Ecumenism in modern Europe: adaptation to secular society

Cover Page

Cite item

Full Text

Open Access Open Access
Restricted Access Access granted
Restricted Access Subscription Access

Abstract

The ecumenism ideology is based on evangelical foundations and is aimed at achieving universal Christian unity. The historical differentiation of Christianity and the various circumstances of the church organizations development have caused the ecumenical movement internal heterogeneity. Each of the Christianity directions is guided by its own theological interpretation of ecumenism. Doctrinal agreement of these interpretations cannot be achieved. The political situation in the world and the situation of national churches within countries also hinder organizational unification. Therefore, ecumenical organizations, mainly the World Council of Churches and the Conference of European Churches, develop dialogue and cooperation programs aimed at Eucharistic and liturgical communication between different Christian confessions believers, as well as joint social services of representatives of different churches. The ecumenical movement in the twentieth century developed almost synchronously with the deployment of large-scale secularization. The secular nature of modern European societies determines the priority of social activity over theological activity in the ecumenical movement. The dependence of international ecumenical organizations on current politics is also obvious - they currently follow the European Union governing bodies’ ideo-logical rhetoric. The current situation of the ecumenical movement cannot be called a crisis, rather, there is a transformation into a new state - going beyond intra-Christian cooperation and inclusion in an interreligious dialogue, as well as in a dialogue with non-religious institutions of modern society.

About the authors

Mikhail Yur'evich Smirnov

Institute of Africa Russian Academy of Sciences;Pushkin Leningrad State University

Email: mirsnov@yandex.ru
Moscow, Russia;St-Petersburg, Russia

References

  1. Андреева Л.А., Следзевский И.В., Смирнов М.Ю. (ред.) (2021) Трансформации глобального конфессионального геопространства: феномен "параллельных" обществ в системе международно-политических отношений. Владимир Даль, Санкт-Петербург. 551 с.
  2. Брусиловский Д.А. (2016) Реализация межкультурных возможностей диалога Запада и Востока в межрелигиозной сфере. Вестник Астраханского гос. техн. ун-та. № 1 (61). С. 51-58.
  3. Гизбрехт Е.С., Тарабанов Н.А. (2020) Современный экуменизм и просвещенческий культ разума. Вестник Томского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Политология. № 55. С. 70-77.
  4. Диноршоева З.М. (2021) О некоторых аспектах "планетарного экуменизма", "религиозного плюрализма" и "межконфессионального диалога". Вестник филиала МГУ им. М. В. Ломоносова в городе Душанбе. Серия гуманитарных и экономических наук. № 4 (20). С. 67-73.
  5. Киннемон М., Коуп Б. (ред.) (2002) Экуменическое движение: Антология ключевых текстов. Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, Москва. 615 с.
  6. Ливцов В.А. (2015) Экуменическое движение и Русская Православная Церковь в контексте государственной конфессиональной политики России с середины XIX в. по начало XXI в. Издательство ОФ РАНХиГС, Орёл. 552 с.
  7. Лункин Р.Н. (2020). Церкви в политике и политика в церквях. Как современное христианство меняет европейское общество. Нестор-История, Москва. 504 с.
  8. Макеева Д.В. (2021) Представления о единстве Церкви в официальных церковных документах и трудах богословов в диалоге Русской православной и Римско-католической церквей после II Ватиканского собора. XXVII Сретенские чтения: Материалы Всероссийской (национальной) научно-богословской конференции с международным участием (Москва, 19-20 февраля 2021 г.). Сост. З. М. Дашевская. Изд-во Свято-Филаретовского православного института, Москва. С. 143-148.
  9. Мельник С.В. (2022) Межрелигиозный диалог: типологизация, методология, формы реализации. ИНИОН РАН, Москва. 398 с.
  10. Осыка Я.М. (2012) Религиозный диалог внутри христианской Ойкумены. Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. Серия: Философия. Социология. Право. № 20 (139). Вып. 22. С. 162-167.
  11. Токсанбаев А.К. (2021) Экуменизм: история и современность. Вестник Вятского государственного университета. № 4 (142). С. 69-78.
  12. Усачева О.Т. (2014) Экуменические движения Запада и процессы глобализации, секуляризации общества. Вестник Томского гос. педагогического ун-та. № 7 (148). С. 135-140.
  13. Федоров В.Ф., Сизоненко Д.В. (2020) Исторические и богословские причины формирования искаженных представлений об экуменизме в российском контексте. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Т. 21. Вып. 4. Часть 2. С. 210-218.
  14. Хубер В. (сост.) (2006) Что объединяет? Что разделяет? Основы экуменических знаний. Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, Москва. 104 с.
  15. Хулап В. (2018) 500-летний юбилей Реформации: экуменизм в церковно-общественном контексте современной Германии. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 4. С. 119-142.
  16. Шишков А. (2017) Христианский экуменизм сегодня: кризис или трансформация? Беседа с экуменистами разных конфессий. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 1. С. 301-312.
  17. Inglehart R. (2021) Religion's Sudden Decline: What's Causing It, and What Comes Next? Oxford University Press, New York, USA. 206 p.
  18. Irvin D.T. (2016) Specters of a New Ecumenism: In Search of a Church "Out of Joint". Religion, Authority, and the State. From Constantine to the Contemporary World. Ed. by L.D. Lefebure. Palgrave Macmillan, New York, USA. Р. 3-32.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Russian Academy of Sciences

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».