Поэтика уподобления в русской агиографии: Александр Ошевенский vs Алексей человек Божий
- Авторы: Пигин А.В.1
-
Учреждения:
- Карельский научный центр, Российская академия наук
- Выпуск: Том 19, № 1 (2021)
- Страницы: 39-54
- Раздел: Статьи
- URL: https://ogarev-online.ru/1026-9479/article/view/285240
- DOI: https://doi.org/10.15393/j9.art.2021.8642
- ID: 285240
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье предложен сравнительный анализ двух агиографических памятников — древнерусского Жития Александра Ошевенского (XVI в.) и византийского Жития Алексея человека Божия, известного на Руси уже с домонгольской эпохи. Автор обосновывает гипотезу о том, что Алексей человек Божий послужил одним из агиографических прототипов для Александра Ошевенского. Впервые на связь этих святых указал известный русский агиолог Никодим (Кононов), включив в со- чиненный им в 1897 г. акафист Александру Ошевенскому хайретизм
«Радуйся, Алексию человѣку Божию единодушниче!». Ассоциацию с Алексеем человеком Божиим вызывает мирское имя Александра Оше- венского — Алексей (святой родился 17 марта, в день памяти «человека Божия»); жития роднят общие агиографические топосы, текстуальная близость плачей матерей и т. д. Сходны и сами судьбы этих персонажей, покинувших своих родных, но затем вернувшихся к ним: один — как юродивый, другой — как монах. При этом семейная тема решена в двух житиях по-разному: если «Божий человек» остается безучастным к горю родных, то Александр Ошевенский изображается одновременно как идеальный монах и как любящий сын. В статье Житие Александра Оше- венского рассмотрено также в контексте других памятников древнерус- ской литературы.
Ключевые слова
Об авторах
Александр В. Пигин
Карельский научный центр, Российская академия наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: av-pigin@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9306-1421
доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник
Россия, ПетрозаводскСписок литературы
- Адрианова В. П. Житие Алексея человека Божия в древней русской литературе и народной словесности. Пг.: Тип. Я. Башмаков и Кº, 1917. VIII, 518 с.
- Адрианова-Перетц В. П. Очерки поэтического стиля Древней Руси. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947. 188 с.
- Берман Б. И. Читатель жития (Агиографический канон русского средневековья и традиция его восприятия) // Художественный язык средневековья. М.: Наука, 1982. С. 159–183.
- Дмитриева Р. П. Сказание о князьях владимирских. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1955. 216 с.
- Иванов С. А. Блаженные похабы: культурная история юродства. М.: Языки славянских культур, 2005. 448 с.
- Карбасова Т. Б. О Пространной редакции Жития Александра Оше- венского // Прошлое Новгорода и Новгородской земли: материалы научной конференции 11–13 ноября 1997 года. Новгород, 1997. С. 93–95.
- Карбасова Т. Б. Святцы 1646 г.: памяти русских святых // Русская аги- ография: Исследования. Материалы. Публикации. СПб.: Пушкинский Дом, 2011. Т. 2. С. 249–301.
- Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: Тип. Грачева и Кº, 1871. 466, IV, III с.
- Никодим (Кононов), архим. Олонецкий патерик. Петрозаводск: Оло- нецкая губ. тип., 1910. 72 с.
- Охотникова В. И. Псковская агиография XIV — XVII вв. СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. Т. 2. 771 с.
- Панченко О. В. Поэтика уподоблений: (к вопросу о «типологическом» методе в древнерусской агиографии, эпидейктике и гимнографии) // Труды Отдела древнерусской литературы. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. Т. 54. С. 491–534.
- Пигин А. В. Житие Александра Ошевенского в редакциях XIX века // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. Вып. 11. С. 27–41 [Электронный ресурс]. URL: https://poetica.pro/files/ redaktor_pdf/1430991268.pdf doi: 10.15393/j9.art.2013.368 (17.09.2020).
- Пигин А. В. Пространная редакция Жития Александра Ошевенского // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации. СПб.: Пушкинский Дом, 2017. Т. 3. С. 206–309.
- Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб.: Акрополь, 1995. 334 с.
- Руди Т. Р. О композиции и топике житий преподобных // Труды От- дела древнерусской литературы. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. Т. 57. С. 431–500.
- Руди Т. Р. «Живые мертвецы» древнерусских житий (из истории аги- ографической топики) // Текст и традиция: альманах. СПб.: Росток, 2016. Вып. 4. С. 7–18.
- Сиренов А. В. Степенная книга и русская историческая мысль XVI– XVIII вв. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2010. 545 с.
- Шаляпин С. О., Романенко Е. В. Александр Ошевенский // Право- славная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. Т. 1. С. 530–532.
- Яхонтов И. Жития св. севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань: Тип. Казанского ун-та, 1881. 377 с.
- Pigin A. On Some Sources of the Life of Alexander Oshevensky (The Theme of the Family in the Hagiography) // Scrinium: Journal of Patrology and Critical Hagiography. 2015. Vol. 11. Pp. 281–294.
Дополнительные файлы
