Возможность обнаружения распада заряженного a0-мезона с нарушением P-симметрии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследована возможность поиска эффектов локального нарушения пространственной четности в сильных взаимодействиях в распаде заряженного a0-мезона на заряженные пион и фотон. С использованием Монте-Карло генератора Pythia изучен спектр инвариантных масс пар π±γ с учетом канала распада a0± → π± + γ. Получена оценка на минимальное количество событий pp и Pb-Pb столкновений для значимого уровня сигнала P-нарушающего распада.

Полный текст

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что глобальное сохранение пространственной четности является хорошо установленной симметрией сильных взаимодействий. До сих пор не было найдено никаких доказательств нарушения P- и CP-симметрии в сильных взаимодействиях. Однако КХД не запрещает локальное нарушение симметрии четности из-за больших топологических флуктуаций при высокой температуре с динамической генерацией конфигураций нетривиального топологического заряда. Необходимым условием наблюдения этих эффектов является достаточно большое время жизни горячей капли сильновзаимодействующей материи, достигаемое в центральных ядерно-ядерных столкновениях на Большом адронном коллайдере (БАК, LHC) [1—3].

Лагранжиан КХД

LQCD=14Gμν,aGμνa+q¯iγμDμm^qq,Dμ=μiGμaλa,Gμνa=μGνaνGμa+gfabcGμbGνc

может быть дополнен θ-слагаемым, нарушающим P-симметрию:

ΔLθ=θg216π2TrGμνG~μν,

при этом существует достаточно низкий предел значения параметра θ109. Стоит отметить, что в данном случае рассматривается именно вклад от сильного взаимодействия в столкновениях тяжелых ионов, в отличие от эффектов слабого взаимодействия, которые могут наблюдаться в столкновениях протонов и легких ядер [4, 5].

Одна из возможных теорий рассматривает локальное нарушение четности как следствие больших топологических флуктуаций при высокой температуре и генерации конфигураций глюонного поля с нетривиальным топологическим зарядом [6—8]. Вклад в лагранжиан КХД топологического заряда может играть роль эффективного θ-слагаемого. Из-за частичного сохранения аксиального тока он также приводит к возникновению фазы с ненулевым киральным химическим потенциалом µ5 [9]. Как было показано с использованием обобщенной сигма-модели с фоновым 4-вектором аксиального химического потенциала, внутри среды с локальным нарушением четности a0± мезон может распадаться по запрещенному каналу: a0±π±+γ [10—13].

Цель нашего исследования — проверить возможность экспериментального наблюдения такого распада с помощью моделирования Монте-Карло. Преимущество поиска в π± + γ канале состоит в том, что он является относительно чистым по сравнению с чисто адронными распадами. Недостатком является низкая вероятность такого распада из-за коэффициента ветвления. Например, существует оценка [13, 14], из которой следует, что при µ5 = 500 МэВ и значении импульса q=128 МэВ, относительная доля выхода по данному каналу распада составляет около 0.001 %. В нашем моделировании далее мы используем коэффициент ветвления 5 % с целью оптимизации монте-карловских вычислений.

Стоит отметить, что были предложены и другие экспериментальные наблюдаемые величины для поиска локального нарушения четности в сильных взаимодействиях. При наличии большого магнитного поля, которое возникает в полуцентральных и периферических столкновениях тяжелых ионов, может проявляться так называемый киральный магнитный эффект (CME), эффект разделения киральностей [15, 16] и киральные магнитные волны (CMW). Эти эффекты измерялись на ускорителях RHIC [17, 18] и LHC [19], и CME-подобный сигнал был найден. Однако интерпретация полученных данных затруднена, поскольку имеются сильные фоновые эффекты, такие как сохранение локального заряда, которые играют сопоставимую роль. Тем не менее, сравнение экспериментальных результатов с моделированием показало, что наилучшее согласие достигается для µ5 порядка 300 МэВ [20].

В работах [21, 22] было показано, что эффект локального несохранения четности можно проверить экспериментально путем анализа выходов дилептонных пар в области малых инвариантных масс в столкновениях тяжелых ионов и поиска расщепления поляризаций в спектральных функциях ρ- и ω-мезонов с образованием характерной двухпиковой структуры. Были предложены также дополнительные проявления локального несохранения четности в сильных взаимодействий, такие как подавление распадов заряженных пи-мезонов на пары мюон и нейтрино в кирально-неинвариантной среде [13], а также для обнаружения локального нарушения четности можно искать возможную асимметрию поляризации фотона [23].

АНАЛИЗ СГЕНЕРИРОВАННЫХ ДАННЫХ

Для анализа распадов с нарушением пространственной симметрии мы использовали монте-карловский генератор Pythia8 [24] при энергии s=13 ТэВ (для pp-столкговений) и 5.02 ТэВ (для Pb-Pb столкновений) со включенным каналом распада a0±π±+γ. Исследовался спектр инвариантных масс финальных состояний пар π± − γ, образовавшихся в сгенерированных событиях. Для выделения коррелированного сигнала мы использовали технику смешивания событий.

Для подавления фона мы также учли, что π±-γ пары, произошедшие непосредственно из распада a0 мезона, скорее всего, направлены в противоположные стороны по азимутальному углу, как показано на рис. 1. Это приводит к следующим критерию отбора:

Δφπ±,γ>π2.

 

Рис. 1. Азимутальное распределение углов между π± и γ от распада a0±π±+γ.

 

Отбор γ-квантов

Существует несколько цепочек распада a0±, для которых в финальном состоянии присутствуют π± мезон и γ-квант. Доминирующим является процесс a0±η+π± (90 %), т. к. η-мезон может распасться на 2γ (с вероятностью 39.4 %), π+ + π + π0 (23 %) или 3π0 (32.6 %). π0-мезон в основном распадается на 2γ (98.8 %). Все эти распады вида a0±π±+γ+X проявляются в спектре инвариантных масс π± + γ (рис. 2).

 

Рис. 2. Спектр инвариантных масс π± + γ пар, рождающихся напрямую (красный) и в цепочках распада (синий). Коэффициент ветвления распада a0±π±+γ составляет 5 %.

 

Чтобы подавить вклад γ, образующихся от распадов π0 или η, мы выбрали следующие кинематические ограничения: отвергаются фотоны, для которых существуют пары с инвариантной массой в следующих диапазонах:

0.1335 ГэВ ≤ Mγγ ≤ 0.1365 ГэВ;

0.5455 ГэВ ≤ Mγγ ≤ 0.5505 ГэВ

Потеря полезного сигнала (a0±π±+γ) при этом составляет около 50 %, однако описанная выше процедура существенно уменьшает фоновый спектр.

Состав коррелированного сигнала после отбора

При применении всех критериев отбора в оставшемся спектре π±-γ доминируют только пары, образованные цепочками распада без участия π0- и η-мезонов (рис. 3). Основной вклад фона возникает за счет корреляций, происходящих от дикварков в Pythia. Существует также несколько резонансов, продукты распада которых включают фотон и заряженный пион и, таким образом, они тоже вносят вклад в спектр.

 

Рис. 3. Состав спектра инвариантных масс после выделения γ в pp- столкновениях. Коэффициент ветвления (a0±π±+γ) составляет 5 %.

 

Как показано на рис. 3, большая часть вкладов в спектр инвариантных масс в районе 0.98 ГэВ ведет себя достаточно гладко. Это означает, что при хорошей статистике можно было бы обнаружить пик от a0±π±+γ с даже при низком коэффициенте ветвления. Однако не следует забывать об экспериментальных трудностях. Наиболее важными является неидеальная идентификация заряженных пионов, а также эффективность регистрации фотонов. Последний эффект имеет решающее значение для выбора метода отбора γ.

Используя полученные спектры сигнала и фона (рис. 4), мы можем вычислить статистическую значимость ожидаемого сигнала и масштабировать его до статистики произвольных событий. На рис. 4 фон аппроксимировался с использованием экспоненциальной функции, а вклад от распада a0±π±+γ — с помощью распределения Гаусса. С учетом этих аппроксимаций мы можем оценить минимальное количество событий, чтобы достоверно обнаружить a0±π±+γ распад для любого значения коэффициента ветвления. Если потребовать, чтобы статистическая значимость сигнала от прямых распадов на фоне флуктуацией фона достигла 5σ, минимальное число событий составит порядка 1013 для pp-взаимодействия и 1011 для Pb-Pb-столкновений. Эта оценка справедлива для коэффициента ветвления 0.001 %. Следует отметить, оценка сделана без учета детекторных эффектов. Требуемая статистика, по-видимому, может быть накоплена за несколько лет работы LHC в периодах сбора данных Run 3 и Run 4, однако это делает предстоящий анализ достаточно сложным.

 

Рис. 4. Выделение распада a0±π±+γ над комбинаторным фоном и аппроксимация сигнала гауссовой функцией.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучены возможности обнаружения распада заряженного a0-мезона, нарушающего P-симметрию, в pp- и Pb-Pb-столкновениях при энергии LHC. Предложен ряд приемов уменьшения фона и повышения статистической значимости результатов. Произведена оценка минимального количества событий, позволяющего обнаружить распад a0±π±+γ с нарушением P-симметрии, для pp- и Pb-Pb-столкновений.

Стоит отметить, что в данной работе были выполнены только начальные оценки. Установление более точной статистической значимости наблюдаемых эффектов потребует детального моделирования экспериментальных установок с учетом тщательной оценки вклада фоновых процессов, эффективности идентификации частиц и систематических неопределенностей. В связи с малостью сигнала в π± + γ канале, представляет интерес исследовать адронный аналог данного распада, а именно, a0±π±+π+π± [25], который характеризуется более сложным ландшафтом фоновых процессов. Также представляет интерес изучение возможности поиска эффектов локального несохранения четности на коллайдере NICA в экспериментах MPD [26, 27] и SPD [28]. В связи с этим для повышения разрешающей способности трекинга и эффективности регистрации гамма-квантов методом конверсии перспективной является внутренняя трековая система [29, 30].

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-22-00493, https://rscf.ru/project/22-22-00493.

×

Об авторах

В. Н. Коваленко

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Санкт-Петербургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: v.kovalenko@spbu.ru
Россия, Санкт-Петербург

В. В. Петров

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Санкт-Петербургский государственный университет

Email: v.kovalenko@spbu.ru
Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Kharzeev D., Zhitnitsky A. // Nucl. Phys. A. 2007. V. 797. P. 67.
  2. Buckley K., Fugleberg T., Zhitnitsky A. // Phys. Rev. Lett. 2000. V. 84. P. 4814.
  3. Son D.T., Zhitnitsky A.R. // Phys. Rev. D. 2004. V. 70. Art. No. 07401.
  4. Мильштейн А.И., Николаев Н.Н., Сальников С.Г. // Письма в ЖЭТФ. 2020. Т. 111. № 4. С. 215; Milstein A.I., Nikolaev N.N., Salnikova S.G. // JETP Lett. 2020. V. 111. No. 4. P. 197.
  5. Мильштейн А.И., Николаев Н.Н., Сальников С.Г. // Письма в ЖЭТФ. 2021. Т. 114. № 10. С. 631; Milstein A.I., Nikolaev N.N., Salnikova S.G. // JETP Lett. 2021. V. 114. No. 4. P. 561.
  6. Belavin A.A., Polyakov A.M., Shvarts A.S., Tyupkin Y.S. // Phys. Lett. B. 1975. V. 59. P. 85.
  7. McLerran L.D., Mottola E., Shaposhnikov M.E. // Phys. Rev. D. 1991. V. 43. P. 2027.
  8. Moore G.D., Rummukainen K. // Phys. Rev. D. 2000. V. 61. Art. No. 105008.
  9. Kharzeev D., Pisarski R.D., Tytgat M.H.G. // Phys. Rev. Lett. 1998. V. 81. P. 512.
  10. Andrianov A., Andrianov V., Espriu D. // EPJ Web Conf. 2017. V. 137. Art. No. 01005.
  11. Andrianov A.A., Andrianov V.A., Espriu D. et al. // Acta Phys. Polon. Supp. 2017. V. 10. P. 977.
  12. Andrianov A.A., Andrianov V.A., Espriu D. et al. // Phys. Part. Nucl. Lett. 2018. V. 15. P. 357.
  13. Andrianov A., Andrianov V., Espriu D. // Particles. 2020. V. 3. P. 15.
  14. Путилова А.Е. Термодинамические свойства мезонов в среде с киральным химическим потенциалом. Магист. дисс. СПб: СПбГУ. 2017.
  15. Metlitski M.A., Zhitnitsky A.R. // Phys. Rev. D. 2005. V. 72. Art. No. 045011.
  16. Хайдуков З.В. // Письма в ЖЭТФ. 2023. Т. 117. № 10. С. 719; Khaidukov Z.V. // JETP Lett. 2023. V. 117. No. 10. P. 721.
  17. Wang G. // J. Phys. Conf. Ser. 2017. V. 779. Art. No. 012013.
  18. Haque M.R. // Nucl. Phys. A. 2019. V. 982. Art. No. 543.
  19. Aziz S. // Nucl. Phys. A. 2021. V. 1005. Art. No. 121817.
  20. Yuan Z., Huang A., Zhou W.-H. et al. // Phys. Rev. C. 2024. V. 109. No. 3. Art. No. L031903.
  21. Andrianov A.A., Andrianov V.A., Espriu D., Planells X. // Phys. Lett. B. 2012. V. 710. P. 230.
  22. Andrianov A.A., Andrianov V.A., Espriu D., Planell X. // Phys. Rev. D. 2014. V. 90. Art. No. 034024.
  23. Putilova A.E., Iakubovich A.V., Andrianov A.A. et al. // EPJ Web Conf. 2018. V. 191. Art. No. 05014.
  24. Sjöstrand T., Ask S., Christiansen J.R. et al. // Comput. Phys. Commun. 2015. V. 191. P. 159.
  25. Petrov V.V., Kovalenko V.N. // Phys. Part. Nucl. 2024. (in press).
  26. Abgaryan V. et al. (MPD Collaboration) // Eur. Phys. J. A. 2022. V. 58. P. 7.
  27. Иванищев Д.А., Котов Д.О., Малаев М.В и др. // Изв. РАН. Сер. физ. 2022. Т. 5. № 12. С. 1800; Ivanishchev D.A., Kotov D.O., Malaev M.V. et al. // Bull. Russ. Acad. Sci. Phys. 2021. V. 85. No. 12. P. 1439.
  28. Abramov V.V., Aleshko A., Baskov V.A. et al. // Phys. Part. Nucl. 2021. V. 52. P. 1044.
  29. Жеребчевский В.И., Вечернин В.В., Иголкин С.Н. и др. // Изв. РАН. Сер. физ. 2021. Т. 85. № 5. С. 702; Zherebchevsky V.I., Vechernin V.V., Igolkin S.N. et al. // Bull. Russ. Acad. Sci. Phys. 2021. V. 85. No. 5. P. 541.
  30. Жеребчевский В.И., Мальцев Н.А., Нестеров Д.Г. и др. // Изв. РАН. Сер. физ. 2022. Т. 86. № 8. С. 1146; Zherebchevsky V.I., Maltsev N.A., Nesterov D.G. et al. // Bull. Russ. Acad. Sci. Phys. 2022. V. 86. No. 8. P. 948.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Азимутальное распределение углов между π± и γ от распада .

Скачать (58KB)
3. Рис. 2. Спектр инвариантных масс π± + γ пар, рождающихся напрямую (красный) и в цепочках распада (синий). Коэффициент ветвления распада составляет 5 %.

Скачать (81KB)
4. Рис. 3. Состав спектра инвариантных масс после выделения γ в pp- столкновениях. Коэффициент ветвления ( ) составляет 5 %.

Скачать (138KB)
5. Рис. 4. Выделение распада над комбинаторным фоном и аппроксимация сигнала гауссовой функцией.

Скачать (107KB)

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных

 

Используя сайт https://journals.rcsi.science, я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных») даю согласие на обработку персональных данных на этом сайте (текст Согласия) и на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика» (текст Согласия).