The Climate Agenda as a Long-term Priority for Russia
- Authors: Baburina O.N.1, Kuznetsova G.V.2, Podbiralina G.V.2
-
Affiliations:
- Admiral Ushakov Maritime State University
- Plekhanov Russian University of Economics
- Issue: No 3 (2024)
- Pages: 36-49
- Section: Климатическая повестка
- URL: https://ogarev-online.ru/0869-0499/article/view/267938
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0869049924030039
- EDN: https://elibrary.ru/WJKNCF
- ID: 267938
Cite item
Full Text
Abstract
The importance and urgency of low-carbon development and adaptation to climate change are becoming one of the central trends in long-term environmental strategy of Russia. It is concluded that the changes taking place in Russian legislation are confirming the country’s unchanged course to participate in the global climate agenda and search for new opportunities for economic growth (including sustainable development and the green economy). Proposals have been developed to mitigate threats to the implementation of the green agenda in the Russian economy. In particular, it is proposed to introduce new forms of international cooperation, such as active involvement in the Green Coalition of the New Silk Road, as well as increased participation of business in this and other areas.
Full Text
Мировая неустойчивость, локальные и глобальные кризисы ныне разворачиваются на фоне непрекращающихся попыток международного сообщества выработать меры противодействия возникающим рискам. Важным шагом в этом направлении стали Цели устойчивого развития (ЦУР), принятые Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ГА ООН) в 2015 г. Среди приоритетов – противодействие глобальному потеплению путем устранения причин антропогенного характера. Этот курс был окончательно закреплен в Парижском соглашении по климату в 2015 г.
Несмотря на данные меры, мировое сообщество не добилось значительных успехов в адаптации к глобальным климатическим вызовам и рискам природных бедствий, что «во многом обусловлено и недостатками формирующейся системы ответных действий на международном, национальном и местном уровнях» [Никитина, Пожилова 2023]. Особенно остро климатические изменения проявляются в Арктике. Решение этой проблемы требует активного сотрудничества циркумполярных государств, которые входят в Арктический совет [Никитина, Пожилова 2022].
Новым шагом в данном направлении стал прошедший в ноябре 2023 г. климатический саммит COP (Conference of the Parties), на котором развитые и развивающиеся страны подтвердили свою приверженность добиться к середине XXI в. «углеродной нейтральности» с помощью ужесточения условий национальных климатических целей. В первую очередь речь идет об отходе от использования углеродного топлива и переходе к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ).
Данную тему весьма чувствительно воспринимают в России ввиду ее статуса «энергетической державы»: в основе экономического процветания страны лежит именно добыча ископаемого топлива. Вместе с тем для России сейчас важно принимать скорейшие меры по борьбе с выбросами и переходу на принципы зеленой экономики. Россия ответственна за 4,8% выбросов парниковых газов, занимая пятое место в мире по этому показателю после Китая (29,2% всех выбросов в мире в 2022 г.), США (11,2%), Индии (7,3%) и ЕС-27 (6,7%) (рис. 1) [Crippa, Guizzardi et al. 2023, 4-5]. В рейтинге Green Future Index (т.н. Индекс зеленого будущего) Массачусетского технологического института, который фиксирует достижения стран в исполнении климатической повестки, Россия в 2023 г. заняла 70-е место. Данный показатель гораздо ниже, чем у других стран БРИКС: Бразилия занимает 38-ю позицию, Индия – 50-ю, Китай – 27-ю, ЮАР – 25-ю1. Очевидно, что Россия в этой области отстает от очень многих стран мира, в том числе и от партнеров по БРИКС.
Рисунок 1. Страны-лидеры по выбросам CO2, 2021–2022 гг., %
Figure 1. Leading countries in CO2 emissions, 2021–2022, %
Источник: составлено по [Crippa, Guizzardi et al. 2022–2023, 4–5].
Source: compiled from [Crippa, Guizzardi et al. 2022–2023, 4–5].
В то же время температура в России повышается в 1,7 раза быстрее, чем в мире в целом: на 0,49 градуса по Цельсию за 10 лет. С 1981 г. каждое десятилетие в России было теплее предыдущего, а из 10-и самых теплых 9 лет пришлось на ХХI в. Самыми высокими темпами разворачивается потепление в Арктике: на 0,71 градус по Цельсию за десять лет2. Такого рода вызовы заставляют государство и бизнес более ответственно относиться к окружающей среде.
Основная цель исследования – определить приоритеты Российской Федерации в области климатической повестки дня, а также рассмотреть возможные направления экономического развития страны, которые будут сочетать в себе инструменты традиционной экономики и альтернативные пути развития без вреда для окружающей среды.
Материалы и методы
Процесс исследования обусловлен характеристикой политики и экономики России. С одной стороны, она обладает огромным пластом проектов и стратегий по достижению зеленого роста, которые отвечают запросам времени. С другой, в России устоялась ресурсоориентированная модель экономики, а также существует комплекс проблем, которые формируют барьер в противостоянии современным вызовам и угрозам.
Методологической и теоретической основой исследования стали комплексный и системный подходы, методы сравнительного и ситуационного анализа и синтеза, аналитической группировки, графические методы, группировки и обобщения, экспертные оценки.
Теоретические разработки основаны на научных исследованиях в области мировой экономики и экономики РФ, внешнеэкономического сотрудничества по вопросам зеленого курса и его адаптации к императивам климатической нейтральности, проблемам углеродного регулирования, декарбонизации экономики и пр. [Никитина, Пожилова 2022; Ланьшина, Логинова, Стоянов 2021; Рогинко 2021, 2023 и др.]
Результаты
Учитывая важность и остроту глобальной экологической проблемы, Россия уже в 90-е гг. XX в. начала интегрироваться в международную климатическую повестку. В первую очередь был подписан ряд международных соглашений, среди которых можно выделить Рамочную конвенцию ООН об изменении климата (РКИК)3, Киотский протокол4, Парижское соглашение по климату5 и другие международные договоры по климату.
Например, Россия принимала участие в неформальной коалиции членов «Группы-20» – «Зонтичной группе»6. В настоящее время в ней участвуют Австралия, Канада, Исландия, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, Украина и США. В 2023 г. к коалиции присоединилась Великобритания. После февраля 2022 г. большинство стран-участниц Зонтичной группы отказались координировать свои действия с Россией в вопросах по снижению выбросов парниковых газов и климатической повестке в целом. В ответ Россия вышла из коалиции, что лишило ее возможности участвовать в постоянном консультационном формате на площадке РКИК.
Тем не менее, в настоящее время Россия расширяет сотрудничество в области климата с другими странами, среди которых государства Персидского залива, БРИКС и ШОС. Однако данные страны разнятся по уровню своей приверженности зеленой повестке, о чем свидетельствует сравнение показателей на примере стран БРИКС (табл. 1). Россия по уровню энергоемкости производства и объемам выбросов СО2 не относится к категории благополучных стран. В среднем по миру эти показатели составляют 4,7 МДж/ ВВП по ППС и 8,2 т соответственно. Одновременно в России практически отсутствуют инвестиции в зеленую экономику на фоне вполне ощутимых вложений в Китае и даже Индии и Бразилии. По данным Росстата, инвестиции в природоохранительные мероприятия составляют не более 1% от инвестиций в основной капитал7.
Таблица 1
Отдельные показатели развития зеленой экономики и планы достижения углеводородной нейтральности стран БРИКС
Table 1
Selected indicators of green economy development and plans to achieve hydrocarbon neutrality of the BRICS countries
Страна | ВВП по ППС, трлн долл. | Энергоемкость экономики МДж/ВВП по ППС | Выбросы СО2 на душу населения, т | Срок достижения углеродной нейтральности, год | Инвестиции в зеленую экономику, млрд долл. |
Бразилия | 3,43 | 3,93 | 2,3 | 2050 | 12 |
Россия | 4,81 | 8,10 | 8,4 | 2060 | – |
Индия | 10,19 | 4,28 | 1,5 | 2070 | 14 |
Китай | 27,31 | 6,31 | 8,4 | 2060 | 266 |
ЮАР | 0,87 | 8,03 | 6,5 | 2050 | – |
Источник: цитируется по [Чиркин 2023, 113–124].
Source: quoted from [Chirkin 2023, 113–124].
Таким образом, чтобы сотрудничество имело положительные результаты, России и другим запаздывающим странам необходимо перестраивать экономическую модель развития и гармонизировать собственные климатические повестки с лучшими зарубежными практиками.
Россия может улучшить ситуацию с зеленой повесткой, активно участвуя в Международной коалиции зеленого развития (International Green Development Coalition, BRIGC). Ее инициировал Китай в 2019 г. в рамках проекта «Пояс и Путь» (BRI). Во-первых, в настоящее время Россия не участвует во многих подобных коалициях. Во-вторых, BRIGC становится основной платформой международного сотрудничества в области зеленого развития, усиливая потенциал экологического управления в странах-участницах коалиции и содействуя выполнению Целей устойчивого развития ООН до 2030 г. (ЦУР). Исходя из целей BRIGC, заинтересованные стороны (это относится и к России) могут максимизировать свои усилия по зеленому развитию в рамках коалиции8.
В настоящее время климатическая повестка выступает приоритетным направлением в экономическом развитии России. Как отмечается в ряде исследований, «определенная нормативно-правовая база для развития страны в рамках климатической повестки дня и формата ответственного инвестирования в России имеется» [Baburina, Kuznetsova et al. 2023]. С 2002 г. в стране действует Федеральный закон «Об охране окружающей среды»9, в котором зафиксирована обязанность субъектов экономической деятельности платить за выбросы загрязняющих веществ и хранение отходов производства, а также подтверждены намерения государства поддерживать инициативы в области охраны окружающей среды.
В последующие годы был принят ряд других нормативных документов. Среди них можно выделить Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации»10, а также Восьмое национальное сообщение Российской Федерации, представленное в соответствии со статьями 4 и 12 Рамочной Конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и статьей 7 Киотского протокола11. Данные документы отражают приверженность страны положениям Парижского соглашения и ЦУР. В первую очередь речь идет о вопросах поддержания экологического равновесия, снижения выбросов загрязняющих веществ, парниковых газов и энергосбережения. Также выделены зеленые проекты в качестве приоритетных объектов для инвестиций.
Следует отметить и законы № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»12 и № 34-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов в отдельных регионах РФ»13, изданные в 2021–2022 гг. Они установили целевые показатели сокращения выбросов в основных отраслях экономики, включая нефтегазовую. Также действует Закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» (последняя редакция в 2023 г.), который ввел понятия «вторичные ресурсы» и «вторичное сырье», а также установил нормативы обращения с вторичными ресурсами и запрет на их захоронение. Постановление Правительства РФ № 1587 (ред. от 11.03.2023) «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации» определило порядок выпуска зеленых облигаций [Соколова, Лукьянчук 2023, 517–529]. Банк России может способствовать работе на данном направлении, внедрив показатель углеродной нейтральности в денежно-кредитную политику, а также предоставив преимущества инвесторам в зеленые облигации [Данилов 2022, 18].
В данном исследовании перечислена небольшая часть законодательных документов, которые формируют основу нормативно-правовой базы по охране окружающей среды и развития ESG-инвестирования в России. Особо следует выделить Стратегию социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г.14, Стратегию экологической безопасности РФ на период до 2025 г.15, Энергетическую стратегию на период до 2035 г.16. В 2022 г. было принято 28 документов, связанных с охраной окружающей среды и декарбонизацией. Начатый в 2019 г. национальный проект «Экология» (2019–2024 гг.) включает в себя 10 федеральных проектов. Общая цель перечисленных документов – достичь углеродной нейтральности при устойчивом росте экономики17.
Обновленная Климатическая доктрина РФ, которая должна сменить аналогичный документ 2009 г., была утверждена 26 октября 2023 г. Она признает антропогенное влияние на изменение климата и констатирует, что меры реагирования на неблагоприятные климатические изменения государств и мирового сообщества недостаточно эффективны. Климатическая доктрина указывает, что необходимо адаптироваться к этим изменениям и принимать меры по смягчению воздействия человека на природу. Доктрина была принята в преддверии очередного раунда COP28 в Дубае, она впервые ставит перед Россией цель достичь углеродной нейтральности (равновесие выбросов и поглощений СО2) к 2060 г.18.
Итоговый документ Международного климатического саммита ООН СОР28, который прошел в ноябре-декабре 2023 г. в Дубае, утвердил постепенный переход от ископаемого топлива к альтернативным источникам энергии и важную роль «переходного» ископаемого топлива – природного газа. Страны-участницы приняли на себя обязательства троекратно увеличить объем возобновляемой энергии и вдвое ускорить среднегодовые темпы повышения энергоэффективности к 2030 г.19 Впервые за 28 лет международных переговоров большинство стран мира согласились на переход от ископаемого топлива (как главного фактора изменения климата) к возобновляемым источникам энергии. Следующая Конференция ООН по климату пройдет в ноябре 2024 г. в Баку.
По состоянию на 2023 г. в России принято 53 документа, которые относятся к климатической повестке дня и декарбонизации; 30 документов – к теме зеленой экономики и ESG принципов; 16 документов – по устойчивому развитию и ответственному инвестированию20. Согласно оценкам ВЭБ РФ, рынок зеленого финансирования в России в ближайшие годы должен был возрасти до 600 млрд руб.21
Вместе с тем совершенствование нормативной базы не повлияло на рост внимания бизнеса к этой области. Согласно исследованию компании ИНФРАГРИН, инвестиции в зеленую экономику неустойчивы и не показывают существенного роста (в 2020 г. они составили 152 млрд руб. (рис. 2), что соответствует 1% общего объема инвестиций в основной капитал и 0,2% от ВВП).
Рисунок 2. Динамика зеленых инвестиций, 2011-2020 гг., млрд руб.
Figure 2. Dynamics of green investments, 2011-2020, billion rubles.
Источник: составлено по ИНФРАГРИН: Ежегодный доклад ESG, декарбонизация и зеленые финансы России 2022. Экспертное агентство «Открытые коммуникации». 2023.(https://infragreen.ru/frontend/images/PDF/INFRAGREEN_Green_finance_ESG_Russia_2023.pdf).
Source: compiled from INFRAGRIN. Annual Report: ESG, Decarbonization and Green Finance of Russia 2022. Expert Agency “Open Communications”. 2023. (https://infragreen.ru/frontend/images/PDF/INFRAGREEN_Green_finance_ESG_Russia_2023.pdf).
Такая ситуация вполне объяснима: в силу высокой значимости топливно-сырьевой составляющей в экономической структуре страны невозможно соответствовать амбициозным целям глобальной декарбонизации. Кроме того, перспектива введения углеродного налога на импорт сырьевых и химических товаров в ЕС привела к тому, что ряд представителей органов власти и бизнеса стали воспринимать политику устойчивого развития и климатическую повестку дня не как системный риск, а как навязанный, недружественный и чужеродный концепт22.
Данная проблема перекликается с отсутствием объективного восприятия климатической повестки обществом23. События февраля 2022 г. вытеснили ее из числа приоритетов отечественного бизнеса. Согласно исследованию агентства «Михайлов и партнеры», из 17 тыс. респондентов 40% заявили о снижении своего бюджета на цели устойчивого развития в 2022 г. 50% компаний из опрошенных разработали ключевые документы в области устойчивого развития, и только треть из них приняла конкретные целевые показатели. Компании, которые собирались подготовить такие документы в 2023–2024 гг., отложили эту работу на два года24. Вместе с тем многие предприятия к 2023 г. стали активнее внедрять принципы устойчивого развития, объясняя это тем, что в изменившихся условиях следует использовать все возможные инструменты, чтобы усиливать свои позиции на доступных для российского бизнеса внешних рынках. Согласно оценкам экспертов, рынок обращающихся ESG-облигаций может возрасти до 385 млрд руб.
Нельзя отрицать, что на политику «озеленения» отечественной экономики отрицательное воздействие оказывают западные санкции. До 2022 г. разрабатывалось несколько важных проектов с участием иностранного капитала в области металлургии и энергетики на базе возобновляемых источников, а также в других областях. Они позволили бы России совершить существенный прорыв в выполнении задач климатической повестки и добиться мирового лидерства по некоторым направлениям. Примером такого проекта было совместное производство французской компанией Air Liquide и Росатомом «голубого водорода» методом паровой конверсии метана с улавливанием CO2. Предполагалось, что к 2030 г. уровень ежегодного производства составит 100 тыс. т25. Также можно привести пример компании IKEA, которая вложила в РФ 272 млн долл. США в строительство электростанций на базе солнечной энергии мощностью 160 МВт. В России 14 гипермаркетов IКЕА работали от солнечных батарей, ТЦ «Мега», а также дистрибуционное подразделение IKEA в России полностью перешли на возобновляемую энергию, что давало отечественному бизнесу своего рода сигнал о необходимости и экономической целесообразности перехода на новые технологии. С 2022 г. многие иностранные компании уходят с российского рынка, выводят технологии и капиталы, прекращают проекты. Так, Liquide приостановила все инвестиции; Shell, Chevron, ExxonMobil, BP и Equinor ввели запрет на инвестиции в энергетический сектор России, отказались от предыдущих проектов [Экономическая политика России… 2023, 128–133].
Как отмечают эксперты, несмотря на то что произошедшие события существенно ограничили декарбонизацию России, российские компании сократили бюджеты на 22%, однако они сохранили долгосрочные цели по снижению выбросов. Возрастает количество проектов в сфере возобновляемых источников энергии (более 60% новых генерирующих мощностей приходится на солнечную и ветровую энергию). Особое внимание уделяется возможностям развития водородной отрасли как одного из ключевых направлений декарбонизации промышленности и энергетики [Родыгина, Мусихин, Сотников 2023, 73–87]. Российский спрос на водородное топливо к 2030 г. составит около 200 тыс. т в год, что говорит о намерениях продвигать водород как один из наиболее экологически чистых видов топлива [Линник, Фаляхова 2023, 33–39]. Кроме того, в Энергетической стратегии поставлена цель нарастить экспорт водорода до 2 млн т к 2035 г. Здесь важно следовать рациональной стратегии декарбонизации экономики: низкоуглеродное развитие следует рассматривать в совокупности с инвестиционной политикой и политикой обеспечения технологического суверенитета26.
Анализируя климатические обязательства России, нельзя не коснуться аналогичных документов в США. С приходом к власти президента Дж. Байдена в США резко возросла активность по подписанию исполнительных указов, касающихся климатической повестки. 19 февраля 2021 г. Соединенные Штаты официально стали полноправным членом Парижского климатического соглашения. Процедура вступления в договор заняла всего один месяц, в то время как выход – три года. Дж. Байден назвал изменение климата «экзистенциальной угрозой», а также провозгласил «общегосударственный подход к тому, чтобы поставить изменение климата в центр внутренней, национальной безопасности и внешней политики». Высказывается мнение, что такое рвение к экологическим обязательствам вызвано экономическим подъемом Китая и России: «климатическая повестка – прекрасный инструмент разорения оппонентов, к тому же подкрепленный неким подобием глобального консенсуса, скрепленного Парижским соглашением, из которого, как отмечалось, гораздо сложней выйти, чем в него войти» [Рогинко 2021]. Однако следует отметить, что «попытка США поставить климатическую повестку во главу угла внутренней и внешней политики США пока не привела к значимым практическим результатам» [Рогинко 2023].
Обсуждение
Вопросы перехода к зеленой экономике и достижения углеродной (климатической) нейтральности становятся центральной стратегической задачей наиболее передовых государств мира. Они также вызывают интерес у аналитиков и экспертов, которые ищут и пытаются обосновать новую парадигму экономического развития в рамках концепции ЦУР на базе зеленого перехода.
Помимо требований к промышленности по масштабной декарбонизации, эксперты обращают внимание на необходимость шире внедрять принципы циклической экономики, в том числе за счет роста объемов переработки отходов и производства на их базе электроэнергии и тепла. Другой важный объект дискуссии – трансформация сельского хозяйства как важного источника выбросов СО2 в атмосферу и загрязнения почвы. Отдельное внимание эксперты уделяют вопросам развития низкоуглеродных технологий и внедрению инноваций [Ланьшина, Логинов, Стоянов 2023, 98–125]. Тема практического воплощения зеленого курса экономики и адаптации ее отдельных сфер к императивам климатической нейтральности широко отражена в различных публикациях, что формирует вокруг нее значительный информационный шум.
Вместе с тем много споров и расхождений в оценке вызывает Климатическая доктрина России. С одной стороны, эксперты констатируют наличие прогресса, с другой – отмечают неочевидность избранных приоритетов. Одни полагают, что углеродная нейтральность – служебная цель, необходимая для борьбы с изменениями климата, а упомянутая в доктрине «технологическая нейтральность» позволяет учитывать спорные с точки зрения экологии атомную и гидроэнергетику при оценке достижений РФ. Однако самые большие сомнения возникают в вопросе о том, повлечет ли документ за собой реальные климатические действия. В частности отмечается, что амбициозная задача производства и даже экспорта в больших объемах водорода затушевывает тот факт, что речь идет главным образом о водороде, который производят из ископаемого топлива или за счет электроэнергии АЭС. В мире же сейчас основное внимание уделяется развитию зеленого водорода, производимого путем электролиза воды с использованием электроэнергии ВИЭ27.
Критике подвергается и весьма незначительный прогресс России в области солнечной и ветряной энергии. Отмечается, что сфера зеленого строительства находится в начальной стадии. Успехи в электрификации автотранспорта существенны только в Москве, в то время как подавляющее большинство городов России не может себе это позволить в силу недостатка финансирования28.
Выводы и рекомендации
Подводя итог, хотелось бы отметить следующее. Важно продолжать развивать климатическую повестку дня и не прекращать инициировать международное сотрудничество в этой области. Целесообразно также активнее подключиться к Международной коалиции зеленого развития (BRIGC). Такой подход позволит РФ сосредоточиться на приоритетных аспектах климатической политики. Кроме того, появится доступ как к наиболее актуальной информации о деятельности потенциальных партнеров и ближайших конкурентов, так и как дополнительным ресурсам.
Следует активизировать международное сотрудничество в области совместных проектов в климатической сфере и по развитию чистых технологий. Некоторые конкретные предложения в этой области уже начинают появляться. Так, Деловой совет предпринимателей Россия-Бразилия предложил создать общую карбоновую биржу для торговли квотами. С учетом того, что две страны обладают третью всех лесов в мире (главным элементом поглощения углерода из атмосферы), подобный проект мог бы иметь не только политическую и социальную значимость, но и коммерческий успех. Он определенно отвечал бы современным запросам общества29.
Что касается государственных органов РФ, то им следует продолжать совершенствовать законодательство в области противодействия климатическим изменениям и придавать ему бо́льшую практическую направленность, поскольку положения многих нормативных актов носят преимущественно общий характер. Данная особенность позволяет как бизнесу, так и государственным органам обходить многие требования.
Бизнесу следует активизировать работу по адаптации своей деятельности к принципам устойчивого развития. В условиях сокращения ресурсов (в т.ч. финансовых и человеческих) и осложнения условий для внешнеэкономической деятельности следование ЦУР становится важным преимуществом в конкурентной борьбе за рынки и ресурсы. В частности, это особенно актуально на рынке морских перевозок. На долю морского транспорта приходится около 90% мировой торговли. Международная морская организация (ИМО) выдвинула жесткие требования по снижению выбросов парниковых газов для морских судов, что позволит снизить загрязнение окружающей среды. Данную задачу решают, повышая энергоэффективность судов, внедряя новые технологии и применяя топливо с низким или нулевым содержанием углерода [Бабурина и др. 2022].
В целом необходимо активизировать внедрение зеленых технологий во все сферы экономической и социальной жизни страны. Среди них – зеленый водород, зеленое строительство, экологичный автотранспорт, элементы циклической экономики, ВИЭ и др. направления, которые соответствуют запросам общества и трендам развития четвертой промышленной революции.
1 Green Future Index 2023. MIT Technology Review. (https://www.technologyreview.com/2023/04/05/1070581/the-green-future-index-2023).
2 Третий оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации. Общее резюме. СПб.: Наукоемкие технологии. 2022. 124 с. (https://www.meteorf.gov.ru/upload/pdf_download/compressed.pdf?ysclid=lj1orr5gss538299884).
3 Российская Федерация подписала РКИК 12 июня 1992 г., Федеральный Закон о ратификации РКИК подписан Президентом Российской Федерации 4 ноября 1994 г. Федеральный закон «О ратификации рамочной Конвенции ООН об изменении климата» от 04.11.1994 № 34-ФЗ (последняя редакция). Консультант плюс. (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15721/).
4 Россия подписала Киотский протокол 11 марта 1999 г.
5 Подписано 22 апреля 2016 г.
6 Зонтичная группа была создана после Третьей Конференции Сторон (Киото, 1997 г.) по инициативе Российской Федерации в качестве противовеса Европейскому союзу. Источник: см., например, Климатическая сеть Кыргызстана (КСК). (https://infoik.net.kg/index.php/item/82-segodnya-5-dekabrya-v-ramkakh-cop18-cmp8-otkrylsya-segment-vysokogo-urovnya?date=2004-7-1).
7 Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации в 2020 году. Федеральная служба государственной статистики. (https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/SRseY8Jp/inv_osn2020.pdf).
8 Roundtable on BRI Green Development and the General Assembly of BRI International Green Development Coalition Held in Beijing. BRI International Green Development Coalition. 2023-05-31. (http://en.brigc.net/Pictures/202305/t20230531_132377.html).
9 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (последняя редакция). Консультант Плюс. (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/?ysclid=lj1twhwamo954635250).
10 Распоряжение Правительства РФ от 14.07.2021 № 1912-р (ред. от 30.12.2023) «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации». Консультант плюс. (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_390943/).
11 Восьмое национальное сообщение Российской Федерации, представленное в соответствии со статьями 4 и 12 Рамочной Конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и статьей 7 Киотского протокола. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Москва. 2022 г. (https://unfccc.int/sites/default/files/resource/NC-8_BR-5_rus.pdf).
12 Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов» от 02.07.2021 № 296-ФЗ (последняя редакция). Консультант плюс. (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_388992/).
13 Федеральный закон «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации» от 06.03.2022 № 34-ФЗ (последняя редакция). Консультант плюс. (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411051/).
14 Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2021 № 3052-р «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года». Консультант Плюс. (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_399657/).
15 Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». Консультант Плюс. (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215668/).
16 Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 № 1523-р (ред. от 28.02.2024) «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года». Консультант Плюс. (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_354840/).
17 Национальный проект «Экология». Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. (https://www.mnr.gov.ru/activity/np_ecology/natsionalnyy-proekt-ekologiya/).
18 Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2023 № 812 «Об утверждении Климатической доктрины Российской Федерации». Консультант Плюс. (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_460556/); Чугунов А. Углеродно нейтральное действие. Коммерсантъ. 30.10.2023. (https://www.kommersant.ru/doc/6310338).
19 COP28: Key outcomes agreed at the UN climate talks in Dubai. CarbonBrief. 13 December 2023. (https://www.carbonbrief.org/cop28-key-outcomes-agreed-at-the-un-climate-talks-in-dubai/).
20 ИНФРАГРИН. Ежегодный доклад ESG: декарбонизация и зеленые финансы России 2022. Экспертное агентство «Открытые коммуникации». 2023. (https://infragreen.ru/frontend/images/PDF/INFRAGREEN_Green_finance_ESG_Russia_2023.pdf).
21 В ВЭБ.РФ ожидают роста рынка «зеленых» облигаций в РФ в ближайшие годы до 600 млрд рублей. ТАСС. 27 апреля 2021. (https://tass.ru/ekonomika/11250487).
22 ИНФРАГРИН. Ежегодный доклад ESG, декарбонизация и зеленые финансы России 2022. Экспертное агентство «Открытые коммуникации». 2023. (https://infragreen.ru/frontend/images/PDF/INFRAGREEN_Green_finance_ESG_Russia_2023.pdf).
23 Николаев Н. Новая мировая климатическая повестка как способ сдерживания России. Парламентская газета. 21.05.2021. (https://www.pnp.ru/social/novaya-mirovaya-klimaticheskaya-povestka-kak-sposob-sderzhivaniya-rossii.html).
24 Катасонова Ю. Галиева Г. Будущее рынка устойчивого финансирования: шок прошел – вернулись к росту. Эксперт. 12.04.2023. (https://raexpert.ru/researches/sus_dev/esg_2023/).
25 «Росатом» запланировал начать производство водорода к 2024 году. Интерфакс. 2 сентября 2021. (https://www.interfax.ru/business/788085).
26 ИНФРАГРИН. Ежегодный доклад ESG, декарбонизация и зеленые финансы России 2022. Экспертное агентство «Открытые коммуникации». 2023. (https://infragreen.ru/frontend/images/PDF/INFRAGREEN_Green_finance_ESG_Russia_2023.pdf).
27 Чугунов А. Углеродно нейтральное действие. Коммерсантъ. 30.10.2023. (https://www.kommersant.ru/doc/6310338).
28 Смертина П., Никитина О. Батареи зарядят от бюджета. Коммерсантъ. 20.02.2023. (https://www.kommersant.ru/doc/5839457).
29 Россия и Бразилия могут создать совместную карбоновую биржу. Химия и бизнес. 07.12.2023. (https://chem-bus.ru/blog/2022/02/18/rossiya-i-braziliya-mogut-sozdat-sovmestnuyu-karbonovuyu-birzhu/).
About the authors
Olga N. Baburina
Admiral Ushakov Maritime State University
Author for correspondence.
Email: olgababurina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1618-0483
Doctor of Sciences (Economics), Assistant Professor, Professor, Department of the Economic Theory, Economics and Management
Russian Federation, NovorossiyskGalina V. Kuznetsova
Plekhanov Russian University of Economics
Email: gkuznet3@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-5370-9732
Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor, Department of World Economy
Russian Federation, MoscowGalina V. Podbiralina
Plekhanov Russian University of Economics
Email: galvp@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1281-0508
Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor, Department of World Economy
Russian Federation, MoscowReferences
- Бабурина О.Н., Кузнецова Г.В., Подбиралина Г.В., Хекерт Е.В. (2022) Мировая торговля и международные морские перевозки в условиях новых геоэкономических рисков // Общественные науки и современность. № 3. С. 50–66. https://doi.org/10.31857/S0869049922030042
- Baburina O.N., Kuznetsova G.V., Podbiralina G.V., Khekert Ye.V. (2022) Mirovaya torgovlya i razvitiye morskikh perevozok v usloviyakh novykh geoekonomicheskikh riskov [World Trade and International Maritime Transportation under New Geo-Economic Risks]. Obshchestvennyye nauki i sovremennost’. no. 3, pp. 50–66. https://doi.org/10.31857/S0869049922030042 (In Russ.)
- Данилов Ю.А. (2022) Коалиции за устойчивые финансы и устойчивое развитие // Общественные науки и современность. № 1. С. 7–21. https://doi.org/10.31857/S0869049922010038
- Danilov YU.A. (2022) Koalitsii za ustoychivyye finansy i ustoychivoye razvitiye [Coalitions for Sustainable Finance and Sustainable Development]. Obshchestvennyye nauki i sovremennost’. no. 1, pp. 7–21. https://doi.org/10.31857/S0869049922010038 (In Russ.)
- Ланьшина Т.А., Логинова А.Д., Стоянов Д.Е. (2021) Переход крупнейших экономик мира к углеродной нейтральности: сферы потенциального сотрудничества с Россией // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. Т. 16. № 4. С. 98–125. https://doi.org/10.17323/1996-7845-2021-04-05
- Lan’shina T.A., Loginova A.D., Stoyanov D.Ye. (2021) Perekhod vedushchikh ekonomik mira k uglerodnoy neytral’nosti: sfera garantirovannogo sotrudnichestva so stranami Evropy [Transition of the World’s Largest Economies to Carbon Neutrality: Areas of Potential Cooperation with Russia]. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsiy: obrazovaniye, nauka, novaya ekonomika. vol. 16, no. 4, pp. 98–125. https://doi.org/10.17323/1996-7845-2021-04-05 (In Russ.)
- Линник Ю.Н., Фаляхова Е.Д. (2023) Водородная энергетика и перспективы ее развития // Вестник университета. № 4. С. 33–39. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-4-33-39
- Linnik Ju.N., Faljahova E.D. (2023) Vodorodnaja jenergetika i perspektivy ee razvitija [Hydrogen Energy and Prospects for Its Development]. Vestnik universiteta. no. 4, pp. 33–39. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-4-33-39 (In Russ.)
- Никитина Е.Н., Пожилова Н.А. (2023) Последствия изменения климата: адаптационное управление для снижения глобальных рисков // Общественные науки и современность. № 6. С. 48–59. https://doi.org/10.31857/S0869049923060047
- Nikitina Ye.N., Pozhilova N.A. (2023) Posledstviya izmeneniya klimata: adaptatsionnoye upravleniye dlya snizheniya global’nykh riskov [Climate Change Impacts: Adaptive Management to Reduce Global Risks]. Obshchestvennye nauki i sovremennost’. no. 6, pp. 48–59. https://doi.org/10.31857/S0869049923060047 (In Russ.)
- Никитина Е.Н., Пожилова Н.А. (2022) Управление устойчивым развитием в Арктике // Мировая экономика и международные отношения. Т. 66. № 10. С. 93–101. https://doi.org/ 10.20542/0131-2227-2022-66-10-93-101
- Nikitina Ye.N., Pozhilova N.A. (2022) Upravleniye ustoychivym razvitiyem v Arktike [Sustainable Development Management in the Arctic]. Mirovaya ekonomika i razvitiye otnosheniy. vol. 66, no. 10, pp. 93–101. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2022-66-10-93-101 (In Russ.)
- Соколова А.А., Лукьянчук Ю.В. (2023) Развитие ESG-инвестирования в России и в мире // Экономика: вчера, сегодня, завтра. Т. 13. № 3А. С. 517–529. https://doi.org/10.34670/AR.2023.59.76.084
- Sokolova A.A., Luk’janchuk Ju.V. (2023) Razvitie ESG-investirovanija v Rossii i v mire [Development of ESG Investment in Russia and Globally]. Ekonomika: vchera, segodnja, zavtra. vol. 13, no. 3A, pp. 517–529. https://doi.org/10.34670/AR.2023.59.76.084 (In Russ.)
- Рогинко С.А. (2021) Климатический поворот США: цели и средства // Общественные науки и современность. № 2. С. 53–65. https://doi.org/10.31857/S086904990014921-5
- Roginko S.A. (2021) Klimaticheskiy povorot SSHA: tseli i sredstva [U.S. Climate Pivot: Goals and Means]. Obshchestvennye nauki i sovremennost’. no. 2, pp. 53–65. https://doi.org/10.31857/S086904990014921-5 (In Russ.)
- Рогинко С.А. (2023) «Зеленая» повестка Дж. Байдена: лозунги и реалии // Общественные науки и современность. № 2. C. 56–71. https://doi.org/10.31857/S0869049923020041
- Roginko S.A. (2023) “Zelenaya” povestka Dzh. Baydena: lozungi i realii [J. Biden’s “Green” Agenda: Slogans and Realities]. Obshchestvennye nauki i sovremennost’. no. 2, pp. 56–71. https://doi.org/10.31857/S0869049923020041 (In Russ.)
- Родыгина Н.Ю., Мусихин В.И., Сотников А.В. (2023) Современные тенденции и перспективы развития водородной энергетики в ФРГ // Российский внешнеэкономический вестник. № 11. С. 73–87. https://doi.org/10.24412/2072-8042-2023-11-73-87
- Rodygina N.Ju., Musihin V.I., Sotnikov A.V. (2023) Sovremennye tendencii i perspektivy razvitija vodorodnoj jenergetiki v FRG [Current Trends and Prospects of Hydrogen Energy Development in the Federal Republic of Germany]. Rossijskij vneshneekonomicheskij vestnik. no. 11, pp. 73–87. https://doi.org/10.24412/2072-8042-2023-11-73-87 (In Russ.)
- Чиркин С.А. (2023) Развитие зеленой экономики Бразилии и экономические интересы России // Российский внешнеэкономический вестник. № 11. С. 113–124. https://doi.org/10.24412/2072-8042-2023-11-113-124
- Chirkin S.A. (2023) Razvitie zeljonoj ekonomiki Brazilii i ekonomicheskie interesy Rossii [Brazil’s Green Economy Development and Russia’s Economic Interests]. Rossijskij vneshneejekonomicheskij vestnik. no. 11, pp. 113–124. https://doi.org/10.24412/2072-8042-2023-11-113-124 (In Russ.)
- Экономическая политика России в межотраслевом и пространственном измерении: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции ИЭОПП СО РАН и ИНП РАН (Россия, г. Белокуриха, 24–25 марта 2022 г.) (2022) Т. 4. Ред.: А.О. Баранов, А.А. Широв. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН. 180 с. https://doi.org/10.36264/978-5-89665-367-7-2022-005-180
- Ekonomicheskaya politika Rossii v mezhotraslevom i prostranstvennom vzaimodeystvii: materialy IV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii IEOPP SO RAN i INP RAN (Rossiya, g. Belokurikha, 24–25 marta 2022 g.) [Economic Policy of Russia in the Inter-sectoral and Spatial Dimension: Proceedings of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference IEOPP SO RAS and INP RAS (Russia, Belokurikha, March 24-25, 2022)] (2022) Vol. 4. Ed(s): A.O. Baranov, A.A. Shirov. Novosibirsk: Izd-vo IEOPP SO RAN. 180 p. https://doi.org/10.36264/978-5-89665-367-7-2022-005-180 (In Russ.)
- Baburina O., Kuznetsova G., Podbiralina G. (2023) Climate Agenda and ESG Principles’ Application to Russian Realities // E3S Web Conf. Vol. 431. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202343107004
- Crippa M., Guizzardi D., Banja M., Solazzo E., Muntean M., Schaaf E., Pagani F., Monforti-Ferrario F., Olivier J., Quadrelli R., Risquez Martin A., Taghavi-Moharamli P., Grassi G., Rossi S., Jacome Felix Oom D., Branco A., San-Miguel-Ayanz J., Vignati E. (2022) CO2 Emissions of all World Countries – JRC/IEA/PBL 2022 Report, EUR 31182 EN. Luxembourg: Publications Office of the European Union.
