681528 .
  32. Heider N., Spruyt A., De Houwer J. (2018) Body dissatisfaction revisited: On the importance of implicit beliefs about actual and ideal body image. Psychologica Belgica, 57: 158–173. https://doi.org/10.5334/pb.362.
  33. Hennessy C.H. (1989) Culture in the use, care, and control of aging body. Journal of Aging Studies, 3: 39–54.
  34. Hurd L.C. (2000) Older women’s body image and embodied experience: An exploration. Journal of Women and Aging, 12: 77–97.
  35. Hosseini S.A., Padhy R.K. (2020) Body image distortion. In: StatPearls [Internet]. Treasure Island (FL): StatPearls Publishing. [https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/31536191/] (дата обращения: 25.07.2023).
  36. Markey C.N. (2010) Invited commentary: Why body image is important to adolescent development [Editorial]. Journal of Youth and Adolescence, 39(12): 1387–1391. https://doi.org/10.1007/s10964-010-9510-0.
  37. Mauss M. (1973) Techniques of the Body. Economy and Society, 2(1): 70–88. https://doi.org/10.1080/03085147300000003.
  38. Merleau-Ponty M. (1945) Ph?nom?nologie de la Perception. P.: Gallimard.
  39. Myers T. A., Crowther J.H. (2009) Social comparison as a predictor of body dissatisfaction: A meta-analytic review. Journal of Abnormal Psychology, 118: 683–698.
  40. Quittkat H.L., Hartmann A.S., D?sing R., Buhlmann U., Vocks S. (2019) Body dissatisfaction, importance of appearance, and body appreciation in men and women over the lifespan. Frontiers in Psychiatry, 10: 864. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2019.00864.
  41. Strelan P., Hargreaves D. (2005) Women Who Objectify Other Women: The Vicious Circle of Objectification? Sex Roles, 52: 707–712. https://doi.org/10.1007/s11199-005-3737-3.
  42. Thompson J.K., Heinberg L.J., Altabe M., Tantleff-Dunn S. (1999) An introduction to the concept of body image disturbance: History, definitions, and descriptions. In: Thompson J.K., Heinberg L.J., Altabe M., Tantleff-Dunn S. (eds.) Exacting Beauty: Theory, Assessment, and Treatment of Body Image Disturbance. Washington, DC: American Psychological Association: 3–18.
  43. Tiggemann M. (2012) Sociocultural perspectives on body image. In: T.F. Cash (eds) Encyclopedia of body image and human appearance. L.: Elsevier Academic Press: 758–765.
  44. Turner B.S. (2008) The Body and Society: Explorations in Social Theory. L.: Sage.
  45. Tylka T.L. (2011) Positive psychology perspectives on body image. In: Cash T.F., Smolak L. (eds.) Body Image: A Handbook of Science, Practice, and Prevention. N.Y.: Guilford Press: 56–64.
  46. Vuong A.T., Jarman H.K., Doley J.R., McLean S.A. (2021) Social Media Use and Body Dissatisfaction in Adolescents: The Moderating Role of Thin- and Muscular-Ideal Internalisation. International Journal of Environmental Research аnd Public Health 18(24): 13222. https://doi.org/10.3390%2Fijerph182413222.
  47. Wilson R.E, Latner J.D, Hayashi K. (2013) More than just body weight: the role of body image in psychological and physical functioning. Body Image. 10(4): 644–647. https://doi.org/10.1016/j.bodyim.2013.04.007.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».