Валидизация методики “Шкала карьерно-адаптационных способностей” на выборке студентов: российский контекст

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Представлены результаты апробации методики “Шкала карьерно-адаптационных способностей, ШКАС” на выборке студентов. В исследовании приняли участие 1097 студентов российских вузов в возрасте от 17 до 29 лет (Мвозраст = 20.39; SD = 2.02), в т.ч. 693 девушки (63.2%). “Шкала карьерно-адаптационных способностей, ШКАС” позволяет диагностировать собственно карьерную адаптивность, представленную в опроснике общей шкалой, и реализующие ее ресурсы (заинтересованность, контроль, любознательность и уверенность) по четырем соответствующим субшкалам. Подтверждена четырехфакторная структура методики, соответствующая теоретическому концепту карьерной адаптивности и международной версии опросника. Коэффициенты внутренней согласованности альфа Кронбаха и омега Макдональда демонстрируют высокую надежность всех субшкал ШКАС, включая общую шкалу “карьерная адаптивность”. Приведены данные об инвариантности измерения ШКАС на группах юношей и девушек. Выявленные взаимосвязи показателей карьерной адаптивности с уровнем осознанной саморегуляции, удовлетворенности жизнью и временной перспективой свидетельствуют в пользу конвергентной валидности методики.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Н. Г. Кондратюк

ФГБНУ “Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований”

Автор, ответственный за переписку.
Email: n.kondratyuk@gmail.com

Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции

Россия, 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4

А. М. Потанина

ФГБНУ “Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований”

Email: a.m.potan@gmail.com

Научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции

Россия, 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4

В. И. Моросанова

ФГБНУ “Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований”

Email: morosanova@mail.ru

Член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, заведущая лабораторией психологии саморегуляции

Россия, 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4

Список литературы

  1. Блинова Т.В., Вяльшина А.А. Структура неформальной занятости молодежи на российском рынке труда // Социологические исследования. 2018. № 4(408). C. 61–72.
  2. Забелина О.В., Асалиев А.М., Дружинина Е.С. Проблемы молодежного сегмента российского рынка труда и новые акценты политики поддержки занятости молодежи // Экономика труда. 2021. Т. 8. № 9. С. 985–1002.
  3. Кондратюк Н.Г., Бурмистрова-Савенкова А.В., Моросанова В.И. Шкала карьерно-адаптационных способностей М. Савикаса и Э. Порфели: психометрические характеристики русскоязычной версии на выборке подростков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18. № 3. С. 555–575.
  4. Кондратюк Н.Г., Бурмистрова-Савенкова А.В., Моросанова В.И. От чего зависят профессиональные планы старших школьников // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 20. № 3. С. 500–522.
  5. Мальцева А.В., Майорова А.В., Сафонова Е.А. Особенности и тенденции развития российского рынка труда в сфере спроса и предложения рабочей силы // Социально-трудовые исследования. 2020. № 4(41). С. 40–49.
  6. Мальцева В.А., Розенфельд Н.Я. Траектории российской молодежи в образовании и профессии на материале лонгитюда: сложные маршруты выпускников вузов // Вопросы образования. 2022. №. 3. С. 99–148.
  7. Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Опросник В.И. Моросановой “Стиль саморегуляции поведения — 2020” // Вопросы психологии. 2020. № 4. С. 155–167.
  8. Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г., Потанина А.М. Регуляторные ресурсы профессионального самоопределения обучающихся в условиях стресса: исследовательские подходы и теоретические основания // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2024. Т. 47. № 2. С. 31–60
  9. Нестик Т.А., Никишина О.С. Отношение к пандемии и временная перспектива личности: психометрические характеристики краткой версии Стэнфордского опросника временной перспективы // Ярославский психологический вестник. 2021. № 3(51). С. 29–36.
  10. Никулина Ю.Н. Молодежь на рынке труда региона: актуальные вопросы трудоустройства и занятости // Экономика труда. 2019. Т. 6. № 2. С. 747–762.
  11. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008. С. 171–173.
  12. Разумова Т.О., Янчук О.Ю. Возможности и риски дистанционных форм занятости для студентов и выпускников высших учебных заведений // Социально-трудовые исследования. 2021. № 2(43). С. 85–98.
  13. Скриплева Е.В., Скобликова Т.В. Формирование конкурентоспособности студентов на основе профессионально-личностного развития // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. С. 14.
  14. Тугускина Г.Н., Рожкова Л.В., Корж Н.В. Молодежь на рынке труда в современных условиях: проблемы трудоустройства и занятости // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. №. 4(60). С. 67–77.
  15. Akkermans J. et al. The best of both worlds: The role of career adaptability and career competencies in students’ well-being and performance // Frontiers in psychology. 2018. V. 9. P. 1678.
  16. Akkermans J. et al. Career transitions across the lifespan: A review and research agenda // Journal of Vocational Behavior. 2024. V. 14. P. 103957.
  17. Baumeister R.F., Vohs K.D. Self‐Regulation, ego depletion, and motivation // Social and personality psychology compass. 2007. V. 1. № 1. P. 115–128.
  18. Blokker R. et al. Organizing school-to-work transition research from a sustainable career perspective: A review and research agenda // Work, Aging and Retirement. 2023. V. 9. № 3. P. 239–261.
  19. Çarkıt E. Relations between grit, career adaptability, and life satisfaction: a moderated mediation model // Current Psychology. 2024. P. 1–10.
  20. Cabras C., Mondo M. Future orientation as a mediator between career adaptability and life satisfaction in university students // Journal of Career Development. 2018. V. 45. № 6. P. 597–609.
  21. Curran P.G. Methods for the detection of carelessly invalid responses in survey data // Journal of Experimental Social Psychology. 2016. № 66. Р. 4–19.
  22. Diaconu‐Gherasim L.R. et al. University students’ future time perspective and career adaptability: The mediating role of grit // The Career Development Quarterly. 2024. V. 72. № 2. P. 121–134.
  23. Dunn A.M. et al. Intra individual response variability as an indicator of insufficient effort responding: Comparison to other indicators and relationships with individual differences // Journal of Business and Psychology. 2018. V. 33. Р. 105–121.
  24. George D., Mallery P. Frequencies // IBM SPSS statistics 23 step by step. Routledge, 2016. P. 115–125.
  25. Hartung P.J., Savickas M.L. Career Adapt-Abilities Scale (CAAS) // International Handbook of Behavioral Health Assessment. Cham: Springer International Publishing, 2024. P. 1–18.
  26. Hayes A.F., Coutts J.J. Use omega rather than Cronbach’s alpha for estimating reliability. But... // Communication Methods and Measures. 2020. V. 14. № 1. P. 1–24.
  27. Hirschi A., Herrmann A., Keller A.C. Career adaptivity, adaptability, and adapting: A conceptual and empirical investigation // Journal of vocational behavior. 2015. V. 87. P. 1–10.
  28. Hong M., Steedle J.T., Cheng Y. Methods of detecting insufficient effort responding: Comparisons and practical recommendations // Educational and Psychological Measurement. 2020. V. 80. № 2. P. 312–345.
  29. Jia Y. et al. Future time perspective, career adaptability, anxiety, and career decision-making difficulty: Exploring mediations and moderations // Journal of Career Development. 2022. V. 49. № 2. P. 282–296.
  30. Johnston C.S. A systematic review of the career adaptability literature and future outlook // Journal of Career Assessment. 2018. V. 26. № 1. P. 3–30.
  31. Lazarová B., Hlaďo P., Hloušková L. Perception of teacher support by students in vocational education and its associations with career adaptability and other variables // Psychology in Russia: State of the Art. 2019. V. 12. № 4. P. 47–64.
  32. Li T.T., Tien H.L.S. The relationship between time perspective and life satisfaction: career adaptability as an intermediate variable // British Journal of Guidance & Counselling. 2024. V. 52. № 3. P. 537–545.
  33. Li H. et al. The effect of grit on career adaptability of Chinese college students based on the self-regulatory processes // Frontiers in psychology. 2021. V. 12. P. 795153.
  34. Ling H. et al. Future work self-salience and future time perspective as serial mediators between proactive personality and career adaptability // Frontiers in Psychology. 2022. V. 13. P. 824198.
  35. Maggiori C., Rossier J., Savickas M.L. Career adapt-abilities scale–short form (CAAS–SF) construction and validation // Journal of career assessment. 2017. V. 25. № 2. P. 312–325.
  36. Parmentier M., Pirsoul T., Nils F. Career adaptability profiles and their relations with emotional and decision-making correlates among Belgian undergraduate students // Journal of Career Development. 2022. V. 49. № 4. P. 934–950.
  37. Parola A., Marcionetti J. Career decision-making difficulties and life satisfaction: The role of career-related parental behaviors and career adaptability // Journal of Career Development. 2022. V. 49. № 4. P. 831–845.
  38. Praskova A., Johnston L. The role of future orientation and negative career feedback in career agency and career success in Australian adults // Journal of Career Assessment. 2021. V. 29. № 3. P. 463–485.
  39. Ran J. et al. Linking career exploration, self-reflection, career calling, career adaptability and subjective well-being: A self-regulation theory perspective // Psychology Research and Behavior Management. 2023. P. 2805–2817.
  40. Rudolph C.W., Lavigne K.N., Zacher H. Career adaptability: A meta-analysis of relationships with measures of adaptivity, adapting responses, and adaptation results // Journal of vocational behavior. 2017. V. 98. P. 17–34.
  41. Santilli S., Grossen S., Nota L. Career adaptability, resilience, and life satisfaction among Italian and Belgian middle school students // The Career Development Quarterly. 2020. V. 68. № 3. P. 194–207.
  42. Sarsıkoğlu A.F. The relationship between time perspective and career decision-making difficulties // Current Psychology. 2024. V. 43. № 3. P. 2544–2554.
  43. Savickas M.L. Career construction theory and practice // Career development and counseling: Putting theory and research to work. 2013. V. 2. P. 144–180.
  44. Savickas M.L., Porfeli E.J. Career Adapt-Abilities Scale: Construction, reliability, and measurement equivalence across 13 countries // Journal of vocational behavior. 2012. V. 80. № 3. P. 661–673.
  45. Soares J. et al. Career adapt-abilities scale–short form: Validation among Portuguese university students and workers // Journal of Career Assessment. 2023. V. 31. № 3. P. 571–587.
  46. Taber K. The use of Cronbach’s alpha when developing and reporting research instruments in science education // Research in Science Education. 2018. V. 48. P. 1–24.
  47. Van de Schoot R., Lugtig P., Hox J. A checklist for testing measurement invariance // European journal of developmental psychology. 2012. V. 9. № 4. P. 486–492.
  48. Yang L., Sin K.F., Savickas M.L. Assessing factor structure and reliability of the career adaptability scale in students with special educational needs // Frontiers in Psychology. 2023. V. 14. P. 1030218.
  49. Yang Y. et al. How and when future orientation shapes weekly career adaptability // The Career Development Quarterly. 2024. V. 72. № 3. P. 189–202.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».