Особенности цифровой дипломатии стран Латинской Америки в эпоху глобальной турбулентности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В последние годы публичная дипломатия стран Латинской Америки претерпевает значительную трансформацию, основанную на применении цифровых технологий как инструмента «мягкой силы». Цифровая дипломатия включает в себя использование социальных медиа, онлайн-платформ и виртуальные встречи для продвижения национальных интересов. На протяжении последних 15 лет президенты латиноамериканских государств активно применяют этот инструмент публичной дипломатии для связи с целевыми аудиториями по всему миру.

В большинстве стран Латинской Америки продвигается Twitter-дипломатия для повышения эффективности публичной дипломатии и вовлеченности в нее граждан посредством публикации твитов политическими деятелями или ведомствами         в целях распространения информации о своей внешней политике. Это позволяет не только информировать международное сообщество, но и взаимодействовать       с гражданами, что повышает уровень прозрачности и подотчетности властей.

Однако в работе дипломатических ведомств не используются технологии искусственного интеллекта (чат-боты, цифровые консультанты и др.). Кроме того,     в регионе фиксируется несанкционированное применение технологий генеративного искусственного интеллекта в информационно-психологических операциях. Все это препятствует развитию эффективной дипломатии.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Екатерина Алексеевна Виноградова

Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр технологий искусственного интеллекта в международных отношениях» (НИЦТИИМО)

Автор, ответственный за переписку.
Email: vinogradovacatherine7@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8055-6612

кандидат политических наук, генеральный директор

РФ, 115404 Москва, ул. Липецкая, д. 10, офис 112

Список литературы

  1. OECD/CAF Digital Government Review of Latin America and the Caribbean: Building In-clusive and Responsive Public Services. OECD Digital Government Studies. OECD Publishing, 8.09.2023, 233p. (DOI: https://doi.org/10.1787/29f32e64-en.P.14).
  2. Зиновьева Е.С., Цветкова Н.А., Сытник А.Н. и др. «Цифра» и искусственный интеллект на службе дипломатии: аналитический доклад. Отв. ред. Е.С. Зиновьева. М., МГИМО, 2024, 68 с. [“Cifra” i iskusstvennyj intellekt na sluzhbe diplomatii: analiticheskiy doklad. Otv. red. Ye.S. Zinov'yeva. [«Digit» and artificial intelligence in the service of diplomacy: analytical report]. Moscow, MGIMO, 2024, 68 p. (In Russ.).
  3. Зиновьева Е. С. Цифровая дипломатия США: возможности и угрозы для международ-ной безопасности. Индекс Безопасности. М, 2013, № 1 (104), т. 19, сс. 213-228 [Zinov'ye- va Ye. S. Tsifrovaya diplomatiya SShA: vozmozhnosti i ugrozy dlya mezhdunarodnoy bezopasnosti. [Digital Diplomacy of the United States: Opportunities and Threats to International Security]. Indeks Bezopasnosti, Moscow, 2013, N 1 (104), vol. 19, pp. 213-228 (In Russ.)
  4. Bjola C. Social Media and Public Diplomacy: A Comparative Analysis of the Digital Diplo-matic Strategies of the EU, U.S. and Japan in China. Digital Diplomacy: Theory and Practice. Oxford, 2015, 31 p.
  5. Rodríguez A. Diplomacia digital, ¿adaptación al mundo digital o nuevo modelo de diplomacia? Revista de Ciencias Humanas y Sociales. Cali, 2015, N 31(2), pp. 915-937.
  6. Кнайсль К. Реквием по Европе. Пер. с нем. Е. Крепак, А. Новицкой, ред. А. Понома-ренко. М., Политическое обозрение, 2024, 216 с. [Knaysl' K. Rekviyem po Yevrope. Per. s nem. Ye. Krepak, A. Novitskoy, red. A. Ponomarenko [Requiem for Europe]. Moscow, Politi-cheskoye obozreniye, 2024, 216 p. (In Russ.)
  7. Синчук Ю. В., Власов Б. Е., Огурцов А. Е. Цифровая дипломатия как инструмент внешней политики. Вестник Московского государственного лингвистического университе-та. Общественные науки. М., 2022, № 4, Т. 849, сс. 52-61 [Sinchuk Yu. V., Vlasov B. Ye., Ogurtsov A. Ye. Tsifrovaya diplomatiya kak instrument vneshney politiki. [Digital Diplomacy as a Tool of Foreign Policy]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obshchestvennyye nauki. Moscow, 2022, N 4, vol. 849, pp. 52-61. (In Russ.). doi: 10.52070/2500-347X_2022_4_849_52
  8. Цветкова Н.А., Сытник А.Н., Гришанина Т.А. Цифровая дипломатия и digital interna-tional relations: вызовы и новые возможности. Вестник Санкт-Петербургского университе-та. Международные отношения. СПб, 2022, Т. 15, вып. 2, сс. 174-196 [Tsvetkova N.A., Syt-nik A.N., Grishanina T.A. Tsifrovaya diplomatiya i digital international relations: vyzovy i novyye vozmozhnosti. [Digital diplomacy and digital international relations: Challenges and new ad-vantages]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Mezhdunarodnyye otnosheniya. St. Peters-burg, 2022, vol. 15, iss. 2, pp. 174-196. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.21638/spbu06.2022.204
  9. Azeez I. A. A. The Influence of Digital Diplomacy on Foreign Policy. Journal of Tourism Economics and Policy, London, 2023, N 3, vol. 3, pp. 189-203. DOI: https://doi.org/10.38142/jtep.v3i3.770
  10. Rodríguez Vega D. El entorno digital del diplomático 4.0: propuesta para un marco de trabajo. Revista Política Internacional, Lima, 2023, pp. 61–78. doi: 10.61249/pi.vi130.28
  11. Bjola C., Manor I. Cassidy J. Public Diplomacy in the Digital Age. The Hague Journal of Diplomacy, Oxford, 2019, N 14 (1-2), pp. 83-101. doi: 10.1163/1871191X-14011032
  12. Aguirre Azócar D., Erlandsen M. La diplomacia pública digital en América Latina: desafíos y oportunidades. Revista Mexicana de Política Exterior, México, 2018, N 113, pp. 1-18. doi: 10.1093/acrefore/9780190846626.013.149
  13. Guadarrama Sánchez H. A. La diplomacia digital en Twitter: el caso de México y Estados Unidos. Investigaciones Bibliotecológicas, México, 2022, N 92, vol. 36, pp. 33-57. DOI: https://doi.org/10.22201/iibi.24488321xe.2022.92.58572
  14. Benayas G. La diplomacia pública digital en México y Chile. Desafíos, Bogotá, 2021, N 33, vol. 1, pp. 1-33. doi: 10.12804/revistas.urosario.edu.co/desafios/a.8345
  15. Deciancio M. Digital Diplomacy in Argentina’s Foreign Policy. 2023. Available at: https://pure.giga-hamburg.de/ws/files/51764136/GIGA_DigitalDiplomacyStatecraft_PB_02-2024_Deciancio.pdf (accessed 20.03.2024).
  16. Góes K. E. A Diplomacia digital e seu uso pelo Ministério das Relações Exteriores do Brasil. Available at: https://www.encontro2017.abri.org.br/resources/anais/ 8/1498489143_ARQUIVO_ArtigoABRI2017-DiplomaciaDigital-EduardoKraemerGoes.pdf (ac-cessed 3.04.2024).
  17. Виноградова Е.А. Роль публичной дипломатии АЛБА в урегулировании сирийского конфликта. Мировая политика. М., 2015, № 1, сс. 55-65 [Vinogradova E.A. Rol' publichnoy diplomatii ALBA v uregulirovanii siriyskogo konflikta. [The Role of ALBA Public Diplomacy in the Settlement of the Syrian Conflict]. Mirovaya politika. Moscow, 2015, N 1, pp. 55-65 (In Russ.). doi: 10.7256/2306-4226.2015.1.12619
  18. Declaración de la Cumbre UE-CELAC de 2023 – EEAS.P.4. Available at: https://www.consilium.europa.eu/media/65925/st12000-es23.pdf (accessed 16.03.2024).
  19. AI and Diplomacy: International relations in the age of disruptive technologies. Latin Ameri-can and Caribbean Economic System (SELA). Editorial Director: Clarems Endara. La Paz, Bolivia, 124 p.
  20. Сытник А.Н., Базулуцкая М.М. Анализ социальных сетей как часть исследования цифровой дипломатии: от ручной обработки данных к ИИ-аналитике. Учебное пособие. СПб, Скифия-принт, 2024, 32 с. [Sytnik A.N., Bazulutskaya M.M. Analiz sotsial'nykh setey kak chast' issledovaniya tsifrovoy diplomatii: ot ruchnoy obrabotki dannykh k II-analitike. [Analysis of social networks as part of the study of digital diplomacy: from manual data processing to AI analytics]. St. Petersburg, Skifiya-print, 2024, 32 p. (In Russ.).
  21. Digital platforms: competition aspects and regulatory recommendation for Brazil. The report. Secretariat of Economic Reforms Ministry of Finance, 2024, 99 p.
  22. Brazilian Digital Transformation Strategy (E-Digital). 2022-2026 Cycle, Brasília, 2022, 98 p.
  23. González I., Rodríguez A. Diplomacia digital en la alianza del pacífico: una aproximación a Twitter como herramienta para la política exterior. Revista de Estudiantes de Ciencia Política. Medellín, 2020, N 16, pp. 63-89.
  24. Romero L. Proceso de digitalización del servicio exterior, de México y España: Retos y oportunidades. Documentación de Ciencias de la Información. Madrid, 2018, N 41, pp. 163-182. DOI: https://doi.org/10.5209/DCIN.61407

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».