Вотивы и вотивные практики – взгляд на феномен (рец. на: Майзульс М., Зотов С., Антонов Д. Восковые ноги и железные глаза. Вотивные практики со Средневековья до наших дней. М.: Слово, 2022. 368 с.)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Полный текст

 

В 2022 г. в московском издательстве “Слово” увидела свет книга, посвященная сюжетам, потребность в освещении которых давно назрела. Этот роскошный, “вкусно” изданный, богато иллюстрированный труд повествует об ex-voto, или вотивах (от лат. ex voto suspecto – “по данному обету”), – разнообразных предметах (в форме частей тела или внутренних органов, человеческих фигурок, табличек или картин) из различных материалов (воска, металла, дерева, камня и т.д.) и о практиках их подношения небесным покровителям. Эти предметы, начиная с древности, жители Старого и Нового Света, представители различных народов и культур посвящали небесным силам, чтобы попросить их о помощи и исцелении, изобразить перенесенные страдания и избавление от них, а также чтобы отблагодарить за покровительство и дарованное чудо. По замыслу авторов, это исследование, хотя и делает акцент par excellance на католических практиках европейского Средневековья и начала Нового времени, должно всесторонне охватывать гигантское хронологическое (со времен греко-римской античности и до наших дней), религиозное (от язычества до христианства в его католической и православной ипостасях) и географическое пространство вотивных практик (с. 9–10). Тем самым рецензируемый труд представляет собой фактически энциклопедию ex-voto и их применения: перед читателем раскрывается широчайший диапазон предметных свидетельств посвящений и признательности высшим силам, материализующих людские чувства и страсти (боль, страхи, надежды, радости), позволяющих выстроить взаимоотношения с горним миром и дающих надежду на обретение желаемого.

Отметим сразу: речь идет о сюжетах, вызывающих острый интерес у историков, антропологов, фольклористов, религиоведов, культурологов, этнографов, археологов, философов, психологов и представителей многих других гуманитарных дисциплин и векторов научного поиска. И этому есть ряд причин. Во-первых, вотивные практики, существующие с глубокой древности, не утратившие своей витальности и в наше время и даже эволюционирующие в официальных и народных религиях и культурной повседневности многих регионов мира, представляют собой специфический, обширный и весьма интересный пласт сакральной жизни населения. Во-вторых, рассматриваемые в рецензируемой книге вопросы вотивов и их применения, если и изучались зарубежными исследователями, то недостаточно широко и всеохватно, а в отечественном гуманитарном поле они до сих пор вообще не становились предметом сколь-либо серьезного анализа, удивительным образом ускользая от внимания специалистов, что, несомненно, весьма актуализирует появление подобного труда.

Впечатляют и звучащие многообещающе для академической читательской аудитории имена авторов – известных российских, ранее уже успешно сотрудничавших историков. М.Р. Майзульс – маститый медиевист, автор ряда серьезных фундированных трудов (см., напр., Майзульс 2019, 2022). Д.И. Антонов – специалист в области русской средневековой истории и культуры, семиотики иконографии, культурной антропологии, бывший научный руководитель М. Майзульса, его коллега и соавтор (Антонов, Майзульс 2011, 2019). С.О. Зотов – молодой культурный антрополог и популяризатор науки, один из соавторов М. Майзульса по книге “Страдающее Средневековье” (Харман и др. 2018).

Отметим, что авторам – своего рода пионерам в отечественной гуманитарной науке – в первую очередь до́лжно поставить в заслугу факт открытия вотивов как феномена для читательской аудитории. В книге основное внимание фокусируется на подробном типологическом описании ex-voto, их форм и иконографии, их знаковости и примеров “дарения”. Многообразие материальных форм человеческих просьб и выражений признательности небу рассматривается предельно скрупулезно: от костылей, косточек и цепей (с. 82–105) до моделей кораблей, городов и замков (с. 106–127), от фигурок животных – доказательств заботы о них человека (с. 128–145) до частей тела, нуждающихся в исцелении или свидетельствующих о чудесном избавлении от недугов (с. 146–169), от фигурок “пациентов” (взрослых и младенцев) до табличек (“картинок”) с изображением спасения (с. 178–261) и т.д. Внимание уделяется и “пространствам даров” (местам их аккумуляции, храмам и монастырям), а также дальнейшей утилизации ex-voto клиром (продаже, переплавке изделий из драгоценных металлов или воска) или даже уничтожению – когда количество вотивов становилось чрезмерным (с. 268–283).

Делается попытка и систематизации вотивов во всем их разнообразии (с. 32–36), для чего авторы приводят различные их классификации. В первой (ее авторство не указано), неожиданно оперирующей английской терминологией, во главу угла ставятся форма и материал вотива, его функциональность (выделяются украшения, придающие благолепие храму, восславляющие Бога или святых, и свидетельства, освещающие личность дарителя, случившуюся с ним беду или чудо) (с. 33), а также цели, которые преследует даритель и в соответствии с которыми вотивы подразделяются на просительные и благодарственные. Упоминается и классификация вотивов как знаков, в свое время предложенная семиотиком Ч.С. Пирсом (к сожалению, на нее не дается ссылка): знаки-иконы, основанные на внешнем сходстве с людьми, предметами и событиями, которые они изображают, знаки-индексы – свидетельства болезни или несчастья (напр., пули, попавшие в человека) и знаки-символы (металлические сердца у икон и сакральных фигур в храмах в знак любви Бога к людям и людей к небесным покровителям). Наконец, фигурирует и третья классификация, предложенная историком искусств Х. ван дер Вельденом. Согласно ей вотивы включают дары-действия (увы, авторы не поясняют, что это значит) и дары-предметы, которые в свою очередь подразделяются на утилитарные (“потребляемые” вотивы – воск, монеты, бочки с вином, но также – церковная утварь, реликварии и т.д.) и неутилитарные (“дары-свидетельства”, которые невозможно вторично использовать), к последним Х. ван дер Вельден также относит нарративные дары (содержащие портреты донатора, его небесных покровителей, а также изображения перипетий его жизни) и иконические подношения (изображения частей тела, органов, реалистичные портреты просителей) (Velden 2010: 213–219).

Однако на этом сугубо научные новизна и содержательность труда завершаются, так и не успев в полной мере раскрыться. Более того, при всей кажущейся законченности и всеохватности в процессе внимательного прочтения обнаруживается ряд несовершенств и откровенных лакун.

Так, удивляют многочисленные повторы, преследующие читателя на всем протяжении ознакомления с текстом. Раз выбрав и охарактеризовав определенный, узкий круг вотивов, их цели и назначение, авторы, фокусируя внимание на материальности, вновь и вновь возвращаются к констатации этой достаточно ограниченной конкретики, словно желая возместить описаниями предметов отсутствие теоретико-методологических составляющих, органичных и уместных в контексте анализа ex-voto: философского осмысления феномена, концептов, гипотез, параллелей и т.д. Авторы словно скользят по поверхности, старательно избегая любого погружения “на глубины”. К примеру, многократно признавая, что вотивы часто весьма сложно отличить от жертвоприношения или сакрального дара, они, однако, не развивают эту тему, хотя даже краткое знакомство с теоретической и эмпирической компаративистикой этих понятий значительно дополнил бы предлагаемую читателям картину ex-voto и сопряженных с ними практик.

Удивляет и тот факт, что обращающиеся к подобной теме высокопрофессиональные специалисты странным образом то ли игнорируют антропологические аспекты изучения вотивов и широту этнографической их эмпирики, то ли проявляют неосведомленность в этой сфере. Так, нет сколь-либо подробных упоминаний о вотивных хлебах, сластях и изделиях их теста и в целом о различных пищевых ex-voto, которые с древнейших времен и по настоящее время в совокупности составляют гигантский и значимый пласт народно-сакральной культуры всего Средиземноморья и ряда регионов Латинской Америки. Не освещаются вотивные практики в контексте других религий – например, буддизма или индуизма, а точнее, народных религий многих частей мира, в которых эти практики исторически играют важную роль. К сожалению, крайне скупо освещены и современные ипостаси этих практик, в наши дни принимающих любопытные и порой причудливые формы, даже в католических регионах. Едва ли не единственным заслуживающим внимания исключением являются сегодняшние мексиканские retablos (с. 291–295), тогда как прочие богатейшие примеры витальных, сегодня вотивных, традиций, которые могли бы быть включены в монографию “на законных основаниях”, отсутствуют.

На это можно возразить, что эмпирика вотивов в мировом масштабе столь богата и обширна, что ее трудно проиллюстрировать в рамках одного произведения, что авторы объективно могли охватить своим вниманием не более чем верхушку айсберга, что интродукция дополнительного материала в ткань книги потребовала бы участия многих специалистов и невероятного увеличения ее объема. Однако при знакомстве с текстом у большей части научной читательской аудитории, особенно у антропологов или фольклористов, даже отдающих себе отчет в трудноосуществимости дополнений, невольно возникает желание несколько раздвинуть границы повествования, ограниченного рамками средневековой европеистики, и “приправить” текст “щепоткой” живого этнографического материала.

Приходится констатировать, что изложенные в книге сюжеты, которые могли бы повлечь за собой прочтение темы вотивов в более широком контексте (напр., в ракурсе народных культуры, верований, обрядности различных регионов мира в прошлом и настоящем), остаются привязанными исключительно к одной эпохе и одному конфессиональному исследовательскому полю. Даже отсылки к античности и аппендикс в виде весьма подробного и детализированного приложения, посвященного вотивным подношениям в России и их истории (с. 296–340), не спасает труд от определенной хронологической и географической узкопрофильности.

Но самое главное: соблюдая (почти безупречно) внешнюю форму академической подачи материала, авторы монографии представляют на суд читателей яркий, талантливый, но скорее научно-популярный, нежели строго научный труд, что несколько разочаровывает ждавших бо́льшего представителей академического сообщества. В общем и целом, конечно, ничего дурного в этом нет: насыщенная фактами, информативная, интересная, разносторонняя, не обремененная и не обременяющая громоздкими теориями и концепциями, достаточно “легкая” и “усвояемая”, эта книга вполне может рассчитывать на внимание массовой читательской аудитории.

×

Об авторах

Оксана Давидовна Фаис-Леутская

Институт этнологии и антропологии РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: oxana-fais@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-2757-2434

к. и. н., старший научный сотрудник центра европейских исследований

Россия, Ленинский пр. 32а, Москва, 119991

Список литературы

  1. Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М.: Индрик, 2011.
  2. Антонов Д., Майзульс М. Анатомия ада. Путеводитель по древнерусской визуальной демонологии. М.: Неолит, 2019.
  3. Майзульс М. Мышеловка святого Иосифа. Как средневековый образ говорит со зрителем. М.: Слово, 2019.
  4. Майзульс М. Воображаемый враг: иноверцы и еретики в средневековой иконографии. М.: Альпина нон-фикшн, 2022.
  5. Харман Д., Майзульс М., Зотов С. Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии. М.: АСТ, 2018.
  6. Velden Y. van der. Donor’s Image: Gerard Loyert and the Votive Portraits of Charles the Bold. Tornhout: Brepols, 2010.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1.


© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».