Диалог теологии и права в российской науке и образовании
- Авторы: Грязнова Е.В.1
-
Учреждения:
- Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
- Выпуск: № 4 (2024)
- Страницы: 186-191
- Раздел: Научные сообщения
- URL: https://ogarev-online.ru/1026-9452/article/view/260994
- DOI: https://doi.org/10.31857/S1026945224040177
- ID: 260994
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Теология в отечественном образовании все больше укрепляет свои позиции, претендуя на междисциплинарный статус. Получают развитие такие направления, как теологическая антропология, теологическая психология, правовая и политическая теология и т. д. Распространение теологии в светских вузах страны сталкивается с рядом трудностей, связанных со спецификой интеграции светского и религиозного образования и науки. Особой точкой пересечения является диалог права и теологии на базе светских вузов. Автор статьи анализирует возможность и актуальность перехода от исторического диалога этих двух основных регуляторов общественной жизни и типов познания к разработке и внедрению конкретных образовательных программ подготовки юристов и правоведов на базе не только юридических, но и теологических знаний с учетом современной политико-правовой ситуации в России и мире. Особенно важно учесть специфику именно российской православной культуры с ее богатейшим опытом духовно-просветительской практики и позитивной зарубежный опыт интеграции теологии и права в системе образования.
Ключевые слова
Полный текст
Взаимодействие светской науки и теологии имеет достаточно богатую историю как в мировой практике, так и в России. Сам термин «теология» (греч. Теос – Бог; Логос – Слово, учение) в большей степени употребляется в зарубежной практике, тогда как для России традиционно использовалось понятие «богословие». В самом общем виде смысловая нагрузка не отличается и обозначает знание, познание, слово о Боге.
При включении данного вида знания в России в перечень научных специальностей термин «теология» оказывается более точным и исторически оправданным. Дело в том, что теология обозначает отрасль научного знания и научных образовательных дисциплин еще со времен первых европейских университетов, зародившихся в XII–XIII вв., что и приобрело определенную традиционность.
Теология, как и богословие, имеет ряд специфических особенностей. Во-первых, это знание может быть акцентировано на различных аспектах. Скажем, для верующего человека богословие будет нести смысл созерцания, осмысления, понимания, включения в религиозную практику. Для служителя церкви важен аспект учения о церкви, ее традициях и законах. Для ученого интерес представляют священные тексты, источники, знания о религии как культурно-социальном феномене и т. д. Во-вторых, теология может иметь определенные соотношения с научным знанием, светскими институтами общества. В-третьих, в современном научном пространстве теология может приобретать определенные направления, связанные не только с конфессией, но непосредственно со светской наукой. Так, сегодня получают развитие такие направления, как теологическая антропология, теологическая психология, правовая и политическая теология и т. д.
Исторически теология и наука представляют собой разные способы познания мира, как мифология, философия, искусство. Если разграничивать сферы познания между этими видами мировоззрений, то мифологию можно представить, как освоение, познание мира на основе символов, т. е. символическое мировоззрение. Искусство можно обозначить как образное мировоззрение, религия предстает как догматическое мировоззрение, философия – концептуальное, а наука – номологическое. Если сравнивать религиозный и научный способы познания мира, то окажется, что они противоположны. Религия свое знание не доказывает, она основана на догмах и вере. Наука же – это в первую очередь доказательство существования законов, получаемое в ходе накопленных фактов и эксперимента.
Теология в том случае, если она трактуется в узком смысле, не может претендовать на научный статус. Однако теология в современном понимании получает научный статус именно в силу того, что она имеет свой взгляд на познание мира как целостное знание.
Если воспользоваться укрупненной типологией научного знания, то можно видеть, что оно делится на четыре большие группы. Гуманитарное знание – науки о человеке, обществознание – науки об обществе, технознание – науки о технике и естествознание – науки о природе. Наука о Боге не находит себе отдельного места. Похожая ситуация до сих пор существует и в философии. Несмотря на то, что ее относят чаще к гуманитарным знаниям, она имеет более широкий спектр. Скажем, социальная философия, философия природы, философия религии, философия техники, философия математики и т.д. 1 Теология, аналогично философии признается в качестве знания гуманитарного, но, как и философия имеет спектр познания гораздо шире.
Вероятно, следует исходить из сущности самого человека как создателя всего научного знания. Его природа в научном дискурсе обозначается как двойственная, биосоциальная. Наступает время, когда назрела необходимость говорить о тройственной человеческой сущности, добавляя к ней такое явление, как духовность 2. Социальность вбирает в себя и социум и всю сферу искусственного, которая создана человеком как существом социальным, включая технику и культуру в целом. Как бы мы не пытались ограничить научное знание от знания духовного, сделать науку строгой и четкой, она всегда будет иметь плавающие границы, где есть непознанное, необъяснимое, одухотворенное. Даже психология как наука, получившая в свой арсенал научные методы, до сих пор не может объяснить многие явления человеческой души, субъективной реальности, сознания и т.д. 3
Очевидно, что теология нужна современному научному знанию как недостающий элемент в изучении сущностей, которые ускользают от его методов и принципов, не поддаются визуализации и эксперименту, но они есть и требуют участия человека в их познании, однако с иными инструментами и подходами. Человек становится сегодня предметом изучения всего комплекса научного знания. Сложнейшие технические объекты изучаются как человеко-технические системы, культура как ноосферная система и т. д. Особую позицию начинает занимать и правовая наука.
Право как и теология имеет богатую историю развития. В основе многих концепций права лежат ценности, сформированные в рамках религиозной и теологической мысли. Современные исследователи делают акценты на тесной исторической взаимосвязи теологии и права, ссылаясь на источники различных лет как отечественных, так и зарубежных авторов 4.
Современные тенденции все в большей степени направлены на то, чтобы поднять право на более высокий цивилизованный уровень, основа которого социально-антропологический диалог. И в этом случае союз теологии и права более чем оправдан. Этот союз должен приобрести новые формы развития на очередном витке цивилитарного права 5.
Многих исследователей соотношения теологии и права как видов научного знания интересуют вопросы происхождения основ юриспруденции именно как религиозных постулатов. Например, ветхозаветная заповедь «Не убий» легла в основу уголовных кодексов разных стран. Убийство в религиозном мировоззрении считается одним из самых страшных грехов. Эта позиция прослеживается и в правовой системе, когда за подобное преступление следует наказание вплоть до смертной казни. В принципе религиозные догматы направлены против проявления любого вида насилия над личностью. Именно эта идея реализуется и в нормах закона. И вновь, возвращаясь к природе человека, возникает вопрос о том, что останавливает человека от убийства себе подобных: природа, общество или Бог? Иными словами, можно ли утверждать, что для воспитания в человеке чувства ответственного отношений к жизни ближнего достаточно только формирование правового сознания в социуме в рамках системы правового образования. Скорее всего нет. Исторически, из поколения в поколение страх перед данным грехом формировался в сознании человека гораздо раньше появления правовых государственных норм. Именно страх перед божественной карой служит мерой пресечения даже мыслей об убийстве для верующего человека. В обществе данная острастка передается на уровне обыденного сознания даже в среде, не имеющей непосредственного отношения к какой-либо религии.
Моральные религиозные нормы как важнейшая составляющая духовной жизни человека передаются в процессе социализации на всех ее уровнях и видах. Если для человека не юридической профессии они закрепляются именно как постулаты духовно-нравственного воспитания в семье, образовательных организациях, профессиональных сообществах и т. д., то для юриста они приобретают более глубокий смысл, так как он их понимает как природные, духовные и социальные нормы на единой основе. Приятно осознавать, что привитие морально-нравственных качеств является одним из приоритетных векторов в воспитании молодежи 6.
Человек, который выбирает свою профессию в сфере юриспруденции, должен понимать, что как бы близки по сути не были религиозные заповеди, законы природы и законы, принимаемые в обществе – они в своем проявлении различны по мере их реализации. Как, например, определить справедливость государственных законов? Относительно чего должно происходить определение этой справедливости? Таким морально-нравственным образцом, в соответствии с которым человечество формирует основы позитивного права, и выступают религиозные нормы.
Однако достаточно часто мы сталкиваемся с ситуациями, когда одно и тоже действие расценивается совершенно различными способами в системе законов природы, человека и Бога. Закон природы иногда вынуждает человека пойти на преступление в силу защиты своих интересов, прав, свободы, жизни, наконец. Но при этом его действия зачастую вступают в противоречие с законом Божиим и законом государственным. Чаще всего реальное наказание все же исходит от общества и государства, которые не всегда могут вынести справедливый вердикт. Например, превышение мер самообороны, порой доказать проще, чем опровергнуть. В частности, Гражданский кодекс РФ не определяет понятие самозащиты, а лишь указывает на условия, при которых она может быть применена 7.
Если следовать закону «Не убий», то человек не должен оказывать сопротивление насилию, а смириться и надеяться на милость Божию, которая укажет путь к спасению. Однако в экстремальных ситуациях человек проявляет свои природный качества, например, инстинкт самосохранения. Скажем мать, защищающая своего ребенка, способна забыть не только о заповедях, но и о нормах закона и права, даже если она ими прекрасно владеет. Но осуждать ее поступок будет общество, которое предъявит ей реальное обвинение или оправдание. Вот это «или» и есть тонкая грань между тремя видами законов и тремя видами ответственности. Осмысляя эти сложнейшие правовые проблемы, протоиерей Т. Фетисов приводит цитаты из лекций проф. Т. В. Черниговской: «Таким образом, все решения, акты воли происходят не в нравственном сознании личности, а в сфере малоизученных природных потенций мозга, который, как утверждается, способен даже вводить в заблуждение сознание, создавая у человека иллюзорное представление о самостоятельности в выборе принятых к руководству умозаключений» 8.
Основной правотворчества является диалектика добра и зла. Объяснить зло и его природу можно с разных позиций 9. Следовательно, и меры его пресечения будут разными. Так, согласно Ветхому Завету: «око за око, зуб за зуб», но уже в Новом Завете иная парадигма: не противиться злу. Чтобы противостоять злу не противясь ему, надо знать его природу и сущность. Об этом может рассказать именно теология.
Не случайным оказывается активное обсуждение внесения поправок в Конституцию РФ, связанных с верой и Богом 10. Результаты этой дискуссии важны для дальнейшей судьбы нашей страны. От конечного результата будет зависеть развитие не только политической и экономической, но и духовной сферы общества.
Считаем, что юрист как профессионал должен владеть знаниями обо всех видах законов, а не только государственных. Он должен понимать их диалектику и возможные противоречия, уметь ориентироваться в возникающих проблемах и предупреждать их появление. Если естественное, гражданское, государственное право изучаются на юридических факультетах, то с теологическим правом (в силу забвения в прошлом теологии в нашей стране) дела обстоят сложнее. Здесь на первый план выходит значимость меж- дисциплинарного подхода в обучении будущего юриста. Немаловажную роль играет система мониторинга качества образования выпускников вузов, которая является динамичной и адаптационной системой и позволяет реализовать принцип междисциплинарности 11.
Действительно, для понимания законов и правовых норм, и самое главное их правильного (по справедливости) толкования и применения, юрист должен их освоить не только на уровне научного знания, но и как теологических категорий, т. е. принять и почувствовать, как высшую данность. Особенно важна такая способность на стадии законотворчества. Этому надо учиться и приобретать именно теологические знания о праве 12.
Каким же образом мы можем готовить квалифицированного специалиста-юриста со знанием духовно-ценностного мира человека в постоянно изменяющихся условиях отечественного образования? Современная ситуация, происходящая в мире вокруг нашей страны, диктует тренд «отмежевания» от всего западного, в том числе, в сфере образования 13. Об этом говорят намерения отказаться от болонской модели, в свое время акцептированной отеческим образованием без учета отечественных традиций и менталитета 14. В этой связи автор статьи полагает, что на данном этапе возможно отказаться от изживших себя, старых моделей западного образования, учитывая и положительный опыт. О чем же здесь идет речь в свете возрождения в российском образовательном пространстве диалога теологии и права? Дело в том, что у многих западных высших учебных заведений есть опыт признания «двойных» степеней по теологии и праву. Приведем несколько примеров.
Университет Эмори (Emory University, Атланта, США) в рамках юридического и теологического факультетов предлагает выпускникам двойные степени: либо магистра богословия, либо магистра богословских исследований, а также степень доктора юридических наук. Кандидат по этой программе одновременно поступает в юридический и теологический факультеты, выполняя требования для получения обеих степеней за пять лет (вместо шести лет, если получать степени отдельно) 15.
Австралийский католический университет выпускает бакалавров теологии / бакалавров права. Цитата на официальном сайте университета гласит: «Сочетая юриспруденцию со степенью богословия, вы будете готовы встать на защиту нуждающихся людей и причин, по которым это имеет значение. Эта уникальная двойная степень обеспечивает юридическое образование, основанное на христианских ценностях, и образование в области богословия, ориентированное на профессиональные ценности и юридическую практику» 16.
Всемирно известный Йельский университет (Нью Хейвен, США) в рамках богословского факультета (Yale Divinity School) предлагает объединенную степень по религии и праву (Joint Degree in Religion and Law): «Студентам, интересующимся пересечением религии, политики, этики и государственной политики, предлагается пройти совместную программу получения степени, предлагаемую Йельской школой богословия и Йельской школой права. По мере того как религия в общественной жизни и вопросы социальной справедливости, основанные на религиозных убеждениях, становятся все более и более важными в нашей общественной жизни, интеграция исследований как в области права, так и в области религии обеспечивает уникальную основу для обеих дисциплин» 17.
Этот западный опыт может быть перенят в качестве «положительного» в виде временной, переходной модели. И, если такая модель со временем покажет свою состоятельность, она может из статуса «временной» и «переходной» перейти в ранг традиционной и постоянной. В связи с тем, что в отечественной системе в рамках одной образовательной организации пока не существует факультетов по теологии и праву (или хотя бы кафедр), речь может идти о сетевом сотрудничестве образовательных организаций с профильными факультетами (кафедрами).
На примере Нижегородской области это может выглядеть следующим образом. С 2004 г. в Мининском университете (Н. Новгород) существует кафедра философии и теологии. С 2019 г. на базе кафедры действует магистратура по теологии (профиль Православная теология). Уникальность магистерской образовательной программы состоит в интеграции теологических знаний и опыта научно-исследовательской деятельности в данной сфере. Одним из сильнейших юридических вузов региона является Российский государственный университет правосудия (Н. Новгород). Такие структурные подразделения вуза, как кафедра теории и истории права, государства и судебной власти, кафедра государственно-правовых дисциплин, кафедра гражданского права, кафедра уголовного права и др. говорят о глубокой подготовке специалистов юридического направления. Таким образом, сотрудничество двух высших школ с богатым опытом и традициями по теологии и праву на территории одного субъекта Российской Федерации может стать сильнейшим образовательным кластером, выпускающим специалистов со знанием духовных основ и законов развития человека и общества в сочетании с знаниями позитивного права.
1 См.: Грязнова Е. В. Предмет философии науки // NB: Философские исследования. 2013. № 6. С. 514–529; Gryaznova E. V., Vorokhobov A. V., Goncharuk A. G. et al. Antimetaphysical Strategies in the Western European Philosophy of the Modern Times // Сooperation and Sustainable Development: Conference proceedings, Моscow, 15–16 декабря 2020 года. Cham, 2022. Pp. 479–486. DOI: 10.1007/978-3-030-77000-6_57; Gryaznova E. V., Treushnikov I. A., Goncharuk A. G. The role of information culture in the formation of a cultural ideal // Perspectives of Science and Education. 2020. No. 1(43). Pp. 379–388. DOI: 10.32744/pse.2020.1.27
2 См.: Грязнова Е. В. Информационное взаимодействие в образовании: прогресс или регресс? // Философия и культура. 2012. № 7 (55). С. 123–129.
3 См.: Дубровский Д. И. Еще раз о сознании, бессознательном и о «революционной» теории в психологии // Вопросы философии. 2020. № 7. С. 78–81. DOI: 10.21146/0042-8744-2020-7-78-81; Дубровский Д. И., Булов И. Ю. Сознание. Проблемы и перспективы междисциплинарных исследований (Круглый стол «Проблема сознания: возможности исследования» МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, 28 января 2019 г.) // Философские науки. 2020. Т. 63. № 2. С. 144–159. DOI: 10.30727/0235-1188-2020-63-2-144-159
4 См.: Батиев Л. В. Право как предмет теологии в трактате Ф. Суареса de legibus AC DEO legislatore // Философия права. 2022. № 1 (100). С. 29–33; Гиряева В. Н. 2011.04.006. Велькер М. Теология и право. Welker M. Theologie und Recht // der Staat. B., 2009. H. 2. S. 573– 585 // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4: Государство и право. 2011. № 4. С. 23–26; Фоминская М. Д. Идея достоинства личности и прав человека в христианской правовой мысли: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2021.
5 См.: Армашова А. В. Высшее юридическое образование в России в рамках болонской системы: проблемы внедрения // Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений: XV Междунар. науч. конф. Доклады и материалы: в 2 ч. Москва, 14–16 ноября 2019 года / под общ. ред. И. М. Ильинского. М., 2019. С. 695–700; Шкинцова А. А. Юридическая антропология: учет человеческого фактора в праве // Альманах молодого исследователя. 2021. № 11. С. 29–32.
6 См.: Малинин В. А., Повшедная Ф. В., Пугачев А. В. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования // Вестник Мининского ун-та. 2022. Т. 10. № 1. DOI: 10.26795/2307-1281-2022-10-2
7 См.: Неверов А. Я., Колесникова Я. А. Самозащита как одна из форм защиты гражданских прав и интересов // Теология. Философия. Право. 2021. № 2 (16). С. 70–77.
8 Фетисов Т. Антропология права в методологической парадигме богословия личности: субъект правоотношений и проблема свободы // Росс. журнал правовых исследований. 2017. Т. 3. № 1 (10). С. 240.
9 См.: Шапошников Л. Е. Философско-педагогические взгляды патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева) // Вестник СПбУ. Философия и конфликтология. 2021. Т. 37. № 2. С. 338–351. DOI: 10.21638/spbu17.2021.212
10 См.: Акопян А. В. Народ – «“Бог” Республики» (о целесообразности включения понятия “Бог” в Конституцию Российской Федерации) // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 7 (41). С. 18–20; Калиничев И. М., Кутепов О. Е. Бог в Конституции России // Богословско-исторический сборник. 2021. № 3 (22). С. 17–23; Овчинников А. И., Нефедовский Г. В. Взаимоотношения Церкви и государства в свете конституционной поправки с упоминанием о «вере в Бога» // Административное и муниципальное право. 2020. № 5. С. 23–37. DOI: 10.7256/2454-0595.2020.5.33318
11 См.: Перевощикова Е. Н. Образовательные результаты в подготовке будущего педагога и средства оценки их достижения // Вестник Мининского ун-та. 2022. Т. 10. № 1. DOI: 10.26795/2307-1281-2022-10-3
12 См.: Егупов В. А. Роль теологии в системе современного юридического образования в России // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Сер.: Юриспруденция. 2019. № 14. С. 15, 16.
13 См.: Николаи Ф. «Новые войны»: исчезновение будущего и(ли) синхронизация темпоральностей // Логос. 2021. Т. 31. № 4 (143). С. 119– 136. DOI: 10.22394/0869-5377-2021-4-119-133
14 См.: Армашова А. В. Указ. соч. С. 695–700.
15 См.: Доктор юриспруденции и магистр богословия (JD/MDiv); Теологические исследования (JD/MTS): URL: https://law.emory.edu/academics/degrees/joint-degree-programs/jd-divinity.html
16 Сайт Австралийского католического университета // https://www.acu.edu.au/course/bachelor-of-theologybachelor-of-laws#
17 Сайт Йельского университета // https://divinity.yale.edu/admissions-aid/application-instructions-and-requirements/joint-applications/joint-degree-religion-2
Об авторах
Елена Владимировна Грязнова
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
Автор, ответственный за переписку.
Email: egik37@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-3093-2602
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и теологии Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина
Россия, 603005 г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 1Список литературы
- Акопян А. В. Народ – «“Бог” Республики» (о целесообразности включения понятия “Бог” в Конституцию Российской Федерации) // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 7 (41). С. 18–20.
- Армашова А. В. Высшее юридическое образование в России в рамках болонской системы: проблемы внедрения // Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений: XV Междунар. науч. конф. Доклады и материалы: в 2 ч. Москва, 14–16 ноября 2019 года / под общ. ред. И. М. Ильинского. М., 2019. С. 695–700.
- Батиев Л. В. Право как предмет теологии в трактате Ф. Суареса de legibus AC DEO legislatore // Философия права. 2022. № 1 (100). С. 29–33.
- Гиряева В. Н. 2011.04.006. Велькер М. Теология и право. Welker M. Theologie und Recht // der Staat. B., 2009. H. 2. S. 573– 585 // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4: Государство и право. 2011. № 4. С. 23–26.
- Грязнова Е. В. Информационное взаимодействие в образовании: прогресс или регресс? // Философия и культура. 2012. № 7 (55). С. 123–129.
- Грязнова Е. В. Предмет философии науки // NB: Философские исследования. 2013. № 6. С. 514–529.
- Дубровский Д. И. Еще раз о сознании, бессознательном и о «революционной» теории в психологии // Вопросы философии. 2020. № 7. С. 78–81. doi: 10.21146/0042-8744-2020-7-78-81
- Дубровский Д. И., Булов И. Ю. Сознание. Проблемы и перспективы междисциплинарных исследований (Круглый стол «Проблема сознания: возможности исследования» МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, 28 января 2019 г.) // Философские науки. 2020. Т. 63. № 2. С. 144–159. doi: 10.30727/0235-1188-2020-63-2-144-159
- Егупов В. А. Роль теологии в системе современного юридического образования в России // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Сер.: Юриспруденция. 2019. № 14. С. 15, 16.
- Калиничев И. М., Кутепов О. Е. Бог в Конституции России // Богословско-исторический сборник. 2021. № 3 (22). С. 17–23.
- Малинин В. А., Повшедная Ф. В., Пугачев А. В. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования // Вестник Мининского ун-та. 2022. Т. 10. № 1. doi: 10.26795/2307–1281–2022–10–2
- Неверов А. Я., Колесникова Я. А. Самозащита как одна из форм защиты гражданских прав и интересов // Теология. Философия. Право. 2021. № 2 (16). С. 70–77.
- Николаи Ф. «Новые войны»: исчезновение будущего и(ли) синхронизация темпоральностей // Логос. 2021. Т. 31. № 4 (143). С. 119–136. doi: 10.22394/0869-5377-2021-4-119-133
- Овчинников А. И., Нефедовский Г. В. Взаимоотношения Церкви и государства в свете конституционной поправки с упоминанием о «вере в Бога» // Административное и муниципальное право. 2020. № 5. С. 23–37. doi: 10.7256/2454-0595.2020.5.33318
- Перевощикова Е. Н. Образовательные результаты в подготовке будущего педагога и средства оценки их достижения // Вестник Мининского ун-та. 2022. Т. 10. № 1. doi: 10.26795/2307-1281-2022-10-3
- Фетисов Т. Антропология права в методологической парадигме богословия личности: субъект правоотношений и проблема свободы // Росс. журнал правовых исследований. 2017. Т. 3. № 1 (10). С. 240.
- Фоминская М. Д. Идея достоинства личности и прав человека в христианской правовой мысли: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2021.
- Шапошников Л. Е. Философско-педагогические взгляды патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева) // Вестник СПбУ. Философия и конфликтология. 2021. Т. 37. № 2. С. 338– 351. doi: 10.21638/spbu17.2021.212
- Шкинцова А. А. Юридическая антропология: учёт человеческого фактора в праве // Альманах молодого исследователя. 2021. № 11. С. 29–32.
- Gryaznova E. V., Treushnikov I. A., Goncharuk A. G. The role of information culture in the formation of a cultural ideal // Perspectives of Science and Education. 2020. No. 1(43). Pp. 379–388. doi: 10.32744/pse.2020.1.27
- Gryaznova E. V., Vorokhobov A. V., Goncharuk A. G. et al. Antimetaphysical Strategies in the Western European Philosophy of the Modern Times // Сooperation and Sustainable Development: Conference proceedings, Моscow, 15–16 декабря 2020 года. Cham, 2022. Pp. 479–486. doi: 10.1007/978-3-030-77000-6_57
Дополнительные файлы
