Состояние психологических и иммунологических показателей студентов выпускного курса медицинского вуза

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Подготовка будущих врачей к профессиональной деятельности предполагает осознание и принятие высокой ответственности, которую сопровождает специальность, что приводит к значимому психоэмоциональному напряжению к моменту выпуска из учебного заведения. С целью выявления взаимосвязи между показателями гомеостатических систем была проведена сопоставительная (в зависимости от программы обучения) характеристика иммунологических и психологических параметров студентов выпускного курса медицинского вуза. Обследованы студенты-шестикурсники лечебно-профилактического факультета (29 человек) и военного учебного центра (34 человека) ФГБОУ ВО «Ростовского государственного медицинского университета». Критериями исключения для всех участников стали наличие хронических заболеваний, инфекционный процесс любого генеза в течение трех месяцев, предшествовавших исследованию. Группы были сопоставимы по возрасту (соответственно, 23,8±1,82 и 23,9±2,2 лет), полу (все – мужчины) и соответствовали I группе здоровья. Психологическое тестирование проводили с применением шкалы Спилбергера–Ханина с целью оценки степени личностной и ситуативной тревожности. Оценку иммунного статуса осуществляли в НИИ клинической иммунологии с использованием стандартных методологических подходов. Для характеристики состояния здоровья в течение года использованы регистрационные карты анализа иммуноопосредованной патологии. Изучение полученных данных психологического анкетирования выявило, что студенты ЛПФ в сравнении с шестикурсниками ЛПФ демонстрируют большую степень ситуативной и, в особенности, личностной тревожности. Отличия в системе иммунного реагирования между сравниваемыми группами выявлены в отношении параметров, характеризующих как адаптивный, так и врожденный иммунитет. Эти отличия проявлялись в более значимом количестве циркулирующих Т-регуляторных лимфоцитов, менее выраженном литическом потенциале Т-эффекторов, большим количеством TLR9+ моноцитов при снижении доли клеток моноцитарного ряда, несущих HLA-DR у студентов-лечебников в сравнении с их сокурсниками, обучающимися по программе офицеров медицинской службы. Таким образом, период психологической подготовки в медицинском вузе к старту профессиональной деятельности имеет отличия в зависимости от особенностей учебного процесса и более успешен для шестикурсников ВУЦ. У студентов ЛПФ в сравнении с военными студентами-медиками в большей степени выражено психоэмоциональное напряжение, что находит свое отражение в формировании признаков дисрегуляции иммунной системы. Необходима разработка мероприятий для своевременного выявления изменений адаптационного потенциала как психологического, так и иммунологического порядка.

Об авторах

И. И. Андреева

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ

Email: chebotovsergey@mail.ru

д.м.н., доцент, профессор кафедры клинической иммунологии и аллергологии 

Россия, 344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29

Р. Т. Уразмамбетов

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ

Email: chebotovsergey@mail.ru

аспирант кафедры клинической иммунологии и аллергологии 

Россия, 344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29

С. А. Чеботов

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ

Автор, ответственный за переписку.
Email: chebotovsergey@mail.ru

аспирант кафедры клинической иммунологии и аллергологии

Россия, 344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29

Список литературы

  1. Андреевская М.В., Лаба Д.В., Ходулин В.В. Физиологические и психофизиологические аспекты деятельности студентов медицинского вуза // Профилактическая медицина – 2019: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 14-15 ноября 2019 года. Часть 1. СПб.: Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова, 2019. С. 29-33. [Andreevskaya M.V., Laba D.V., Khodulin V.V. Physiological and psychophysiological aspects of the activities of medical university students. Preventive medicine – 2019 : collection of scientific papers of the All-Russian scientific and practical conference with international participation]. St. Petersburg, November 14-15, 2019. Part 1]. St. Petersburg: I.I. Mechnikov Northwestern State Medical University, 2019, pp. 29-33.
  2. Бергис Т.А., Екимова Ю.Н. Особенности стрессоустойчивости студентов медицинского колледжа г. Тольятти // Балканское научное обозрение, 2019. Т. 3, № 2 (4). С. 83- 85. [Bergis T.A., Ekimova Yu.N. Features of stress resistance of students of the Tolyatti Medical College. Balkanskoe nauchnoe obozrenie = Balkan Scientific Review, 2019, Vol. 3, no. 2 (4), pp. 83-85. (In Russ.)]
  3. Бухарина Т.Л., Аверин В.А. Психолого-педагогические аспекты медицинского образования. Екатеринбург: Научно-издательский совет Уральского отделения Российской академии наук, 2002. 405 с. [Bukharina T.L., Averin V.A. Psychological and pedagogical aspects of medical education ]. Yekaterinburg: Scientific and Publishing Council of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 2002. 405 p.
  4. Величковская С.Б. Психологические трудности студентов в учебном процессе и возможности их преодоления // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки, 2018. № 2 (796). С. 212-224. [Velichkovskaya S.B. Psychological difficulties of students in the educational process and the possibilities of overcoming them. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki = Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Education and pedagogical sciences, 2018, no. 2 (796), pp. 212- 224. (In Russ.)]
  5. Городецкая И.В., Коновалова Н.Ю., Захаревич В.Г. Исследование ситуативной и личностной тревожности студентов // Вестник ВГМУ, 2019. Т. 18, № 5. С. 120-127. [Gorodetskaya I.V., Konovalova N.Yu., Zakharevich V.G. The study of situational and personal anxiety of students. Vestnik VGMU = Bulletin of VSMU, 2019, Vol. 18, no. 5, pp. 120-127. (In Russ.)]
  6. Заболотная Г. К вопросу об успешности адаптации студентов медицинского вуза// Ученые записки СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, 2012. Т. XIX, № 4. С. 17-20. [Zabolotnaya G. On the issue of successful adaptation of medical university students. Uchenye zapiski SPbGMU im. akad. I. P. Pavlova = Scientific notes of St. Petersburg State I. Pavlov Medical University, 2012, Vol. XIX, no. 4, pp. 17-20. (In Russ.)]
  7. Зайцева Н.С., Сизякина Л.П. Роль факторов врожденного иммунитета в формировании адаптационных реакций при стрессе // Иммунология, 2021. Т.42, № 3. С. 270-276. [Zaitseva N.S., Sizyakina L.P. The role of factors of innate immunity in the formation of adaptive reactions under stress. Immunologiya = Immunologiya, 2021, Vol. 42, no. 3, pp. 270-276. (In Russ.)]
  8. Зуйкова Е.Г., Бушма Т.В., Липовка А.Ю. Изучение стрессоустойчивости студентов в учебной деятельности // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения, 2019. Т. 14, № 2. С. 759-765. [Zuikova E.G., Bushma T.V., Lipovka A.Yu. Studying the stress resistance of students in educational activities. Zdorovye – osnova chelovecheskogo potentsiala: problemy i puti ikh resheniya = Health is the Basis of Human Potential: Problems and Ways to Solve Them, 2019, Vol. 14, no. 2, pp. 759-765. (In Russ.)]
  9. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2020 году: Государственный доклад. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2021. [On the state of sanitary and epidemiological well-being of the population in the Russian Federation in 2020: State report]. M.: Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare, 2021.
  10. Практикум по психологии состояний; учеб пособие / под ред. проф. О.А. Прохорова. СПб.: Речь, 2004. 480 с. [Workshop on the psychology of states; textbook / ed. Prof. O.A. Prokhorova]. St. Petersburg: Rech, 2004. 480 p.
  11. Прохоренко И.О., Германова В.Н., Сергеев О.С. Стресс и состояние иммунной системы в норме и патологии // Вестник медицинского института «РЕАВИЗ», 2017. № 1. С. 82-90. [Prokhorenko I.O., Germanova V.N., Sergeev O.S. Stress and the state of the immune system in norm and pathology. Vestnik meditsinskogo instituta “REAVIZ” = Bulletin of the Medical Institute “REAVIZ”, 2017, no. 1,pp. 82-90. (In Russ.)]
  12. Тананакина Т.П., Лысенко Е.А., Паринов Р.А. Оценка адаптационных возможностей юношей студентов медицинского вуза, обучаюшихся в разных социально-экономических условиях // Биология и интегративная медицина, 2021. Т. 6, № 53. С. 341-349. [Tananakina T.P., Lysenko E.A., Parinov R.A. Assessment of the adaptive capabilities of young medical university students studying in different socio-economic conditions. Biologiya i integrativnaya meditsina = Biology and Integrative Medicine, 2021, Vol. 6, no. 53, pp. 341-349. (In Russ.)]
  13. Торшин И.Ю., Громова О.А., Лила А.М. Толл-подобные рецепторы как компонент патофизиологии остеоартрита: противовоспалительное, анальгетическое и нейропротекторное действие // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика, 2021. Т. 13, № 4. С. 123-129. [Torshin I.Yu., Gromova O.A., Lila A.M. Toll-like receptors as a part of osteoarthritis pathophysiology: anti-inflammatory, analgesic and neuroprotective effects. Nevrologiya, neyropsikhiatriya, psikhosomatika = Neurology, Neuropsychiatry, Psychosomatics, 2021, Vol. 13, no. 4, pp. 123-129. (In Russ.)]
  14. Хаитов Р.М., Пинегин Б.В., Ярилин А.А. Руководство по клинической иммунологии. Диагностика заболеваний иммунной системы: руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. [Khaitov R.M., Pinegin B.V., Yarilin A.A. Guide to clinical immunology. diagnosis of immune system disorders: a guide for physicians]. Moscow: GEOTAR-Media, 2009.
  15. Dhabhar F.S. Effects of stress on immune function: the good, the bad, and the beautiful. Immunol. Res., 2014, Vol. 58, pp. 193-210.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1. Результаты анкетирования студентов 6 курса ВУЦ и ЛПФ по методике Спилберга–Ханина для определения степени ситуативной тревожности

Скачать (87KB)
3. Рисунок 2. Результаты анкетирования студентов 6 курса ВУЦ и ЛПФ по методике Спилберга–Ханина для определения степени личностной тревожности

Скачать (90KB)

© Андреева И.И., Уразмамбетов Р.Т., Чеботов С.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».