Analysis of School Shooting Phenomenon and its Mediatization from the Perspective of Digital Humanitaristics

Cover Page

Full Text

Abstract

The severity of the problem of school shooting (mass attacks in educational institutions with the use of weapons) is due to its viral spread in the countries and the tragic consequences caused. The study of this phenomenon is on the frontier of social, psychological, informational, philosophical, legal studies. This has led to an interdisciplinary approach to its study, combining the possibilities of case-study and digital humanitaristics, applying data analysis described in this paper. The aim of the study is to identify the factors of school shooting promotion in the media and to comprehend the complex of external and internal reasons that trigger it. The object of the study is the episodes of school shootings committed in 2023, including attacks in the United States, Russia and the Czech Republic. The specifics and similarities of the attacks committed in educational institutions are revealed, their media coverage and audience reactions to the crimes are analyzed. A comparative analysis of cases of school shooting as an existential crime-manifestation of personality and the media effect caused by it, which can cause “viral” imitation and dissemination, is presented for the first time. The results of the research can be applied not only in theoretical aspect in philosophical-anthropological, social and media studies, but also in practical sphere for teachers, psychologists, specialists in work with youth.

Full Text

Исследование массовых преступлений в учебных заведениях получает все большую актуальность на фоне совершения новых трагических событий 2023 года как в России, так и в мире. Нападения в школах, колледжах и вузах с применением огнестрельного оружия подростками и молодыми людьми (скулшутинг) стало одним из наиболее резонансных и труднопрогнозируемых преступлений, имеющих различные источники, но похожий сценарий совершения и мощный последующий вирусный эффект, вызывающий подражание. В декабре 2023 года были совершены расстрелы в университете США, в российской школе в Брянске и в Карловом университете в столице Чехии Праге, в начале января произошло вооруженное нападение в школе Перри в штате Айова в США. Все эти преступления имели собственные мотивы, были совершены в разных социокультурных пространствах и различными по своим параметрам людьми (68-летним преподавателем, 14-летней восьмиклассницей, 24-летним студентом, 17-летним школьником). В тоже время их объединяет, помимо временных рамок, мотивы ненависти, возмездия и похожие способы их выражения.

Объектом нашего исследования являются совершенные в течение декабря 2023 года — января 2024 года вооруженные нападения в учебных заведениях, а целью — выявление общих и специфических черт совершенных преступлений в контексте вызванного этими преступлениями освещения в медиа.

Методология и методы исследования

Методология исследования обусловлена применением экзистенциально-аксиологического подхода, разрабатываемого нами на протяжении ряда лет. Скулшутинг рассматривается нами как экзистенциальное преступление, связанное с неспособностью личности противостоять внешним вызовам и внутренней дисфункцией в формировании ценностей и смыслов существования [Баева, 2023]. В наших исследованиях мы развиваем экзистенциальный подход к пониманию скулшутинга, оценивая его как манифестацию деструктивности личности и радикальную форму отрицания ею существующих ценностей, смыслов, социальных и моральных принципов и запретов. Основой для этого отрицания выступают неспособность выработать позитивные смыслы существования и ненависть к окружающим, порожденная, как правило, явными или скрытыми конфликтами, неудовлетворенностью собственным существованием и местом в социуме, стремление выразить свое Я, быть заметным и исключительным. Экзистенциальные факторы скулшутинга рассматриваются как связанные с неспособностью позитивно ответить на вызовы (смерти, одиночества, несвободы и др.) и сформировать конструктивные смыслы, обрести формы трансценденции в творчестве, коммуникации, познании. На этой почве вырабатывается стремление обрести мнимые свободу и бессмертие через деструктивный акт. Характерно, что сами нападавшие позиционируют свой поступок как вызов обществу, протест, поступок, способный изменить мир. Однако этот протест происходит на фоне несформированности либо отрицания нравственных императивов, когда самовозвеличение становится основанием для отрицания ценности Другого. Экзистенциально-аксиологический подход не отвергает и роли иных факторов, влияющих на совершение преступления: психологических, возрастных, социальных, информационных, каждый из которых усиливается при их конвергенции.

Важную роль в исследовании играет коммуникативный подход, с позиции которого общество рассматривается как совокупность коммуникаций [Luhmann, 1996: 257–267], приобретающих в условиях медиасреды новые характеристики. Виртуализация межличностного и глобального коммуникативного пространства формирует условия для симуляции диалога с Другим, масштабирования как позитивного, так и негативного экзистенциального опыта, возрастание роли символического и мультипликационного эффекта.

В работе исследованы совершенные в декабре 2023 — январе 2024 годов акты скулшутинга, а также их информационное освещение для оценки особенностей медиатизации этого явления и его восприятия аудиторией.

Методы исследования связаны с кейс-анализом и возможностями цифровой гуманитаристики, аналитикой больших данных, полученных на основе программы «Kribrum». В работе применяются элементы компаративного анализа и общегуманитарные методы работы с текстами: биографический, идеографический, интерпретация текстовых документов. Применение метода case-study направлено на описание эпизодов скулшутинга, совершенных в близком временном интервале (в течение декабря 2023 года) в различных странах мира, с их последующим компаративным анализом для выявления сходных и уникальных черт. Для анализа мотивов поведения были применены элементы биографического анализа на основе изучения данных о личности стрелков из открытых источников в русскоязычном, англоязычном и чешском сегментах Интернета.

В исследовании медиатизации скулшутинга были использованы методы машинного анализа текста из социальных сетей и сообществ. В качестве исходных данных выступили датасеты сообщений и комментариев из новостных СМИ, социальных сетей, мессенджеров за определенный период. Среди набора данных были изучены уникальные тексты постов в новостных сообщениях и тексты комментариев к ним, проверенные на релевантность и прошедшие очистку. Машинный анализ социальных медиа и новостных ресурсов был дополнен анализом частотности и направленности новостных сообщений в интернет-СМИ по странам, где были совершены акты скулшутинга (США, Россия, Чехия). Применение этих методов позволило связать в единую систему нападения в различных странах, показать их идейно-смысловую связь, экзистенциальный характер преступлений и охарактеризовать информационные потоки, формирующие отношение к ним аудитории.

Исследование проблемы скулшутинга в научных подходах

Обзор источников по теме скулшутинга показывает, что специалистами исследовались разнообразные факторы совершения этих преступлений, такие как психологический, физиологический, правовой, социальный, информационный и др. Важную роль для компаративных исследований школьных расстрелов играет создание информационных ресурсов, аккумулирующих информацию об этих преступлениях. Такой ресурс — «School Shooters.info» с базой данных о более чем 150 эпизодах скулшутинга в различных странах мира был создан психологом П. Лангманом из США, где проблема школьных расстрелов стала своего рода национальной эпидемией. По данным организации Сэнди Хук, созданной на базе одноименной младшей школы, где был совершен один из массовых расстрелов в 2012 году, в США ежедневно от насилия с применением оружия погибают 12 детей и 32 получают ранения [Sandy Hook Promise, 2012]. В целом в США с 1970 года совершено 2032 подобных преступления, в Мексике зафиксировано 17 случаев нападений в учебных заведениях, 7 нападений было совершено в Канаде, в Австралии 6 эпизодов, в Бразилии — 7 эпизодов, в Германии — 7, в Финляндии — 3 и т.д.

В России с 2012 по 2023 год совершено 35 нападений в учебных заведениях, участниками которых выступили школьники или выпускники учебных заведений, в том числе подражающие действиям подростков, совершивших массовый расстрел и суицид в 1999 году в американской школе Колумбайн. В США этому расстрелу посвящено наибольшее количество исследований, в силу его высокого резонанса и последующей волны подражания [Watson, 2002; Toppo, 2009 и др.].

Психологические аспекты скулшутинга исследовали П. Лангман, Д. Левин и Э. Медфис, С.К. Погребная и др. Так, П. Лангман выделил психопатические, психотические и травмированные типы скулшутеров, в том числе с перенесенными ранее травмами или обидами, имеющих серьезные социальные и эмоциональные нарушения как врожденного, так и приобретенного характера [Лангман, 2022]. В свою очередь Д. Левин и Э. Медфис отмечают высокую роль возрастных и психических особенностей, связанных с хроническим, неконтролируемым напряжением, длительными фрустрацииями, переживаемыми в раннем возрасте или в подростковом возрасте, которые ведут к социальной изоляции, а при отсутствии просоциальных систем поддержки — к поведенческим взрывным разрушительным эффектам [Levin, Madfis, 2009].

Источники скулшутинга с позиции информационного воздействия выявляются в качестве определяющих в работах В.А. Сапрыкина [Сапрыкин, 2019], Е.О. Маловой [Малова, 2020], Г.В. Красновой и А.А. Маркова [Краснова, Марков, 2018] и др. Фактор влияния видеоигр с высоким уровнем агрессии для мировоззрения и поведения стрелков обосновывается в работах В. Вашингтона [Washington, 2013].

Информационно-семиотический анализ феномена скулшутинга представляют У.Б. Гриненко и И.В. Ромеро Рейес. Применяя машинный анализ текстов на основе парсинга сайтов и соцсетей, связанных с темой скулшутинга, исследователи показывают степень заинтересованности аудитории этой темой и анализируют потенциальные риски, связанные с продвижением и распространением медиаконтента, связанного с идеологией колумбайна [Гриненко, Ромеро Рейес, 2021].

Социологические аспекты скулшутинга исследуются в трудах А.Ю. Карповой и Н.Г. Максимовой, которые изучают его социальные детерминанты и связи скулшутеров и вовлеченность стрелков в сообщества деструктивной направленности [Карпова, Максимова, 2021]. Правовой, криминологический подход к проблеме скулшутинга раскрываются в работах Ю.В. Суходольской [Суходольская, 2019], А.С. Чунина [Чунин, 2020], К.Б. Ваняна [Ванян, 2020] и др., в работах которых изучены возможности и ограничения современного законодательства. Особое внимание при изучении расстрелов в школах исследователи уделяют росту оборота оружия, вопросам его доступности для подростков и детей [Мосечкин, 2019]. В США, где в ряде штатов продажа оружия является легальной, эта тема звучит особенно остро, вызывая публичные дискуссии об отмене подобных прав.

Экзистенциальные факторы скулшутинга исследуются через анализ смысловой направленности этого вида бунта против социума на фоне возвеличения значимости собственной личности. Этот подход представлен в работах Б. Пфайфер [Pfeifer, 2014], Н.Д. Узлова и М.Н. Семеновой [Узлов, Семенова, 2017]. Противодействие скулшутингу с позиции этого подхода связано с выявлением кризисных состояний личности, отрицающих ценность своего существования и жизни других людей и практиками логотерапии по формированию положительной мотивации и смыслов.

Опираясь на многочисленные предшествующие исследования нами будет представлено аналитическое изучение случаев школьной стрельбы 2023 года на основе применения case-study, машинного анализа больших данных и компаративного метода. Это позволит выявить особенности и общие черты произошедших эпизодов, определить их медиа-эффект и «вирусный» потенциал.

Кейс 1. «Расстрел в университете Невады в Лас-Вегасе»

Нами были отобраны случаи скулшутинга, произошедшие в декабре 2023 года, вызвавшие широкий резонанс и медиа-эффект. Первый из них произошел в США 6 декабря недалеко от Лас-Вегаса в университете Невады, где были убиты 3 человека и еще 3 ранены. Это один из множества расстрелов в США, где за прошедший год произошло рекордное количество нападений с оружием. Скулшутинг, ставший «американской эпидемией», в этот раз имел своим отличием личность преступника, которым выступил не студент или молодой выпускник учебного заведения, а 67-летний профессор, потерявший место работы. Отметим, что преступление было совершено в 5 километрах от трагически известного казино Мандалай Бэй, где в 2017 году был совершен самый массовый расстрел за всю историю США. 1 октября 2017 года 64-летний стрелок-одиночка открыл огонь по толпе, собравшейся на музыкальный фестиваль Route 91 Harvest в Неваде, из номеров, снятых им на 32 этаже в отеле. Он произвел более 1000 выстрелов, убив 60 человек и ранив не менее 413. В результате возникшей паники общее число раненых достигло примерно 867. Примерно через час стрелок был найден мертвым в своей комнате в результате самоубийства. Его мотивы так и не были до конца установлены, его личность была заурядной, он не подвергался насилию, не был психопатом и др. [Romine, Sun, 2017].

Расстрел 6 декабря 2023 года в университете Невады совершил пожилой белый мужчина. Это был преподаватель, работавший до этого в различных университетах, затем потерявший свое место и не получивший должности, несмотря на поданные заявки. Вероятно, это стало одной из причин его личного кризиса, а также ненависти к университету, в том числе к студентам, которые давали ему низкую оценку, что оказало определенное влияние на его трудоустройство. Этот эпизод оказался выдающимся, так как преступление было совершено ученым, преподавателем, который a priory должен быть сторонником сохранения безопасности образовательной системы и социальных норм, а также отвечать критериям психологической и стрессоустойчивости.

В новостных сообщениях большинства новостных агентств личность нападавшего первоначально не раскрывалась, включая возраст, пол и статус, имя. Например, агентство Reuters сообщило: «Полиция отказалась публично назвать личность нападавшего, избегая любого упоминания пола подозреваемого, а также не предоставила никакой информации о четырех жертвах, раненых в результате обстрела (трое из которых погибли), или об их связи с университетом» [Gorman, Brooks, 2023]. Другое крупное новостное агентство, The Guardian, также не называло имени боевика в своем сообщении, отмечая, что это преступление произошло на следующий день после нападений стрелка-одиночки в Техасе, в результате которого погибло 6 человек [The Guardian, 2023 ].

Канал CNN в своем репортаже основное внимание уделил нападению и пострадавшим, подчеркнув, что принятые охраной и полицией меры позволили сохранить жизни многих людей через оперативное оповещение и четкие инструкции для эвакуации. О личности нападавшего информация была представлена кратко: отмечалось, что это профессор 67 лет, и что его принадлежность к данному университету не подтверждена [Miller, Mossburg, Smart, Romine, 2023].

По данным агентства USA Today, 7 октября была дана информация о стрелявшем с указанием его имени (Энтони П.); уточнялось, что он имел при себе список людей, по которым планировал стрелять (хотя убитые ему не соответствовали), а также то, что он до этого безрезультатно искал работу в университетах. Стрелок был преподавателем менеджмента с двадцатилетним стажем работы в различных колледжах и университетах, обладателем докторской степени.

Англоязычными новостными агентствами, сообществами и авторами было представлено более 8 млн сообщений по запросу о массовой стрельбе в университете в Лас-Вегасе в декабре 2023 года. В российском сегменте по этому запросу сформировано 10,5 тысяч сообщений, причем большая часть — отсылки к бойне 2017 года. Эта новость не вызвала значительного обсуждения в России, так как на следующий день произошел расстрел в гимназии в Брянске, получивший массовое освещение. В США сообщение вызвало виток новых обсуждений по поводу оружия, в частности, Национальная организация по борьбе с насилием «Брэдли» (США), отмечала, что «в Америке детей расстреливают с угрожающей скоростью, и огнестрельное оружие теперь является причиной смерти номер один для наших детей» и что это требует пересмотра норм в отношении доступности оружия [Brawn, 2023]. Количество нападений с огнестрельным оружием в США в 2023 году было рекордным, в результате за год было убито 197 человек [The Washington Post, 2023].

Анализ этого кейса позволяет сделать следующие выводы:

  • скулшутинг в университете Невады стал типичным для США, где сочетаются доступность оружия и высокая степень «вирусного эффекта» подобных преступлений;
  • расстрел в Неваде имел близкие совпадения с другими преступлениями по времени и по месту (за день до этого произошел расстрел в Техасе; в Лас-Вегасе за 6 лет до этого был совершен самый массовый расстрел в США);
  • подверженность воздействию от информации о совершенных массовых нападениях может быть характерной не только для подростков и молодежи, но для людей пожилого возраста;
  • расстрел в университете Невады стал исключительным, поскольку был совершен профессором университета, имевшим значительный педагогический опыт, что выступает предельным уровнем агрессии и дисфункции с профессиональной позиции;
  • совершения преступления было тщательно спланировано и продумано, о чем свидетельствует наличие списка планируемых жертв и подготовленность стрелка;
  • неудовлетворенность собственным существованием, стремление возложить за это вину на Другого и затем получить освобождение через смерть — выступают во многом общими внутренними источниками преступления как экзистенциального поступка;
  • организованность действий в университете в Неваде показала, что американские студенты имеют высокую степень готовности к подобным угрозам;
  • оперативность работы охраны и полиции способствовала сохранению многих жизней, поскольку были приняты быстрые меры реагирования;
  • фокус освещения нападения в СМИ имел главным акцентом не личность стрелка, а хронику событий, сочувствие к пострадавшим и работу служб защиты населения от атак;
  • высокая степень готовности и наличие мер противодействия массовым расстрелам в США не могут обеспечить не только безопасности граждан, но и снижение уровня этого типа преступлений;
  • скулшутинг — это характерный для США тип преступлений, имеющий множественные проявления и высокую степень подражания.

Кейс 2. «Стрельба в гимназии Брянска»

Через день после расстрела в университете Невады 7 декабря 2023 года произошел трагический случай нападения в учебном заведении в России в гимназии №5 в Брянске. Его отличием от большинства нападений стало то, что его совершила совсем юная девушка-подросток (14-летняя Алина А.). В России до 2023 года был лишь один случай нападений, совершенный девушкой: в 2018 году в Шадринске Курганской области ученица 7 класса из помпового ружья ранила семерых одноклассников.

Расстрел в брянской школе был совершен восьмиклассницей, которая использовала оружие отца (охотничий дробовик) и сделала пять выстрелов по своим одноклассникам, убив одну одноклассницу и ранив четырех школьников, после чего застрелилась сама. В классе при этом находилась ее сестра-близнец.

Разрабатывались несколько версий случившегося: травля в школе, насилие в семье, ревность к однокласснице, влияние через Интернет. Версия с насилием и давлением в семье опровергалась соседями и знакомыми, хотя она разрабатывалась органами защиты прав детей [Мухина, 2023]. Версия травли в школе со стороны одноклассников остается одной из наиболее вероятных, но следствие еще не вынесло официального заключения.

Нападение 14-летней школьницы в брянской гимназии было, как и многие подобные нападения, детально продуманным, неимпульсивным, подготовленным с опорой на материалы из Интернета. Девушка оказалась не способна разрешить копившиеся психологические и коммуникативные проблемы с окружающими, хотя при этом она не испытывала полного одиночества. Следует отметить, что наличие брата или сестры у нападавших и в других случаях не являлось сдерживающим фактором, для них наиболее важным была отчужденность от внешнего социума, который играл более весомую роль для их социального благополучия. Нападавшая не имела психических расстройств, обладала возможностью выбора действий, однако, предпочла суицид и убийство иным вариантам реагирования на сложившийся экзистенциальный кризис. Неспособность к осознанию ценности жизни, как своей, так и другого, отсутствие доверия, открытости, поддержки во многом стали источниками деструктивного и саморазрушительного поступка.

Стрельба в брянской гимназии в тот же день получила освещение в СМИ и Интернет, хотя были приняты меры для ограничения потока информации, в том числе в российских новостных каналах не разглашалась фамилия девушки. Отметим, что в англоязычных источниках уже 7 декабря были названы фамилия и имя девушки, совершивший расстрел в Брянске.

Для оценки уровня медийной активности по освещению расстрела и реакции аудитории нами был использован сетевой анализ, основой которого стали методы машинного анализа текста из социальных сетей и сообществ. В качестве исходных данных выступили датасеты сообщений и комментариев из новостных СМИ, социальных сетей, мессенджеров, за период с 7 декабря 2023 года по 14 декабря 2023 года. Были исследованы два набора данных: тексты постов в новостных сообщениях и тексты комментариев к ним. Нерелевантные сообщения, не относящиеся к исследуемой тематической категории, были исключены в процессе очистки, сохранены только уникальные тексты. Набор данных составил 2460 сообщений, структурированных в формате Excel. Среди них 1796 авторских сообщений из соцсетей, 506 — мессенджеров, 28 — блогов, 386 — видеохостингов. Общее количество подписчиков из всех источников — 20 326 565. Наибольшее количество сообщений зафиксировано 7 декабря 2003, созданных 1471 автором (табл. 1).

 

Таблица 1. Динамика количества сообщений, источников и численности аудитории

Сообщения

Авторы

Плат-формы

Подписчики

Просмотры

Вовлеченность

Позитивные

Нейтральные

Негативные

2 460

1 796

6

20 326,57 тыс.

2 927,54 тыс.

37,01 тыс.

0

2 460

0

 

Сущности для анализа содержали следующие атрибуты: динамика количества сообщений, источников и численности аудитории; типы платформ, платформы в динамике, типы сообщений, типы сообщений в динамике, типы авторов, гендерная принадлежность авторов, возраст авторов, рейтинг платформ, тональность, рейтинг авторов, рейтинг событий, семантика.

Сообщения о расстреле в Брянске 7 декабря были переданы всеми основными новостными агентствами, распространились в соцсетях и мессенджерах. Основным каналом передачи неофициальной информации стали соцсеть ВКонтакте (более 1500 сообщений, более 20 тысяч репостов и более 2 миллионов просмотров), мессенджер Telegram (более 500 сообщений, около 650 тысяч просмотров), при этом Tik Tok показывают значительную аудиторию просмотров и высокую вовлеченность в обсуждение (табл. 2).

 

Таблица 2. Распределение сообщений, подписчиков, вовлеченности и иных показателей по платформам

Платформы

Сообщения

Подписчики

Авторы

Просмотры

Вовлечен- ность

Лайки

Репосты

Комментарии

Индекс

ВКонтакте

1 540

17 847,61 тыс.

1 160

2 266,16 тыс.

35,28 тыс.

14 088

20 415

778

148,10

Telegram

506

2 002,85 тыс.

344

649,27 тыс.

0

0

0

0

3,44

Одноклассники

359

65,01 тыс.

243

0

965

655

112

198

2,43

Дзен

28

44,83 тыс.

26

65

0

0

0

0

0,26

TikTok

18

196,33 тыс.

18

12,04 тыс.

765

713

0

52

0,18

rutube.ru

9

169,95 тыс.

5

0

0

0

0

0

0,05

Всего

2 460

20 326 565

1 796

2 927 536

37 011

15 456

20 527

1 028

154

 

Авторы большинства сообщений находятся в среднем возрасте 35‒44 лет (34,6%), более 55 лет (25%) и 45‒54 лет (19%). Судя по возрастной границе, это родители и педагоги, которых эта тема затронула в наибольшей степени (Таблица 3). Тональность всех сообщений квалифицирована как нейтральная. Что касается комментариев, то в них главным образом отмечается негативная реакция, хотя также присутствуют сообщения, в которых высказываются позиции о том, что подростки доведены до суицида и агрессии буллингом, который является главной проблемой, требующей решения.

 

Таблица 3. Распределение сообщений, подписчиков, вовлеченности по возрасту

Возраст авторов

Сообщения

Подписчики

Авторы

Просмотры

Вовлечен-ность

Лайки

Репосты

Комментарии

Индекс

до ١٨ лет

1,23%

0,33%

1,40%

0,26%

0%

0%

0%

0%

0,95%

18 – 24 лет

4,91%

2,24%

5,59%

0,22%

0%

0%

0%

0%

2,86%

25 – 34 лет

15,34%

7,81%

15,38%

5,06%

0%

0%

0%

0%

13,02%

35 – 44 лет

34,36%

42,33%

37,06%

28,79%

39,41%

43,10%

26,47%

40,00%

43,81%

45 – 54 лет

19,02%

19,10%

18,88%

49,48%

50,00%

41,38%

73,53%

60,00%

22,86%

55 и старше

25,15%

28,19%

21,68%

16,19%

10,59%

15,52%

0%

0%

16,51%

Всего

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

 

С помощью программы «Kribrum» был проведен анализ и составлен рейтинг событий, связанных с брянским расстрелом. На первое место вышло сообщение о том, что учитель закрыла собой детей от пуль, получившее наибольшее количество одобрений («лайков») (табл. 4).

 

Таблица 4.

События

Лайки

Во время стрельбы в школе Брянска 26-летняя учительница закрывала собой детей от пуль

1 609

В Брянске 14-летняя ученица гимназии устроила стрельбу на уроке биологии

875

Стрельба в школе: Два человека погибли и четверо получили ранения в Брянске

674

26-летняя учительница при стрельбе в брянской гимназии закрывала собой школьников от пуль

412

26-летняя учительница закрывала собой детей от пуль во время стрельбы в Брянске

346

Ученица гимназии в Брянске стреляла по мальчикам, которые её дразнили: двое погибших, четверо...

326

В Брянске 8-классница устроила стрельбу в школе.

269

Жуткие кадры изнутри гимназии в Брянске. Напомним: Сегодня Восьмиклассница устроила стрельбу в школе в Брянске.

268

Восьмиклассница из Брянска устроила стрельбу в школе

262

 

В последующие после 7 декабря дни новость была купирована, ее обсуждение в российских официальных СМИ прекращено. По запросу в Google «стрельба в брянской школе» в российском сегменте Интернет в дальнейшем формируется около 200 000 сообщений (15 декабря 2023 года). Все основные сообщения в Интернет-СМИ датированы 7 декабря, в дальнейшем информация о теракте практически не воспроизводилась и не поддерживалась, что свидетельствует о контроле за контентом и нераспространении информации, способной вызвать подражательный эффект. По запросу в Google о стрельбе в Брянске в те же даты в англоязычном сегменте сформировано 243 000 сообщений, при этом новость была опубликована практическими всеми мировыми новостными источниками как в европейских странах, США, так и в Индии, Иране и арабских странах (в том числе в странах, где не было зафиксировано проявлений школьной стрельбы). Иностранные СМИ недружественных России стран при этом старались не проводить аналогий с собственными проблемами в этой области, а указывали на общее неблагополучие в российском образовании либо на ситуацию в России в целом. Например, англоязычный канадский источник BNN отмечает: «Этот инцидент, несомненно, отозвался эхом за пределами Брянска, вызвав обеспокоенность по поводу безопасности школ и психического благополучия учащихся по всей России» [BNN, 2023].

Канал «Азербайджан‒24», комментируя событие, в свою очередь, указывал, что в России были усилены меры по контролю за оружием, особенно после расстрела в Казани: «После инцидента президент России Владимир Путин подписал законы, ужесточающие и без того строгое законодательство страны о контроле над вооружениями, включая повышение законного возраста владения оружием с 18 до 21 года для большинства граждан. Власти также составили полный список заболеваний, которые лишают человека права владеть огнестрельным оружием» [Azərbaycan24, 2023]. Как видно, событие было широко освещено в мире, при этом новость была политизирована, что может быть, таким образом, истолковано как одно из проявлений «информационной войны».

Обсуждение темы нападений в школах выступило источником и новых форм информационной войны, так, например, в родительских чатах и телеграм-каналах в Астрахани в декабре 2023 года был осуществлен вброс информации о намерении совершить расстрел в одной из школ (не называлось место, но был указан день). В течение суток в городских СМИ появилось сообщение, что это информационный «фейк», и его источники были закрыты. Известно, что большинство подростков накануне нападения в учебных заведениях оставляли предупредительные сигналы (на которые не было должной реакции), что было использовано в данном случае в качестве инструмента дестабилизации обстановки в школах, порождения устрашения, создание хаоса. В то же время отличить фейк от предупредительного знака может только специалист, поэтому для выявления истинных причин и источников такой информации необходимо оперативное обращение к ответственным за безопасность в организациях.

Кейс событий в брянской гимназии показал следующее:

  • девушки, как и юноши, имеют деструктивный и саморазрушительный потенциал и способны реализовать его в актах скулшутинга, что необходимо учитывать в работе психологов и педагогов;
  • нападавшая не делала предупредительных знаков, как в других случаях нападений;
  • школьная система оповещения и охраны не сработала, чтобы защитить людей в момент нападения;
  • возможность получить доступ к оружию в собственном доме у подростка — прямая угроза безопасности;
  • травля является наиболее часто упоминаемым мотивом нападения;
  • информация о нападении наиболее активно распространялась в социальной сети ВКонтакте;
  • основная аудитория, вовлеченная в обсуждение нападения, относится к возрасту более 35 лет (предположительно родители и педагоги);
  • среди реакций значительно преобладали одобрения действий учителя, закрывавшего собой детей;
  • мировые СМИ более активно освещали новость, чем российские;
  • в сообщениях мировых СМИ прослеживается политизированная реакция;
  • школьные стрельбы и сообщения о них становятся инструментом новых форм информационной войны против России.

Кейс 3. «Стрельба в Праге»

Декабрь 2023 года стал трагическим и для чешского университета в Праге, где 21 декабря 24-летний студент-историк из Карлова университета Давид К. открыл стрельбу из самозарядной винтовки по студентам в аудиториях и по людям, проходившим под окнами университета, а затем покончил с собой. За несколько часов до нападения Д.К. убил своего отца, после чего отправился в Прагу, где совершил нападение с верхних этажей и крыши университета, в результате чего погибли 14 человек, 25 ранены, из которых 10 оказались в тяжелом состоянии. Как сообщила полиция Чехии, у стрелка были официальные лицензии на несколько видов огнестрельного оружия, которые он приобрел заранее [Novinky.cz., 2023]. Стрелявшего характеризуют как обычного, тихого молодого человека, проявившего способности в исследовательской деятельности, за что был отмечен наградой за лучшую научную работу институтом Польши в Праге [Denik.cz., 2023]. По данным польского интернет-издания, стрелок вел телеграм-канал, в котором рассказал, что на массовое убийство его вдохновила российская школьница А.А. из Брянска, совершившая расстрел в гимназии 7 декабря 2023 года, а также «казанский стрелок» Ильназ Г. Однако информация о русскоязычном телеграм-канале Д.К. еще уточняется следствием. Особой жестокостью при этом нападении было не только убийство отца утром, но и двойное убийство мужчины с младенцем, совершенное Д.К. за неделю до этого.

C использованием программы «Kribrum» был проведен машинный анализ новостных сообщений, постов в соцсетях и мессенджерах по теме «стрельба в университете в Праге» с выгрузкой 21‒25 декабря 2023 года. Выявлено 3731 сообщение, из них постов в блогах life journal – 63, в видеохостингах – 23, интернет-СМИ — 2, в Telegram — 2269, ВКонтакте 1345 (в процентном соотношении данные представлены в табл. 5).

 

Таблица 5. Распределение сообщений, подписчиков, вовлеченности и иных показателей по типам платформ

Типы платформ

Сообщения

Подписчики

Авторы

Просмотры

Вовлеченность

Лайки

Репосты

Комментарии

Индекс

Социальные сети

36,81%

8,53%

41,68%

6,08%

73,65%

69,12%

90,32%

91,67%

20,37%

Мессенджеры

60,91%

91,04%

55,96%

93,91%

10,55%

10,98%

9,68%

6,25%

79,24%

Блоги

1,66%

0%

1,59%

0%

0%

0%

0%

0%

0,26%

Видеохостинги

0,62%

0,43%

0,77%

0,00%

15,80%

19,90%

0%

2,08%

0,13%

Всего

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

 

Среди авторов большинства сообщений наиболее активная аудитория — в возрасте более 55 лет (44%), 35–44 (18%), 45‒54 года (17%), 25‒34 (17%), 18‒24 – около 4% (табл. 6).

 

Таблица 6. Распределение сообщений, подписчиков, вовлеченности и иных показателей по возрастам авторов

Возраст авторов

Сообщения

Подписчики

Авторы

Просмотры

Вовлеченность

Лайки

Репосты

Комментарии

Индекс

18 - 24 лет

3,95%

0,49%

4,84%

0,12%

1,69%

1,96%

0%

0%

1,68%

25 - 34 лет

17,11%

9,07%

17,74%

1,85%

1,69%

1,96%

0%

0%

8,38%

35 - 44 лет

18,42%

32,57%

17,74%

24,99%

33,90%

37,25%

0%

16,67%

35,75%

45 - 54 лет

17,11%

35,33%

19,35%

39,39%

42,37%

39,22%

0%

83,33%

35,75%

55 и старше

43,42%

22,53%

40,32%

33,66%

20,34%

19,61%

100%

0%

18,44%

Всего

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

 

По сравнению со статистикой по трагедии в Брянске более широкая по возрасту аудитория оказалась наиболее активной, в том числе событие в Праге затронуло и студенческую категорию 25‒34‒летних, менее активную в отношении брянского нападения. Однако в обоих случаях число сообщений от аудитории 18–24 лет остается минимальным. Таким образом, новостные сообщения не оказывают непосредственного информационного всплеска активности по обсуждению скулшутинга у самих учащихся, а скорее вызывает обсуждение среди родителей, педагогов и заинтересованной общественности.

Обсуждение темы было ранжировано по ряду оснований (авторам, просмотрам, вовлеченности, репостам, числу комментариев и «лайкам»), среди которых важно обратить внимание на положительные реакции («лайки») (табл. 7).

 

Таблица 7. Рейтинг событий по числу лайков (Прага)

События

Лайки

Стрельба в Праге. Кто контролирует Черное море. «Новый русский» Медведчук | ВЕЧЕР

720

Студент, открывший стрельбу в Праге, вдохновлялся трагедией в брянской гимназии

310

Оружие, которое использовал Пражский стрелок, по всей видимости, является гражданской винтовкой на…

266

Число погибших в результате стрельбы в Праге превысило 15 человек, сообщил глава полиции Чехии.

247

Жертвами стрельбы в Карловом университете в Праге, по уточненным данным, стали 14 человек, 25 ранены, 10 из…

216

Стрельба в Праге

184

Оперативная сводка #Чехия #BBC #Европа #Терракт

181

Как думаете, кто виноват в том, что пражский стрелок положил 15 человек в университете?

147

Установлена личность открывшего вчера стрельбу в Праге — им оказался 24-летний студент философского факультета…

146

 

Если по поводу событий в брянской гимназии «лайки» во многом были вызваны одобрением действий учителя школы, закрывшего собой учеников, то в случае пражского расстрела «лайки» относились к самой новости либо тезисам авторов по оценке произошедшего. По числу лайков максимум составляет 310 в сутки. Количество репостов относится как к освещению самого нападения, так и к отсылке к брянским событиям. Информация о взаимосвязи двух нападений появилась уже в первый день, хотя установленных фактов о том, что чешский стрелок знал русский язык и вел телеграм-канал по-русски, представлено так и не было. Особенно активно влияние брянских событий на чешские преступления демонстрировали польские и украинские источники.

Особое внимание следует обратить на последующую реакцию чешской аудитории на нападения в университете и предшествующие расстрелы. По данным чешской полиции, после теракта были выявлены многочисленные случаи одобрения действий боевика. По данным на 8 января 2024 января было начато следствие в отношении 156 случаев, связанных с одобрением стрельбы в пражском университете и угрозами ее повторения. Было заведено 88 уголовных дел, против двух подозреваемых выдвинуты обвинения, сообщает чешский источник [ТАСС, 2023]. При этом первые случаи одобрения датируются 28 декабря 2023 года, 31 случай одобрения действий нападавшего преступника был выявлен в Праге, трое авторов постов были направлены на принудительное обследование к психиатрам. В отношении 4 человек выдвинуты уголовные дела по подстрекательству к совершению преступления и публичному одобрению преступления (с наказанием до года лишения свободы). Подобная реакция молодежных сообществ и психически нестабильных людей, с одной стороны, является типичной, поскольку каждое из преступлений и суицидов способно порождать «вирусный эффект», однако таких массовых открытых проявлений это, как правило, не имеет, а носит более закрытые формы.

Взаимосвязь нападений в Брянске и в Праге нуждается в проверке, однако предварительные выводы показывают, что одно событие могло послужить фактором второго. Напомним, что нападение в брянской гимназии вызвало больше сообщений в англоязычном интернете по сравнению с российским сегментом, в том числе в странах, где до этого не было зафиксировано ни одного подобного эпизода. На фоне того, что внимание всего мира приковано в настоящее время к России, многие новости о внутренней ситуации в стране становятся инструментом для продвижения политических идей в международной сфере, в том числе с целями дестабилизации общества или подрыва авторитета власти.

Отметим, что расстрел в Праге 21 декабря 2023 года стал приоритетной новостью всех ведущих новостных агентств мира (как национальных, так и многонациональных агрегаторов). Чешский источник от 21 декабря сообщает: «О стрельбе в главном здании факультета искусств Карлова университета в Праге сегодня сообщают все крупнейшие мировые СМИ, в том числе британская публичная компания BBC и американское новостное телевидение CNN, которые оценили событие как экстраординарную новость. Мировые информационные агентства, такие как Reuters, AFP или DPA, сообщили срочные новости с высоким приоритетом раньше, чем чешская полиция сообщила о наличии на месте происшествия погибших и раненых» [Reflex, 2023]. В чешском сегменте интернет формируется 250 000 сообщений по запросу о стрельбе в университете в Праге. В англоязычном сегменте по тому запросу — 2 370 000 сообщений (10.02.2024). Подобные новости традиционно становится приоритетными и высоко цитируемыми в официальных и неофициальных каналах. Этот медиа-эффект имеет несколько социальных последствий: широкая информированность об инциденте и проверка на готовность к подобным сценариям других; широкая известность стрелка (как достижение им определенной цели); волна возможных подражателей.

Кейс стрельбы в Праге показывает следующее:

  • угрозы и уязвимости скулшутинга актуальны и существуют не только в США, но и в европейских странах;- молодые люди в Чехии имеют легальный доступ к оружию и владение им слабо контролируемо;
  • стрельба в одном учебном заведении имеет высокую вероятность спровоцировать новые аналогичные преступления;
  • расстрел был широко освещен в мировых и российских СМИ, став новостью дня;
  • основными каналами передачи информации о пражской стрельбе в России были агрегаторы и интернет-издания; среди интернет-изданий преобладали мессенджеры (Telegram);
  • все возрастные категории старше 25 лет имели высокий интерес к новости, демонстрировали вовлеченность в ее обсуждении, наиболее активными были представители группы старше 55;
  • особенностью чешского расстрела стала особая жестокость, нападение состояло из 3 отдельных преступлений (убийства мужчины с ребенком в парке, отца в доме и убийств в Карловом университете);
  • особенностью реакции общественности стали многочисленные одобрения действий стрелка среди чешских граждан, волна сообщений в социальных медиа с его поддержкой и провокациями о новых нападениях, что свидетельствует о проявлении «вирусного эффекта».

* * *

Изучение нескольких приведенных кейсов показывает многообразие видов и проявлений школьной стрельбы, которая стала проблемой по всему миру. Ее причины невозможно, казалось бы, свести к единому фактору, поскольку каждое событие обладает уникальностью жизненных обстоятельств и обусловлено субъективными характеристиками нападавших. В тоже время можно выделить общие параметры и черты этих преступлений:

  • все акты совершены на почве ненависти нападавших к окружающим и учебному заведению в целом, а также стремления к смерти как концу переживаемых проблем;
  • ненависть связана с неудовлетворенностью собственным положением и неспособностью нахождения конструктивного выхода из кризисной ситуации;
  • негативные, деструктивные установки формируются под влиянием внешних и внутренних факторов, в том числе в группе риска находятся лица, высоко подверженные манипуляторному влиянию, со слабой волей, лишенные социальной поддержки в семье и среди сверстников, а также лица, имеющие высокий порог агрессивности поведения и низкий уровень сформированности морального сознания, способность преодолеть «грань» нормы;
  • нападения, как правило, имеют рациональную основу, тщательно планируются, являются осознанными поступками, отражающими желание нанести ущерб жизни и здоровью людей;
  • совершение суицида во многих случаях сопутствует нападению, являясь одной из основных целей совершивших теракт, что свидетельствует об экзистенциальной кризисной ситуации, из которой человек не видит иных выходов.

Субъекты, совершившие нападения, отличаются по полу, возрасту, социальному положению, принадлежности к социокультурному пространству и традициям, при этом все они были знакомы с аналогичными примерами поведения, обладали доступом к оружию, находились в состоянии ненависти к окружающим, стремились к наказанию их как виновных в своем положении.

Анализ информационного пространства, где освещена проблема скулшутинга, показывает следующее:

  • наибольшее внимание аудитории приковано к событию в первый день совершения нападения;
  • основными источниками передачи информации о нападениях остаются социальные сети, на втором месте — телеграм-каналы, затем — ТВ и другие источники;
  • нападения освещались новостными агентствами всех ведущих стран мира, включая страны, где не было проявлений скулшутинга (как правило, это страны с высоким уровнем контроля за продажей огнестрельного оружия); количество англоязычных сообщений о нападениях преобладает над русскоязычными, даже в освещении нападения в российской школе (Брянск);
  • наиболее активной аудиторией, вовлеченной в обсуждение темы после выхода новостей, выступают люди в возрасте более 55 лет; возрастная группа 18‒24 лет проявила наименьший интерес к информации о нападениях;
  • хроника совершенных нападений в декабре 2023 — январе 2024 годов в мире показывает, что наиболее подверженной этому типу преступлений является система образования в США, где совершены два и четыре нападения в течение месяца. Несмотря на проводимые в школах США тренировки учащихся и педагогов, скоординированность действия полиции и охраны, в стране сохраняется высокий порог преступлений в учебных заведениях как одно из проявлений высокого уровня правонарушений с огнестрельным оружием в целом;
  • в России учебные заведения также имеют уязвимости и подвержены нападениям стрелков, что требует разработки программ профилактики и противодействия скулшутингу;
  • в Чехии, где ранее не имели место подобные преступления, событие в Карловом университете получило широкий резонанс и вызвало неоднозначную реакцию, а именно, зафиксировано значительное число одобрительных реакций на действия скулшутера;
  • информация о школьной стрельбе является значительным источником влияния на общество, с одной стороны мобилизуя силы на бдительность и проверку системы безопасности, а с другой, запуская цепную реакцию новых инцидентов;
  • в условиях современной информационной войны тема школьных расстрелов становится одним из инструментов дестабилизации общества.

Выражаем надежду, что информированность специалистов о факторах и формах проявления скулшутинга будет способствовать противодействию этой крайней форме деструктивного и саморазрушительного поведения личности, не способной найти позитивный ответ на вопрос, о том стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой.

 

×

About the authors

Liudmila V. Baeva

Astrakhan Tatischev State University

Author for correspondence.
Email: baevaludmila@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0439-525X

DSc in Philosophy, Professor, Vice-rector for Research Activities and Priority Projects

Russian Federation, 20 A, Tatischeva Str., 414056 Astrakhan, Russian Federation

References

  1. Baeva L.V. Ekzistencial'nye istochniki skulshutinga i «kolumbaĭna» [Existential Sources of Schoolshooting and Columbine]. Vestnik Rossiĭskogo universiteta druzhby narodov. Ser.: Filosofiya. 2023. Vol. 27. N 3. P. 774–792.
  2. Vanyan K. Sovremennye massoviki kak novoe voploshchenie problemy prestupnosti na pochve maniakal’noj oderzhimosti [Modern Mass Media as a New Embodiment of the Problem of Crime Based on Manic Obsession]. Voprosy rossijskoj yusticii. 2020. N10. Р. 309‒324. https://www.novinky.cz/clanek/krimi-v-budove-prazske-fakulty-byl-obrovsky-arzenal-zbrani-a-streliva-0455133#dop_ab_variant=0&dop_source_zone_name=novinky.web.nexttoart (date of access: 21.12.2023).
  3. Grinenko U.B., Romero Rejes I.V. Semanticheskij analiz cifrovogo destruktivnogo kontenta po tematike «skulshuting» v social’noj seti “VKontakte” [Semantic Analysis of Digital Destructive Content on the Topic of “School shooting” on the VKontakte Social Network]. Psihologiya i pravo. 2021. N 4. P. 180–195.
  4. Karpova A. Yu., Maksimova N. G. Skulshuting v Rossii: chto imeet znachenie? [Schoolshooting in Russia: What Matters?]. Vlast'. 2021. Vol. 29. N 1. P. 93–108.
  5. Krasnova G.V., Markov A.A. Internet kak aktual’naya ugroza informacionnoj bezopasnosti lichnosti [The Internet as an Actual Threat to Personal Information Security]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2018. N 2(110). P. 102–108.
  6. Langman P. Pochemu deti ubivayut. Chto proiskhodit v golove u shkol’nogo strelka [Why do Children Kill? What’s Going on in the Head of a School Shooter]. Moscow: Eksmo Publ., 2022.
  7. Malova E.O. Sovremennye realii asocial’nyh proyavlenij podrostkov v internet-prostranstve [Modern Realities of Antisocial Manifestations of Adolescents in the Internet]. Innovacionnoe razvitie professional’nogo obrazovaniya. 2020. N 2(26). P. 107–114.
  8. Mosechkin I.N. Viktimologicheskie aspekty protivodejstviya vooruzhennym napadeniyam na uchebnye zavedeniya (schoolshooting) [Victimological Aspects of Countering Armed Attacks on Educational Institutions (School Shooting]. Viktimologiya. 2019. N 1(19). P. 46–53.
  9. Muhina I. Ombudsmen rasskazala o sostoyanii shkol’nikov posle strel’by v Bryanske [The Ombudsman Spoke about the Condition of Schoolchildren after the Shooting in Bryansk]. RIA Novosti. URL: https://ria.ru/20231226/bryansk-1918090201.html (date of access: 26.12.2023)
  10. Saprykin V.A. Destruktivnoe povedenie molodezhi v usloviyah informacionnoj vojny: kolumbajn-vyzovy i mery preodoleniya [Destructive Behavior of Young People in the Context of the Information War: Columbine-Challenges and Measures to Overcome]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2019. N 1(131). P. 18–21.
  11. Suhodol’skaya Yu.V. Massovoe ubijstvo v obrazovatel’nyh organizaciyah kak ob”ekt kriminologicheskogo issledovaniya [Mass Murder in Educational Institutions as an Object of Criminological Research]. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2019. N 6‒1. P. 51–53.
  12. TASS. Policiya CHekhii zavela 88 ugolovnyh del, svyazannyh s odobreniem strel’by v Prage [Czech Police Have Opened 88 Criminal Cases Related to the Approval of the Shooting in Prague]. January 8, 2023. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19688289 (date of access: 08.12.2023).
  13. Chunin A.S. Fenomen skulshutinga v sovremennoj Rossii. Pravovoj aspect [The Phenomenon of School Shooting in modern Russia. The Legal aspect]. Obzor NCPTI. 2020. N 3(22). P. 48–52.
  14. Uzlov N.D., Semenova M.N. Igra, transgressiya i setevoj suicid [Gaming, Transgression and Online Suicide]. Suicidologiya. 2017. N 3(28). P. 40–53.
  15. About Gun Violence and School Shootings (2012). URL: https://www.sandyhookpromise. org/blog/gun-violence/16-facts-about-gun-violence-and-school-shootings/ (date of access: 10.01.2024).
  16. Azərbaycan24.Kremlin comments on Bryansk school shooting. URL: https://www.azerbaycan24.com/en/kremlin-comments-on-bryansk-school-shooting/ (date of access: 07.12.2023).
  17. BNN. Tragedy in Bryansk: School Shooting Claims Two Lives, Leaves Five Injured. December 8, 2023. URL: https://bnnbreaking.com/breaking-news/crime/tragedy-in-bryansk-school-shooting-claims-two-lives-leaves-five-injured/ (date of access: 08.12.2023).
  18. Brawn K. Brady Responds to Shooting at The University of Nevada, Las Vegas. URL: https://www.bradyunited.org/press-releases/brady-unlv-shooting (date of access: 07.12.2023).
  19. Denik.cz. Co se ví o útočníkovi na fakultě v Praze? Byl to student, měl více zbraní. 27.12.2023. URL: https://www.denik.cz/krimi/strelba-v-praze-co-vime-o-utocnikovi- 20241221.html (date of access: 27.12.2023).
  20. The Guardian. Three people killed and one critically wounded in Las Vegas university shooting. URL: https://www.theguardian.com/us-news/2023/dec/06/las-vegas- shooting-unlv (date of access: 07.12.2023).
  21. Gorman S., Brooks B. Las Vegas campus shooting leaves 4 dead, including suspect. URL: https://www.reuters.com/world/us/las-vegas-police-say-reports-active-shooter-university-multiple-victims-2023-12-06/ (date of access: 07.12.2023). URL: https://www.novinky.cz/clanek/krimi-v-budove-prazske-fakulty-byl-obrovsky- arzenal-zbrani-a-streliva-0455133#dop_ab_variant=0&dop_source_zone_name=novinky.web.nexttoart (date of access: 21.12.2023).
  22. Langman P. School Shooters.info: Resources on School Shootings, Perpetrators, and Prevention. URL: https://schoolshooters.info/ / (date of access: 07.12.2023).
  23. Levin J., Madfis E. Mass Murder at School and Cumulative Strain: A Sequential Model. American Behavioral Scientist, 2009. Vol. 52. P. 1227–1245.
  24. Luhmann N. On the Scientific Concept of Communication. Social Science Information 1996. Vol. 35 (2). P. 257–267.
  25. Miller J., Mossburg Ch., Smart S., Romine T.UNLV mass shooter was career college professor, source says, but unknown whether he had a connection with school. CNN. URL: https://edition.cnn.com/2023/12/06/us/university-of-nevada-las-vegas-campus-shooting/index.html (date of access: 07.12.2023).
  26. Novinky.cz. 21.12.2023. V budově pražské fakulty měl střelec obrovský arzenál. URL: Reflex. Svět truchlí pro Prahu. Zprávy o střelbě na filozofické fakultě obletěly zahraniční média. 21.12.2023. URL: https://www.reflex.cz/clanek/zpravy/122422/svet-truchli-pro-prahu-zpravy-o-strelbe-na-filozoficke-fakulte-obletely-zahranicni-media.html (date of access: 21.12. 2023).
  27. Reflex. Svět truchlí pro Prahu. Zprávy o střelbě na filozofické fakultě obletěly zahraniční média. 21.12.2023. URL: https://www.reflex.cz/clanek/zpravy/122422/svet-truchli-pro-prahu-zpravy-o-strelbe-na-filozoficke-fakulte-obletely-zahranicni-media.html (date of access: 21.12. 2023).
  28. Romine T., Sun E. Before Las Vegas mass shooting, a friend of the gunman implored him not to ‘shoot or kill innocent people,’ newspaper reports., CNN. URL: https://edition.cnn.com/2023/04/07/us/las-vegas-2017-shooting-stephen-paddock-letters/index.html (date of access: 04.07.2023).
  29. Pfeifer V. School shootings. Existential Concerns and Implicit Religion. 2014. Vol. 2(3). Р. 447‒459.
  30. Toppo G. 2009. 10 years later, the real story behind Columbine. USA Today. URL: https://sermons.faithlife.com/sermons/93003-10-years-later-the-real-story-behind-columbine (date of access: 07.12.2023).
  31. Voprosy rossijskoj yusticii. 2020. N10. Р. 309‒324. https://www.novinky.cz/clanek/krimi-v-budove-prazske-fakulty-byl-obrovsky-arzenal-zbrani-a-streliva-0455133#dop_ab_variant=0&dop_source_zone_name=novinky.web.nexttoart (date of access: 21.12.2023).
  32. Washington B. School counselors play important role in keeping students safe. 2013. Retrieved. URL: http://educationvotes.nea.org/2013/01/24/school-counselors-playimportant-role-in-keeping-students-safe/ (date of access: 07.12.2023).
  33. The Washington Post. Double mass shootings over weekend set grim U.S. record. URL: https://www.washingtonpost.com/nation/2023/12/04/mass-shootings-record-year/ (date of access: 04.12.2023).
  34. Watson J. The Martyrs of Columbine: Faith and Politics in Tragedy. New York: Palgrave Macmillan, 2002.

Copyright (c) 2024 Russian Academy of Sciences

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».