Расчетное исследование газодинамического подхода для снижения шума выпуска в двухтактном двигателе
- Авторы: Черноусов А.А.1, Еникеев Р.Д.1, Дадашов Р.Э.1
-
Учреждения:
- Уфимский университет науки и технологий
- Выпуск: Том 91, № 2 (2024)
- Страницы: 181-190
- Раздел: Теория, конструирование, испытания
- URL: https://ogarev-online.ru/0321-4443/article/view/262677
- DOI: https://doi.org/10.17816/0321-4443-604622
- ID: 262677
Цитировать
Аннотация
Обоснование. Традиционный подход к проектированию глушителей шума выпуска во многом полагается на диссипацию в них энергии. При «газодинамическом» подходе поток выхлопных газов выравнивают, вводя в глушитель длинные каналы для разделения импульсов и смещения их по времени. Предполагается, что это обеспечит снижение шума без создания существенного противодавления.
Цель работы — оценка потенциала «газодинамического» подхода к уменьшению уровня шума выхлопа двухтактных двигателей внутреннего сгорания.
Методы. Исследование носит расчётно-теоретический характер. Объектом является двухтактный бензиновый двухцилиндровый двигатель РМЗ-551i, выпускная система которого содержит резонатор (обеспечивает газодинамический наддув) и собственно глушитель. Процессы в газовоздушном тракте двигателя рассчитаны по одномерной модели. Характеристикой шума выхлопа было эффективное звуковое давление в заданной точке из 2D расчёта упругих возмущений в окружающей среде. Вначале рассчитаны показатели двигателя и уровень звукового давления с серийным глушителем на полной мощности и частоте вращения, близкой к номинальной. Далее изменена структура глушителя: между двумя его камерами добавлен канал. Параметры такого глушителя оптимизированы, критерием был минимум пульсаций потока на выходе. Снижение шума выхлопа для глушителя, реализующего газодинамический подход, как и для серийного, оценено по уровням звукового давления в дБ. Рассчитаны показатели в широком диапазоне частот вращения вала, в частности — уровень звукового давления.
Результаты. По расчётным оценкам, оптимальная реализация газодинамического подхода в глушителе снижает шум выхлопа на 7 дБ при том что мощность двигателя уменьшается на 2,5%. Расчёт уровня звукового давления по внешней скоростной характеристике показал, что на частоте вращения, равной 3000 об/мин, звуковое давление на 8 дБ превышает минимум (99 дБ), полученный на частоте вращения в 5000 об/мин для оптимально «настроенного» глушителя. Высказано предположение, что газодинамический подход применим и к равномерному снижению шума в широком диапазоне частот вращения (при усложнении структуры глушителя шума выхлопа).
Заключение. Теоретически оценён глушитель с каналом подобранной длины, соединяющим две его камеры; база для сравнения — двухтактный двигатель РМЗ-551i с серийным глушителем. По результатам расчётов, в точке оптимума на скоростной характеристике шум выхлопа снижен на 7 дБ, причём мощность снизилась несущественно. Авторы отметили пригодность методологии для оперативных оценок и для автоматизированной расчётной оптимизации глушителей, использующих волновые эффекты, но также и ограничения моделей, которые требуют подтверждения или калибровки по экспериментальным данным. Отмечена нужда в разработанных специалистами прикладных моделях акустических эффектов и измерительных устройств для отечественных CAE-пакетов.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Андрей Александрович Черноусов
Уфимский университет науки и технологий
Автор, ответственный за переписку.
Email: andrei.chernousov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5541-8082
SPIN-код: 2885-6338
канд. техн. наук, доцент кафедры «Двигатели внутреннего сгорания»
Россия, УфаРустэм Далилович Еникеев
Уфимский университет науки и технологий
Email: rust_en@mail.ru
ORCID iD: 0009-0001-4683-1657
SPIN-код: 8556-3237
профессор, д-р техн. наук, заведующий кафедрой «Двигатели внутреннего сгорания»
Россия, УфаРешад Эльманович Дадашов
Уфимский университет науки и технологий
Email: reshad.dadashov85@mail.ru
ORCID iD: 0009-0006-1429-8436
SPIN-код: 1957-4650
аспирант кафедры «Двигатели внутреннего сгорания»
Россия, УфаСписок литературы
- Балишанская Л.Г., Дроздова Л.Ф., Иванов Н.И. Техническая акустика транспортных машин. Санкт-Петербург: Политехника, 1992. EDN: TQOGNB
- Рудой Б.П., Вахитов Ю.Р. Снижение газодинамического шума циклических и импульсных энергоустановок. Уфа: УГАТУ, 2008.
- Вахитов Ю.Р., Загайко С.А. Приближенный метод расчёта шума выпуска ДВС // Известия МГТУ «МАМИ». 2010. Т. 4, № 1. C. 11–14. doi: 10.17816/2074-0530-69518
- Вахитов Ю.Р., Загайко С.А. Приближенный метод расчёта шума впуска ДВС // Известия МГТУ «МАМИ». 2012. Т. 6, № 2. C. 61–64. doi: 10.17816/2074-0530-68429
- Rudoy B.P., Vakhitov Y.R., Enikeev R.D. Improving engine performance and noise level using the ALBEA simulation technique // Proc. Inst. Mech. Eng. Part D: J. Autom. Eng. 2004. Vol. 218, No.12. P. 1447–1453. doi: 10.1243/0954407042707687
- Sakurai M. Relation Between Exhaust Pulsating Flow and Radiation Noise: Development of Exhaust Radiation Noise Simulation Technology // SAE Tech. Paper Series. № 2004-01-0399. 12 p. doi: 10.4271/2004-01-0399
- Mann A., Kim M., Neuhierl B., Perot F. et al. Exhaust and Muffler Aeroacoustics Predictions using Lattice Boltzmann Method // SAE Int. J. Passeng. Cars — Mech. Syst. 2015. Vol. 8, No.3. P. 1009–1017. doi: 10.4271/2015-01-2314
- GT-POWER Gamma Technologies [Internet] [дата обращения: 03.10.2023]. Режим доступа: https://www.gtisoft.com/gt-power/
- WAVE | Products | Realis Simulation [Internet]. [дата обращения: 03.10.2023]. Режим доступа: https://www.realis-simulation.com/products/wave/
- AVL iceSUITE [Internet] [дата обращения: 03.10.2023]. Режим доступа: https://www.avl.com/avl-icesuite/
- Еникеев Р.Д., Черноусов А.А. Проектирование и реализация пакета прикладных программ для анализа и синтеза сложных технических объектов // Вестник УГАТУ. 2012. Т. 16, № 5. С. 60–68.
- Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ РФ № 2021666333/ 13.10.2021. Бюл. № 10. Черноусов А.А. Программа ALLBEA OPTIM для оптимизации параметров по генетическому алгоритму. EDN: BODWWN
- Miles R.N. Physical Approach to Engineering Acoustics. Springer, 2020.
- ГОСТ Р 52231-2004. Внешний шум автомобилей в эксплуатации. Допустимые уровни и методы измерения. М.: Стандартинформ, 2004.
Дополнительные файлы
