№ 86 (2023)
Психотерапия
Структура научных исследований в зарубежных статьях по психотерапии (2012–2021)
Аннотация
Введение. При увеличивающемся потоке публикаций провести анализ научных исследований рутинным способом затруднительно. Для этих целей сотрудники Centre for Science and Technology Studies of Leiden University (Нидерланды) разработали аналитическую программу VOSviewer. Программа представляется пользователям бесплатно.
Цель – анализ структуры научных исследований в зарубежных статьях по психотерапии за 10 лет, опубликованных с 2012 по 2021 г.
Методология. Поисковый режим в реферативной базе данных PubMed выявил 89,8 тыс. откликов на зарубежные публикации по психотерапии, изданные за 10 лет – с 2012 по 2021 г. Доля изученных статей составила 88,6 % от найденного массива. При помощи программы VOSviewer при 250 повторениях ключевых слов и 40 статьях авторов, которые они издали лично или в соавторстве, выявили 6 кластеров по содержанию статей и 14 ведущих научных соавторств.
Результаты и их анализ. В сгруппированных кластерах авторы в основном изучали в публикациях: в 1-м кластере – влияние психотерапии (конкретных методических приемов) на психологическую адаптацию пациентов, в том числе с психическими расстройствами, методические приемы организации психотерапевтического вмешательства, взаимоотношения психотерапевтов и пациентов, доля общей силы связи – 26,7 % в массиве всех публикаций; во 2-м – особенности биологических и нейропсихологических маркеров психологического воздействия на человека, с общей силой связи 21,4 %; в 3-м – эффективность применения методик психологического воздействия с позиций доказательной медицины, с общей силой связи 17,1 %; в 4-м – применение когнитивной терапии при зависимостях, в том числе в удаленном режиме в сети Интернет, формирование у пациентов здорового образа жизни и технико-экономическое обоснование лечения, с общей силой связи 14,9 %; в 5-м – лечение пациентов с психическими расстройствами с помощью когнитивно-поведенческой и комбинированной терапии, в том числе с нейрофармакологическими препаратами, с общей силой связи 10,6 %; в 6-м кластере – лечение детей с нарушениями развития и поведения, отношение детей и родителей, осложнение беременности, проблемы воспитания детей, с общей силой связи 4,4 %. Рассчитана структура использованных психотерапевтических техник, и представлено содержание ведущих научных соавторств по психотерапии.
Заключение. При большом массиве публикаций программа VOSviewer позволяет выявить основные направления научных исследований в изучаемой отрасли знаний и определить приоритеты будущих исследований в сфере психотерапии.


Нейромоторная и танцевально-двигательная терапии в реабилитации пациента с болезнью Пика (клинический случай)
Аннотация
Актуальность. Методы нейромоторной и танцевально-двигательной терапии, направленные на психомоторную коррекцию эмоциональной, двигательной, когнитивной сфер психики человека сравнительно недавно применяются в реабилитации пациентов различных нозологическских групп. Болезнь Пика – это хроническое и прогрессирующее заболевание центральной нервной системы, встречающееся обычно в возрасте 50–60 лет и характеризующееся деструкцией и атрофией коры головного мозга преимущественно в области лобных и височных долей. Распространенность в структуре деменций составляет 2–5 %.
Клиника заболевания характеризуется незаметным началом и постепенным прогрессированием. Средний возраст начала заболевания – 54 года. Средняя продолжительность до наступления смерти – 6 лет.
Особенностью клиники в начале заболевания является постепенное нарушение эмоционально-волевой и поведенческой сферы, а также снижение критики к своему состоянию. Таким образом, коррекция психомоторного состояния пациентов с помощью танцевально-двигательной терапии как невербального психотерапевтического метода дает возможность улучшить качество жизни таких пациентов.
Цель – апробация нейромоторной и танцевально-двигательной терапии как метода невербальной психотерапии в реабилитации пациента с болезнью Пика.
Методология. В данной статье подробно изложены психологический, психомоторный анализ пациента с болезнью Пика, находящегося в психиатрическом стационаре. Подробно описывается и анализируется психотерапевтическая работа танцевально-двигательного терапевта, опирающаяся на предварительную психологическую и психомоторную диагностику.
Результаты и их анализ. Приводится описание моторно-эмоционального состояния пациента в процессе танцевально-терапевтической сессии в динамике, с опорой на психодиагностический инструментарий. Можно отметить, что преморбидно высокий интеллектуальный уровень удлиняет процесс снижения и избирательность поражения, что позволяет через сложный художественный образ танца мобилизовать компенсаторные возможности из резервов других полушарий мозга. При отключении локальных когниций левого полушария включается компенсаторный процесс правого полушария головного мозга.
Заключение. Резюмируя, отмечаем, что нейромоторная и танцевально-двигательная терапии могут успешно применяться в реабилитации пациентов как с болезнью Пика, так и с болезнью Альцгеймера. При наличии когнитивного регресса левого полушария компенсаторная активация правого полушария головного мозга в танцевально-двигательной терапии может значительно улучшить качество жизни таких пациентов.


Основные проблемы истории психотерапии (часть I)
Аннотация
Актуальность. Полноценная история психотерапии остается на данный момент ненаписанной, хотя историография ближайших к ней дисциплин, психиатрии и психологии, представлена довольно хорошо. В силу того, что любая область человеческих знаний не может быть осмыслена без изучения своих корней, без рефлексии развития собственных представлений об изучаемой реальности, историописание генезиса теории и практики психологической помощи остается насущной задачей. Вместе с тем существует большое количество проблем в данной области, от решения которых зависит написание истории психотерапии.
Цель – выявление основных проблем истории психотерапии и предложение вариантов их решения.
Методология. Выполнен системный анализ пяти проблем истории психотерапии: проблем факта и его интерпретации, источника, метода, проблемы «точки отсчета» истории психотерапии и проблемы периодизации истории психотерапии.
Результаты и их анализ. Были проанализированы пять проблем истории психотерапии и предложены варианты их решения: проблема факта и его интерпретации (факт не как событие, а как утверждение о событии, субъективизм в интерпретации фактов, необходимость отражения в историографии различных точек зрения при толковании фактов), проблема источника (предложены такие источники истории психотерапии, как монографии, статьи и лекции классиков, справочная и учебная литература, руководства по психотерапии), проблема метода (предложено три группы методов изучения истории психотерапии: организационно-стратегические методы, методы получения и методы обработки и интерпретации данных), проблема «точки отсчета» истории психотерапии (выявлено восемь потенциально возможных «точек отсчета» истории психотерапии в зависимости от различных критериев), проблема периодизации истории психотерапии (представлен ряд критериев периодизации истории психотерапии, предложена схема ее деления на периоды, состоящая из двух эпох и пяти этапов развития).
Заключение. Недостаточная разработанность истории психотерапии, отсутствие консенсуса даже по базовым вопросам не позволяют предлагать решения указанных проблем как единственно возможные и безусловно правильные, однако их выявление можно считать первым шагом на пути к построению соответствующего нарратива. Хочется надеяться, что данная статья породит дискуссию на тему истории психотерапии среди специалистов и что в ходе нее решения указанных проблем будут найдены.



Психиатрия и наркология
Клинический случай злокачественного нейролептического синдрома на фоне фебрильной шизофрении у пациентки, перенесшей новую коронавирусную инфекцию
Аннотация
Актуальность определяется широким распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Влияние этой инфекции на течение других заболеваний только изучается. Очень важным для практической деятельности остается вопрос проведения дифференциальной диагностики между злокачественным нейролептическим синдромом и фебрильной шизофренией.
Цель – провести анализ клинического случая злокачественного нейролептического синдрома на фоне фебрильной шизофрении у пациентки, перенесшей COVID-19.
Материалы и методы. Использованы клинико-архивный и клинико-катамнестический методы исследования. По данным истории болезни представлена пациентка, перенесшая COVID-19, у которой развился злокачественный нейролептический синдром на фоне фебрильной шизофрении. Представлен катамнез через 12 мес.
Результаты и их анализ. Манифестация психического расстройства в данном клиническом случае произошла на фоне обострения герпетической вирусной инфекции. На фоне выраженного болевого синдрома стали появляться первые его проявления: выраженная тревога, сниженный фон настроения, снижение аппетита, ипохондричность. Далее последовательно развертывались стадии шизоаффективного расстройства, начиная с «чистых» аффективных нарушений, далее с присоединением психотической симптоматики в виде бредовых идей, а в дальнейшем и онейроидно-кататонических расстройств. Сложность данного клинического случая заключается в том, что после того, как больная перенесла COVID-19 (с поражением легких по компьютерной томографии 3 %), клиническая картина значительно ухудшилась и появились симптомы злокачественного нейролептического синдрома. Соматическое состояние также было отягощено присоединением в дальнейшем псевдомембранозного колита как осложнения COVID-19. Продолжительность психоза была около 6 мес., и, несмотря на крайне тяжелое соматическое состояние, активное лечение (плазмоферез, гемосорбцию, медикаментозную седацию), «обрыва» острого психоза так и не произошло. В дальнейшем психоз самостоятельно купировался без какого-либо лечения. У пациентки полностью восстановились психические и соматические функции, несмотря на неблагоприятные данные перед выпиской из соматической больницы (продолжающийся психоз, признаки атрофии головного мозга на магнитно-резонансной томографии).



Медицинская психология
Изучение осведомленности женщин репродуктивного возраста о вредных последствиях употребления алкоголя
Аннотация
Введение. В России, по данным Всемирной организации здравоохранения, наблюдается один из самых высоких показателей потребления алкоголя среди женщин репродуктивного возраста, что указывает на необходимость усиления мер профилактики с использованием активного и пассивного информирования о негативных последствиях употребления алкоголя во время беременности, в частности о фетальном алкогольном синдроме.
Цель – изучение осведомленности женщин репродуктивного возраста о вредных последствиях употребления алкоголя.
Методология. В исследовании приняли участие 100 женщин в возрасте от 17 до 46 лет (M = 30,7; SD = 0,6). Применялись: 1) опросник по изучению осведомленности о последствиях употребления алкоголя во время беременности, об источниках информации о здоровом образе жизни и о мероприятиях, которые необходимо осуществлять для рождения здорово- го ребенка; 2) краткий тест для выявления расстройств, связанных с употреблением алкоголя RUS-AUDIT-S. Анализ данных проводился при помощи изучения распределения частот и таблиц сопряженности с использованием критерия χ².
Результаты и их анализ. Полученные результаты свидетельствовали о том, что 95 % женщин знали о том, что употребление алкоголя во время беременности может нанести вред будущему ребенку, однако о фетальном алкогольном синдроме знают только 25 % опрошенных, что указывает на недостаточную осведомленность женщин о потенциальных последствиях пренатального воздействия этанола на плод. По результатам теста RUS-AUDIT-S среди беременных женщин, принявших участие в исследовании, четыре женщины из пяти, употребляли алкогольные напитки в течение последних 12 месяцев, а одна из пяти употребляла в течение этого периода алкоголь в опасных количествах. Среди 52 женщин, планирующих беременность в ближайшие 12 месяцев, у восьми было выявлено употребление алкоголя в опасных количествах, а у двух выявлен риск возможной алкогольной зависимости. При
том была обнаружена высокая значимость бесед с медицинским работником как важного источника получения информации о здоровье для женщин, что позволяет эффективно осуществлять мероприятия по профилактике фетального алкогольного синдрома в медицинских организациях, оказывающих помощь женскому населению по профилю «акушерство и гинекология».
Заключение. Полученные в исследовании результаты указывают на сохраняющуюся необходимость совершенствования мероприятий, направленных на предупреждение употребления алкогольных напитков широкими группами населения, в том числе беременными и женщинами, планирующими беременность. Активное информирование о вредных последствиях потребления алкоголя и проблемах развития детей, подвергшихся внутриутробному воздействию этанола, реализуемое в практической деятельности работниками здравоохранения, является значимым источником знаний о здоровье для женщин, обращающихся за медицинской помощью.



Образ отца и психологические особенности личности мужчин с различной сексуальной ориентацией из полных семей
Аннотация
Актуальность. В силу растущей распространенности неполных семей в последнее время исследователи все чаще сосредотачиваются на фигуре отсутствующего отца, тогда как еще не до конца решен вопрос о вкладе отцовских практик воспитания в формирование и функционирование психологического пространства сына в полных семьях. Неразрешенным остается и вопрос о качестве и механизмах влияния фигуры отца на психосексуальное развитие сына и паттерн привязанности.
Цель – изучить индивидуально-психологические особенности личности у мужчин с различной сексуальной ориентацией, выросших в полных семьях, в соотнесении с характеристиками их отцовской фигуры.
Методология. Для изложения текущего состояния понимания проблемы проведен обзор научных статей, опубликованных в период с 2000 по 2019 г. в электронных базах данных. В соответствии с целью исследования нами было представлено описание трех случаев, включающих мужчин с разной сексуальной ориентацией, выросших в полных семьях. Исследование проводилось с помощью клинической беседы, а также с использованием стимульного материала методики «Незаконченные предложения».
Результаты и их обсуждение. Рассмотрена актуальность проблемы образа отца, его психологические аспекты; дан краткий анализ исследования трех кейсов, включающих мужчин различной сексуальной ориентации, выросших в полных семьях; описаны результаты исследования их образа себя и образа партнера; соотнесены картины семейной среды и романтических отношений, а также приведены потенциальные направления психотерапевтической работы.
Заключение. Проработка неадаптивных паттернов и последующих проблем в межличностной коммуникации может стать одним из перспективных направлений психотерапевтической работы с респондентами, чей образ отца окрашен негативно, а картина семейных отношений дисгармонична.



Психофизиология
Психофизиологический статус и вегетативная регуляция у студентов с соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы при обучении в период пандемии
Аннотация
Актуальность. Изменение психофизиологического состояния студентов с соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы при дистанционном формате обучения в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 привлекло к себе особое внимание многих исследователей [2, 5, 6]. В настоящее время наблюдается рост психовегетативных расстройств и формирование соматоформной дисфункции вегетативной нервной системы (СДВНС) в связи с факторами пандемии новой коронавирусной инфекции, что влияет на психофизиологический статус, успешность обучения.
Цель: оценка психофизиологического статуса и особенностей вегетативной регуляции у студентов с соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы при обучении в вузе в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Методология. Всего обследовано 250 обучающихся Университета при МПА: 127 – мужского и 123 – женского пола – при обучении в вузе в период с 2018 по 2022 г. (обследование с 12.10.2020 по 29.09.2021 пришлось на период пандемии новой коронавирусной инфекцией COVID-19, в связи с чем было организовано дистанционное обучение с применением электронной образовательной среды). У 19 студентов выявлены симптомы соматоформной дисфункции вегетативной нервной системы (группа больных). При исследовании были применены клинико-инструментальные, психофизиологические, математико-статистические методы. Студенты обследованы в период и после обучения в дистанционном режиме.
Результаты и их анализ. Выявлены значимые корреляционные взаимосвязи показателей успеваемости с показателем ситуативной тревожности, активности теста «Самочувствие, активность, настроение» и теста на выявление синдрома вегетативной дисфункции [3]. Установлено, что дистанционное обучение влияет на регуляцию органов и систем (кровообращения, ЦНС) и воздействует на психофизиологический статус студента; кроме того, появление у некоторых студентов вегетативного дисбаланса оказывает влияние на их успеваемость и формируют синдром соматоформной дисфункции вегетативной нервной системы.
Заключение. Функциональное состояние у студентов с соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы при обучении в период пандемии характеризуется изменением психофизиологического статуса, вегетативной регуляции, которая требует психофизиологической коррекции, направленной на поддержку саногенеза и нормализацию симптомов соматоформной дисфункции вегетативной нервной системы, влияющих на успешность обучения.



Психофизиологические механизмы внимания и методы коррекции их нарушений
Аннотация
Введение. Вопросы регуляции внимания считаются одной из самых сложных проблем психофизиологии. Роль внимания в жизнедеятельности человека не может быть переоценена, так как внимание участвует восприятии необходимой информации, а также в регуляции психических процессов.
Цель – анализ современных взглядов на психофизиологические механизмы внимания и перспективы этиопатогенетической коррекции его нарушений.
Методология. Осуществлен поиск представленных результатов научных работ в реферативно-библиографических базах данных Российского индекса научного цитирования [https://elibrary.ru/] и PubMed [https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/] за последние 10 лет.
Результаты и их анализ. Анализ современной литературы показывает, что и по прошествии двух веков изучения внимания в этой области знаний остаются белые пятна. Существует ряд гипотетических теорий, определяющих механизмы внимания, но отсутствует единое мнение в отношении роли центральной нервной системы в его регуляции. Проанализированы современные взгляды на нарушения внимания и рассмотрены методы их коррекции.
Заключение. В связи с ростом частоты нарушений внимания в настоящее время существует необходимость более интенсивного изучения проблемы коррекции внимания.


