Внешнее информационное давление на российскую молодежь как инструмент глобального противоборства

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлены результаты комплексного социально-политического исследования, которое посвящено феномену внешнего информационного давления на российскую молодежь в условиях усиления геополитической напряженности и информационного противоборства между государствами. Молодежь как наиболее уязвимая социальная группа подвержена негативным эффектам цифровизации информации о военно-политических процессах, включая переход «гибридной войны» в новую форму. В ней доминирует информационно-психологическое воздействие и иные методы преимущественно невоенного характера. Многоступенчатая методика исследования включает в себя когнитивное картирование цифровых документов, автоматизированный социально-медийный анализ информационных потоков, неструктурированное групповое интервью, а также методы метафорических ассоциативных карт и онлайн-анкетирования. Выявлено, что растет количество регионов-мишеней внешнего информационного давления на молодежь. Определена схема циркуляции соответствующего контента, выявлена активная роль иностранных медиаструктур в данном процессе. Выделено семантическое ядро информационного потока и особенности адресного воздействия на различные возрастные группы. Результаты исследования демонстрируют, что молодежь плохо идентифицирует фейковую информацию в сети. Соответственно, закрепляется запрос на развитие современных компетенций цифровой грамотности и информационной безопасности.

Об авторах

Владимир Андреевич Лукушин

Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук;Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Email: valukushin@fa.ru
Москва, Россия

Список литературы

  1. Ахмадеев К.Н., Бреслер М.Г., Манойло А.В. (2021) Эффективность fake news как инструмента информационной войны в восприятии поколения Z // Вестник Московского государственного областного университета. № 3. С. 8-32.
  2. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Пырма Р.В. (2020) Дискурсы внешнего информационного давления в Крымском и Севастопольском сегментах Рунета: особенности, адресаты, конфликтогенный потенциал // Политическая наука. № 3. С. 243-265.
  3. Бродовская Е.В., Лукушин В.А., Давыдова М.А. (2022) Векторы развития электоральных установок российской молодежи: результаты когнитивной инструментальной диагностики // Власть. № 3. С. 80-84.
  4. Конышев В.Н., Парфенов Р.В. (2019) Гибридные войны: между мифом и реальностью // Мировая экономика и международные отношения. Т. 63. № 12. С. 56-66.
  5. Лихачева Э.В., Николаева Л.П., Огнев А.С., Огнева А.А., Огнева Н.А. (2022) Использование элементов когнитивно-поведенческой терапии для повышения эффективности визуального кинетического моделирования // Человеческий капитал. № 8. С. 160-165.
  6. Малков С.Ю., Ковалев В.И., Коротаев А.В. (2021) О математическом моделировании устойчивости функционирования социально-экономических систем // Информационные войны. № 1. С. 31-43.
  7. Манойло А.В. (2021a) Информационная война и новая политическая реальность (I) // Вестник Московского государственного областного университета. № 1. С. 100-132.
  8. Манойло А.В. (2021b) Информационная война и новая политическая реальность (II) // Вестник Московского государственного областного университета. № 2. С. 110-148.
  9. Манойло А.В., Петренко А.И., Рожин Б.А., Стригунов К.С. (2023) Фейки: траектория лжи. Информационный фронт специальной военной операции. М.: Горячая линия - Телеком. 272 с.
  10. Петров А.П.Ч., Прончев Г.Б. (2022) Гибридная война против России в контексте специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины (анализ и математическое моделирование) // Вопросы политологии. Т. 12. № 11. С. 3647-3667.
  11. Стригунов К.С., Манойло А.В. (2022) Фейковые новости и технология превентивной делегитимизации выборов // Гражданин. Выборы. Власть. № 2. С. 98-109.
  12. Шатилов А.Б. (2022) Информационное и PR-сопровождение специальной военной операции России на Украине: основные тренды и уроки первого этапа // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Т. 12. № 4. С. 71-76.
  13. Apuke O.D., Omar B. (2021) Fake News and COVID-19: Modelling the Predictors of Fake News Sharing among Social Media Users // Telematics and Informatics. No. 56.
  14. Clack T., Johnson R. (2021) The World Information War. Western Resilience, Campaigning, and Cognitive Effects. Abingdon: Routledge. 316 p.
  15. Hoffman F.G. (2007) Conflict in the 21st Century: The Rise of Hybrid Wars. Arlington: Potomac Institute for Policy Studies. 72 p.
  16. Johnson R. (2018) Hybrid War and Its Countermeasures: A Critique of the Literature // Small Wars & Insurgencies. Vol. 29. No. 1. Pp. 141-163.
  17. Miller C. (2019) Inside the Information Wars // New Scientist. Vol. 244. No. 3252. Pp. 38-41.
  18. Nadolski M., Fairbanks J. (2019) Complex Systems Analysis of Hybrid Warfare // Procedia Computer Science. Vol. 153. Pp. 210-217.
  19. Prier J. (2017) Commanding the Trend: Social Media as Information Warfare // Strategic Studies Quarterly. No. 11. Pp. 50-85.
  20. Zimmer F., Scheibe K., Stock M., Stock, W.G. (2019) Fake News in Social Media: Bad Algorithms or Biased Users? // Journal of Information Science Theory and Practice. No. 7. Pp. 40-53.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2023

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».