Особенности физиологического обеспечения целенаправленного поведения людей с различными индивидуально-типологическими характеристиками
- Авторы: Перцов С.С.1, Клименко А.В.1
-
Учреждения:
- ФГБНУ “ФИЦ оригинальных и перспективных биомедицинских и фармацевтических технологий”
- Выпуск: Том 45, № 1 (2024)
- Страницы: 65-77
- Раздел: Психофизиология
- URL: https://ogarev-online.ru/0205-9592/article/view/256440
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0205959224010064
- ID: 256440
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В XXI в. особенно остро встает вопрос о повышении производительности труда человека в различных сферах профессиональной и иной деятельности. Многие годы исследования в области психофизиологии как одного из направлений медико-биологической науки направлены на решение ряда вопросов, связанных с оптимизацией трудовой деятельности человека. Однако результаты таких работ, особенно выполненных на разных моделях, зачастую противоречивы. В статье изложены как классические, так и новые сведения о физиологическом обеспечении целенаправленной деятельности людей с различными психофизиологическими характеристиками. Одними из наиболее часто анализируемых психофизиологических черт при изучении целенаправленной деятельности человека являются интро- и экстраверсия, нейротизм и личностная тревожность. Рассмотрены поведенческие характеристики людей с этими индивидуально-типологическими особенностями, вариативность результативности целенаправленной деятельности индивидов с разными темпераментами. Представлены сведения об особенностях вегетативного обеспечения и параметрах электрической активности головного мозга в ходе реализации высокорезультативного поведения субъектов с определенными психофизиологическими характеристиками.
Полный текст
ВВЕДЕНИЕ
Поведение человека во многом определяется врожденными свойствами нервной системы. Согласно представлениям И.П. Павлова (1927), поведение млекопитающих зависит от совокупности таких параметров нервной системы, как уравновешенность, подвижность, лабильность и сила процессов возбуждения и торможения. В 1963 г. В.Д. Небылицын для описания особенностей поведения людей с различными психофизиологическими характеристиками в процессе реализации целенаправленного поведения предложил термин “дифференциальная психофизиология” [36]. Целенаправленная деятельность людей с отличающимися индивидуально-типологическими характеристиками во многом определяется особенностями механизмов нервной и гуморальной регуляции в организме [42; 44; 52]. Дополнительным подтверждением данного факта являются результаты экспериментальных [40; 41] и аналитических [4] исследований в области стресса, продемонстрировавших специфику биохимических процессов в тканях ЦНС [40] и действия нейрогормонов у особей с разными показателями поведения [41]. Совокупность психодинамических параметров личности образует интегральную характеристику индивида — темперамент [52], который, согласно одному из определений, является сочетанием устойчивых динамических особенностей психических процессов человека. Темперамент связан с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Исследование поведенческих проявлений темперамента позволяет до некоторой степени прогнозировать особенности реализации целенаправленных действий людей в конкретных жизненных ситуациях и, как следствие, оптимизировать профессиональную деятельность, повысив ее результативность [7; 32].
Известно, что когнитивная деятельность [14; 82] и результативность обучения [60] зависят от психофизиологических характеристик индивида. Стоит подчеркнуть, что поведение людей с различными индивидуально-типологическими характеристиками, направленное на достижение высокого результата, неразрывно связано с изменениями в вегетативном статусе человека и ассоциировано с вариативностью физиологического обеспечения [41; 50].
Существуют данные, указывающие на зависимость отдельных поведенческих особенностей при целенаправленном поведении от эмоций человека. Было выявлено, что быстрые моторные акты связаны с проявлением гнева и счастья, тогда как более медленные свойственны людям, испытывающим грусть [78; 81]. По некоторым сведениям, наибольшая результативность при целенаправленном поведении характерна людям с гипертимическим и проективным типами акцентуации личности [16].
Известны различные психофизиологические классификации личности человека, поэтому при изучении эффективности целенаправленной деятельности людей на разных моделях одной из важнейших методических задач является формирование однородных групп испытуемых по различным критериям, в том числе индивидуально-типологическим характеристикам [22]. Некоторые из них, такие как личностная тревожность и нейротизм, могут быть генетически детерминированы [70] и зависеть от этнической принадлежности индивидов [8]. Считается, что большинство психофизиологических параметров личности остаются постоянными на протяжении всей жизни [37]. Тем не менее некоторые характеристики врожденного темперамента могут изменяться в ходе онтогенеза под влиянием различных экзогенных факторов [57].
Системный подход — направление методологии, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостной системы — является определяющим для научного познания и, в частности, психофизиологии: именно он позволяет перейти от частного к системному принципу изучения механизмов и общих закономерностей жизнедеятельности всех живых организмов. Целью работы явился анализ и обобщение данных, включающих в себя как классические, так и современные представления о физиологических механизмах, лежащих в основе целенаправленного поведения людей в зависимости от их индивидуальных психофизиологических характеристик. Проблематика исследования обусловлена необходимостью применения персонифицированного подхода к изучению центральных и периферических механизмов достижения результата деятельности человека в различных сферах профессиональной деятельности.
В начале XXI в. научным сообществом был выдвинут ряд предположений об иерархической структуре личности [64; 74; 75]. Наиболее убедительное эмпирическое подтверждение получила пятифакторная модель (“big five”), согласно которой к наиболее ярким психофизиологическим характеристикам относятся следующие: нейротизм, интро-экстраверсия, уступчивость, сознательность и открытость опыту [61; 64].
Указанные психофизиологические характеристики личности влияют на успешность деятельности человека, а также способствуют личностному развитию индивида [25]. При этом некоторые индивидуально-типологические характеристики, в особенности при вариативном их сочетании, несут особое значение в ряде профессиональных сфер деятельности [10; 38]. Стоит отметить, что психофизиологические характеристики субъектов, разделенных на группы по гендерному признаку, не только влияют на успешность деятельности, но и во многом вносят вклад в формирование определенного физиологического портрета системной организации поведения [22; 35].
Двухкомпонентная система оценки темперамента человека (метод EPI), основанная на измерении уровней интро-экстраверсии и нейротизма, предложена Г.Ю. Айзенком в 1983 г. [68]. Согласно этой системе, параметр нейротизма связан с уровнем реактивности и лабильности вегетативной нервной системы, эмоциональной восприимчивостью и раздражимостью, определяет активность индивида в социуме. Экстраверсия, в свою очередь, отражает эмоциональную стабильность человека.
ИНТРО-ЭКСТРАВЕРСИЯ
Введенные К.Г. Юнгом (1923) термины “экстраверсия” и “интроверсия” ассоциированы с разным уровнем возбудимости коры головного мозга [59]. Считается, что экстраверты в большей степени приспособлены к повседневной жизни. Это может быть связано с выраженной общительностью, импульсивностью, хорошими адаптационными возможностями к среде обитания. Экстраверты, в отличие от интровертов, ведут себя более социально, создавая, как правило, позитивную социальную среду общения [65]. Индивиды с высоким значением индекса интро-экстраверсии при осуществлении целенаправленной деятельности имеют более широкий афферентный синтез, который включает в себя влияние многих внешних факторов, что может быть связано с низкой структурированностью памяти [46]. Характерные особенности экстравертов — жизнерадостность, уверенность в себе, но при этом несдержанность, стремление к риску и необязательность [55].
Меньшая адаптированность интровертов ассоциирована со спокойным поведением, уравновешенностью в поступках, рациональностью, низкой агрессивностью, обязательностью. Для интровертов характерна меньшая скоростью реагирования по сравнению с экстравертами [53], что может свидетельствовать о менее выраженной лабильности нервных процессов, низкой скорости восприятия и обработки информации [69]. Однако интроверты отличаются лучшей способностью к усвоению и запоминанию нового материала, что позволяет им достигать более высокого результата при когнитивной деятельности [69]. Также для субъектов с низким показателем интро-экстраверсии характерна более выраженная стабильность сенсомоторного реагирования и уравновешенность нервных процессов [53], они более выносливы при длительной умственной работе [15], тем самым допускают меньшее количество ошибок при целенаправленных действиях [15; 53].
Для интровертов в сравнении с экстравертами характерна бо́льшая выраженность симпатических влияний на сердечную деятельность. Эта особенность наиболее выражена при межгрупповом сравнении показателей вариабельности сердечного ритма [19]. Индивиды с высоким показателем экстраверсии характеризуются усилением парасимпатических влияний при целенаправленной деятельности, что повышает физиологическую цену каждого поведенческого акта [27]. По сравнению с экстравертами интроверты имеют меньшее значение стресс-индекса при учебной деятельности [50].
НЕЙРОТИЗМ
В контексте изучения поведенческих особенностей людей с различными индивидуально-типологическими характеристиками одним из наиболее значимых показателей является индекс нейротизма. В ряде исследований показано, что высокий уровень нейротизма ассоциирован с неуравновешенностью нервно-психических процессов. Известно, что чем выше уровень нейротизма, тем более выражены такие характеристики, как эмоциональная неустойчивость и лабильность вегетативной нервной системы [2; 55]. Для людей с низким показателем нейротизма характерны стабильное настроение, низкая чувствительность, спокойствие [55]. Известно, что параметр нейротизма связан с уровнем личностной тревожности [66] и во многом определяет ощущение удовлетворенности жизнью или развитие депрессивной симптоматики [29; 66].
Субъекты с низким уровнем нейротизма воспринимают экзогенный стресс как вызов [73]. Такие индивиды испытывают потребность и стремление к активному его преодолению. Люди с высоким показателем нейротизма характеризуются значительным искажением при оценке угрожающего значения стрессогенных ситуаций и самооценке внутренних ресурсов [55].
В условиях хронического психоэмоционального стресса индивиды с высоким показателем нейротизма в большей степени предрасположены к развитию патологических процессов на органическом уровне [71], в том числе ишемической болезни сердца [13]. По-видимому, коррекция степени нейротизма может благоприятно отразиться как на соматическом, так и на психическом состоянии индивида. Уменьшение выраженности этого показателя также положительно сказывается на межличностных социальных взаимоотношениях [21].
В ряде работ продемонстрирована значимая межгрупповая разница в результативности целенаправленного поведения у индивидов с различным уровнем нейротизма. Выраженный нейротизм у спортсменов является сбивающим и нестабильным фактором в профессиональной деятельности [30]. Высокие значения этого показателя негативно влияют на когнитивную деятельность, в том числе в процессе учебы [23; 33], а также могут оказывать отрицательное воздействие на взаимоотношения субъектов с окружающими людьми [24]. Однако в других исследованиях получены противоположные данные: показана высокая способность к усвоению информации людьми с выраженным уровнем нейротизма [20; 31].
В исследовании на модели эндохирургического тренинга людей с различной степенью нейротизма продемонстрировано, что при знакомстве с новым видом деятельности индивиды с низким уровнем этого показателя быстрее выполняют тестовые задания, совершая большее количество ошибок. В динамике регулярной тренировочной деятельности такие субъекты достигают лучших результатов, чем люди с высокой степенью нейротизма [26].
Адаптационные возможности организма у людей с различным уровнем нейротизма вариативны. Низкое и особенно высокое значение этого параметра оказывает негативное влияние на возможности адаптации организма к физической нагрузке. Значительная мобилизация функциональных резервов сердечно-сосудистой системы приводит к быстрому расходу метаболических резервов, обеспечивающих процессы адаптации при целенаправленном поведении [39].
Выявлено, что высокий уровень нейротизма связан с пониженной реактивностью вегетативной нервной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем [1]. Степень нейротизма связана со сниженной кардиоваскулярной реактивностью и длительным периодом восстановления сердечно-сосудистых функций после стресса [63]. Показатель нейротизма отрицательно коррелирует с общим тонусом вегетативной нервной системы, что приводит к смещению баланса в сторону усиления симпатических влияний на сердечный ритм [1; 43]. Субъекты с низким уровнем нейротизма имеют существенно меньшие показатели ЧСС в ходе реализации целенаправленных когнитивных актов [50]. Изменения вариабельности сердечного ритма в ходе поведенческой активности иллюстрируют усиление парасимпатических влияний у людей с низким уровнем нейротизма [1; 26], что свидетельствует о большей физиологической цене целенаправленной деятельности для таких индивидов [26].
ТРЕВОЖНОСТЬ
По некоторым данным высокие значения нейротизма как одной из врожденной черт темперамента ассоциируются со значительным уровнем личностной тревожности [80]. Тревожность как одна из устойчивых личностных черт является фактором, определяющим особенности организации целенаправленного поведения человека [54].
Для лиц с высоким уровнем тревожности характерно преобладание ориентировочного или оборонительного поведения в ходе реализации целенаправленной деятельности [17]. Стоит учитывать, что неадекватно высокая личностная тревожность способствует развитию у человека синдрома психоэмоционального выгорания [12], что, в свою очередь, ведет к реорганизации физиологического обеспечения любого вида деятельности.
Эффективность целенаправленного поведения человека связана с уровнем тревожности. Более выраженная успешность отдельных видов деятельности наблюдается у людей с низким уровнем тревожности и высоким показателем психической устойчивости [18; 27; 28; 77; 84]. Такие отличительные признаки могут быть связаны с функциональными особенностями серотонинергической системы [56].
Существуют сведения, указывающие на выраженность как парасимпатических, так и симпатических модулирующих влияний на сердечную деятельность еще до начала реализации целенаправленного акта у индивидов с низкой тревожностью по сравнению с субъектами с высокой тревожностью [18]. Известно, что параметр личностной тревожности отрицательно коррелирует с высокочастотным компонентом спектра вариабельности сердечного ритма, что свидетельствует об ослаблении парасимпатических влияний на сердечную деятельность у высокотревожных людей [79]. Это подтверждается результатами наших наблюдений на модели эндохирургического тренинга, в которых установлено, что высокотревожные субъекты характеризуются преобладанием симпатических влияний на работу сердца над парасимпатическими [28].
В литературе имеются сведения, указывающие на наличие взаимосвязи между личностной тревожностью и интенсивностью секреции кортизола при когнитивной деятельности человека. Это может быть связано с усилением активности гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы у индивидов с высоким показателем тревожности [84]. Однако наличие таких взаимосвязей не находит подтверждения в результатах других научных исследований [77].
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Особый интерес в плане изучения целенаправленного поведения субъектов с разными психофизиологическими характеристиками представляют данные, полученные при регистрации показателей активности мозга [3; 47]. Доказано наличие взаимосвязей между определенными индивидуально-типологическими особенностями человека и параметрами спонтанной и вызванной биоэлектрической активности головного мозга [76]. Во многих работах обнаружены корреляционные связи между параметрами электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и психофизиологическими свойствами личности как в состоянии покоя, так и при умственной и физической деятельности, психоэмоциональной нагрузке [34; 45; 49; 70]. Некоторые психофизиологические характеристики могут отражать особенности спонтанного взаимодействия нейронных осцилляторов [9]. Различия параметров ЭЭГ у людей с разным уровнем нейротизма чаще проявляются при проведении функциональных проб, чем в состоянии полного покоя с закрытыми глазами [74]. По некоторым данным тета-ритм считается предиктором нейротизма, что может быть связано с процессами защитного торможения у людей с соответствующей индивидуально-типологической особенностью [51; 72].
Известно, что для индивидов с высоким значением интро-экстраверсии характерно меньшее количество корреляционных взаимосвязей этого показателя с параметрами ЭЭГ, чем для субъектов со средними и низкими значениями данного индекса [48].
Указанную особенность можно объяснить в первую очередь тем, что для экстравертов характерна более выраженная зависимость функционального состояния коры головного мозга от внешней стимуляции. Это затрудняет обнаружение взаимосвязей параметров ЭЭГ с показателями психологических тестов. Кроме того, интроверты характеризуются более существенным вкладом механизмов саморегуляции в процессы активации коры головного мозга [48].
Анализ результатов позитронной эмиссионной томографии показал, что у людей с высокими показателями тревожности в ходе реализации целенаправленной деятельности наблюдается активация нейронных структур миндалины, префронтальной и задней цингулярной областей коры головного мозга [67]. В состоянии покоя у высокотревожных индивидов отмечаются меньшая амплитуда альфа- и тета-ритмов в лобно-височных областях по сравнению с низкотревожными субъектами [62], а также более высокие показатели тета1- и бета1-мощности в теменно-височных областях коры правого полушария [6]. Активность альфа-ритма у таких субъектов снижается при когнитивной деятельности [83]. В состоянии покоя у людей со средними значениями личностной тревожности соотношение мощности бета2-/дельта-диапазонов ЭЭГ выше в центральных и правом височном отведениях по сравнению с индивидами, у которых параметр тревожности находится в крайних пределах значения [11].
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ВЫСОКОРЕЗУЛЬТАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В отдельных работах проведена комплексная оценка результативности целенаправленного поведения людей с разными индивидуально-типологическими особенностями, что позволяет прогнозировать их успешность в определенных видах профессиональной деятельности [5]. Например, наибольшего успеха в беге на коротких дистанциях добиваются экстраверты с высокими показателями нейротизма и тревожности, а на длинных дистанциях — спортсмены-интроверты с низкой степенью нейротизма и личностной тревожности [58]. Гимнастки-интроверты с низким уровнем нейротизма более устойчивы в тренировочной деятельности [30]. Для успешной учебной деятельности человека также необходим низкий уровень нейротизма и интро-экстраверсии, но значительно более высокий показатель тревожности [50].
ВЫВОДЫ
Таким образом, имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что результативность целенаправленного поведения человека определяется индивидуально-типологическими характеристиками, в частности интро-экстраверсией, нейротизмом и личностной тревожностью. Существенно, что эффективность реализации различных форм поведения зависит, в частности, от психофизиологических характеристик личности, которые во многом взаимосвязаны с особенностями нейрогуморальной регуляции. Проведение комплексных исследований темперамента открывает широкие возможности в аспекте прогнозирования высокой или низкой эффективности деятельности людей в разных ситуациях, в том числе в профессиональной сфере. Необходимо отметить, что успеха при выполнении подобных исследований можно достичь лишь при применении системного подхода к изучению особенностей вегетативного обеспечения высокорезультативного целенаправленного поведения. Наиболее важным представляется тот факт, что анализ индивидуально-типологических характеристик индивидов не только перспективен в плане профориентации и оптимизации работы трудовых коллективов, но имеет и большое социально-экономическое значение — сохранение психосоматического здоровья и увеличение работоспособного возраста человека.
Об авторах
С. С. Перцов
ФГБНУ “ФИЦ оригинальных и перспективных биомедицинских и фармацевтических технологий”
Автор, ответственный за переписку.
Email: pertsov_ss@academpharm.ru
заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАН, профессор РАН, доктор медицинских наук, директор Научно-исследовательского института нормальной физиологии имени П.К. Анохина
Россия, 125315, Россия, г. Москва, ул. Балтийская, д. 8А. В. Клименко
ФГБНУ “ФИЦ оригинальных и перспективных биомедицинских и фармацевтических технологий”
Email: klimenko_av@academpharm.ru
кандидат медицинских наук, научный сотрудник лаборатории системных механизмов эмоционального стресса и боли
Россия, 125315, Россия, г. Москва, ул. Балтийская, д. 8Список литературы
- Адамовская О.Н., Догадкина С.Б., Ермакова И.В. и др. Особенности реакции вегетативной нервной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем при выполнении когнитивной нагрузки у младших школьников с разным уровнем личностной тревожности и нейротизма // Science for Education Today. 2021. Т. 11. № 1. С. 151–173. doi: 10.15293/2658-6762. 2101.09
- Айзенк Г.Ю. Структура личности: Пер. с англ. М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1999. 463 с.
- Александров Ю.И. Психофизиология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2022. С. 39–45.
- Александров Ю.И., Булава А.И., Бахчина А.В. и др. Стресс и индивидуальное развитие // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2022. Т. 72. № 4. С. 437–456. doi: 10.31857/S0044467722040037.
- Александров Ю.И., Созинов А.А., Сварник О.Е. и др. Фундаментальная наука и практика: от мультидисциплинарного анализа научения, памяти и моральных решений к практикоориентированным разработкам методов обучения и воспитания // Психологический журнал. 2022. Т. 43. № 2. С. 5–19. doi: 10.31857/S020595920019402-8
- Афтанас Л.И., Павлов С.В. Особенности межполушарного распределения спектров мощности ЭЭГ у высокотревожных индивидуумов в эмоционально-нейтральных условиях и при отрицательной эмоциональной активации // Журнал высшей нервной деятельности им И.П. Павлова. 2005. Т. 55. № 3. С. 322–328.
- Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера. 2-е изд. СПб.: Питер, 2007. 366 с.
- Будук-оол Л.К. Этнические особенности психосоциальной адаптации студентов к обучению в вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. Вып. 6 (108). С. 176–180.
- Бушов Ю.В. Роль фазовых взаимодействий между высоко- и низкочастотными ритмами ЭЭГ в когнитивных процессах и механизмах сознания // Сибирский психологический журнал. 2012. № 45. С. 98–103.
- Васильева Н.М., Петраш М.Д. Социально-психологические детерминанты самосохранительного поведения медицинского персонала на начальных этапах профессиональной деятельности // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. 2013. Т. 1. С. 48–55.
- Венерина Я.А., Джебраилова Т.Д., Каратыгин Н.А., Будников М.Ю. Спектральные характеристики ЭЭГ и концентрация гормонов в слюне у лиц с разной личностной тревожностью при когнитивной деятельности // Психическое здоровье. 2021. № 8. С. 3–12.
- Вербицкий Е.В. Тревожность и сон // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2013. Т. 63. № 1. С. 6–12. doi: 10.7868/S0044467713010152
- Граждан И.К., Копылов Ф.Ю., Аксенова М.Г. и др. Патогенетические взаимосвязи особенностей личности и психических расстройств с ишемической болезнью сердца // Кардиология и сердечно-сосудистая хирургия. 2015. Т. 8. № 2. С. 8–20. DOI: 10.17116/ kardio2015828-20
- Грибанов А.В., Депутат И.С., Нехорошкова А.Н. и др. Психофизиологическая характеристика тревожности и интеллектуальной деятельности в детском возрасте (обзор) // Экология человека. 2019. № 9. С. 50–58. doi: 10.33396/1728-0869-2019-9-50-58
- Григорян В.Г., Агабабян А.Р. ЭЭГ-показатели функционального состояния оператора при длительной монотонной работе на компьютере // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 1999. Т. 49. № 2. С. 220–226.
- Дегтярев В.П., Поздняков С.С. Влияние акцентуаций личности студентов на показатели целенаправленной деятельности // Прикладные информационные аспекты медицины. 2015. Т. 18. № 1.С. 76–86.
- Джебраилова Т.Д., Коробейникова И.И., Каратыгин Н.А. и др. Динамика спектральных характеристик ЭЭГ у лиц с разной личностной тревожностью при когнитивной деятельности // Физиология человека. 2021. Т. 47. № 1. С. 20–30. doi: 10.31857/S0131164621010033
- Джебраилова Т.Д., Сулейманова Р.Г. Динамика характеристик сердечного ритма у студентов с разной личностной тревожностью во время компьютерного тестирования // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 2012. Т. 153. № 5. С. 627–630.
- Джебраилова Т.Д., Иванова Л.В., Сулейманова Р.Г. Результаты компьютерного тестирования и вариабельность сердечного ритма у студентов с разной степенью интро-экстраверсии // Академический журнал Западной Сибири. 2014. Т. 10. № 3 (52). С. 16–17.
- Егоян А.А., Дьякова А.В. Особенности проявления нейротизма у участников образовательного процесса // Научные исследования студентов и учащихся: Сборник статей Международной научно-практической конференции: В 2 частях. Ч. 2. Пенза: МЦНС “Наука и просвещение”, 2021. С. 246–248.
- Заппаров И.И., Можаев Э.Л. Снижение уровня нейротизма как фактор формирования благоприятного социально-психологического климата в хоккейной команде 13–14 лет // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: Материалы V Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Центр научного сотрудничества “Интерактив плюс”, 2016. № 1 (5). С. 304–306.
- Зорин Р.А., Жаднов В.А., Лапкин М.М. Показатели результативности деятельности у больных эпилепсией и их связь с течением заболевания // Вестник новых медицинских технологий. 2017. Т. 24. № 3. С. 66–73.
- Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. 701 с.
- Казарян А.Ф., Шершнев Д.А. Влияние психологических особенностей студентов на их успешность в учебной деятельности // Немецко-российское сотрудничество. Инновации в экономике, науке и образовании: Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. Е.В. Конеевой. Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2019. С. 67–72.
- Камилов М.А. Личностные качества, определяющие успешность спортсмена // Вопросы науки и образования. 2018. Т. 14. № 1. С. 138–142.
- Клименко А.В., Перцов С.С., Яковенко И.Ю. Взаимосвязь между уровнем нейротизма и результативностью целенаправленной деятельности человека на модели базовых эндохирургических тренировок // Физиология человека. 2019. Т. 45. № 6. С. 68–75. doi: 10.1134/S0131164619050047
- Клименко А.В., Перцов С.С., Яковенко И.Ю. Результативность целенаправленной деятельности при отработке базовых эндохирургических навыков у интровертов и экстравертов // Вестник уральской медицинской академической науки. 2019. Т. 16. № 1. С. 57–66. doi: 10.22138/2500-0918-2019-16-1-57-66
- Клименко А.В., Перцов С.С., Яковенко И.Ю. Физиологическая цена и успешность целенаправленной деятельности при эндохирургическом тренинге у людей с различной тревожностью // Технологии живых систем. 2019. Т. 16. № 4. С. 35–45. doi: 10.18127/j20700997-201904-04
- Князева С.А.С. Индивидуально-психологические особенности людей, склонных к депрессивным состояниям // Вестник науки. 2022. Т. 2. № 11 (56). С. 173–182.
- Колиненко Е.А., Хромина Т.В., Костина К.А. Роль темперамента в подготовке воздушных гимнасток // Физическая культура и спорт в современном обществе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию Великой Победы. Хабаровск: Дальневосточная государственная академия физической культуры, 2020. С. 133–136.
- Кочергина Е., Най Д., Орёл Е. Факторы “Большой пятерки” как психологические предикторы академической успеваемости студентов вузов // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 27. С. 4. doi: 10.54359/ps.v6i27.723
- Кривощеков С.Г., Боброва Ю.В., Соловьева К.С. и др. Изучение соревновательной деятельности спортсменов различных возрастов с учетом их темперамента: систематический аналитический обзор // Интеграция науки и общества на современном этапе: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Л.К. Бобров. Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления “НИНХ”, 2018. С. 153–176.
- Лазарус Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психосоциальные факторы на работе и охрана здоровья. М.-Женева, 1989. С. 121–126.
- Лобасюк Б.А., Боделан М.И., Бабаенко Т.П. Влияние ритмов ЭЭГ на показатели экстраверсии-интроверсии и теста СМИЛ у правополушарных и левополушарных // The Unity of Science: International Scientific Periodical Journal. 2016. № 4. С. 94–99.
- Меркулова М.А., Лапкин М.М., Трутнева Е.А., Акулина М.В. Обратная связь как фактор формирования системной организации целенаправленного поведения при воспроизведении зрительных образов испытуемыми с различными свойствами ЦНС // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2018. № 2 (66). С. 116–121. doi: 10.19163/1994-9480-2018-2(66)-116-121
- Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. 336 с.
- Немов Р.С. Общая психология: Учебник: В 3 т. М.: Юрайт, 2017. 242 c.
- Нуйкина М.Р. Нужно ли воспитывать хладнокровие у студента-медика? [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2017. Т. 31. С. 946–950. URL: http://e-koncept.ru/2017/970204.htm (дата обращения: 20.05.2023)
- Перхурова В.Д., Цатурян Л.Д., Елисеева Е.В. Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы у студентов с различным уровнем нейротизма при выполнении физической нагрузки // Наука. Инновации. Технологии. 2015. № 3. С. 137–144.
- Перцов С.С., Коплик Е.В., Калиниченко Л.С. Интенсивность окислительных и антиоксидантных процессов в головном мозге крыс с разными параметрами поведения при острой стрессорной нагрузке // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 2011. Т. 152. № 7. С. 4–7.
- Перцов С.С. Роль супрахиазматического ядра гипоталамуса в реализации эффектов мелатонина на тимус, надпочечники и селезенку крыс // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 2006. Т. 141. № 4. С. 364–367.
- Похачевский А.Л., Крапивин О.В., Михалев В.Н. и др. Психофизиологическая регуляция переносимости физической нагрузки в спорте // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2018. № 6. С. 38–40.
- Пшеничникова И.И., Школьникова М.А., Захарова И.Н., Творогова Т.М. Адаптация детей к обучению в учреждениях различного типа: влияние вегетативного гомеостаза и личностных адаптивных ресурсов // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2018. T. 63. № 5. C. 81–91. doi: 10.21508/1027-4065-2018-63-5-81-91
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
- Русалова М.Н. Фронто-окципитальная асимметрия мощности тета-ритма ЭЭГ человека // Асимметрия. 2018. Т. 12. № 3. C. 20–30.
- Сафонцева С.В. Взаимосвязь различных типов интеллекта и креативности у экстравертов и интровертов: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2003.
- Смит Н.Ю., Александров М.В., Карелина Н.Р., Лытаев С.А. Взаимосвязь личностных особенностей студентов с характером биоэлектрической активности лобной коры (памяти Натальи Юрьевны Смит) // Forcipe. 2021. Т. 4. № 3. С. 4–10.
- Смит Н.Ю., Александров М.В., Карелина Н.Р. и др. Связь параметров биоэлектрической активности лобных отделов коры головного мозга с уровнем экстраверсии и нейротизма // Педиатр. 2021. Т. 12. № 1. С. 31–41. doi: 10.17816/PED12131-41
- Смит Н.Ю., Эйрих С.В., Мишина И.Ю. Связь темперамента ребенка и становления его речевой активности со структурной организацией головного мозга // Материалы научной конференции, посвященной 115-летию со дня рождения профессора М.Г. Привеса. М.: Изд-во “Научная книга”, 2019. С. 202–205.
- Степанова Г.К., Устинова М.В. Вегетативная регуляция сердечного ритма у студентов-якутов с различным психофизиологическим статусом // Экология человека. 2020. № 10. С. 10–16. doi: 10.33396/1728-0869-2020-10-10-16
- Султанов М.Б. ЭЭГ-корреляты личностных суперфакторов Айзенка у юшошей-спортсменов // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 454. С. 209–213. doi: 10.17223/15617793/454/25
- Теплов Б.М. Новые данные по изучению свойств нервной системы человека // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. Т. 3 / Под ред. Б.М. Теплова. М., 1963.
- Туманян А.А. Особенности сенсомоторного реагирования у испытуемых среднего возраста до и после умственной деятельности с учетом индивидуально-типологических характеристик // Вестник РАУ. 2015. № 1. С. 101–111.
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.
- Церковский А.Л. Особенности темпераментных свойств личности как факторов стрессоустойчивости студентов медицинского вуза // Вестник фармации. 2012. № 1. С. 89–93.
- Чёрный С.В., Щепоткин В.С., Клименко Б.В. Взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей и эффективности стрельбы из пневматического пистолета у спортсменов подросткового возраста // V Международный научный конгресс “Проблемы физкультурного образования: концептуальные основы и научные инновации”: Сборник научных трудов. Вып. 5 / Отв. ред. Д.В. Сышко. М., 2018. С. 222–227.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. М.: Логос, 1996. 319 с.
- Штаненко Н.И., Галицкий Г.Н., Будько Л.А. Индивидуально-типологические особенности механизмов адаптации и вариабельности сердечного ритма у гребцов в зависимости от направленности соревновательной деятельности // Проблемы здоровья и экологии. 2017. № 1 (51). С. 48–53.
- Юнг К.Г. Психологические типы / Под общ. ред. В.В. Зеленского. М.: Университетская книга, 1998. 720 с.
- Butcher P.R., Heubeck B.G., Welvaert M. Anxiety and verbal learning in typically developing primary school children: Less efficient but equally effective // British Journal of Educational Psychology. 2020. V. 22. doi: 10.1111/bjep.12380
- Caspi A., Shiner R.L. Personality development // Handbook of child psychology. Social, emotional, and personality development. N.Y.: Wiley, 2006. V. 3. P. 300–365.
- Cheremushkin E.A., Petrenko N.E., Yakovenko I.A. et al. Neurophysiological markers of high anxiety level in man during the process of preparing for a visual recognition // Journal of Integrative Neuroscience. 2018. V. 17. № 3–4. P. 377–390. doi: 10.3233/JIN-170074
- Chida Y., Hamer M. Chronic psychosocial factors and acute physiological responses to laboratory-induced stress in healthy populations: a quantitative review of 30 years of investigations // Psychological Bulletin. 2008. V. 134. № 6. P. 829–885. doi: 10.1037/a0013342
- Corr P.J., Matthews G. The Cambridge handbook of personality psychology. N.Y.: Cambridge University Press, 2009. 850 p.
- Eaton L.G., Funder D.C. The creation and consequences of the social world: An interactional analysis of extraversion // European Journal of Personality. 2003. V. 17. № 5. P. 375–395.
- Egeren L.F. A cybernetic model of global personality traits // Personality and Social Psychology Review. 2009. V. 13. № 2. P. 92–108. doi: 10.1177/1088868309334860
- Etkin A., Egner T., Peraza D.M. et al. Resolving emotional conflict: A role for the rostral anterior cingulate cortex in modulating activity in the amygdale // Neuron. 2006. V. 51. № 6. P. 871–882. doi: 10.1016/j.neuron. 2006.07.029
- Eysenck H.J. Is there a paradigm in personality research? // Journal of Research in Personality. 1983. V. 17. № 4. P. 369–397. doi: 10.1016/0092-6566(83)90067-3
- Gallagher D. Personality, coping and objective outcomes: Extraversion, neuroticism, coping styles and academic performance // Personality and Individual Differences. 1996. V. 21. P. 421–429.
- Harrewijn A., Van der Molen M.J.W., Westenberg P.M. Putative EEG measures of social anxiety: comparing frontal alpha asymmetry and delta-beta cross-frequency correlation // Cognitive Affective & Behavioral Neuroscience. 2016. V. 16. № 6. P. 1086–1098. doi: 10.3758/s13415-016-0455-y
- Hill W.D., Weiss A., Liewald D.C. et al. Genetic contributions to two special factors of neuroticism are associated with affluence, higher intelligence, better health, and longer life // Molecular Psychiatry. 2020. V. 25 (11). P. 3034–3052. doi: 10.1038/s41380-019-0387-3
- Inanaga K. Frontal midline theta rhythm and mental activity // Psychiatry and Clinical Neurosciences. 1998. V. 5. № 6. P. 555–566. doi: 10.1046/j.1440-1819.1998. 00452.x
- Lazarus R.S., Launier R. Stress-related transactions between person and environment // Perspectives in International Psychology / Eds. L.A. Pervin, M. Lewis. Boston: Springer, 1978. P. 287–327.
- Markon K.E. Hierarchies in the structure of personality traits // Social and Personality Psychology Compass. 2009. V. 3. № 5. P. 812–826. doi: 10.1111/j.1751-9004. 2009.00213.x
- McAdams D.P., Olson B.D. Personality development: Сontinuity and change over the life course // Annual Review of Psychology. 2010. V. 61. № 1. P. 517–542. doi: 10.1146/annurev.psych.093008.100507
- Nentwich M., Ai L., Madsen J. et al. Functional connectivity of EEG is subject-specific, associated with phenotype, and different from fMRI // NeuroImage. 2020. V. 218. Art. 117001. doi: 10.1016/j.neuroimage.2020. 117001
- Pearman A., Neupert S.D., Hughes M.L. State anxiety is related to cortisol response during cognitive testing for older adults // Gerontology & Geriatric Medicine. 2020. V. 6. Art. 233372142091477. DOI: 10.1177/ 2333721420914776
- Schuster B.A., Sowden S.L., Abdlkarim D. et al. Acting is not the same as feeling: Emotion expression in gait is different for posed and induced emotions // Frontier in Human Neuroscience. 2019. V. 13. doi: 10.3389/conf.fnhum.2019.229.00010
- Shepherd D., Mulgrew J., Hautus M.J. Exploring the autonomic correlates of personality // Autonomic Neuroscience: Basic and Clinical. 2015. V. 193. P. 127–131. doi: 10.1016/j.autneu.2015.05.004
- Smoller J., Block S., Young M. Genetics of anxiety disorders: The complex road from DSM to DNA // Depression and Anxiety. 2009. V. 26. № 11. P. 965–975. doi: 10.1002/da.20623
- Sowden S., Schuster B.A., Keating C.T. et al. The role of movement kinematics in facial emotion expression production and recognition // Emotion. 2021. V. 21. № 5. Р. 1041–1061. doi: 10.1037/emo0000835
- Studer-Luethi B., Bauer C., Perrig W.J. Working memory training in children: Effectiveness depends on temperament // Memory and Cognition. 2016. V. 44. № 2. P. 171–186. doi: 10.3758/s13421-015-0548-9
- Ward R.T., Smith S.L., Kraus B.T. et al. Alpha band frequency differences between low-trait and high-trait anxious individuals // NeuroReport. 2018. V. 29. № 2. P. 79–83. doi: 10.1097/WNR.0000000000000915
- Weger M., Sandi C. Neuroscience and biobehavioral reviews high anxiety trait: A vulnerable phenotype for stress-induced depression // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2018. V. 87. P. 27–37. doi: 10.1016/j.neubiorev.2018.01.012
Дополнительные файлы
