Коннотативные значения «белого» в низшей мифологии славян в свете этимологии праслав. *běl-

Обложка

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Описание и номинация мифологических персонажей как белых уже привлекала к себе внимание исследователей. В данной статье акцент делается на выявлении контекстных, функциональных и коннотативных синонимов определения «белый» в демонологических поверьях и нарративах. Материал славянской демононимии показал, что «белый» является основным цветообозначением мифологических персонажей. В разных контекстах синонимичными белому оказываются определения «блестящий», «искрящийся», «сверкающий», «прозрачный» и под., которые в результате разнообразных семантических процессов притягивают ряд других определений, этимологически далеких от обозначения белого цвета, но функционально или символически заменяющих его, например, «красный» или «пестрый». Предпринимается попытка показать, что культурные и фольклорные значения мифологической лексики достаточно полно отражают реконструируемые древние этимологические значения корня *běl-, включая значения «огонь», «призрак», «туман». Отчасти в статье затрагивается тема обозначения мифологических персонажей как черных, но лишь в контексте противопоставления с белыми. Ситуации оппозиции «белый – черный» в номинациях и описаниях мифологических персонажей демонстрируют, что противопоставление обусловлено преимущественно аксиологическим восприятием демонов, где белый цвет и другая лексика, обозначающая светлый спектр, маркирует положительных или нейтральных персонажей, а черный – отрицательных.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Марина Михайловна Валенцова

Институт славяноведения Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: mvalent@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6541-4269

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник

Россия, Москва

Список литературы

  1. Белетич М. Из фольклорно-мифологической лексики (блаза и блазна) // Этимология 2003–2005 / отв. ред. Ж.Ж. Варбот. М.: Наука, 2007. С. 12–22.
  2. Белова О.В. Символика цвета в славянских книжных сказаниях о животных // Слово и культура. Памяти Н.И. Толстого. М.: «Индрик», 1998. Т. 2. С. 44–50.
  3. Белова О.В. Черный цвет // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. М.: Международные отношения, 2012. Том 5 (С–Я). С. 513–518.
  4. Блажек В. Irano-Slavica – к хронологии старых иранских заимствований в славянских языках // Труды нститута русского языка им. В.В. Виноградова. 2015. № 4. С. 70–100.
  5. Валенцова М.М. Мифологические персонажи – «помощники» и «дарители» // Тезисы докладов Третьей научной конференции «Демонология как семиотическая система». Москва, РГГУ, 15–17 мая 2014. М.: РГГУ, 2014. С. 26–29.
  6. Варбот Ж.Ж. Исследования по русской и славянской этимологии. СПб: Нестор-История, 2011. 645 с.
  7. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / отв. ред. и составитель М.А. Кронгауз. М.: Русские словари, 1996. С. 231–290.
  8. Виноградова Л.Н. Светоносные ночные духи в мифологии западных и южных славян // Балканский спектр: от света к цвету (Балканские чтения 11. Тезисы и материалы). М.: Пробел, 2011. С. 40–44.
  9. Виноградова Л.Н. Демонологические функции «вредить человеку» и «наказать его за неправильное поведение»: В чем разница? // In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах. М., 2015. Вып. 4. С. 215–228.
  10. Володина Т.В. Лысый и лысина в восточнославянской народной культуре // Живая старина. 2001. № 3. С. 11–12.
  11. Георгиева И. Българска народна митология. Изд. второ. София: Наука и изкуство, 1993. 260 с.
  12. Гриценко П. Карпатоукраїнська словосполука біла дівка в південнослов’янському контексті // Gwary Dziś. Vol. 12. 2020. S. 13–56.
  13. Невская Л.Г. Представление о пестроте в языке и фольклоре // Балто-славянские этноязыковые отношения в историческом и ареальном плане. Тезисы докладов Второй балто-славянской конференции. Москва, 29 ноября – 2 декабря 1983 г. М., 1983. С. 35–38.
  14. Невская Л.Г. Пестрое в балто-славянско: семантика и типология // Фольклор и этнографическая действительность. Сб. статей к 75-летию со дня рождения Путилова. СПб.: Наука, 1992. С. 88–100.
  15. Плотникова А.А. Амбивалентность оценки в традиционной народной культуре (на материале словаря «Славянские древности») // Славянский альманах 2010. М., 2011. С. 252–260.
  16. Плотникова А.А. Карпато-балканские этнолингвистические параллели // Славянское языкознание. XVI Международный съезд славистов. Белград, 20–27 августа 2018 г. Доклады российской делегации. М.: Институт славяноведения РАН, 2018. С. 453–471.
  17. Попович Л. Блеск как прототип цвета в языковой картине мира славян (на примере анализа цветообозначений в сербском, русском и украинском фольклоре) // Балканский спектр: от света к цвету (Балканские чтения 11. Тезисы и материалы). М.: Пробел, 2011. С. 29–33.
  18. Раденкович Л. Водяной бык в преданиях балканских славян // ΠΟΛΥΤΡΟΠΟΝ. К 70-летию Владимира Николаевича Топорова. М.: Индрик, 1998. С. 439–446.
  19. Раденковић Љ. Митолошки господари градоносних облака. Словенске паралеле // Зборник Етнографског музеја у Београду 1901–2001. Београд 2001. С. 445–453.
  20. Раденкович Л. Белое и черное как признаки мифологических существ (на славянском материале) // Балканские чтения 9. Terra Balkanica. Terra Slavica. К юбилею Татьяны Владимировны Цивьян / отв. ред. Т.М. Николаева. М.: Институт славяноведения РАН, 2007. С. 80–92.
  21. Саенко М.Н. Реконструкция этимологического значения праслав. *bělъ // Международная конференция «Северное Причерноморье: к истокам славянской культуры». VII Чтения памяти академика О.Н. Трубачева. Сборник статей. Феодосия, 10–15 сентября 2012 г. Киев; М.; Феодосия, 2012. С. 142–145.
  22. Санникова О.В. Польская мифологическая лексика в этнолингвистическом и сравнительно-историческом освещении. Дисс. … канд. филол. наук. М.: Институт славяноведения и балканистики АН СССР, 1990. 378 c.
  23. Седакова И.А. Балканские мотивы в языке и культуре болгар. Родинный текст / отв. ред. Т.И. Николаева. М.: Индрик, 2007. 432 с.
  24. Толстая М.Н. Люди и змеи в центральном Закарпатье (по полевым материалам рубежа XX–XXI вв.) // Антропоцентризм в языке и культуре. М., 2017. С. 107–157.
  25. Толстой Н.И. Белый цвет // Славянские древности. Этнолингвистический словарь / под ред. Н.И. Толстого. М.: Международные отношения, 1995. С. 151–154.
  26. Черепанова О.А. Мифологическая лексика Русского Севера. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1983.
  27. Blagoeva-Neumanová T. Ľudová démonológia na Zamagurí v kontexte a koreláciách s démonologickými predstavami východných, južných a západných slovanov. Rigorózna práca. Bratislava: Univerzita J.A.Komenského v Bratislave, 1976.
  28. Brükner А. Słownik etymologiczny języka polskiego. Warszawa: Wiedza powszechna, 1985.
  29. Mencej M. Witches in the shape of lights and fires // Балканский спектр: от света к цвету (Балканские чтения 11. Тезисы и материалы). М.: Пробел, 2011. С. 34–39.

© Российская академия наук, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».