Миграция и исламский фундаментализм в контексте постмодернистского дискурса

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье проанализированы причины выбора молодыми мусульманами в европейских странах фундаменталистской версии ислама. В результате миграции миллионов мусульман ислам стал одной из влиятельных европейских религий. В исследовании указан ряд признаков формирования новой глобальной религиозной системы. Возникают религиозные трансграничные сообщества, представляющие глобализованную сеть. Их динамичный характер, частичная виртуализация деятельности ослабляют контроль со стороны государства. В «параллельных обществах», деятельность которых связана с иммигрантами-мусульманами, есть собственная система лидерства, права и управления, конкурирующая с государственными структурами. Мусульман, испытавших детерриторизацию ислама, привлекает именно его фундаменталистская версия. Их религиозная идентичность формируется под влиянием новых взаимодействий, медиаресурсов, участия в глобальной сети единомышленников. Исламский фундаментализм является не закономерным продуктом ислама, а результатом европеизации и секуляризации ислама, который использует религию как ресурс для легитимации социально-политического протеста и выступает реакцией на поиски идентичности в новой среде. Недоверие к ценностям европейской цивилизации, призыв к радикальным мерам, конструирование собственной версии традиции и ее идеализация - установки, присущие фундаментализму и основанные на современных проблемах, подтверждают, что это феномен эпохи постмодерна.

Об авторах

Татьяна Сергеевна Пронина

Ленинградский государственный университет имени Пушкина

Email: tania_pronina@mail.ru
Россия, Санкт-Петербург

Екатерина Юрьевна Талалаева

Ленинградский государственный университет имени Пушкина;Тамбовский государственный университет имени Державина

Email: kater-.-ina@mail.ru
Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Алексеев И.Л. (2006) Исламский фундаментализм. Религиоведение. Энциклопедический словарь. Под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. Академический проект, Москва. С. 425-426.
  2. Гаджиев К.С. (2015) Фундаментализм в поле пересечения западных и исламских ценностей. Власть. № 3. С. 5-13.
  3. Карамян С.Г. (2007) Исламский фундаментализм: теория и практика. Власть. № 4. С. 82-86.
  4. Коновалов В.Н., Лещин А.Ю. (2004) Исламизм как проявление глобального феномена. Кавказский регион: пути стабилизации. Доклады международной научной конференции. Отв. ред. Ю.Г. Волков. РГУ, Ростов-на-Дону. С. 207-214.
  5. Куропятник А.И., Куропятник М.С. (2018) Интеркультурализм: постмультикультурный дискурс социальной интеграции. Вестник РУДН. Серия: Социология. Т. 18. № 2. С. 250-261. doi: 10.22363/2313-2272-2018-18-2-250-261
  6. Лёвхейм М. (2020) Медиатизация религии: критическая оценка. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 2(38). С. 76-97. DOI: https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-2-76-97
  7. Паин Э. (2002) Социальная природа экстремизма и терроризма. Общественные науки и современность. № 4. С. 113-124.
  8. Пронина Т.С. (2020) Миграция в современной России и религиозный фактор. Вестник Ленинградского университета им. А.С. Пушкина. № 3. С. 225-240.
  9. Пронина Т.С. (2021) "Параллельные общества" и поворот к мягкой ассимиляции. Современная Европа. № 1. С. 151-160. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope12021151160
  10. Руа О. (2017) Глобализированный ислам: в поисках новой уммы. Islamology. Т. 7. № 1. С. 12-40.
  11. Appadurai A. (1996) Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. Univ. of Minnesota Press, Minneapolis, USA. 248 p.
  12. Appadurai A. (2000). Grassroots Globalization and the Research Imagination. Public Culture. Vol. 12. Issue 1. P. 1-19.
  13. Appadurai A (ed.) (2001) Globalization. Duke University Press, Durham, UK. 288 p.
  14. Borradori G. (2003) Philosophy in a Time of Terror. Dialogues with Jurgen Habermas and Jacques Derrida. Chicago University Press, Chicago, USA. 224 p.
  15. Habermas J. (1997) Solidarietà tra estranei. Guerini e Associati, Milano, Italy. 150 p.
  16. Pace E., Da Silva Moreira A. (2018) Introduction - Religious Diversity in a Global Religious Field. Religions. Vol. 9. Issue 4. DOI: https://doi.org/10.3390/rel9040095
  17. Robertson R. (1992) Globalization: Social Theory and Global Culture. Sage, London, UK. 224 p.
  18. Roy O., Amghar S. (2006) L'Islam de la France. Entretien avec Olivier Roy, éalisé par Samir Amghar. Confluences Méditerranée. No. 57. P. 49-55.
  19. Spena M.R. (2011) Muslims in Italy: models of integration and new citizenship. Muslims in 21st Century Europe. Structural and cultural perspectives. Ed. by A. Triandafyllidou. Routledge, London, UK. P. 160-180.
  20. Waters M. (2000) Globalization. Routledge, London, UK. 268 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2023

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».