Психическое здоровье преподавателей вузов в условиях пандемии: факторы риска и способы их преодоления

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Цель. Изучение факторов риска нарушения психического здоровья преподавателей вузов и способов их преодоления в условиях пандемии в период вынужденного перехода на дистанционный формат обучения.

Методы. Междисциплинарный психологический и социологический анкетный опрос преподавателей университетов. Единый опросный лист содержал авторские социологические вопросы и вопросы, определяющие степень нервно-психического напряжения. Сбор эмпирического материала проводили с использованием сервиса Google-формы, качественный и количественный анализ ответов преподавателей осуществляли статистическими и интерпретативными методами.

Результаты. К числу факторов риска нарушения психического здоровья можно отнести увеличившуюся трудовую нагрузку, напряжение, вызванное этим явлением, жёсткий контроль за трудовой деятельностью преподавателя со стороны руководства. У 86,1% преподавателей напряжение в период дистанционного формата работы сопровождалось болями в различных областях тела, раздражительностью, бессонницей и др. У 65% преподавателей присутствовала умеренная нервно-психическая напряжённость, а каждый четвёртый (25,2%) испытывал чрезмерное, резко выраженное напряжение. Стресс и напряжение сказались позитивно на деловой активности 20,6% педагогов. Основная часть преподавателей (70%) остались удовлетворёнными своей работоспособностью.

Вывод. Необходимо разработать и реализовать здоровьесберегающую программу профилактики, направленную на повышение продуктивности профессиональной деятельности, личностных ресурсов, формирования психологических приёмов самосохранения, самореализации и самообразования личности преподавателей.

Об авторах

Татьяна Владимировна Рябова

Казанский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: tatry@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-2199-2251
SPIN-код: 7765-8842
Scopus Author ID: 57195770044

кандидат психологических наук, доцент кафедры медицинской и общей психологии и педагогики

Россия, 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, 49

Расиля Галиахметовна Петрова

Казанский государственный медицинский университет

Email: rpetrova@rambler.ru
Россия, 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, 49

Список литературы

  1. Brooks S., Webster R., Smith L. et al. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence. Lancet. 2020; 395 (10 227): 912–920. doi: 10.1016/S0140-6736(20)30460-8.
  2. Holmes E.A., O´Connor R.C., Perry V.H. et al. Multidisciplinary research priorities for the COVID-19 pandemic: a call for action for mental health science. Lancet Psychiatry. 2020; 7 (6): 547–560. doi: 10.1016/S2215-0366(20)30168-1.
  3. Волченкова К.Н. Анализ отношения преподавателей российского вуза к вынужденному дистанту. Вестн. Южно-Уральского гос. ун-та. Серия: Образование. Педагогические науки. 2020; 12 (4): 88–97. [Volchenkova K.N. Analysis of the attitude of Russian University teachers to forced distance learning. Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2020; 12 (4): 88–97. (In Russ.)]
  4. Грунт Е.В., Беляева Е.А., Лисситса С. Дистанционное образование в условиях пандемии: новые вызовы российскому высшему образованию. Перспективы науки и образования. 2020; 5 (47): 45–58. [Grunt E.V., Belyaeva E.A., Lissitsa S. Distance education during the pandemic: new challenges to Russian higher education. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2020; 5 (47): 45–58. (In Russ.)] doi: 10.32744/pse.2020.5.3.
  5. Кубекова А.С., Шагина И.Р., Смахтина Т.А. Дистанционная работа в медицинском университете: гендерные различия преподавателей вуза. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020; 11 (1): 62–65. [Kubekova A.S., Shagina I.R., Smakhtina T.A. Distance work at a medical university: gender differences of University teachers. Gumanitarnye, sotsial’no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2020; 11 (1): 62–65. (In Russ.)]
  6. Всемирная организация здравоохранения. Психическое здоровье. 2020. https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/mental-health-strengthening-our-response (дата обращения: 05.01.2021). [World Health Organization. Mental health: strengthening our response. 2020. https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/mental-health-strengthening-our-response (access date: 05.01.2021) (In Russ.)]
  7. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер. 2009; 336 с. [Vodop’yanova N.E. Psychodiagnostics of stress. SPb.: Piter. 2009; 336 р. (In Russ.)]
  8. Донских О.А. Новая нормальность. Высшее образование в России. 2020; 29 (10): 56–64. [Donskikh O.A. The new normal. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020; 29 (10): 56–64. (In Russ.)]
  9. Oducado R.M.F., Rabacal J.S., Moralistf R.B., Tamdang K.A. Perceived stress due to COVID-19 pandemic among employed professional teachers. Intern. J. Education Res. Innovat. (IJERI). 2021; 15: 305–316. In press (access date: 05.01.2021).
  10. Hagger M.S., Keech J.J., Hamilton K. Managing stress during the coronavirus disease 2019 pandemic and beyond: Reappraisal and mindset approaches. Stress and Health. 2020; 36 (3): 396–401. doi: 10.1002/smi.2969.
  11. Akour A., Al-Tammemi A.B., Barakat M. et al. The impact of the COVID-19 pandemic and emergency distance teaching on the psychological status of University teachers: A cross-sectional study in Jordan. Am. J. Tropical Med. Hygiene. 2020; 103 (6): 2391–2399. doi: 10.4269/ajtmh.20-0877.
  12. Blanco C., Wall M.V., Olfson M. Psychological aspects of the COVID-19 pandemic. J. General Intern. Med. 2020; 35 (9): 2757–2759. doi: 10.1007/s11606-020-05955-3.
  13. Uji M. Discussing the impact of COVID-19 on mental health from a psychological perspective. Psychology. 2020; 11: 1005–1008. doi: 10.4236/psych.2020.117065.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Изменения в состоянии здоровья у преподавателей в период дистанционного формата обучения

Скачать (90KB)

© Рябова Т.В., Петрова Р.Г., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».