Статусные позиции и научный капитал ученых в российской науке

Обложка

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Исследуется распределение научного капитала и статусных позиций ученых в российской науке. Проблема неравенств в научной среде особо актуальна в новых условиях накопления научного капитала в связи с требованиями к открытости научных исследований и с широким использованием социальных научных сетей. Теоретико-методологическая рамка исследования основана на идеях Р. Мертона о дифференцированном накоплении преимуществ в науке и П. Бурдье о характере доминирования в поле науки и значимых в науке формах социального капитала. Приведены результаты онлайн-опроса российских ученых (N = 551), цель которого – выявление зон разрывов и противоречий внутри поля российской науки. На основе интегральных индексов научного статуса выделены три категории ученых с разными научными позициями (высокой, средней и низкой), определены их социально-демографические характеристики. Раскрыто дифференцирующее значение чистого и институционального научного капитала. Выявлены противоречия между формально-статусным доминированием и доминированием в производстве передовой научной информации; формальными характеристиками научного статуса и субъективными, такими как показатели «отдачи» от накопленного научного капитала. Сделано предположение, что устранение выявленных противоречий средствами научной политики может способствовать развитию потенциала российской науки.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Антонина Вячеславовна Носкова

МГИМО МИД России

Автор, ответственный за переписку.
Email: noskova@inno.mgimo.ru

доктор социологических наук, профессор, кафедра социологии

Россия, Москва

Дарья Валерьевна Голоухова

МГИМО МИД России

Email: v.goloukhova@inno.mgimo.ru

кандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии

Россия, Москва

Елена Игоревна Кузьмина

МГИМО МИД России

Email: kuzmina@inno.mgimo.ru

кандидат социологических наук, старший преподаватель, кафедра социологии

Россия, Москва

Список литературы

  1. Батыгин С. «Эффект Матфея»: накопленное преимущество и распределение статусов в науке // Ведомости прикладной этики. 2001. № 18. С. 161–172.
  2. Бурдье П. Homo academicus. М.: Ин-т Гайдара, 2018.
  3. Бурдье П. Клиническая социология поля науки// Социоанализ Пьера Бурдье. Альманах Российскофранцузского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук / Под ред. Н. А. Шматко. М.: ИЭС; СПб.: Алетейя, 2001. С. 49–95.
  4. Бурдье П. Поле науки // Социальное пространство: поля и практики/ Пер. с франц.; отв. ред., сост. и послесл. Н. А. Шматко.М.: ИЭС; СПб.: Алетейя, 2005. С. 473–517.
  5. Володарская Е. А., Киселева В. В. Неравенство ученых – новая особенность российской науки // Социология науки и технологий. 2011. № 2. С. 52–60.
  6. Гримов О. А. Ученые в научных социальных сетях: коммуникативные практики, профессиональные связи и коллаборации // Науковедческие исследования. 2022. № 1. С. 164–182.
  7. Крейн Д. Социальная структура группы ученых: проверка гипотезы о «невидимом колледже // Коммуникация в современной науке / Под ред. Э. М. Мирского, В. Н. Садовского. М.: Прогресс, 1976. С. 183–218.
  8. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: ACT, 2006.
  9. Мертон Р. Эффект Матфея в науке, II: накопление преимуществ и символизм интеллектуальной собственности // THESIS. 1993. № 3. С. 256–276.
  10. Неделевская И. Парадокс эффекта Матфея в науке и его социологическое решение // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2023. № 1. С. 33–39.
  11. Носкова А. В., Голоухова Д. В., Кузьмина Е. И., Галицкая Д. В. Цифровые компетенции преподавателей в системе академического развития высшей школы: опыт эмпирического исследования // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 1. С. 159–168.
  12. Прайс Д.Дж. Тенденции в развитии научной коммуникации – прошлое, настоящее, будущее // Коммуникация в современной науке / Под ред. Э. М. Мирского, В. Н. Садовского. М.: Прогресс, 1976. С. 93–109.
  13. Прайс Д.Дж., Бивер Д. Б. Сотрудничество в «невидимом колледже» // Коммуникация в современной науке / Под ред. Э. М. Мирского, В. Н. Садовского.М.: Прогресс, 1976. С. 335–350.
  14. Bultitude K. The Why and How of Science Communication// In: Science Communication /Ed. by P. Rosulek. Pilsen: European Commission, 2011. P. 1–18.
  15. Luthans F., Youssef-Morgan C. M. Psychological Capital: An Evidence-Based Positive Approach// Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. 2017. No. 4. Р. 339–366.
  16. Merton R. The Matthew Effect in Science // Science. 1968. Vol. 5. No. 159. Р. 56–63.
  17. Rossiter M. W. The Matthew Matilda Effect in Science // Social Studies of Science. 1993. Vol. 23. No. 2. Р. 325–341.

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».