Perceiving the resourcefulness of the natural environment: empirical research experience

封面

全文:

详细

The article presents the results of an exploratory empirical study devoted to the study of the psychological effects of interaction between man and nature based on content analysis of descriptions of subjective experiences of unity between man and nature. The study was conducted online and involved 416 respondents from 17 to 70 years old (average age 35.3 years SD = 11.05; 35% men and 65% women). The concepts of psychological restoration and the restorativeness of the natural environment were used for the analysis. Psychological restorative effects are represented in the descriptions by the presence of positive emotions, a state of relaxation and solitude. The results show that most often a person experiences these effects in such environments as forest and water spaces, perceiving them as integral systems, focusing both on individual elements (trees, leaves, waves, landscape) and on temporal characteristics (seasons, days). The positive stimulation of the forest and aquatic natural environments, as well as the aesthetic appeal of landscapes, can be considered as factors determining the restorative potential of nature.

全文:

Описание психологических ресурсов природной среды имеет основательную историю и реализовано преимущественно в зарубежных экопсихологических и междисциплинарных исследованиях. В обзорных текстах, посвященных анализу методолого-теоретических подходов в области взаимодействия человека и природы, представлены такие направления, как теория самодетерминации (self-determination theory), теория привязанности (place attachment theory), а также теория восстановления (restoration theory) [Fleury, 2017]. В исследованиях о взаимосвязи факторов природной среды и показателей психического функционирования подчеркивается, что природная среда в различных ее проявлениях позитивно влияет на здоровье, счастье, благополучие, качество жизни, когнитивное восстановление и др. [Olivos, 2017].

Осознание глобальных экологических проблем и урбанизация породили многочисленные исследования связи современного городского жителя с природой. Несмотря на обилие эмпирических данных и отсутствие общепринятого определения, показано, что связь с природой положительно коррелирует с показателями позитивного психического функционирования [Чистопольская, 2017]. Психологическую природу феномена связи с природой можно рассматривать и как актуальное состояние человека, и как свойственную ему личностную черту. В русскоязычном контексте первый взгляд представлен в концепции экологического сознания в качестве его аффективной составляющей [Панов, 2012] и назван «единение с природой». Второй взгляд чаще всего операционализируется как «природная идентичность» [Clayton, 2021].

Систематизируя зарубежные исследования восстановления как психологического эффекта взаимодействия человека с природной средой, О.В. Шаталова отмечает возрастающий интерес к феномену восстановительных эффектов природной среды и выделяет дискуссионные вопросы в интерпретации понятия [Шаталова, 2022]. Одним из таких вопросов Шаталова обозначает выделение двух групп факторов, опосредующих влияние природной среды на психическое функционирование: «восходящих» (объективных), связанных с характеристиками самой среды, и «нисходящих» (субъективных), актуализирующих индивидуально-психологические, смысловые возможности интерпретации различных характеристик природной среды субъектом. Подчеркивается, что если влияние «восходящих» факторов основательно изучено, в частности, в форматах теорий восстановления внимания и восстановления после стресса, то влияние «нисходящих» факторов на восстановительные эффекты природной среды практически не исследовано. Такая же тенденция отмечается О.А. Капцевич в связи с анализом психологических эффектов визуального восприятия городской среды [Капцевич, 2021].

Обозначая многослойность и вариативность феномена «восстановление», Шаталова подчеркивает, что в зарубежном экопсихологическом тезаурусе выделяются два взаимосвязанных понятия: «восстановительный эффект», понимаемый как показатель состояния субъекта, вызванного взаимодействием с природной средой, и «восстановительный потенциал», то есть воспринимаемые субъектом восстановительные характеристики природной среды [Шаталова, 2023].

В нашем исследовании мы рассматриваем связь с природой как состояние актуального переживания единения с природой, и нашей целью было определить: обладает ли такая связь психологическими «восстановительными эффектами», и какие характеристики природной среды можно рассматривать как «восстановительный потенциал».

Метод и выборка исследования

Методом исследования был выбран контент-анализ описаний чувств и состояний, которое испытывает человек, ощущая себя частью природы.

В качестве критериев для контент-анализа восстановительных эффектов были выбраны некоторые показатели шкал самооценки восстановительных эффектов (положительные эмоции, релаксация и уединение) [Han, 2018; Korpela, 2008]. В качестве критериев для контент-анализа восстановительного потенциала были выбраны встречающиеся в описаниях конкретные природные объекты и явления.

Исследование проводилось онлайн, в нем приняло участие 416 респондентов от 17 до 70 лет (средний возраст — 35,3 года SD = 11,05; 35% мужчины и 65% женщины). 35% опрошенных проживали в крупных городах-миллионниках. 36% опрошенных — в больших и средних городах, 29% — в маленьких городах или поселках. 52% респондентов имели высшее образование, остальные — среднее, средне-специальное или неоконченное высшее.

Респондентов просили в свободной манере описать моменты, когда они ощущают себя частью природы.

Анализ данных

В качестве экспертов выступили профессиональные психологи (5 человек), занимающиеся исследованиями в области экопсихологии. Каждый эксперт оценивал высказывания по следующим критериям:

Эмоциональный вектор.

Эксперту предлагалось оценить положительный, отрицательный или нейтральный вектор каждого высказывания. В некоторых высказываниях вектор был прямо обозначен прилагательными или отношением к описываемому. В некоторых высказываниях эмоции прямо не указывались, но атмосфера угадывалась безошибочно. В тех случаях, когда эмоционального вектора нельзя было оценить, он определялся как нейтральный.

Активность.

Эксперту предлагалось оценить, активен или пассивен был респондент в описываемый им момент. Некоторые респонденты прямо указывали на свои действия, сопутствующие единению с природой. Некоторые описывали статичные картины. Некоторые респонденты указывал и те, и другие моменты.

Приватность.

Эксперту предлагалось оценить приватность описываемых ощущений. Большинство высказываний респондентов прямо указывают на то, что, переживая моменты единения с природой, они находятся в одиночестве. Некоторые описывали события, переживаемые совместно с друзьями, семьей или любимыми. Некоторые указывали и то и другое. В некоторых случаях это нельзя было определить.

Выделяемые природные объекты.

Эксперту предлагалось выделить и записать природные объекты, которые присутствовали в высказывании.

Выделяемые респондентами природные объекты впоследствии были подвергнуты количественному и качественному анализу. Участвовавшим в исследовании экспертам было предложено классифицировать всю совокупность выделенных ранее природных объектов. Кроме экспертного анализа был проведен подсчет речевой экспансии (количество слов в каждом высказывании).

Статистический анализ был проведен с использованием программы IBM SPSS 22.0.

Результаты

Следует заметить, что не все описания были пригодны для экспертного анализа. Некоторые респонденты просто выражали восхищение природой, некоторые писали, что постоянно ощущают себя частью природы, а некоторые, что никогда. Были и такие, которые просто повторяли слова инструкции. Невалидные ответы были исключены из анализа, в итоге эксперты оценивали 377 описаний.

Оценивая способ взаимодействия с природными объектами, все эксперты указывали, что описываемые респондентами моменты, как правило, представляют собой не повседневные случаи. Они либо касаются мест, в которых респонденты бывают редко, либо явлений, которые случаются не часто и именно поэтому вызывают эмоциональный отклик. Усредненные значения экспертных оценок приведены в табл. 1. Как показывают данные таблицы, большинство респондентов описывают свои ощущения единения с природой как ситуации, где они пассивны, расслаблены (53%), находятся в одиночестве (63%) и испытывают положительные эмоции (87%).

 

Таблица 1. Средние значения экспертных оценок

Aктивность

Итого

активен

пассивен

активен и пассивен

 

153 (41%)

199(53%)

25(%)

377 (100%)

Приватность

в одиночестве

в компании

неопределенно

 

238(63%)

32(8%)

107(29%)

377 (100%)

Эмоциональный вектор

положительный

отрицательный

неопределенный

 

329(87%)

7(2%)

41(11%)

377 (100%)

 

Примеры высказываний, репрезентирующих восстановительный эффект единения с природой, приведены в табл. 2.

 

Таблица 2. Описания переживаний единения с природой, связанные с восстановительными эффектами

Восстановительный эффект (критерий экспертной оценки)

Примеры высказываний

Положительные эмоции (эмоциональный вектор)

«Приехали в горы. Вот это было наслаждение».

«Тишину нарушает только зеленый шум и плеск воды. Это просто рай».

«Смотришь на верхушки деревьев, и ощущаешь восхитительные моменты».

«Валялись в снегу. Шикарно!»

«Люблю наблюдать за водой, получаю прилив сил и массу удовольствия».

«У меня много домашних животных. Ухаживать за ними доставляет огромное удовольствие».

«Атмосфера на море и в горах, душа прям поет».

«Обожаю любоваться закатом, особенно над морем. Это фееричное зрелище. Наступает момент одухотворенности, и ты сливаешься с этой красотой».

«Ощущаю себя частью природы в лесу, иногда схожие ощущения бывают в моменты влюбленности».

«Когда очень плохо, охота сходить в лес и насладиться тишиной».

Релаксация (пассивность)

«Когда нахожусь в лесу, обычно ложусь на плед, закрываю глаза и как будто растворяюсь».

«Очень приятно сесть и ни о чем не думать в такие моменты, слушать пение птиц и звуки ветра».

«Время как будто останавливается. Отдыхаешь и душой, и телом».

Я всегда себя чувствую умиротворенно и спокойно, находясь у воды...»

«Когда находишься вдали от суеты, не думаешь о проблемах, это очень хорошо ощущается».

«Ночью летом лежать на траве и смотреть на звёздное небо».

«Очень люблю сидеть на берегу моря, погружаясь в шелест волн, дуновение ветерка, тишины и умиротворения. Это просто блаженство!»

«…люблю смотреть на закат. Возникает ощущение спокойствия, тишины и миролюбия».

«Летняя поездка на машине, когда вы едете домой по ночной трассе. В такие моменты смотришь за окно и видишь ночное небо, звезды, также из открытого окна на тебя дует лёгкий ветерок. Такие моменты хочется растянуть на целую вечность».

«На закате сидишь на пруду в деревне и слышишь, как лягушки квакают, рыбы из воды выпрыгивают, стрекозы стрекочут».

Уединение (приватность)

«Мы со своей собакой одни в лесу».

«Вокруг никого, тишина, покой, умиротворение».

«Когда нахожусь на берегу отдалённого лесного озера у костра, где нет связи и тишина».

«Только ты один, среди вековых сосен около пылающего кострища, а над головой — небо».

«Недавно на улице во время снегопада захотелось стать большой и красивой снежинкой и рассмотреть саму себя».

«Это гармония, уединение тебя и природы, когда всё вокруг неприятно, а ты сидишь вечером на берегу моря и наблюдаешь закат. И понимаешь, что в этот момент у тебя всё успокаивается, и все негативные мысли уходят вместе со вчерашним солнцем».

«Особенно это чувство приходит остро летом, так как вокруг столько звуков. Приятно слушать, и уходишь в себя».

«В одиночестве, только звуки природы и гармония».

«Именно там, глядя на бескрайние горы, я почувствовала, что здесь есть только я и горы».

«Я ощущаю себя частью природы, когда остаюсь наедине с ней».

 

В результате контент-анализа эксперты выделили 64 природных объекта, которые указывались респондентами в связи с чувством единения с природой. Наиболее часто респонденты указывали «лес» и «море». Выделенные экспертами 64 природных объекта были объединены по смысловому содержанию в 19 классов (табл. 3).

 

Таблица 3. Классы, объединяющие природные объекты

класс

К-во объектов

класс

К-во объектов

класс

К-во объектов

класс

К-во объектов

1

лес

166

6

погодные явления

39

11

небо

29

15

Телесные ощущения

24

2

море

83

7

горы

39

12

растения

28

16

костер

10

3

вода

74

8

простор

32

13

времена года

27

17

дача

10

4

солнце

71

9

животные

32

14

птицы

16

18

рыбалка

4

5

звуки и запахи

52

10

время суток

29

   

19

увядание

1

 

Классы в табл. 3 расположены в иерархическом порядке по количеству включенных в них природных объектов. Первую строчку занимает «лес», который кроме собственно леса включает и парк, и деревья, и листья, грибы и ягоды. Приводим несколько единиц из описаний респондентов: «Когда лежишь на гамаке в сосновом бору, смотришь на верхушки деревьев»; «рядом с домом находится прекрасное место, где на склонах растут великолепные ели и березы, местами лес смешан с дубами».

Класс «море» включил в себя волны и песок, а класс «вода» — все водные объекты, реки, озера, водопады и ручьи. Несмотря на то, что море тоже относится к воде, все без исключения эксперты выделили море и то, что с ним связано, в отдельный класс:

«На море полный штиль. Вокруг никого. Тишина. Покой»; «самые лучшие моменты, когда ощущаешь себя частью природы — это когда наблюдаешь за морем в вечернее время около берега в палатке, идеальная тишина и лишь только звук моря и долетающие капли. Мне кажется, это лучшее что может быть».

Помимо моря, респонденты описывали ситуации переживания «единения» с природой, связанные с водой:

«Природа — это вода, Катунь ли с мощной энергетикой или море спокойное/бушующее…»; «я ощущаю себя частью природы, когда плаваю летом в реке. Необычайно наслаждение и отдых душой и телом».

Еще один класс — «солнце»: «Восход солнца летом над полем с пшеницей»; «летом 2021 года я наблюдала красивейший закат над “неспокойным” морем. Это было завораживающе».

Отдельный класс составили звуки и запахи природы, причем наиболее часто указывалась тишина природы в отличие от городского шума: «Чувствовать себя частью природы, для меня это редкое явление, но именно поэтому, скорее всего, оно и так остро ощутимо, частью природы чувствуешь себя, когда находишься вне города, в тишине, когда закрываешь глаза и слышишь тишину».

Класс «погодные явления» объединил и дождь, и ветер, и снег, и гром, и туман. Наиболее часто в этом классе указывался ветер: «Подобные ощущения возникают при нахождении на достаточно сильном ветре на улице. Не важно — в горах это или посреди улицы. Главное ветер. Он словно распыляет тебя и забирает с собой»; «для меня такие моменты чувствуются особенно остро, когда происходит что-то из ряда вон. Сильный ветер, необычный снегопад, бушующий ливень».

Таким же по объему является класс «горы», причем его ядро составляют именно горы, и лишь несколько раз респонденты указывали в своих описаниях скалы или высоту позиции на вершине горы или сопки: «Когда ты поднимаешься на вершину горы и с высоты смотришь на окружающую природу, то ощущаешь себя мельчайшей частицей этой природы»; «в горах для меня особая связь с природой»; «меня вдохновляют скалы. Они просто переполняют энергией и делятся своей силой».

Часто респонденты не выделяли конкретных объектов, но употребляли слово «природа», описывая ощущения от красот лугов или полей. Эти высказывания эксперты объединили в класс «простор»: «Частью природы я себя ощущаю, когда нахожусь наедине с живописными ландшафтами первозданной природы»; «долгая поездка на автомобиле через живописные места. Про себя говорю: “красиво” и сразу ощущаю себя частью увиденного».

Класс «животные» включил в основном упоминание о домашних животных, собаках и кошках и в редких случаях о диких: «Очень люблю животных. Считаю их неотъемлемой частью природы. Беру только не породистых, ну как беру, нахожу на улице явно нуждающихся в помощи»; «кормление лебедей, которые прилетают на водохранилище нашего города на зимовку, а также наблюдение за ними. Лебеди выходят за едой прямо на берег».

Отдельный класс составили упоминания в высказываниях времени суток. Сюда вошли вечер, утро и ночь, а день в связи с единением с природой никто из респондентов не указал: «Ночное небо и звёзды каждую ночь»; «идешь вечером с работы и воссоединяешься с природой, не думаешь ни о чем, дышишь полной грудью»; «раннее утро на рыбалке для меня как слияние с природой».

Самостоятельный класс — небесные явления: звезды, облака, радуга, луна и само небо. Ядром этого класса являются звезды: «Летним вечером наблюдать за звёздами, и ощущаешь себя частью вселенной»; «летний дождь с радугой»; «наблюдение за облаками».

Растения составили отдельный класс, где самым частым объектом в нем упоминалась «трава»: «вспомнилось, как летом мы с сыном сидели в саду в траве под яблонями)))»; «я остро ощущаю себя частью природы, когда еду на дачу, гуляю по лесу, выращиваю растения и ухаживаю за ними, собираю урожай».

Естественно, описание погодных явлений невозможно без упоминания времен года, они и составили следующий по частоте класс. Наиболее часто в нем упоминались лето и осень: «осенняя дорога»; «я себя ощущаю частью природы, когда летом приходишь на речку, лежишь загораешь на песочке, бродишь по речке...»

Отдельный от животных класс составили птицы: «парящая птица»; «наблюдаю за волнистым попугаем уже 11 лет, стал старенький».

Следующие классы нельзя, строго говоря, отнести к природным объектам, но респонденты описывали их в связи с природной идентичностью. Прежде всего, это чувство умиротворения и мышечной релаксации, а иногда голода и даже боли при родах, которые были объединены в класс «телесные ощущения». Кроме этого, некоторые респонденты описывали костер в разных вариациях, а также дачу и рыбалку. Один респондент указал смерть и увядание как маркер идентичности с природой. Эксперты выделили это описание в отдельный класс.

Дисперсионный анализ речевой экспансии показал, что женщины используют в описаниях в среднем на три слова больше, чем мужчины, и это различие статистически значимо (F=47.69; p <0,001). Некоторые описания содержали лишь один природный объект. Самый распространенный пример такого описания: «Прогулка в лесу». Однако встречались описания, нагруженные пятью природными объектами. Здесь женщины в среднем не отличались от мужчин, но жители сел и маленьких городов выделяли в описаниях больше объектов, чем остальные (F=3,240; p <0,05).

Интересно, что описание единения с природой как состояния пассивности и расслабленности содержало значимо больше слов и выделяемых природных объектов (F=3,529 p <0,05 и F=14,044; p <0,01 соответственно).

Обсуждение результатов

Как показывают данные контент-анализа, респонденты осознают и описывают благотворные психологические эффекты в ситуациях переживания единения с природой. Это проявляется, прежде всего, в описании положительных эмоций разной интенсивности (аффективное восстановление), релаксации (психофизиологическое восстановление) и уединения и освобождения от социальных контактов (когнитивное восстановление). Полученные результаты согласуются как с зарубежными исследованиями психологического восстановления [Macaulay, 2022], так и с отечественными исследованиями влияния природы на позитивное функционирование человека [Нартова-Бочавер, 2020]. Многие респонденты, описывая ощущения от единения с природой, прямо указывают, что «черпают из неё энергию», успокаиваются после работы, восстанавливают позитивное настроение и воспринимают её как «антистресс».

Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что описываемые ощущения от взаимодействия с природной средой, актуализированные воспоминаниями о ситуациях единения с природой, можно рассматривать как психологический восстановительный эффект.

Вместе с тем описание благотворного влияния природы связано с конкретной ситуацией, в которую, кроме людей, включены различные природные объекты. Анализ иерархии природных характеристик, явлений и мест, которые описывают респонденты в связи с психологическими восстановительными эффектами единения с природой, соответствует традициям экопсихологических исследований выделять два типа восстановительных природных сред: зеленую и голубую (green space/blue space). Сравнительные исследования эффективности воздействия «зеленых» и «голубых» пространств констатируют, что значимых различий в привлекательности «зеленых» и «голубых» пространств для человека в целом не обнаружено [Georgian, 2021].

В нашем исследовании наиболее часто респонденты, описывая единение с природой, указывают лес и море, что свидетельствует о значительном восстановительном потенциале лесной и водной среды. Описывая позитивное психологическое воздействие природы, респонденты используют разные модальности восприятия: зрительные образы, запахи, тактильные ощущения, звуки.

Анализ зарубежных исследований зрительного, аудиального, обонятельного и тактильного восприятия «зеленой природы» представлен в обзоре Т.Н. Маляренко и А.Т. Быкова [Маляренко, 2018]. Согласно нашим результатам, переживание единения с природой в лесной среде связано в большей степени со звуковой, обонятельной и тактильной стимуляцией.

Одним из современных методологических подходов к интерпретации акустических стимулов как воздействующих на психику факторов является концепция «воспринимаемого качества акустических событий» [Носуленко, 2018]. По результатам эмпирических исследований, реализованных в рамках данной концепции, можно заключить, что звуки леса устойчиво связаны с базовой эмоцией радости [Богословская, 2023]. Опираясь на результаты нашего исследования, можно констатировать, что звуковая палитра лесной среды обладает заметным восстановительным потенциалом, то есть звуки леса снижают стрессогенные переживания и актуализируют эмоцию радости.

Влияние лесных запахов связывают с нормализацией ряда показателей физиологического спектра (сердцебиение, артериальное давление), а также с оптимизацией когнитивных функций (работоспособность, произвольное внимание) и эмоционального фона [Маляренко, 2018]. Анализ высказываний наших респондентов подтверждает, что потенциал обонятельной стимуляции связан как с лесной средой, так и с воспоминаниями из детства или летнего отдыха, когда запахи вызывают улучшение настроения, позитивные эмоции и ощущение спокойствия и безопасности.

Хотя человек достаточно хорошо помнит свои тактильные ощущения от взаимодействия с природной средой, исследований на эту тему практически нет [Маляренко, 2018: 123]. Что касается тактильных показателей в описаниях респондентами переживания единения с природой, то, прежде всего, они присутствуют в описаниях «хождения босиком по траве» и взаимодействия с водой в реке или море. Однако эксперты включили такие высказывания в специальный класс «телесные ощущения», в который вошли также ощущение мышечной усталости, связанные с приятным утомлением и расслабленностью. Это подтверждает эффективность использования мышечной релаксации в борьбе со стрессом.

Водная природная среда, а именно море, реки, озера и другие водоемы представляют собой второй в выделенной иерархии класс природных объектов, которые в восприятии человека связаны с переживанием единения с природой и обладают психологическим восстановительным потенциалом. Согласно полученным нами данным, в качестве показателей психологического потенциала доминируют воспоминания зрительной (закат у моря) и аудиальной (шум волн) модальностей. В зарубежных исследованиях подчеркивается, что водная среда обладает естественным потенциалом погружения, то есть в буквальном смысле позволяет человеку окунуться в нее, обрести натуральное единение с природой [White, 2020]. Описания респондентами водной природной среды подтверждают данный тезис.

Самостоятельным аспектом анализа восстановительного потенциала взаимодействия с природой может являться обращение к феномену ландшафта, который рассматривается как фактор природной среды, оказывающий эстетическое воздействие. В высказываниях респондентов, которые эксперты классифицировали как «простор», часто встречаются эпитеты: «завораживающе», «восхитительно», «красиво» и т.д. Полученные данные соотносятся с эволюционными теориями предпочтения открытых природных пространств. В частности, О.А. Капцевич ссылается на «Теорию обзора и укрытия» Д. Эпплтона, в которой эстетические предпочтения открытого ландшафта объясняются наличием возможности «широкого обзора окружающего пространства» [Капцевич, 2021].

В иерархии мест, которые описывают респонденты в контексте позитивных переживаний единения с природой, самостоятельное место занимают места и ситуации, связанные с такими характеристиками, как «активность» и «публичность». К ним относятся, например, сюжеты, связанные с выращиванием растений (садоводством) и уходом за животными, совместными выездами на дачу. Это свидетельствует о том, что описываемые ситуации обладают психологическим восстановительным потенциалом. В отечественной психологии осмысление такого взаимодействия с природной средой находится на начальном этапе, однако имеет большие перспективы развития [Андзаурова, 2023; Нартова-Бочавер, 2020].

* * *

Проведенное эмпирическое исследование имеет пилотный характер и направлено на проверку предположения о возможности определения показателей психологического восстановительного потенциала природной среды и связанных с ними психологических эффектов взаимодействия человека с природной средой.

Контент-анализ большого числа описаний субъективных состояний единения с природной средой выявил в них наличие признаков психологических восстановительных эффектов: позитивные эмоции, релаксация и уединение.

Эффекты позитивной чувственной стимуляции лесной и водной природной среды, а также эстетическая привлекательность ландшафтов могут рассматриваться в качестве факторов, определяющих восстановительный потенциал природной среды.

Активные практики, связанные с выращиванием растений и ухаживанием за животными, также могут рассматриваться в качестве факторов, обладающих возможностями для оптимизации психологического функционирования.

Пилотный характер эмпирического исследования, направленного скорее на уточнение границ будущих поисков в области систематизации явлений, связанных как с психологическим потенциалом разных видов природной среды, так и с психологическими эффектами взаимодействия человека с разными природными средами, обуславливает обобщенный характер сделанных выводов.

Перспективы поисков в области психологических эффектов переживаемого единения с природной средой для человека мы видим, прежде всего, в анализе «нисходящих факторов» влияния природной среды на психологическое функционирование, в частности, показателей идентичности с природой как устойчивой личностной характеристики, индивидуальных и культурных особенностей представления о психологических потенциалах и эффектах взаимодействия человека с природной средой.

×

作者简介

Yulia Panyukova

Federal State Budgetary Institution “Federal Scientific Center for Psychological and Interdisciplinary Research”

编辑信件的主要联系方式.
Email: apanukov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1840-4559

DSc in Philology, Professor, Leading Researcher in Laboratory of Ecopsychology of Development and Psychodidactics

俄罗斯联邦, 9/4 Mokhovaya Str., 125009 Moscow

Marina Mdivani

Federal State Budgetary Institution “Federal Scientific Center for Psychological and Interdisciplinary Research”

Email: mmdivani@me.com
ORCID iD: 0000-0003-1573-0359

CSc in Philology, Leading Researcher in Laboratory of Ecopsychology of Development and Psychodidactics

俄罗斯联邦, 9/4 Mokhovaya Str., 125009 Moscow

参考

  1. Андзаурова П.О., Нартова-Бочавер С.К. Садоводство и садовая терапия как ресурс психологического благополучия человека // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2023. Т. 20, №2. С. 331–351.
  2. Andzaurova P.O., Nartova-Bochaver S.K. Sadovodstvo i sadovaya terapiya kak resurs psihologicheskogo blagopoluchiya cheloveka [Gardening and garden therapy as a resource for human well-drring] Vestnik RUDN. Seriya: Psihologiya i pedagogika. 2023. Vol. 20, N 2. P. 331–351.
  3. Богословская Н.А. Эмоциональная составляющая воспринимаемого качества акустических событий // Экспериментальная психология. 2023. Т. 16, № 3. С. 170–181.
  4. Bogoslovskaya N.A. Emocional’naya sostavlyayushchaya vosprinimaemogo kachestva akusticheskih sobytij [Emotional Component of the Perceived Quality of Acoustic Events]. Eksperimental’naya psihologiya [Experimental psychology]. 2023. Vol. 16, N 3. P. 170–181.
  5. Капцевич О.А. Психологические эффекты визуального восприятия городской среды: аналитический обзор // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18, № 3. С. 575–597.
  6. Kapcevich O.A. Psihologicheskie effekty vizual’nogo vospriyatiya gorodskoj sredy: analiticheskij obzor [Psychological Effects of Visual Perception of the Urban Environment: an Analytical Review]. Psihologiya. ZHurnal Vysshej shkoly ekonomiki. 2021. Vol. 18, N 3. P. 575–597.
  7. Маляренко Т.Н., Быков А.Т. Новые методы эффективности использования лесной терапии // Военная медицина. 2018. № 4. С. 118–129.
  8. Malyarenko T.N., Bykov A.T. Novye metody effektivnosti ispol’zovaniya lesnoj terapii [New Methods for the Effectiveness of Forest Therapy]. Voennaya medicina. 2018. N 4. P. 118–129.
  9. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А., Ирхин Б.Д. Взаимодействие с миром растений как источник позитивного функционирования человека // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28, № 2. С. 151–169.
  10. Nartova-Bochaver S.K., Muhortova E.A., Irhin B.D. Vzaimodejstvie s mirom rastenij kak istochnik pozitivnogo funkcionirovaniya cheloveka [Interaction with the plant world as a source of positive human functioning]. Konsul’tativnaya psihologiya i psihoterapiya. 2020. T. 28, N 2. P. 151–169.
  11. Носуленко В.С., Харитонов А.Н. Жизнь среди звуков. М.: Изд-во ИП РАН, 2018.
  12. Nosulenko V.S., Haritonov A.N. Zhizn’ sredi zvukov [Life Among Sounds]. Moscow: IP RAN Publ., 2018.
  13. Панов В.И., Мдивани М.О., Кодесс П.Б., Лидская Э.В., Хисамбеев Ш.Р. Экологическое сознание: теория, методология, диагностика // Психологическая диагностика. 2012. № 1.
  14. Panov V.I., Mdivani M.O., Kodess P.B., Lidskaya E.V., Hisambeev SH.R. Ekologicheskoe soznanie: teoriya, metodologiya, diagnostika [Ecological consciousness: theory, methodology, diagnostics]. Psihologicheskaya diagnostika. 2012. N 1.
  15. Шаталова О.В. Восстановительный эффект контактов с природой как предмет исследования в психологии среды // Психология. Журнал ВШЭ. 2022. Т. 19, № 4. С. 855–871.
  16. Shatalova O.V. Vosstanovitel’nyj effekt kontaktov s prirodoj kak predmet issledovaniya v psihologii sredy [Restorative Effect of Nature Contact]. Psihologiya. Zhurnal VSHE. 2022. Vol. 19, N 4. P. 855–871.
  17. Шаталова О.В. Психологическое восстановление и связь с природой с точки зрения «восходящего» и «нисходящего» подходов к пониманию взаимодействия с природой // Культурно-историческая психология. 2023. Т. 19, № 4. C. 109–118.
  18. Shatalova O.V. Psihologicheskoe vosstanovlenie i svyaz’ s prirodoj s tochki zreniya “voskhodyashchego” i “niskhodyashchego” podhodov k ponimaniyu vzaimodejstviya s prirodoj [Psychological Restoration and Nature Connectedness in terms of “Bottom-up” and “Top-down” Approaches to Understanding Interaction with Nature. Kul'turno-istoricheskaya psihologiya. 2023. Vol. 19, N 4. P. 109–118.
  19. Чистопольская К.А., Ениколопов С.Н., Николаев Е.Л., Семикин Г.И. Связь с природой: вклад в душевное благополучие // Перспективы психологической науки и практики: сб. статей Международной научно-практической конференции. 2017. М.: РГУ им. А.Н. Косыгина. С. 764–767.
  20. Chistopol’skaya K.A., Enikolopov S.N., Nikolaev E.L., Semikin G.I. Svyaz’ s prirodoj: vklad v dushevnoye blagopoluchiye [Nature Connectedness and its Contribution to Mental Well-being]. Perspektivy psikhologicheskoj nauki i praktiki: Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferenczii [Prospects of Psychological Science and Practice: Proceedings of International Scientific-Practical Conference]. Moscow: Kosygin Russian State University Publ., 2017. P. 764–767.
  21. Clayton S., Czellar S., Nartova-Bochaver S., Skibins J. et al. Cross-Cultural Validation of A Revised Environmental Identity Scale. Sustainability. 2021. N 13(4). P. 23–87.
  22. Fleury-Bahi et.al. (eds). Handbook of Environmental Psychology and Quality of Life Research. International Handbooks of Quality of Life. Springer, 2017.
  23. Georgiau M., Morison G., Smith N., Tieges Z., Chastin S. Mehanisn of Impact of Blue Spaces on Human Health: A Systematic Literature Review and Meta Analysis. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. P. 1–41.
  24. Han K.-Ts. A review of Self-report Scales on Restoration and/or Restorativeness in the Natural Environment. Journal of Leisure Research. 2018. N 49. P. 151–176.
  25. Korpela K. M., Ylén M., Tyrväinen L., & Silvennoinen, H. Determinants of Restorative Experiences in Everyday Favorite Places. Health & Place. 2008. N 14. P. 636–652.
  26. Macaulay R., Lee K., Johnson K., Williams K. Mindful Engagement, Psychological Restoration, and Connection with Nature in Constrained Nature Experiences. Landscape and Urban Planning. 2022. Vol. 217. Article 104263.
  27. Оlivos P., Clayton S. Self, Nature and Well-Being: Sense of Connectedness and Environmental Identity for Quality of Life. International Handbooks of Quality of Life. Springer, 2017. P. 136–154.
  28. White M., Elliot L., Ganson M., Roberts B., Fleming L. Blue Space, Health and Well-being: A Narrative Overview and Synthesis of Potential Benefits. Environmental Research. 2020. Vol. 191.

版权所有 © Russian Academy of Sciences, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».