«Такой человек исключительно опасен для общества. Тем более если он находится у власти». Рец. на книгу: А. Кронфельд. Дегенераты у власти. Сексуальные извращения и нацизм. Свидетельство психиатра / под ред. Л. Мекаччи, А. Эткинда. М.: Эксмо, 2023. 160 с.
- Авторы: Хавкин Б.Л.1
-
Учреждения:
- Российский государственный гуманитарный университет
- Выпуск: № 5 (2024)
- Страницы: 248-250
- Раздел: Рецензии
- URL: https://ogarev-online.ru/0130-3864/article/view/267562
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0130386424050207
- ID: 267562
Цитировать
Полный текст
Полный текст
В 2023 г. в Москве вышло в свет переиздание интересного, но малоизвестного источника по психоаналитической истории нацизма – работы немецко-советского психолога, психиатра и сексолога Артура Кронфельда (1886–1941) «Дегенераты у власти». Книга состоит из предисловия историка, культуролога и психолога Александра Эткинда, брошюры Кронфельда «Дегенераты у власти» («Адольф Гитлер», «Герман Геринг», «Йозеф Геббельс», «Другие члены банды»), статьи Кронфельда «Психопаты у власти» («Гитлер перед Мюнхенским судом»), биографического справочника, очерка о жизни и творчестве Кронфельда, указателя имен, примечаний (с. 5).
В основе книги – история судебной экспертизы психофизического состояния Гитлера, проведенной в 1932 г. профессором Кронфельдом. В мае 1932 г. Кронфельд был приглашен судом в Мюнхене в качестве эксперта по скандальному делу: фюрер Национал-социалистической германской рабочей партии (НСДАП) Адольф Гитлер подал в суд за клевету на журналиста Вернера Абеля, который ранее сотрудничал с Гитлером и НСДАП. В опубликованной в журнале Die Weltbühne («Мировая трибуна») статье Абель утверждал, что Гитлер принял от дуче фашистской Италии Бенито Муссолини при посредничестве майора итальянской армии Мильорати деньги в сумме 10 млн лир. По законодательству Веймарской республики, Гитлер, будучи вождем политической партии, представленной в рейхстаге, не имел права получать финансирование из-за рубежа. Приняв иностранные деньги, Гитлер совершил государственную измену. Следовательно, если бы этот факт был в 1932 г. признан судом, в 1933 г. Гитлер не смог бы стать рейхсканцлером.
Подкуп Гитлера, по утверждению Абеля, имел место в одном из мюнхенских отелей в присутствии самого Абеля и некоего Гейнеса. Поскольку обе стороны в суде, словно сговорившись, кивали на психическую ненормальность друг друга, суд счел необходимым пригласить для официальной экспертизы психиатра. Им стал доктор Кронфельд.
Процесс проходил в июне 1932 г. во Дворце правосудия в Мюнхене. «Три дня сидел я вместе с Гитлером и его сообщниками в небольшой свидетельской комнате, ожидая допроса, – вспоминал Кронфельд. – Это время я использовал для внимательного наблюдения героя процесса» (с. 49).
«Судьям не удалось вытянуть из Гитлера ни одного ясного ответа. Вместо этого он каждый раз начинал нескончаемые тирады об “унижении Германии“ и своей роли спасателя» (с. 92). В зале суда Гитлер набросился на Абеля с кулаками; «рот его был в пене, лицо было перекошено» (с. 92). По словам Кронфельда, в зале суда Гитлер совершенно не владел собой, а порой кричал так, что на его губах появлялась пена. «Взрывы звероподобного бешенства и общие фразы о своей спасительной миссии были единственным ответом на конкретные вопросы судей», – отмечал врач (с. 50).
Доктор Кронфельд вынес ясное и однозначное психиатрическое заключение: Гитлер – психопат и истерик, одержимый манией величия (с. 58). Суд оштрафовал Гитлера на 800 марок за отказ от дачи показаний и на 200 марок за хулиганское поведение в суде, но не признал его виновным в получении иностранных денег. Абель же за лжесвидетельство был приговорен к трем годам заключения. Через девять месяцев, когда Гитлер пришел к власти, он приказал убить Абеля, отбывавшего наказание в концлагере Дахау. Гитлер расправился и со всем составом суда. «То, что Гитлер забыл обо мне, – счастливая случайность. Впрочем, я вовремя бежал из Германии», – писал Кронфельд (с. 93).
В гитлеровском рейхе у Кронфельда были все основания опасаться за свою жизнь. Во-первых, он был евреем по происхождению и социал-демократом по политическим убеждениям. Во-вторых, он занимался «крамольной» в Третьем рейхе наукой – сексологией: руководил отделением «душевных половых расстройств» в Институте сексуальных наук. 6 мая 1933 г. институт был закрыт нацистами, а его библиотека сожжена. В-третьих, на упомянутом процессе в Мюнхене Кронфельд признал Гитлера психопатом и истериком.
В 1934 г. нацисты запретили Кронфельду медицинскую практику в Германии. Доктор с женой Лидией уехал в Швейцарию, но эта страна не предоставила им убежища. В 1936 г. Артур и Лидия Кронфельд эмигрировали в Советский Союз. Светиле европейской науки предоставили трехкомнатную квартиру в центре Москвы, куда он вывез из Швейцарии свою богатейшую библиотеку, коллекцию французской бронзы и роскошную мебель. Через год после приезда в СССР (за этот год Кронфельд, которого в Советском Союзе звали Артуром Соломоновичем, выучил русский язык и получил советский паспорт) он занял пост руководителя отдела экспериментальной патологии и терапии психозов в невропсихиатрическом Институте им. П.Б. Ганнушкина, что давало возможность заниматься лечебной практикой и научной деятельностью. Профессор написал серию статей и книг по теории и клинике шизофрении. Как практикующий медик Кронфельд лечил больных, в том числе и высокопоставленных советских партийно-государственных деятелей.
Но Кронфельд интересовал советскую власть не только как врач и ученый, но и как человек, соприкасавшийся с верхушкой Третьего рейха. В 1939 г. он написал брошюру «Дегенераты у власти», напечатанную в СССР «для служебного пользования» тиражом всего 50 экземпляров.
Александр Эткинд высказал предположение, что поручение написать эту брошюру исходило от наркома иностранных дел М.М. Литвинова, «который искал новые аргументы в своей борьбе против сговора с Гитлером, или от кого-то из его влиятельных сторонников. Для Литвинова и его подчиненных уникальные знания Кронфельда об извращенной сексуальности нацистских лидеров были настоящим сокровищем» (с. 38).
После 3 мая 1939 г., когда произошла замена Литвинова на посту наркома иностранных дел на В.М. Молотова, и особенно в период советско-германской «дружбы» сентября 1939 – июня 1941 г. о нацистских «дегенератах у власти» в СССР предпочитали не говорить вслух.
Однако после 22 июня 1941 г. – нападения нацистской Германии на Советский Союз – ситуация изменилась: брошюра Кронфельда «Дегенераты у власти» была издана 100 000 тиражом в Москве (в издательстве газеты «Медицинский работник»), а также в Красноярске и Алма-Ате. Фрагменты брошюры печатались в газетах. Например, заметки Кронфельда о Геббельсе под названием «Ничтожный клопик» появились 11 августа 1941 г. в «Вечерней Москве» (с. 40).
Коллекция «дегенератов у власти», собранная Кронфельдом, была основана на конфиденциальной информации о Гитлере и его приближенных. Эту коллекцию сегодня отнесли бы к «устной истории» (с. 32). Медицинская характеристика, данная Кронфельдом Гитлеру, похожа на политический памфлет, основанный не только на личных наблюдениях (источниках личного происхождения), но и на собранных свидетельствах о нацистском фюрере, главным образом негативных.
Психиатр называет Гитлера плохим актером, разыгрывающим роль императора. «На лице его застывала какая-то глупая мина, которая должна была выражать величие» (с. 49). В характере Гитлера психиатр усмотрел такие черты, как трусость, лживость, «самообожествление», тщеславие, истеричность, «садистическая жестокость», раздражительность, «полное отсутствие сострадания и склонность к суе- верию и мистике» (с. 54–55).
«Кровью, пулей, виселицей, обманом, демагогией пробивал себе Гитлер путь к власти. Его временный и шаткий “трон” стоит на костях врагов и друзей, ставших вдруг неудобными. От всего, что связано с именем Гитлера, веет холодом смерти, ненавистью ко всему живому и прогрессивному, человеческими слезами и кровью» (с. 51); «домогаясь власти, он, как маньяк, полный необузданного тщеславия, не пренебрегал никакими преступлениями» (с. 54).
«Все уродливые особенности личности Гитлера особенно опасны вследствие того, что его извращенные желания беспрепятственно реализуются, не сдерживаемые ни малейшими моральными тормозами. Характерно, что в безграничном самообожании “фюрер” возводит свои недостатки в принципы и идеалы. В своей книге («Майн кампф». – Б.Х.) он прославляет уменье лгать как признак человека, выделяющегося над толпой; он рассматривает жестокость как качество истинного вождя и т. д. Такой человек исключительно опасен для общества. Тем более если он находится у власти», – констатирует Кронфельд (с. 57).
Важным источником информации о частной жизни нацистских бонз для Кронфельда был Эрик Хануссен, берлинский артист и гипнотизер. Хануссен рассказывал Кронфельду о гомосексуальных связях молодого Гитлера, сексуальными партнерами которого были штурмовики Карл Эрнст, Эдмунд Хайнес и, возможно, секретарь Гитлера Рудольф Гесс, имевший прозвище «Фрейлен Гесс» (с. 78). Хануссен был убит Эрнстом, Хайнес погиб в «Ночь длинных ножей», а Гесс стал заместителем фюрера и рейхсминистром. Гитлер заставил Гесса жениться на старушке с миллионным состоянием (с. 78).
Гомосексуальных партнеров Гитлера, как и его самого, Кронфельд диагностировал как «сексуальных дегенератов» (с. 33). Профессор отмечал: «Как многие резко выраженные психопатические личности, Гитлер ненормален в половом отношении. Можно считать установленным, что чувство любви к женщине ему недоступно» (с. 56).
Доктор Кронфельд пришел к выводу, что Гитлера ждет неминуемый крах. «Вместе с неизбежным крахом авантюристических планов зверя, психопата и истерического выскочки придет неминуемый конец массовому насилию, которое возведено в степень добродетели, исчадию ада, имя которому Адольф Гитлер» (с. 58).
Если в основе характера Гитлера лежит «безграничный нарциссизм», «дегенеративная примитивность» и «звероподобное бешенство», то Геринг описан как наркоман с избыточным весом, «жестокостью и дикостью», который «страдал разными психическими болезнями и безуспешно лечился в шведских больницах». Геббельс – «дегенерат с гипертрофированным половым влечением, что часто случается с уродами». Риббентроп – «контрабандист, наживший миллионы на поддельном шампанском» (с. 37–38). «Гиммлер перенес душевное заболевание – шизофрению. Следствием этого явились тупая жестокость, извращения и бред» (с. 81). «Роберт Лей и Юлиус Штрейхер – хронические алкоголики» (с. 81). К тому же Штрейхер – «психопат с половыми извращениями» (с. 82), «спившийся сексуальный преступник и невежда, торговец молоденькими девушками» (с. 84). Все эти характеристики Кронфельд сопровождает интимными подробностями и развернутыми диагностическими формулами.
Главный вывод Кронфельда: «Никогда история не знала правительства с таким уголовным прошлым. Вот кто правит фашистской Германией – преступники, дегенераты, убийцы, коричневые гангстеры» (с. 84).
Брошюра «Дегенераты у власти» была подписана к печати 1 октября 1941 г. 12 октября 1941 г. Кронфельд участвовал в антифашистском митинге ученых в Москве и поставил подпись под его воззванием1. В этот же день Верховное командование сухопутных сил Германии отдало приказ группе армий «Центр» о порядке захвата Москвы и обращении с ее населением2.
15 октября 1941 г. Государственный комитет обороны СССР принял постановление «Об эвакуации столицы СССР г. Москвы»3. В городе пахло гарью: жгли секретные документы. Минировались правительственные здания. 16 октября 1941 г. сотрудники института, в котором работал Кронфельд, были эвакуированы. Но Кронфельда и его жену в список на эвакуацию не включили: в суете о них просто забыли. Но оставаться в городе, который, как он полагал, неминуемо займут нацисты, немецко-советский профессор не мог; еще одна встреча со стоящими в Германии у власти дегенератами не сулила Кронфельду ничего хорошего. 16 октября 1941 г. 55-летний врач и его жена совершили парное самоубийство в своей квартире. Их тела обнаружил Андрей Снежневский – сосед и молодой коллега Кронфельда по Институту им. П.Б. Ганнушкина. После войны Снежневский стал признанным лидером советской психиатрии, автором теории «бессимптомной шизофрении» (с. 43), на основе которой осуществлялось внесудебное преследование инакомыслящих; десятилетиями Снежневский «использовал те натянутые определения, которые Кронфельд критиковал» (с. 43).
В связи с военными событиями смерть супругов Кронфельд не привлекла особого внимания. Место их захоронения, как и судьба их библиотеки и коллекции, неизвестны до сих пор.
Потомкам остались более 200 научных трудов Артура Кронфельда. Но особое место в его наследии занимает тоненькая брошюра «Дегенераты у власти». Чтобы ее читатели могли лучше представить себе степень психической и физической ненормальности нацистского руководства, советские редакторы и цензоры усилили и без того нелицеприятные характеристики, данные автором, заострили и политизировали их. Но диагноз, поставленный доктором Кронфельдом Гитлеру, сохранился без изменения: эксплозивная психопатия.
Книгу Кронфельда, еще одно свидетельство времен нацизма и Второй мировой войны, с интересом прочтут не только историки, но и медики.
1 Антифашистский митинг ученых в Москве 12 октября 1941 г. / Академия наук Союза ССР. М.; Л., 1942.
2 Центральный архив министерства обороны. Ф. 500. Оп. 12462. Д. 114. Л. 74–75.
3 Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне: сб. документов. Т. 2. Кн. 2. Начало. 1 сентября – 31 декабря 1941 г. М., 2000. С. 281.
Об авторах
Борис Львович Хавкин
Российский государственный гуманитарный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: novistor@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4419-3639
Scopus Author ID: 57197713554
доктор исторических наук, профессор Историко-архивного института
Россия, МоскваСписок литературы
- Антифашистский митинг ученых в Москве 12 октября 1941 г. / Академия наук Союза ССР. М.; Л., 1942.
- Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне: сб. документов. Т. 2. Кн. 2. Начало. 1 сентября – 31 декабря 1941 г. М., 2000.
Дополнительные файлы
