Мотив блудного сына в сюжете романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева»
- Авторы: Ковалева Т.Н.1
-
Учреждения:
- Пятигорский государственный университет
- Выпуск: Том 19, № 2 (2021)
- Страницы: 301-325
- Раздел: Статьи
- URL: https://ogarev-online.ru/1026-9479/article/view/284447
- DOI: https://doi.org/10.15393/j9.art.2021.9582
- ID: 284447
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена исследованию рецепции и трансформации сюжета евангельской притчи о блудном сыне в романе И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева». В структуре романа «Жизнь Арсеньева» обнаружи ваются основные события притчи о блудном сыне: уход из родительско го дома — отпадение от Бога; искушения плоти и духа, распутная жизнь, состояние «духовного блуда», духовная смерть; покаяние; возвращение в родительский дом — к Богу, в Дом Отца Небесного. Одним из пово ротных событий жизни главного героя романа «Жизнь Арсеньева» яв ляется его уход из отчего дома, отличающийся от ухода героя евангельской притчи. Алексей Арсеньев уходит из родного дома не как блудный сын: в его душе сильны искания высших смысла и цели жизни, в его душе с детства живет чувство Бога. Однако юношеская жажда славы и на слаждения жизнью приводит к забвению героем Отца Небесного и по гружению в греховную жизнь. Ключевыми мотивами в описании рас путной жизни героя являются мотивы чувственности, искушения, со блазна, вожделения, падения, греха, измены, прелюбодеяния. Распутная жизнь Арсеньева и стала главной причиной разрушения его отношений с Ликой и ее разрыва с ним. Важнейшее событие евангельской притчи о блудном сыне — раскаяние в своих грехах, покаяние перед отцом и перед Богом — предстает в романе Бунина в трансформированном виде. Поскольку в юности глубокого раскаяния в греховной жизни и покаяния перед Богом Арсеньев еще не пережил, воскресение души и возвращение в Дом Отца Небесного были невозможны. Бунин показывает, что для истинного покаяния и окончательного возвращения нужна будет целая жизнь, и оставляет героя на пути к Богу. В романе Бунина «Жизнь Арсе ньева» в наиболее полном виде воссозданы такие события евангельской притчи о блудном сыне, как уход из родительского дома и распутная жизнь, духовная смерть; в сложном трансформированном виде — со бытия раскаяния, покаяния и возвращения к Богу, занявшие всю остав шуюся жизнь героя.
Об авторах
Т. Н. Ковалева
Пятигорский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: tatjana_kovaleva@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0064-7600
кандидат филологических наук, доцент кафедры словесности и педагогических технологий филологического образования
Россия, ПятигорскСписок литературы
- Антоний Сурожский, митрополит. О блудном сыне // Проповеди и бе седы. Париж, 1976 [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravoslavie. ru/authors/387.htm (12.03.2020).
- Бердникова О. А. «Так сладок сердцу Божий мир»: творчество И. Бу нина в контексте христианской духовной традиции. Воронеж: Воро неж. обл. тип. — издво им. Е. А. Болховитинова, 2009. 272 с.
- Габдуллина В. И. Мотив блудного сына в произведениях Ф. М. Досто евского и И. С. Тургенева. Барнаул: БГПУ, 2006. 132 с.
- Габдуллина В. И. «Блудные дети, двести лет не бывшие дома»: еван гельская притча в авторском дискурсе Ф. М. Достоевского. Барнаул: Концепт, 2008. 304 с.
- Габдуллина В. И. Мотив возвращения блудного сына в романах И. С. Тургенева // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: Издво ПетрГУ, 2013. Вып. 11. С. 135–150 [Электронный ресурс]. URL: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1431453792.pdf (30.03.2020). doi: 10.15393/j9.art.2013.376
- Габдуллина В. И. Мотив блудного сына в произведениях Ф. М. Достоев ского и И. С. Тургенева: в контексте притчи о блудном сыне // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015. №. 2. С. 44–51.
- Деменева К. А. «Станционный смотритель» А. С. Пушкина и «Старший сын» А. В. Вампилова в контексте притчи о блудном сыне // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015. № 2. С. 44–51.
- Есаулов И. А. Пасхальность русской словесности. М.: Кругъ, 2004. 560 с.
- Есаулов И. А. О cокровенном смысле «Станционного смотрителя» А. С. Пушкина // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: Изд во ПетрГУ, 2012. Вып. 10. С. 25–31 [Электронный ресурс]. URL: https:// poetica.pro/files/redaktor_pdf/1457947949.pdf (30.03.2020). DOI: 10.15393/ j9.art.2012.336
- Захаров В. Н. Проблемы исторической поэтики. Этнологические аспекты. М.: Индрик, 2012. 264 с.
- Захаров В. Н. Идея этнопоэтики в современных исследованиях // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: Издво ПетрГУ, 2020. Т. 18. № 3. С. 7–20 [Электронный ресурс]. URL: https://poetica.pro/files/ redaktor_pdf/1593805089.pdf (30.03.2020). doi: 10.15393/j9.art.2020.8382
- Ковалева Т. Н. Путь по воле Бога в романе И. А. Бунина «Жизнь Арсе ньева» // Проблемы исторической поэтики. 2017. Т. 15. № 2. С. 127–140 [Электронный ресурс]. URL: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1499089355. pdf (30.03.2020). doi: 10.15393/j9.art.2017.4381
- Ковалева Т. Н. Мотивы исканий смысла бытия в сюжете романа И. А. Бу нина «Жизнь Арсеньева» // Проблемы исторической поэтики. 2020. Т. 18. № 1. С. 276–294 [Электронный ресурс]. URL: https://poetica.pro/files/ redaktor_pdf/1583139511.pdf (30.03.2020). doi: 10.15393/j9.art.2020.7342
- Мальчукова Т. Г. Евангельская притча о блудном сыне и ее интерпре тация в творчестве А. С. Пушкина // Мальчукова Т. Г. Античные и хри стианские традиции в изображении человека и природы в творчестве А. С. Пушкина. Петрозаводск: Издво ПетрГУ, 2007. 350 c.
- Пращерук Н. В. «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий»: традиции православия в жизни Алексея Арсеньева // Метафизика И. А. Бунина: сб. науч. тр., посвя щенный творчеству И. А. Бунина. Воронеж: НаукаЮнипресс, 2011. Вып. 2. С. 7–15.
- Пращерук Н. В. Духовное измерение жизни человека: репутация Бу нинахудожника и реальность текста // Филологический класс. 2019. № 2 (56). С 73–77.
- Радь Э. А. Притча о блудном сыне: христианский канонический мета сюжет и литературное творчество // Фундаментальные исследования. 2013. № 11. С. 598–604.
- Радь Э. А. История «блудного сына» в русской литературе. Модифи кации архетипического сюжета в движении эпох. М.: Флинта: Наука, 2014. 364 с.
- Середенко И. И. Архетип блудного сына в произведениях русских классиков // Культура и текст. 2005. № 9. С. 16–22.
- Тюпа В. И. Притча о блудном сыне в контексте «Повестей Белкина» как художественного целого // Болдинские чтения. Горький: ВолгоВятское кн. издво, 1983. С. 67–81.
- Феофан Затворник. Мысли на каждый день года [Электронный ресурс]. URL: http://kostino.orthodoxy.ru/feofan1.htm (30.03.2020).
- Чернов А. В. Архетип «блудного сына» в русской литературе XIX века // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: ПетрГУ, 1994. Вып. 3. С. 151–158 [Электронный ресурс]. URL: https://poetica.pro/journal/article. php?id=2378 (12.03.2020). doi: 10.15393/j9.art.1994.2378
- Черюкина Г. Л. Литературные версии притчи о блудном сыне в рома нах «Некуда» Н. С. Лескова и «Обрыв» И. А. Гончарова // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск; СПб.: Алетейя, 2011. Вып. 9. С. 114–125 [Электронный ресурс]. URL: https://poetica.pro/files/ redaktor_pdf/1430307204.pdf (12.03.2020). doi: 10.15393/j9.art.2011.309
- Чистяков Г. П. Над строками Нового Завета. М.: Истина и жизнь, 2002. 337 с.
Дополнительные файлы
