ПОЛИТИКА ИДЕНТИЧНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИИ И ЕВРОСОЮЗА, 2014‒2024 гг.

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье проанализирована политика идентичности в международном образовательном сотрудничестве, которую реализовывали Россия и ЕС в 2014‒2024 гг. В 2014 г. РФ и ЕС заявили о наличии открытого политического конфликта между собой, что было обозначено во внешнеполитических документах. Политика идентичности рассматривается как целенаправленная деятельность политических акторов по формированию макроидентичности, что соответствует конструктивистскому подходу в изучении идентичности. Эмпирическую основу статьи составляют официальные документы РФ и ЕС и данные о международной академической мобильности. РФ и ЕС осуществляли интенсивное образовательное сотрудничество почти тридцать лет, частью которого была политика идентичности. Для ЕС было важно распространение ценностей европейской интеграции и формирование европейской идентичности, в том числе в отношениях с Россией. В 2000-е гг. в российских документах было сформулировано понятие «Русский мир» как важная составляющая международного образовательного сотрудничества. После 2014 г. Россия и ЕС сохранили международное образовательное сотрудничество, однако произошла его секьюритизация, усилилось ценностное противостояние. Важнейшей задачей, которую стараются решить РФ и ЕС, является проблема старения населения и необходимость в высококвалифицированных кадрах. Для ее решения необходимо привлечение талантливой молодежи, которая бы разделяла ценности, заявляемые организаторами и спонсорами международного образовательного сотрудничества, и что способствовало бы интеграции образовательных мигрантов в принимающее общество. Исследование подтверждает важность ценностного аспекта международного образовательного сотрудничества для решения экономических и политических задач.

Об авторах

Л. В Дериглазова

Национальный исследовательский Томский государственный университет

Email: dlarisa@inbox.ru
Доктор исторических наук, профессор Россия, Томск

Список литературы

  1. Дериглазова Л.В., Погорельская А.М. (2024) Целеполагание экспорта высшего образования РФ: константы и переменные. Вестник международных организаций. Т. 19. № 4. С. 124‒143. doi: 10.17323/1996-7845-2024-04-08
  2. Deriglazova L., Pogorelskaya A. (2024) Rationales for the Export of Higher Education by theRussian Federation: Constants and Variables. International Organisations Research Journal, 19(4), pp. 124–143. (In English).
  3. Драгунский Д.В. (2003) Национальная идентичность: инфраструктурноинституциональный подход. Проблемы идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячилетия. Москва. 278 с. С. 63‒68.
  4. Dragunskij D.V. (2003) Nacional’naya identichnost’: infrastrukturno-institucional’nyj podhod. [National identity: infrastructural-institutional approach]. Problemy identichnosti: chelovek i obshchestvo na poroge tret'ego tysyachiletiya. Moscow, Russia, pp. 63‒68. (In Russian).
  5. Лебедева Т.В. (2024) Образовательная миграция в Российскую Федерацию: роль в развитии системы высшего образования. ИНФРА-М, Москва. 188 с. doi: 10.12737/2086355.
  6. Lebedeva T.V. (2024) Obrazovatel’naya migraciya v Rossijskuyu Federaciyu: rol’ v razvitii sistemy vysshego obrazovaniya. [Educational migration to the Russian Federation: the role in the development of the higher education system]. INFRA-M, Moscow, Russia. doi: 10.12737/2086355. (In Russian).
  7. Маколифф М., Оучо Л.А., ред. (2024) Доклад о миграции в мире 2024. Международная организация по миграции (МОМ), Женева. 398 с.
  8. McAuliffe, M., L.A. Oucho (eds.) (2024). World Migration Report 2024. International Organization for Migration (IOM), Geneva.
  9. Маркина Д.М. (2018) Социально-экономические факторы, оказывающие влияние на мотивацию обучения в России иностранных студентов на примере РАНХИГС. Социальноэкономические явления и процессы. Т. 13. № 2. С. 58–63.
  10. Markina D.M. (2018) Social’no-ekonomicheskie faktory, okazyvayushchie vliyanie na motivaciyu obucheniya v Rossii inostrannyh studentov na primere RANHIGS. [Socio-economic factors influencing the motivation of foreign students to study in Russia on the example of RANEPA]. Social'no-ekonomicheskie yavleniya i process, 13(2), pp. 58–63. (In Russian).
  11. Николаев В.К. (2022) Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности. Высшее образование в России. Т. 31. № 2. С. 149–166.
  12. Nikolaev V.K. (2022) Eksport obrazovaniya v vuzah Rossii v usloviyah novoj real'nosti. [Export of education in Russian universities in the context of the new reality]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 31(2), pp. 149–166. (In Russian).
  13. Перспективные направления трансформации высшего образования в России в условиях выхода из Болонского процесса: аналитический доклад. (2023) [Л.В. Константинова, Е.В. Шубенкова, В.В. Ворожихин, А.М. Петров, Е.С. Титова, З.А. Троска, Р.А. Искандарян, Д.М. Маяков]. ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», Москва. 112 с.
  14. Perspektivnye napravleniya transformacii vysshego obrazovaniya v Rossii v usloviyah vyhoda iz Bolonskogo processa: analiticheskij doklad. (2023) [Promising directions of transformation of higher education in Russia in the context of exiting the Bologna process: analytical report] [L.V. Konstantinova, E.V. SHubenkova, V.V. Vorozhihin, A.M. Petrov, E.S. Titova, Z.A. Troska, R.A. Iskandaryan, D.M. Mayakov]. FGBOU VO «REU im. G. V. Plekhanova», Moscow, Russia. (In Russian).
  15. Прохоренко И.Л. (2023) Идентичность в условиях трансформации миропорядка: дискурсы и нарративы. Анализ и прогноз. № 4. С. 67‒84. doi: 10.20542/afij-2023-4-67-84.
  16. Prohorenko I.L. (2023) Identichnost' v usloviyah transformacii miroporyadka: diskursy i narrativy. [Identity in the context of transformation of the world order: discourses and narratives]. Analiz i prognoz, 4, pp. 67‒84. doi: 10.20542/afij-2023-4-67-84. (In Russian).
  17. Прохоренко И.Л. (2024) Идентичность как ключ к пониманию мировой политики. Международная аналитика. Т. 15. № 1. С. 11‒19. https://doi.org/10.46272/2587-8476-2024-15-1-11-19
  18. Prohorenko I.L. (2024) Identichnost' kak klyuch k ponimaniyu mirovoj politiki.[Identity as a Key to Understanding World Politics]. Mezhdunarodnaya analitika, 15(1), pp. 11‒19. https://doi.org/10.46272/2587-8476-2024-15-1-11-19. (In Russian).
  19. Се Ч., Колода С.А. (2019) К вопросу об использовании термина «русскоязычные (русскоговорящие) страны» в гуманитарных исследованиях. Мир русскоговорящих стран. № 1. С. 36‒42.
  20. Se Ch., Koloda S.A. (2019) K voprosu ob ispol'zovanii termina “russkoyazychnye (russkogovoryashchie) strany” v gumanitarnyh issledovaniyah. [On the Use of the Term “Russian-Speaking (Russian-Speaking) Countries” in Humanities Research]. Mir russkogovoryashchih stran, 1, pp. 36‒42. (In Russian).
  21. Семененко И.С. (2024) Цивилизационная идентичность в повестке политики идентичности: меняющийся миропорядок и российские приоритеты. Государственное управление. № 104 (S). С. 79‒87. doi: 10.24412/8s7hzd28.
  22. Semenenko I.S. (2024) Civilizacionnaya identichnost' v povestke politiki identichnosti: menyayushchijsya miroporyadok i rossijskie prioritety. [Civilizational Identity in the Agenda of Identity Politics: The Changing World Order and Russian Priorities]. Gosudarstvennoe upravlenie, 104(S), pp. 79‒87. doi: 10.24412/8s7hzd28. (In Russian).
  23. Торкунов А.В. (2012) Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России. Вестник МГИМО-Университета. Т. 25. № 4. С. 85‒93.
  24. Torkunov A.V. (2012) Obrazovanie kak instrument “myagkoj sily” vo vneshnej politike Rossii. [Education as an Instrument of “Soft Power” in Russia's Foreign Policy] Vestnik MGIMOUniversiteta, 25(4), pp. 85‒93. (In Russian).
  25. Торкунов А.В. (2022) Россия и политический порядок в меняющемся мире: ценности, институты, перспективы. Полис. Политические исследования. № 5. С. 7‒22. doi: 10.17976/jpps/2022.05.02.
  26. Torkunov A.V. (2022) Rossiya i politicheskij poryadok v menyayushchemsya mire: cennosti, instituty, perspektivy. [Russia and the Political Order in a Changing World: Values, Institutions, Prospects] Polis. Politicheskie issledovaniya, 5, pp. 7‒22. doi: 10.17976/jpps/2022.05.02. (In Russian).
  27. Deriglazova L. (2023) Clashing rationales for international student mobility? The case of the EU and Russia. European Journal of Higher Education. Vol. 13. No. 2. P. 238‒254. doi: 10.1080/21568235.2022.2138486.
  28. Deriglazova L.V., Makinen S. (2022) Building trust through academic cooperation? The Routledge Handbook of EU-Russia Relations. Structures, Actors, Issues. Ed. by T. Romanova, M. David. Routledge, New York. P. 300‒311.
  29. Fadeeva L. (2022) EU-Russia cultural relations and identity politics. The Routledge Handbook of EU-Russia Relations. Structures, Actors, Issues. Ed. by T. Romanova, M. David. Routledge, New York. P. 313‒322.
  30. Ferencz I., Kupriyanova, V. (eds) (2024) 20 years of Erasmus Mundus – Beyond borders and boundaries. Publications Office of the European Union, Brussels. URL: https://data.europa.eu/doi/10.2797/767054 (дата обращения: 20.10.2024).
  31. Flenley P. (2022) Europeanisation. The Routledge Handbook of EU‒Russia Relations. Structures, Actors, Issues. Ed. by T. Romanova, M. David. Routledge, New York. P. 105‒115.
  32. Knight J. (2012) Concepts, Rationales, and Interpretive Frameworks in the Internationalization of Higher Education. The SAGE Handbook of International Higher Education. Ed. by D.K. Deardorff, H.d. Wit, J.D. Heyl. SAGE Publications, Newbury Park, CA. P. 27–42.
  33. Mizikaci F., Arslan Z. U. (2019) A European Perspective in Academic Mobility: A Case of Erasmus Program. Journal of International Students. Vol. 9. No. 2. P. 705–726. doi: 10.32674/jis.v9i2.1138.
  34. Sahin B.B., Brooks R. (2023). Nation-bounded internationalization of higher education: a comparative analysis of two periphery countries. Higher Education Research & Development. Vol. 42. No. 5. P. 1071–1085. https://doi.org/10.1080/07294360.2023.2193723
  35. Snow N. (2020) Exchanges as Good Propaganda. Routledge Handbook of Public Diplomacy. Ed.by N. Snow, N.J. Cull. Routledge, New York. P. 422–429.
  36. Tight M. (2022) Internationalisation of Higher Education Beyond the West: Challenges and Opportunities – the Research Evidence. Educational Research and Evaluation. Vol. 27. No. 3–4. P. 239–259. https://doi.org/10.1080/13803611.2022.2041853

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».