Применение тематически ориентированного тренинга в процессе восстановительного лечения больных с последствиями инсульта

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. После перенесенного инсульта наряду с проблемами в адаптации к условиям жизни и самообслуживанию возникает необходимость принятия новой социальной роли, изменения ценностных ориентаций и смысла жизни, что делает актуальной разработку программы психологической помощи, направленной на формирование совладающего поведения.

Цель – изучение динамики самоотношения, а также отношения к болезни, к лечению у больных после инсульта в процессе применения тематически ориентированного группового тренинга.

Методология. Исследовано 110 больных с последствиями инсульта (50 мужчин и 60 женщин), в возрасте от 40 до 75 лет, с легкими когнитивными нарушениями в процессе комплексного восстановительного лечения в условиях реабилитационного стационара до и после группового тренинга. Применялась шкала личностной и реактивной тревожности Спилбергера – Ханина, Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS); Краткая шкала оценки психического статуса (MMSE), шкала самообслуживания Бартел, шкала качества жизни, шкала отношения к болезни и к лечению.

Результаты и их анализ. В процессе психологической коррекции больные осознавали необходимость включения своих собственных усилий в лечебный процесс, принятия новой социальной роли; повысился контроль за эмоциями, уменьшились боязнь повтора заболевания, депрессия, обида; увеличились забота о себе, дозированность физической и нервнопсихической нагрузки. После тренинга отмечалось значимое снижение реактивной и личностной тревожности, снижение тревоги и депрессии по HADS, повышение качества жизни, повышение по шкале самообслуживания Бартел, по шкале MMSE. Результаты кластерного анализа свидетельствуют о перемещении акцента самооценки с позиции социальной фрустрированности больных до тренинга на позицию эгоцентрированности, целостного самовосприятия и самодостаточности, осознания ценности здоровья (заботы о самом себе) и перестройки иерархии ценностей жизни после тренинга.

Заключение. Проведение тематически ориентированного тренинга с больными после инсульта на этапе позднего реабилитационного периода может способствовать укреплению комплаенса и позитивного самоотношения.

Полный текст

Введение

В последние десятилетия отмечается увеличение числа цереброваскулярных болезней (I60–I69 по МКБ-10), что делает актуальной медико-социальной проблемой реабилитацию постинсультных больных, направленную на восстановление нарушенных двигательных, когнитивных функций, социальных контактов, возвращение больного в общество [9, 17]. После перенесенного инсульта наряду с проблемами в адаптации к условиям жизни и самообслуживанию возникает необходимость принятия новой социальной роли больного, изменения ценностных ориентаций и смысла жизни, что делает актуальной разработку программы психологической помощи, направленной на формирование совладающего поведения [4, 7, 19].

Цель – изучить динамику отношения к болезни и к лечению и самоотношения у больных после инсульта в процессе применения тематически ориентированного группового тренинга.

Материалы и методы

В процессе восстановительного лечения в реабилитационном стационаре городской больницы № 40 (Санкт-Петербурга) с 1998 по 2006 г. обследовали 110 больных (50 мужчин, 60 женщин) после перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения (I60–I69 по МКБ-10), в возрасте от 40 до 75 лет. Пациентов в возрасте 39–49 лет было 23; 50–59 лет – 45; 60–69 лет – 38; 70–75 лет – Длительность заболевания от 1 до 6 мес. оказалась у 57 больных, от 7 до 12 – у 25; от 1 года до 3 лет – у 28 больных.

Ишемический тип цереброваскулярных болезней (I69.3 по МКБ-10) был у 102 больных, геморрагический (I69.1 по МКБ-10) – у 8. Локализация очага поражения у 46 больных отмечалась в левой гемисфере; у 36 – в правой, в вертебробазилярном бассейне – у 28. Двигательные нарушения в виде гемипареза легкой степени тяжести наблюдались у 27 больных, средней тяжести – у 73, вестибулярные расстройства – у 10 больных.

Легкое когнитивное расстройство (F06.7 по МКБ-10) в виде снижения памяти наблюдалось у 41 больного, остаточные речевые нарушения с сохранным пониманием обращенной речи – у 33, дизартрия – 19.

Средние показатели самообслуживания по шкале Бартел составили 85 баллов.

Отмечалась частичная физическая зависимость (снижение уровня самообслуживания). Больные могли самостоятельно передвигаться с тростью или без нее, умываться, принимать пищу, пользоваться туалетом, затруднения возникали при приеме ванны, спуске с лестницы и др.

С больными проводили комплексное восстановительное лечение биологическими (лекарственная терапия, лечебная физкультура, физиотерапия, механотерапия) и психосоциальными методами (занятия с логопедом, психологом). Ведущей психологической проблемой были переживания по поводу утраты социальной роли, вынужденное прекращение трудовой деятельности и необходимость перестройки жизненных ценностей после болезни, к которой пациенты оказались не готовы.

В исследование включали больных с сохранным пониманием обращенной речи и способностью к экспрессивной речи, с легкими когнитивными снижениями, двигательными нарушениями легкой и средней тяжести. Противопоказанием для проведения тематически ориентированного группового тренинга с больными были выраженные двигательные и когнитивные нарушения.

Проводили стандартизированное клиническое интервью до и после проведения тренинга, направленное на выявление ведущих жалоб, эмоционального состояния, установок по отношению к болезни, к лечению и к самому себе, с использованием психологических методик:

  • шкалы личностной и реактивной тревожности Спилбергера – Ханина [2];
  • Госпитальной шкалы тревоги и депрессии (The Hospital Anxiety and Depression Scale, HADS) [2]: чем больше балл, тем выше тревога или депрессия;
  • шкалы самообслуживания Доротеи Бартел (Barthel Activities of Daily Living Index, ADL) [2]: чем выше балл, тем лучше самообслуживание;
  • шкалы оценки когнитивных функций (Mini Mental State Examination – Краткая шкала оценки психического статуса) [2]: чем больше балл, тем выше когнитивный статус;
  • шкалы оценки качество жизни [12]: чем больше балл, тем выше самооценка качества жизни;
  • шкалы отношения к болезни и к лечению [6]: чем выше балл, тем больше выражено принятие болезни и принятие лечения. С больными проводили тематически ориентированный тренинг в группе, направленный на выявление актуальных проблем адаптации и формирование совладающего поведения [8]. При разработке программы психологической помощи и адаптации ее к проблемам больных после инсульта опирались на положения теории личности В.Н. Мясищева [14], личностно-ориентированный подход Б.Д. Карвасарского [10], положения гуманистической психотерапии [1, 3, 15].

Задачи тренинга в группе были ориентированы на формирование позитивного комплаенса (коррекция масштаба переживаний болезни, приспособление к дефекту, принятие болезни и лечения), помощи в осознании больными своих возможностей после болезни, социальной роли, коррекцию межличностных отношений и формирование позитивных и доступных жизненных целей [6, 8]. Занятия проводили в группах по 8–12 человек, 2–3 раза в неделю в течение 1 ч. Больные, наряду с эмпатией и поддержкой, получали новый эмоциональный опыт и корректировали свои роли. Использовали:

  • управляемую тематически ориентированную дискуссию, в которой обсуждали темы отношения к заболеванию, к лечению, выявляли трудности адаптации к жизни после заболевания и возможности их преодоления;
  • арт-терапию;
  • ролевое проигрывание;
  • музыкотерапию.

Результаты проверили на нормальность распределения признаков. Сравнение результатов проводили с применением критерия Вилкоксона (критерий рангов для связных выборок), кластерного анализа (способ кластеризации – иерархический кластерный по Уорду). Обработку результатов осуществляли с помощью пакета статистических программ SPSS 19.

Результаты и их анализ

После тренинга отмечается значимое снижение реактивной и личностной тревожности, повышение качества жизни, принятие болезни (отношение к болезни); отмечается снижение тревоги и депрессии по HADS, а также повышение по шкале самообслуживания Бартел и шкале MMSE (табл. 1).

 

Таблица 1

Показатели больных до и после коррекции с помощью критерия Вилкоксона, (M ± m) балл

Методика

Показатель

Период тренинга

p <

до

после

Шкала Бартел

Уровень самообслуживания

85,3 ± 0,4

89,3 ± 0,4

0,001

Шкала Спилбергера – Ханина

Реактивная тревожность

55,3 ± 0,3

52,0 ± 0,2

0,001

Личностная тревожность

52,9 ± 0,2

50,3 ± 0,2

0,001

Оценка качества жизни

Качество жизни

2,9 ± 0,1

3,5 ± 0,1

0,001

НADS

Тревога

8,2 ± 0,1

7,6 ± 0,1

0,001

 

Депрессия

9,3 ± 0,1

8,5 ± 0,1

0,001

MMSE

Когнитивный статус

26,7 ± 0,1

28,1 ± 0,1

0.001

 

При анализе данных показателей неметрических (порядковых) шкал отношения к болезни и к лечению (средние значения корректно не высчитываются) с применением непараметрического критерия знаковых рангов Вилкоксона (T) для связных выборок отмечается положительная динамика. При анализе положительных и отрицательных рангов по шкале отношение к болезни до и после тренинга выявлена большая выраженность сдвигов по шкале отношения к болезни после тренинга (T = –9,6; p = 0,001), что означает большее принятие болезни, понимание причин ее возникновения, возможностей восстановления функций и профилактики рецидива.

По шкале отношения к лечению отмечается также значимая позитивная динамика (T = –4,2; p = 0,001), но менее выраженная. Происходит принятие лечения, но восстановление нарушенных функций идет медленно и результаты мало заметны. Психологическая составляющая отношения к болезни и принятия болезни является важным компонентом формирования приверженности лечению и после выписки из стационара. Проанализированы также результаты интервью до и после проведения психологического тренинга. При анализе высказываний больных в интервью до и посте тренинга наблюдалось снижение соматических жалоб, прежде всего в результате комплексного восстановительного лечения. В то же время в процессе психологического тренинга происходила коррекция внутренней картины болезни. Больные осознавали необходимость собственного участия в лечении, за счет самостоятельных тренировок нарушенных функций (упражнений лечебной физкультуры, лечебной ходьбы, заданий логопеда, психолога), что позволяло больным частично контролировать ситуацию, повышало их собственную ответственность за исход лечения и способствовало снижению жалоб, что подтверждается и другими исследователями [11, 18].

По результатам исследования был проведен кластерный анализ высказываний больных до и после тренинга. В табл. 2 представлены ведущие признаки, участвующие в кластерном анализе.

 

Таблица 2

Показатели стандартизированного клинического интервью больных, сгруппированные в кластеры, по результатам тематически ориентированного группового тренинга

До коррекции

После коррекции

и название признака

название кластера

и название признака

название кластера

13 Стресс в семье 58 Доминирование

31 Депрессия

32 Апатия

51 Обучающийся

45 Утрата авторитета

34 Обида

37 Надежда на выздоровление 48 Терпеливый

43 Выбитый из колеи жизни 47 Больной

53 Достойный

Утрата авторитета и обида

13 Стресс в семье

14 Стресс на работе 60 Жил как живется

43 Выбитый из колеи жизни 31 Депрессия

30 Раздражительность

45 Утрата авторитета

34 Обида

32 Апатия

62 Не заботился о своем здоровье

49 Самодостаточность

33 Боязнь повтора

36 Чувство вины

42 Иждивенец

41 Беспомощный

46 Зависимость

Самодостаточность

14 Стресс на работе 38 Интерес

40 Удовлетворение

55 Ориентация на труд

35 Спокойствие

52 Помогающий другим

49 Самодостаточность

59 Болезнь как стиль жизни

60 Жил как живется

61 Потворство прихотям 54 Забота о себе

36 Чувство вины

50 Выздоравливающий

39 Терпение

42 Иждивенец

Забота о себе, ориентация на труд, терпение

35 Спокойствие

57 Чрезмерная ответственность

59 Болезнь как стиль жизни 38 Интерес

52 Помогающий другим 55 Ориентация на труд

Спокойствие, интерес

37 Надежда на выздоровление 39 Терпение

50 Выздоравливающий

61 Потворство прихотям

47 Больной

51 Обучающийся

58 Доминирование

54 Заботящийся о себе 56 Долженствование

Терпение, долженствование

30 Раздражительность

41 Беспомощность

46 Зависимость

56 Долженствование

62 Не заботился о здоровье 33 Боязнь повтора

44 Снижение способностей

57 Чрезмерная ответственность

Раздражительность и боязнь повтора

40 Удовлетворение

53 Достойный

44 Снижение способностей

48 Терпеливый

Чувство собственного достоинства

 

По результатам кластерного анализа показателей до коррекции (рис. 1) выделяются три кластера: утрата авторитета, обида; забота о себе, ориентация на труд, терпение; раздражительность, боязнь повтора. Эти кластеры свидетельствуют о переживаниях по поводу утраты социального статуса (утрата авторитета), фрустрации социального самоутверждения.

 

Рис. 1. Кластерное дерево по результатам стандартизированного клинического интервью больных до проведения коррекции [адаптировано по 8]

 

По результатам кластерного анализа после коррекции выделены 4 кластера: 1) самодостаточность; 2) спокойствие, интерес; 3) терпение, долженствование; 4) чувство собственного достоинства (рис. 2). Результаты кластерного анализа свидетельствуют о перемещении акцента самооценки с позиции социальной фрустрированности больных до тренинга на позицию эгоцентрированности, целостного самовосприятия и самодостаточности, осознания ценности здоровья (заботы о самом себе) и перестройки иерархии ценностей жизни после тренинга.

 

Рис. 2. Кластерное дерево по результатам стандартизированного клинического интервью больных после проведения коррекции [адаптировано по 8]

 

Обсуждение результатов. После перенесенного инсульта наряду с проблемами адаптации к условиям жизни и самообслуживанию у больных возникают переживания по поводу физической зависимости, проблем в межличностных отношениях в семье, утраты работоспособности и социальной роли в социуме, утраты роли кормильца, изменения ценностных ориентаций и смысла жизни и необходимости принятия новой социальной роли больного [9, 13, 16], что делает важной разработку программы психологической помощи, направленной на коррекцию внутренней картины болезни и на формирование совладающего поведения и позитивного самоотношения [5, 11]. В процессе проведения программы тренинга в группе происходило осознание больными своих возможностей после болезни, социальной роли, формирование позитивных и доступных жизненных целей [8]. Больные осваивали приемы межличностного взаимодействия в новых условиях жизни, в новом социальном статусе – «больного». В процессе проведения программы психологической помощи происходило осознание и разрешение внутриличностного конфликта (непринятие новой социальной роли) и необходимости изменения иерархии жизненных ценностей, где на первое место выходит ценность своего здоровья.

Отмечалась позитивная динамика: снижение реактивной и личностной тревожности по шкале Спилбергера – Ханина, снижение тревоги и депрессии по HADS, принятие болезни; повышение качества жизни, повышение оценок по шкале самообслуживания Бартел и шкале MMSE. Результаты кластерного анализа высказываний больных свидетельствуют о перемещении акцента отношений с позиции социальной и психологической фрустрированности больных до тренинга на позицию целостного самовосприятия и самодостаточности, осознания ценности здоровья, укрепления чувства собственного достоинства после тренинга.

Вывод

Проведение тематически ориентированного тренинга с больными после инсульта на этапе позднего реабилитационного периода может способствовать повышению комплаенса, позитивного самоотношения, стабилизации эмоционального состояния.

×

Об авторах

Наталья Георгиевна Ермакова

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Автор, ответственный за переписку.
Email: nataliya.ermakova@yandex.ru

д-р психол. наук, проф. каф. клинич. психологии и психол. помощи

Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. Мойки, д. 48

Список литературы

  1. Александров А. А. Интегративная психотерапия. СПб.: Питер, 2009. 352 с
  2. Белова А.Н. Нейрореабилитация: руководство для врачей. 2-е изд. М.: Антидор, 2010. 1288 с.
  3. Бьюдженталь Д. Искусство психотерапевта: пер. с англ. М.: Корвет, 2013. 316 с.
  4. Григорьева В.Н., Тхостов А.Ш. Психологическая помощь в неврологии: монография. Н. Новгород: Нижегор. гос. мед. акад., 2009. 444 с.
  5. Григорьева В.Н., Калинина С.Я., Нестерева В.Н., Сорокина Т.А. Оценка степени достижения целей в нейрореабилитации больных с инсультом // Неврол. вестн. 2015. Т. 47, № 2. С. 52–57.
  6. Демиденко Т.Д., Ермакова Н.Г. Основы реабилитации неврологических больных. СПб.: Фолиант, 2004. 304 с.
  7. Ермакова Н.Г. Особенности личности, отношение к заболеванию и к лечению больных с последствиями инсульта // Вестн. психотерапии. 2019. № 70 (75). С. 54–68.
  8. Ермакова Н.Г. Психологическая реабилитация больных с последствиями инсульта в условиях реабилитационного стационара: автореф. дис. … д-ра мед. наук. СПб., 2021. 20 с.
  9. Кадыков А.С., Шахпаронова Н.В. Реабилитация после инсульта. М.: МИА, 2017. 240 с.
  10. Карвасарский Б.Д. Психотерапия при пограничных психических расстройствах // Пограничные психические расстройства / под ред. Ю.А. Александровского. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. С. 402−433.
  11. Курмышев М.В., Савилов В.Б., Костюк Г.П. Динамика восприятия качества жизни у пациентов с когнитивным снижением в период пребывания в комплексной программе нейрокогнитивной реабилитации // Обозр. психиатрии и мед. психологии им. В.М. Бехтерева. 2018. № 3.С. 47–52.
  12. Логунов К.В. Оценка эффективности лечебных и диагностических методов. СПб.: Изд. дом СПбМАПО, 1999. 26 с.
  13. Мальцев С.Ю., Михайлов В.А, Мазо Г.Э., Лукина Л.В. Постинсультная депрессия: диагностические трудности и терапевтические перспективы // Обозр. психиатрии и мед. психологии им. В.М. Бехтерева. 2017. № 4. С. 13–17.
  14. Мясищев В. Н. Психотерапия как система средств воздействия на психику человека в целях восстановления его здоровья // Психотерапия при нервных и психических заболеваниях: сб. науч. тр. Л., 1973. Т. 66. С. 7–20.
  15. Ялом И. Групповая психотерапия: пер с англ. М.: Эксмо-пресс, 2001. 576 с.
  16. Barclay R., Ripat J., Mayo N. Factors describing community ambulation after stroke: a mixed-methods study // Clinical Rehabilitation. 2015. Vol. 29, N 5. P. 509–521. doi: 10.1177/0269215514546769.
  17. McCarthy M. Age, subjective stress, and depression after ischemic stroke // J. Behav Med. 2016. Vol. 39, N 1. P. 55–64. doi: 10.1007/s10865-015-9663-0.
  18. Patel A.V., Shah S.H., Patel K., Mehta P. Prevalence of post-stroke anxiety and its association with socio-demographical factors, post-stroke depression, and disability // Neuropsychiatria i Neuropsychologia. 2018. Vol. 13, N 2. P. 43–49. doi: 10.5114/nan.2018.79604.
  19. Townend E., Tinson D., Kwan J., Sharpe M. Feeling sad and useless: an investigation into personal acceptance of disability and its association with depression following stroke. Clinical Rehabilitation. 2010. Vol. 24, N 6. P. 555–564. doi: 10.1177/0269215509358934.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Кластерное дерево по результатам стандартизированного клинического интервью больных до проведения коррекции [адаптировано по 8]

Скачать (146KB)
3. Рис. 2. Кластерное дерево по результатам стандартизированного клинического интервью больных после проведения коррекции [адаптировано по 8]

Скачать (145KB)


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».