Структура и функции звукового кода в «Записках охотника» И. С. Тургенева
- Авторы: Неминущий А.Н.
- Выпуск: Том 16, № 3 (2018)
- Страницы: 50-64
- Раздел: Статьи
- URL: https://ogarev-online.ru/1026-9479/article/view/294397
- DOI: https://doi.org/10.15393/j9.art.2018.5301
- ID: 294397
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследователи творчества И. С. Тургенева на сегодняшний день накопили значительный опыт изучения и интерпретации семантики различных компонентов художественного мира писателя. В течение долгого времени основное внимание было сконцентрировано на проблемах выявления особенностей воссоздания героев и персонажей тургеневской прозы. Вместе с тем во второй половине XX в. значительные усилия предпринимались для определения места и функций пространственно-временной организации, ее визуального (в том числе колористического) сегмента, а также особенностей сферы ольфакции. Однако роль звуковой партитуры в границах поэтики Тургенева изучалась только эпизодически. Между тем звуковой код в цикле «Записки охотника» имеет большое значение. Структура данного компонента общей картины мира представляет собой несколько уровней, внутри которых присутствует определенная иерархия. На природном уровне доминируют звуки фауны с преобладанием голосов птиц, что транслирует семантику воздушной стихии и свободы. Шумовой элемент изображенной флоры строится на пантеистических принципах с акцентом на эстетизацию и метафоризацию. В рамках социального звукового кода особое место занимает культурная парадигма с четко выделенным музыкальновокальным рядом, который складывается в особый сюжет с кульминацией в рассказе «Певцы». Наконец, ряд «мистических» звуков дополняет сложную картину национального космоса, каким его воспринимает и изображает Тургенев в своем прозаическом цикле.
Ключевые слова
Об авторах
Аркадий Николаевич Неминущий
Автор, ответственный за переписку.
Email: arkadij05@inbox.lv
Латвия
Список литературы
- Ачкасова Г. Л. Диалог искусств как способ раскрытия художественной индивидуальности писателя: союз слова и музыки в творчестве И. С. Тургенева // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2011. — № 6. — С. 353–357.
- Беляева И. А. Система жанров в творчестве И. С. Тургенева. — М.: МГПУ, 2005. — 252 с.
- Бурштинская Е. А. Цвет как аспект литературного портрета в художественной прозе И. С. Тургенева: автореф. дис. … канд. филол. наук. — Череповец, 2000. — 18 с.
- Быкова О. С. Народные песни в «Записках охотника» и повести «Затишье» И. С. Тургенева // Русская речь. — 2018. — № 1. — С. 107–114.
- Гареева Л. Н. Функции пейзажа в романах И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» и «Накануне» // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. — Воронеж, 2012. — № 1. — С. 33–39.
- Зыховская Н. Л. Запах как принцип «художественного досье» в прозе Тургенева // Путь науки. — Волгоград, 2014. — № 6. — С. 63–65.
- Зыховская Н. Л. Ольфакторий русской прозы XIX века: дис. … д-ра филол. наук. — Екатеринбург, 2016. — 518 с.
- Кошелев B. А. Эффект охотника в русской словесности середины XIX века // И. С. Тургенев. Новые исследования и материалы. — М.; СПб.: Альянс-Архео, 2009. — С. 95–111.
- Кривонос В. Ш. Мотив стука в поэтике И. С. Тургенева // Известия Академии наук. Серия литературы и языка. — 2000. — Т. 59. — № 5. — С. 32–37.
- Кузнецова Е. Своеобразие авторской позиции в цикле очерков И. С. Тургенева «Записки охотника» // Исследователь / Researcher. — М.: МПГУ, 2013. — № 3—4. — С. 296–314.
- Логутова Н. В. Поэтика пространства и времени романов И. С. Тургенева: дис. … канд. филол. наук. — Кострома, 2002. — 201 с.
- Макарова Е. В. Художественное пространство в книге рассказов «Записки охотника» И. С. Тургенева // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2011. — Т. 17. — № 3 — С. 179–182.
- Петерс А. Роль и функции русской народно-лирической песни в «Записках охотника» И. С. Тургенева // Документальное и художественное в литературном произведении: межвуз. сб. науч. тр. — Иваново, 1994. — С. 18–25.
- Плесканюк Т. Н. Номинация цвета в описаниях природы И. С. Тургенева // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. — 2015. — № 3 [Электронный ресурс]. — URL: http://scipress.ru/ philology/articles/nominatsiya-tsveta-v-opisaniyakh-prirody-is-turgeneva. html (02.07.2018).
- Плесканюк Т. Н. Звук и цвет в пейзажах И. С. Тургенева // Слово, высказывание, текст. Сб. науч. тр. I Международной научно-практической конференции. Нижегородский институт управления РАНХиГС. — Нижний Новгород, 2015. — С. 53–56.
- Рогачева Н. А., Хуэйсинь Цзи. Язык запаха в повести И. С. Тургенева «Вешние воды» // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. — 2017. — Т. 3. — № 3. — С. 80–93.
- Толоконникова И. В. Творческий путь И. С. Тургенева. — М.: МГУ, 2017. — 84 с.
- Топоров В. Н. Странный Тургенев (Четыре главы). — М.: РГГУ, 1998. — 192 с.
- Турбанов И. С. Поэтика видения в творчестве И. Тургенева // Эволюция форм художественного сознания в русской литературе (опыты феноменологического анализа): сб. науч. тр. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. — С. 198–232.
- Фуникова С. В. Проблема полижанровости в «Записках охотника» И. С. Тургенева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2015. — № 3 (45). — Ч. III. — С. 176–179.
Дополнительные файлы



