Совершенствование методического обеспечения сбалансированного развития регионального рынка потребительских товаров
- Авторы: Шелег Н.1, Романович С.2
-
Учреждения:
- Белорусский государственный экономический университет
- Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина
- Выпуск: № 2 (2024)
- Страницы: 125-135
- Раздел: ВОПРОСЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
- URL: https://ogarev-online.ru/0207-3676/article/view/256521
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0207367624020095
- ID: 256521
Полный текст
Аннотация
В связи с усилением санкционного давления и геополитической неопределенности снижается устойчивость региональных социально-экономических систем, а обеспечение сбалансированного развития региональных рынков потребительских товаров становится необходимостью. В статье определены особенности сбалансированного развития регионального рынка потребительских товаров. С целью совершенствования методического обеспечения сбалансированного развития исследуемого рынка предлагается система показателей, которая включает показатели условий спроса и предложения исследуемого рынка. Для обеспечения методологического единства в работе уточнены цели совершенствования инструментария оценки сбалансированного развития регионального рынка потребительских товаров, актуализирован комплекс задач, последовательно реализуемых с помощью соответствующего инструментария планирования.
Ключевые слова
Полный текст
Условия развития региональных рынков потребительских товаров на протяжении многих лет изучаются теоретиками и практиками. Целый ряд проблем, связанных с усилением санкционного давления, геополитической неопределенности, образовали реальность, диктующую региональным рынкам потребительских товаров новые правила функционирования. В таких условиях снижается устойчивость региональных социально-экономических систем, а обеспечение сбалансированного развития региональных рынков потребительских товаров становится первостепенной задачей. В соответствии с современными требованиями системы планирования Республики Беларусь развитие региональных рынков потребительских товаров должно происходить в условиях регионального межотраслевого согласования. Такой подход будет наиболее результативным, так как региональный рынок потребительских товаров отражает равновесие между производством и потреблением, спросом и товарным предложением, на основе которого удовлетворяются материальные и социальные потребности населения.
Планирование должно осуществляться с применением соответствующего инструментария оценки, прогнозирования и планирования работы на мезоуровне с учетом развития отраслей, видов экономической деятельности и межотраслевых связей региона, а не каждого отдельного предприятия или вида деятельности. В связи с этим актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью совершенствования методического инструментария сбалансированного развития регионального рынка потребительских товаров.
Вопросы разработки соответствующего методического инструментария рассматриваются практически всеми исследователями проблем методологий планирования, прогнозирования развития региональной экономики, закономерностей развития потребительского рынка, регионального потребительского рынка, регионального рынка потребительских товаров. Существенный вклад в методологию планирования внесли зарубежные и отечественные исследователи-экономисты: Д. Аакер, И. Ансофф, Н.И. Ведута, Н.А. Вознесенский, Л.В. Канторович, Н.Д. Кондратьев, Г. Минцберг, М. Портер, А.Дж. Стрикленд, А.А. Томпсон, Ф. Хедоури и др. Дальнейшее развитие идеи названных исследователей получили в ХХ в. благодаря таким ученым, как Я.М. Александрович, А.В. Богданович, В.И. Борисевич, Т.С. Вертинская, Г.А. Кандаурова, П.В. Магданов, А.А. Матяс, В.В. Пинигин, С.С. Полоник, В.Н. Шимов и др. Различным аспектам прогнозирования региональной экономики посвящены работы В.Ф. Медведева, Н.Ю. Трифонова (применение экономико-математических моделей в региональном планировании), В.П. Герасенко, Е.Б. Дориной, П.Г. Никитенко, Г.В. Ридевского, А.Н. Сенько, В.С. Фатеева (институциональные аспекты региональной политики) и др. Особый вклад в выявление закономерностей развития потребительского рынка, региональных потребительских рынков, региональных рынков потребительских товаров внесли И.К. Беляевский, Р.П. Валевич, А.В. Владыко, Т.И. Гурьянов, С.М. Зорин, Г.А. Короленок, Ю.В. Меркулова, И.М. Микулич, А.С. Новоселов, Н.П. Пасешник, М.В. Петрович, Г.В. Ридевский, И.В. Скопина, Н.Н. Терещенко, Т.Н. Черемесина, Н.С. Шелег [7], Р.И. Шнипер и др.
Современные методологические подходы к выработке принципов и механизмов развития отраслевых систем экономики представлены на основе анализа работ российских и белорусских ученых. При этом актуальной остается детализация разработок моделей развития региональных социально-экономических систем, обеспечивающих достижение заданных целевых ориентиров и сбалансированное развитие. Результаты имеющихся работ положены в основу предлагаемого подхода к планированию сбалансированного развития регионального рынка потребительских товаров. Новизна подхода заключается в определении системы показателей для оценки и планирования регионального рынка потребительских товаров, в уточнении последовательности действий этапов оценки и планирования сбалансированного развития регионального рынка потребительских товаров.
Сложность оценки и планирования сбалансированного развития регионального рынка потребительских товаров заключается в наличии ряда взаимосвязанных факторов, определяющих свойства исследуемого рынка. Выявление системных закономерностей развития регионального рынка потребительских товаров и его элементов требует соответствующего упрощения, с одной стороны, а с другой – сохранения целостности, качественной уникальности, существенного системного содержания. Решение данного вопроса возможно с помощью формирования соответствующей системы показателей и совершенствования инструментария оценки развития регионального рынка потребительских товаров. Система показателей должна отражать условия спроса и предложения регионального рынка потребительских товаров и содержать показатели, входящие в состав показателей национального, регионального стратегического развития.
Анализ исследований в области методов оценки развития региональных социально-экономических систем показал, что отечественные и зарубежные авторы предлагают подходы к исследованию, методики оценки регионального развития; что совершенствуются методики оценки региональных рынков, отдельных отраслевых рынков; что предлагаются методики комплексной оценки устойчивости регионального продовольственного рынка, исследования конкурентного статуса рынка продовольственных товаров, анализа закономерностей состояния и развития рынка товаров и услуг. Однако в имеющихся трудах не нашли достаточно глубокого отражения проблемы оценки состояния и сбалансированного развития регионального рынка потребительских товаров, что предопределяет необходимость совершенствования инструментария оценки и планирования сбалансированного развития регионального рынка потребительских товаров. Данная необходимость определила объект и предмет настоящего исследования.
Объектом исследования является сбалансированное развитие регионального рынка потребительских товаров. Предмет исследования – методический инструментарий сбалансированного развития регионального рынка потребительских товаров. Цель данной работы – совершенствование методического обеспечения сбалансированного развития регионального рынка потребительских товаров. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: уточнить понятие сбалансированного развития регионального рынка потребительских товаров; определить цели совершенствования инструментария оценки регионального рынка потребительских товаров; конкретизировать последовательность решения задач и применяемого инструментария планирования сбалансированного развития регионального рынка потребительских товаров.
Понятие сбалансированности с давних времен подразумевало гармоничность. Основными признаками гармонии являются согласованность, единство и борьба противоположностей, равновесие, пропорциональность, природосообразность. В настоящее время на смену понятию «гармония» пришло понятие «сбалансированность». Под сбалансированностью в экономике понимается равновесие, т. е. состояние экономической системы, характеризующееся уравновешиванием двух или большего числа разнонаправленных факторов [1. С. 266]. Анализ работ в области сбалансированного развития социально-экономических систем показал, что в современных исследованиях трактовка понятия «сбалансированное развитие» не имеет единой интерпретации. Большинство предлагаемых определений представлено в трудах российских ученых. Так, В.Н. Мякшин с соавт. считают, что суть сбалансированного развития заключается в устанавливаемых количественных пропорциях между различными индикаторами. Сбалансированность можно определить как взаимный баланс с точки зрения масштаба, структуры и качественных особенностей ресурсов и спроса на них. Количественные пропорции, устанавливаемые между различными индикаторами, в совокупности образуют неразрывную систему, посредством которой можно оценить уровень сбалансированности в различных аспектах [2. С. 34].
В следующих работах суть исследуемого термина дополняют условием устойчивого и непрерывного развития. Так, термин «сбалансированное развитие» означает сохранение баланса, согласованности, поддержание необходимой пропорциональности, а именно: производственной, экономической, социальной, натурально-вещественной, инфраструктурной, территориальной и отраслевой, при которой возможно устойчивое и непрерывное развитие социально-экономических систем [3. С. 63].
Достаточно часто «сбалансированное развитие» и «устойчивое развитие» отождествляют. Так, например, Ю.В. Горбунов определяет устойчивое развитие как характеризующееся постоянством для определенного промежутка времени, принятого для планирования и улучшения основных экономических показателей [4. С. 165]. С нашей точки зрения, подобные отождествления усложняют понимание сущности и сбалансированного, и устойчивого развития.
Следовательно, одни исследователи рассматривают категорию «сбалансированное развитие» с позиции соотношения пропорций (набора индикаторов), другие – в качестве целевой установки, к достижению которой необходимо стремиться, и т. д. Такая комплексность понятия связана с возможностью рассмотрения различных аспектов социально-экономического развития. С учетом анализа представленных определений и того, что сбалансированное развитие региональных рынков предполагает оптимальное соотношение спроса и предложения при сохранении сбалансированного развития регионов, конкретизируем понятие сбалансированного развития регионального рынка потребительских товаров. Так, под сбалансированным развитием регионального рынка потребительских товаров будем понимать процесс изменения исследуемого рынка, обеспечивающий определенное пропорциональное сочетание показателей спроса и предложения, в том числе в сравнении с сопоставимыми рынками потребительских товаров, положительную динамику во времени. Такой подход к определению сбалансированного развития регионального рынка потребительских товаров указывает на то, что сбалансированное развитие это процесс, уточняет объекты сравнения – предыдущие состояния исследуемого рынка и сопоставимые региональные рынки потребительских товаров. Данное определение имеет возможность дальнейшего уточнения в зависимости от аспекта проводимых исследований. Эта возможность заключается в конкретизации показателей спроса и предложения.
В контексте предлагаемого определения предоставляется возможность уточнения понятия сбалансированности, под которой понимаем соотношение показателей спроса и предложения регионального рынка потребительских товаров, обеспечивающее нормальное функционирование субъектов торговли и удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах в конкретный момент времени. Таким образом, сбалансированность можно наблюдать в определенный момент времени, а сбалансированное развитие – за промежуток времени.
С нашей точки зрения, условия спроса характеризуются развитием показателей: доли потребительских расходов в расходах домашних хозяйств, среднедушевых денежных доходов населения, долей малообеспеченных домашних хозяйств, розничным товарооборотом на душу населения, численностью населения, долей городского населения, численностью занятых, уровнем безработицы, долей населения трудоспособного возраста, соотношением кредитов и депозитов населения. Условия предложения исследуемого рынка характеризуются развитием следующих показателей: доля торговли в валовом региональном продукте, количество розничных торговых объектов, количество интернет-магазинов, торговая площадь магазинов, доля прибыли субъектов потребительского рынка в общей прибыли субъектов хозяйствования региона, объем промышленного производства в % к республиканскому производству, продукция сельского хозяйства в % к республиканскому объему сельскохозяйственного производства, сальдо внешней торговли.
Совершенствование методического инструментария оценки развития регионального рынка потребительских товаров должно преследовать следующие цели: возможность количественной оценки условий спроса и предложения регионального рынка потребительских товаров; возможность сравнения развития исследуемого рынка с сопоставимыми рынками; выявление причин позитивного и/или негативного развития рынка; оценка развития рынка в конкретный момент времени и за определенный период.
Уточненная методика оценки регионального рынка потребительских товаров представлена в работе «Развитие регионального рынка потребительских товаров: методика оценки» [5. С. 96].
Совершенствование инструментария планирования необходимо для соблюдения методологического единства оценки и планирования сбалансированного развития регионального рынка потребительских товаров. Поэтому актуализируем комплекс задач, последовательно реализуемых с помощью соответствующего инструментария планирования.
- Формирование эталонной модели развития условий спроса и предложения регионального рынка потребительских товаров. В зависимости от целей планирования, значениями эталонной модели могут являться лучшие значения аналогичных показателей сопоставимых рынков, лучшие значения прошлых периодов исследуемого рынка и др.
- Построение альтернативных сценариев развития регионального рынка потребительских товаров. Более подробное развитие показателей условий спроса и предложения, характеризующих рынок потребительских товаров региона, целесообразно рассматривать в случае реализации одного из следующих сценариев:
- Оценка сценариев развития регионального рынка потребительских товаров на предмет условий спроса и предложения исследуемого рынка.
- Выбор сценария.
- Корректировка с учетом государственного прогнозирования и планирования, а также потенциала развития регионального рынка потребительских товаров.
- Выбор оптимальной модели развития регионального рынка потребительских товаров.
- Оценка модели на предмет условий спроса и предложения исследуемого рынка.
- Обоснование предложений для согласования и включения в программные документы регионального социально-экономического развития.
Использование предложенного инструментария позволит разработать мероприятия, обеспечивающие сбалансированное развитие региональных рынков потребительских товаров. При этом новые предложения должны рассматриваться в контексте решения основных задач местных органов государственного регулирования (на уровне областей, городов, районов): обеспечение эффективной политики потребительского рынка и его приоритетов; создание и реализация единых принципов налогообложения в регионах и применение их особенностей к торговым объектам; формирование нормативно-правовой базы торговли и промышленности на основе временной регламентации, применяемой в регионе с учетом общереспубликанских норм и правил; создание конкурентной среды на региональном рынке; комплексное развитие потребительского рынка региона с учетом поддержки отечественных товаропроизводителей, использования иностранных инвестиций и формирования развитой инфраструктуры товарного рынка; эффективный контроль соблюдения прав потребителей [6. С. 473].
Следовательно, неопределенность внешних условий требует обеспечения сбалансированного развития региональных рынков потребительских товаров. Сбалансированное развитие исследуемого рынка предусматривает поддержание соответствующей согласованности с сопоставимыми рынками и одновременно определенного пропорционального сочетания основных элементов рынка (спроса и предложения). Для обеспечения такого развития предложено совершенствование инструментария оценки и планирования регионального рынка потребительских товаров. Уточнение понятия сбалансированного развития регионального рынка потребительских товаров позволило предложить систему показателей оценки и планирования исследуемого рынка, определить цели, преследуемые в процессе совершенствования инструментария оценки регионального рынка потребительских товаров. Обеспечение методологического единства оценки и планирования сбалансированного развития позволило представить последовательность применения инструментария планирования.
Реализация целей, предлагаемых в качестве совершенствования инструментария оценки сбалансированного развития регионального рынка потребительских товаров, позволила получить результаты. Так, проведены расчеты интегральных показателей спроса и предложения рынка потребительских товаров Брестской области и сопоставимых рынков (рынки потребительских товаров Витебской, Гомельской, Гродненской, Минской, Могилевской областей). Результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Интегральные показатели спроса и предложения региональных рынков потребительских товаров РБ за 2015–2019 гг.
Показатели | Область | |||||
Брестская | Витебская | Гомельская | Гродненская | Минская | Могилевская | |
Интегральный показатель спроса | 0,446 | 0,447 | 0,485 | 0,439 | 0,433 | 0,447 |
Интегральный показатель предложения | 0,451 | 0,437 | 0,46 | 0,468 | 0,516 | 0,48 |
Источник: разработка авторов.
Данные таблицы показывают, что наибольшие значения интегрального показателя спроса за период 2015–2019 гг. принадлежат рынкам потребительских товаров Гомельской, Витебской и Могилевской областей, а наименьшие – рынкам потребительских товаров Минской и Гродненской областей. Наибольшее значение интегрального показателя предложения наблюдаем у рынков потребительских товаров Минской области и Могилевской области, наименьшее – у рынков потребительских товаров Брестской области и Витебской области.
Таблица 2
Значения верхней и нижней границ интегральных показателей спроса и предложения
Интегральный показатель | Нижняя граница | Верхняя граница |
спроса | 0,448 | 0,45 |
предложения | 0,466 | 0,47 |
Источник: разработка авторов.
В табл. 2 представлен результат расчета пороговых значений видов развития интегральных показателей спроса и предложения региональных рынков потребительских товаров Республики Беларусь за 2015–2019 гг. Таким образом, определены границы видов развития интегральных показателей сбалансированного спроса и предложения региональных рынков потребительских товаров Республики Беларусь.
Определенные данным образом границы позволяют выделить три вида развития исследуемых элементов (спроса и предложения) регионального рынка потребительских товаров. Если значение интегрального показателя не превышает нижней границы, то определим такое развитие спроса или предложения как догоняющее. В ситуации, когда значение интегрального показателя находится между нижней и верхней границей, будем говорить о сбалансированном развитии условий спроса либо предложения. Значение интегрального показателя, превышающее верхнюю границу, говорит об опережающем развитии данных условий, в сравнении с аналогичными условиями сопоставимых регионов.
Таким образом, развитие регионального рынка потребительских товаров зависит от видов развития спроса и предложения исследуемого рынка. В данном контексте можно выделить 9 видов развития регионального рынка потребительских товаров. В ситуации, когда вид развития спроса соответствует условиям развития предложения, будем говорить о региональном рынке потребительских товаров со сбалансированным спросом и предложением. Развитие рынков со сбалансированным спросом и предложением за исследуемый период, по сравнению с сопоставимыми рынками, может быть: догоняющим, сбалансированным, опережающим.
В ситуации, когда вид развития спроса не соответствует виду развития предложения, будем говорить о дисбалансе развития условий спроса и предложения. Развитие рынков, характеризующееся дисбалансом условий спроса и предложения, за исследуемый период, по сравнению с сопоставимыми рынками, может характеризоваться следующими сочетаниями видов развития элементов исследуемого рынка:
Соотнесем виды развития спроса и предложения и представим в виде матрицы. Положение исследуемого и сопоставимых рынков потребительских товаров отображено в матрице «Оценки развития регионального рынка потребительских товаров» (табл. 3).
Таблица 3
Расположение рынков потребительских товаров Брестской области и сопоставимых областей в матрице «Оценка развития регионального рынка потребительских товаров»
Значения интегрального показателя спроса | Опережающее развитие (> 0,45) | Дисбаланс условий спроса и предложения. Гомельская область | Дисбаланс условий спроса и предложения | Сбалансированность условий спроса и предложения. Опережающее развитие. Брестская область (2010–2014) |
Сбалансированное развитие (0,448–0,45) | Дисбаланс условий спроса и предложения | Сбалансированность условий спроса и предложения. Сбалансированное развитие | Дисбаланс условий спроса и предложения | |
Догоняющее развитие (< 0,448) | Сбалансированность условий спроса и предложения. Догоняющее развитие. Брестская область (2015–2019) Витебская область | Дисбаланс условий спроса и предложения. Гродненская область | Дисбаланс условий спроса и предложения. Минская область Могилевская область | |
Догоняющее развитие (< 0,466) | Сбалансированное развитие (0,466–0,47) | Опережающее развитие (> 0,47) | ||
Значения интегрального показателя предложения |
Источник: разработка авторов.
В данной матрице отмечены значения границ, которые были рассчитаны нами ранее. По значениям интегральных показателей спроса и предложения определяется вид развития исследуемого регионального рынка потребительских товаров. В расчет границ показателей взяты данные сопоставимых рынков потребительских товаров областей за период с 2015 по 2019 г. Проведенная оценка развития рынка потребительских товаров Брестской области показала, что условия развития рынка за период (2015–2019) ухудшились, по сравнению с предыдущим периодом (2010–2014). Дисбаланс спроса и предложения наблюдается у рынков потребительских товаров Гомельской, Гродненской, Минской и Могилевской областей. При этом необходимо отметить, что дисбалансу рынка потребительских товаров Гомельской области способствовало опережающее развитие интегрального показателя спроса и догоняющее развитие интегрального показателя предложения. Обратная ситуация характерна для рынков потребительских товаров Гродненской, Минской, Могилевской областей: догоняющий тип развития условий спроса и опережающий тип развития условий предложения (рынки потребительских товаров Минской и Могилевской областей) и сбалансированный тип развития (рынок потребительских товаров Гродненской области). Для относящегося к опережающему типу развития в 2010–2014 гг. рынка потребительских товаров Брестской области в 2015–2019 гг. был характерен догоняющий тип развития. Догоняющим типом развития характеризовался и рынок потребительских товаров Витебской области.
Таким образом, использование рассчитанных по предлагаемому методу критериев позволяет оценить соответствие развития условий спроса и предложения рынка потребительских товаров внутри региона и оценить развитие рынка потребительских товаров, в сравнении с аналогичными рынками сопоставимых областей.
Следование предлагаемым рекомендациям по совершенствованию планирования развития регионального рынка потребительских товаров позволило сформировать эталонные значения условий спроса и предложения рынка потребительских товаров Брестской области и разработать альтернативные сценарии развития регионального рынка потребительских товаров: инерционный, базовый и форсированный. Данные варианты развития основаны на предположениях относительно разных подходов к реализации функции регионального управления. При сохранении сложившегося в 2015–2019 гг. подхода усилится разрыв между развитием условий спроса и предложения исследуемого рынка потребительских товаров, по сравнению с аналогичными условиями сопоставимых рынков, причем данные условия будут хуже, чем в предыдущем анализируемом периоде. Кардинальное изменение ситуации возможно только при реализации межотраслевой согласованности планов регионального развития. Это приведет к сбалансированному опережающему развитию рынка потребительских товаров по отношению к сопоставимым рынкам и сбалансированному развитию отраслей региона. Форсированный сценарий возможен при реализации ситуационного подхода в процессе управления региональным развитием.
Предлагаемый в работе методический инструментарий позволит провести расчеты, на основании которых формируются обоснованные параметры сбалансированного опережающего развития основных показателей условий спроса и предложения рынка потребительских товаров Брестской области.
Об авторах
Николай Шелег
Белорусский государственный экономический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: sheleg-na@mail.ru
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики торговли и услуг
Белоруссия, МинскСветлана Романович
Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина
Email: Ptaschkas@mail.ru
старший преподаватель кафедры философии и экономики
Белоруссия, БрестСписок литературы
- Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006. 427 с.
- Мякшин В.Н., Песьякова Т.Н., Мякшина Р.В. Сбалансированность и пропорциональность социально-экономического развития региона как реализация регулирующей функции управления // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 22. С. 31–41.
- Татаркин А.И., Татаркин Д.А. Саморазвитие регионов в контексте федеративных отношений // Пространственная экономика. 2008. № 4. С. 60–70.
- Горбунов Ю.В. Понятие устойчивого развития в экономике и управлении // Вестник университета. 2013. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatieustoychivogo-razvitiya-v-ekonomike-i-upravlenii (дата обращения: 12.11.2023).
- Романович С.П. Развитие регионального рынка потребительских товаров: методика оценки / С. П. Романович // Весн. Брэсц. ун-та. Сер. 2, Гiсторыя. Эканомiка. Права. 2022. № 1. С. 95–101.
- Шелег Н.С. Приоритетные направления развития потребительского рынка Беларуси // Научные труды Белорусского государственного экономического университета / М-во образования Респ. Беларусь, Белорусский гос. экон. ун-т; [редкол.: В.Н. Шимов (гл. ред.) и др.]. Минск: БГЭУ., 2018. Вып. 11. С. 468–477.
- Шелег Н.С., Андрос Е.В. Диагностическая оценка современного потребительского рынка Республики Беларусь // Общество и экономика. 2023. № 11. С. 125–139.
