The Concept of Karma in Madhyamaka

Мұқаба

Толық мәтін

Ашық рұқсат Ашық рұқсат
Рұқсат жабық Рұқсат берілді
Рұқсат жабық Тек жазылушылар үшін

Аннотация

The concept of karma in the Buddhist Mahāyana school of Madhyamaka is treated as having meaning only at the level of relative truth, but at the level of absolute truth it is empty, for it depends on the concept of an acting subject (kart), and that, in its turn, depends on the concept of karma. It is this logical circle in the definitions that makes all concepts empty. I.e. having no referent in reality. The true reality (bīnfa-tathaia) is indescribable, and only one who has attained enlightenment (boahu) can see it. In fact, the essence of enlightenment is the knowledge of true reality. However, the concept of karma is not entirely meaningless in the Madhyamaka. It makes sense at the first stage of the path to enlightenment — on the path of sizakas and pardyskuddhēs (that is, the thingyana path), since it is the idea of karma, i.e. the consequences of one's actions in this life and attaining their fruits in the future that prompts a person that suffers in samsāra to strive for liberation from it. Only at the second stage — on the bodhisattvas' path (that is, on the path of the Mahāyana, which is impossible to step out without fully passing the first stage and without gaining the fruit of an Arhat), a person comprehends the emptiness of the concept of karma, as well as any other concepts. The concept of karma, in accordance with the Madhyamaka teaching, should be regarded as purely instrumental: its goal is not to designate some kind of reality, but to change the consciousness of a person so that the desire arises in him to enter the path to enlightenment and sufficient perseverance in following it. But the law of karma still governs the person even at the beginning of the bodhisattvas' path, and only at its higher stages does a person gradually free himself from the action of this law and gain nīvāpa without abode — a state that goes beyond the difference between nīvāpa and samsāra.

Авторлар туралы

S. Burmistrov

Institute of Oriental Manuscripts, Russian Academy of Sciences

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: SLBurmistrov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5455-9788
DSc in Philosophy, Leading Researcher St. Petersburg, Russian Federation

Әдебиет тізімі

  1. Андросов В.П. Учение Нагарджуны о Срединности: исслед. и пер. с санскр. «Коренные строфы о Срединности» («Мула-мадхьямака-карика»): пер. с тиб. «Толкование Коренных строф о Срединности, [написанное] Бесстрашным [опровергающим догматические воззрения]» («Мула-мадхьямака-вритти Акутобхая»). М.: Восточная литература, 2006.
  2. Андросов В.П. Буддийский Нагарджуна: Религиозно-философские трактаты. М.: Восточная литература, 2000.
  3. Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 1: Раздел I: Учение о классах элементов; Раздел II: Учение о факторах доминирования в психике. Изд. подгот. Е.П. Островская, В.И. Рудой. М.: Ладомир, 1998.
  4. Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 2: Раздел III: Учение о мире; Раздел IV: Учение о карме. Изд. подгот. Е.П. Островская, В.И. Рудой. М.: Ладомир, 2001.
  5. Вишну-смрити. Пер. с санскр., предисл., коммент. и приложения Н.А. Корневой. М.: Восточная литература, 2007.
  6. Законы Ману. Пер. с санскр. С.Д. Эльмановича под ред. Г.Ф. Ильина. М.: Издательство восточной литературы, 1960.
  7. Лысенко В.Г. Асаткарьявада // Степанянц М.Т. (ред.). Индийская философия: Энциклопедия. М.: Академический проект, Гаудеамус, 2009а.
  8. Лысенко В.Г. Саткарьявада // Степанянц М.Т. (ред.). Индийская философия: Энциклопедия. М.: Академический проект, Гаудеамус, 2009b.
  9. Лысенко В.Г. Карма // Степанянц М.Т. (ред.). Философия буддизма: Энциклопедия. М.: Академический проект, Гаудеамус, 2011.
  10. Прасамнапада. Собрание характеристик категорий («Падартха-дхарма-санграха») с комментарием «Цветущее дерево метода» («Ньяя-кандали») Шридхары. Пер. с санскр., предисл., введ. и историко-философские комментарии В.Г. Лысенко. М.: Восточная литература, 2005.
  11. Сутры философии санкхьи. Изд. подгот. В.К. Шохин. М.: Ладомир, 1997.
  12. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М.: Селена, 1994.
  13. Abhidharmakośabhāṣyam of Vasubandhu. Ed. by P. Pradhan. 2nd ed. Patna: K.P. Jayaswal Research Center, 1975.
  14. Akira Saito. A Study of the Buddhapālita-Mūlamadhyamaka-Vṛtti. PhD thesis. Canberra: Australian National University, 1984.
  15. Asaṅga. Abhidharma-samuccaya. Critically edited and studied by Prahlad Pradhan. Santiniketan: Visva-Bharati, 1950.
  16. Kragh U.T. Early Buddhist Theories of Action and Result: A Study of Karmaphalasambandha Candrakīrti's Prasannapadā, Verses 17.1–20. Wien: Universität Wien, Arbeitskreis für tibetische und buddhistische Studien, 2006.
  17. Matsushima H. Saṅghabhadra on Karma and Momentariness: Bīja-Theory and Three Other Metaphors. Journal of Indian and Buddhist Studies, 2010. Vol. 58(3). P. 1159–1163.
  18. Murti T.R.V. The Central Philosophy of Buddhism: A Study of the Mādhyamika System. London: Unwin, 1980.
  19. Nāgārjuna. Mūlamadhyamakakārikā (Mādhyamikasūtra) avec la Prasannapadā commentaire de Candrakīrti. Public par Louis de la Vallée Poussin. St. Pétersbourg: Académie Impériale des Sciences, 1903.
  20. Reichenbach B.R. The Law of Karma: A Philosophical Study. London: Macmillan, 1990.
  21. Schmithausen L. Ālayavijñāne On the Origin and Early Development of a Central Concept of Yogācāra Philosophy. Part I. Tokyo: The International Institute for Buddhist Studies, 1987.
  22. The Fundamental Wisdom of the Middle Way: Nāgārjuna's Mūlamadhyamakakārikā. Transl. and comment. by J.L. Garfield. New York, Oxford: Oxford University Press, 1995.
  23. The Sūtrasamuccaya: Tibetan Original, Sanskrit Reconstruction, English Translation, Critical Notes (including Pali parallels, Chinese version and ancient Tibetan fragments). Ed. by N. Ross Reat. Delhi: Motilal Banarsidass, 1993.
  24. Venkata Ramanan K. Nāgārjuna's Philosophy. Delhi: Motilal Banarsidass, 1987.

© Russian Academy of Sciences, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».