Культурный национализм в бразильской популярной музыке периода военной диктатуры (1964—1968 гг.)
- Авторы: Ляпин В.Ю.1
-
Учреждения:
- Российский Государственный Университет
- Выпуск: № 3 (2025)
- Страницы: 85-96
- Раздел: Страницы истории
- URL: https://ogarev-online.ru/0044-748X/article/view/277467
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0044748X25030074
- ID: 277467
Цитировать
Аннотация
Статья посвящена анализу восприятия и понимания бразильской культуры в рамках различных направлений бразильской популярной музыки, и в этом контексте — рассмотрению процесса межкультурных контактов в период нынешней глобализации, а также паттернов защиты национальной культуры. В качестве источников используются тексты композиций ряда бразильских исполнителей рассматриваемого периода.
Ключевые слова
Полный текст

Об авторах
Вениамин Юрьевич Ляпин
Российский Государственный Университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: vyulyapin@gmail.com
ORCID iD: 0009-0005-8425-5362
Россия, 125047, Россия, Москва, ул. Чаянова, 15, корп. 7
Список литературы
- Perrone C.A. Nationalism, Dissension and Politics in Contemporary Brazilian Popular Music. Luso-Brazilian Review. Madison, 2002, vol. 39, N1, pp. 65-78.
- Brazilian popular music and globalisation [edited by Charles A. Perrone and Christopher Dunn]. London, Routledge, 2002, 272 p.
- Stroud S. The defence of tradition in Brazilian popular music: politics, culture and the creation of música popular brasileira. Hampshire, Ashgate, 2008, 215 p.
- Campos A. de. et al. Balanço da bossa e outras bossas. São Paulo, Perspectiva, 1974. 357 p.
- Napolitano M. A bibliografia sobre musica popular brasileira: um balance inicial (1970–2000). Available at: https://www.academia.edu/3523189 (accessed: 02.02.2024).
- Шемякин Я.Г. Европа и Латинская Америка: Взаимодействие цивилизаций в контексте всемирной истории. М., Наука, 2001, 391 с. [Shemyakin Y.G. Evropa i Latinskaya Amerika: Vzaimodeysviye Tsivilizatsiy v kontekste vsemirnoy istorii [Europe and Latin America: The in-teraction of the civilisations in the Human History]. Moscow, Nauka, 2001, 391 p. (In Russ.).
- Дугин А.Г. Ноомахия: войны ума. Цивилизации границ. Цивилизации Нового Света. Прагматика грез и разложение горизонтов. М., Академический проект, 2017, 558 с. [Dugin A.G. Noomahia: voiny uma. Tsivilizatsii granits. Tsivilizatsii Novogo Sveta. Pragmatika grez i razlozheniye gorizontov [Noomachy: Wars of the Mind. Civilizations of the Frontier. Civi-lizations of the New World. Pragmatics of daydreaming and the dissolution of horizons]. Mos-cow, Akademicheskii proekt, 2017, 558 p. (In Russ.).
- Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., Кучково поле, 2016, 416 c. [Anderson B. Voobrazhaemye soobshchestva. Pazmyshleniya ob istokakh i rasprostranenii natsionalizma [Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism]. Moscow, Kuchkovo Pole, 2016, 416 p. (In Russ.).
- Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., Языки славянской культуры, 2004, 368 с. [Assman Y. Kul’turnaya pamiat’: Pis’mo, pamiat’ o proshlom i politicheskaya identichnost’ v vysokikh kulturakh drevnosti [Cultural memory and Early Civilization: Writing, Remembrance and Politi-cal imagination]. Moscow, Yazyki Slavianskoi Kul’tury, 2004, 368 p. (In Russ.).
- Treece D. Guns and roses: Bossa nova and Brazil's music of popular protest, 1958–68. Popular Music. Cambridge, 1997, N 16, pp. 1-29.
- Kuehn F.M.C. Antonio Carlos Jobim, a Sinfonia do Rio de Janeiro e a Bossa Nova: caminho para a construção de uma nova linguagem musical. Diss. Mestrado em música. Rio de Janeiro, 2004. 207 p.
- Нагорнова А.М. Бразильская босса-нова: saudade в песнях А.К.Жобима. Южно-Российский музыкальный альманах. Ростов-на-Дону, 2015, №4, с. 77–82. [Nagornova A.M. Brazilskaia bossa-nova: saudade v pesniakh A.K.Jobima [Brazilian Bossa Nova: saudade in the songs of A.C.Jobim]. Yuzhno-Rossiiskii muzykalnyi almanakh. Rostov-on-Don, 2015, N 4, pp. 77–82. (In Russ.).
- Jobim A.C. Holanda C.B. de. Sabiá. 1968. Available at: https://genius.com/Antonio-carlos-jobim-sabia-lyrics (accessed: 18.04.2024).
- Кофман А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. М., Наследие, 1997, 320 c. [Kofman A.F. Latinoamerikanskii hudozhestvennyi obraz mira [Southern American Literary Imago Mundi]. Moscow, Nasledie, 1997, 320 p. (In Russ.).
- Jobim H. Antonio Carlos Jobim: um homem iluminado. Rio de Janeiro, Nova Fronteira, 1996, 443 p.
- Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти, сексуальности. Москва, Касталь, 1996, 447 с. [Volya k istine: po tu storunu znaniya, vlasti, seksual’nosti [The Will to Truth: be-yond the Knowledge, Power, Sexuality]. Moscow, Kastal’, 1996, 447 p. (In Russ.).
- Dunn C., Veloso C. The Tropicalista Rebellion. Transition. Bloomington, 1996, N 70, pp. 116-138.
- Goldschmitt K. Doing the Bossa Nova. Luso-Brazilian Review. Madison, 2011, vol. 48, N 1, p. 61-78.
- Эвола Ю., Шуон Ф., Генон Р. Касты и расы. Тамбов, 2010, Ex Nord Lux, 168 с. [Y. Evola, F. Shuon, R. Genon. Kasty i rasy [Casts and races]. Tambov, 2010, Ex Nord Lux, 168 p. (In Russ.).
- Assis C. de, Lyra C. Canção de Subdesenvolvido. 1963. Available at: https://genius.com/Carlos-lyra-cancao-do-subdesenvolvido-lyrics (accessed: 20.04.2024).
- Hagemeyer R.R. Movimento Estudantil 68: Imagens da Paixão. Diss. Mestrado em história. Curitiba, 145 p.
- Lyra C. Influência do Jazz. 1962. Available at: https://genius.com/Carlos-lyra-influencia-do-jazz-lyrics (accessed: 19.04.2024).
- Pandeiro J. do. Chiclete com banana. 1953. Available at: https://genius.com/Jackson-do-pandeiro-chiclete-com-banana-lyrics (accessed: 19.04.2024).
- Dunn C. «Experimentar o Experimental»: Avant-garde, Cultura Marginal, and Counterculture in Brazil, 1968–72. Luso-Brazilian Review. Madison, 2013, vol. 50, N 1, p. 229–252.
- Шлезингер А.М. Циклы американской истории. М., Прогресс, 1992, 688 с. [Shlezinger A.M. Tsikly amerikanskoi istorii [The Cycles of American History]. Moscow, Progress, 1992, 688 p. (In Russ.).
- Duncan R. The Summer of Love and Protest Transatlantic Counterculture in the 1960s. The Transatlantic Sixties: Europe and the United States in the Counterculture Decade, Bielefeld, Transcript Verlag, 2014, pp. 144-173.
- Рошак Т. Истоки контркультуры. М., АСТ, 2014, 380 с. [Roszak T. Istoki kontrkul’tury [The Making of Counter Culture]. Moscow, AST, 2014, 308 p. (In Russ.).
- Veloso C. Verdade Tropical. São Paulo, Companhia das Letras, 1997, 524 p.
- III Festival da MPB 1967 — A Grande Final (TV Record). Available at: https://youtu.be/kB5XJR6w2C4 (accessed 13.11.22).
- Veloso C. É prohibido prohibir [Ambiente do festival]. 1968. Available at: https://genius.com/Caetano-veloso-ambiente-de-festival-lyrics (accessed: 18.04.2024).
- Gil G. Marginália II. 1968. Available at: https://genius.com/Gilberto-gil-marginalia-ii-lyrics (accessed: 18.04.2024).
- Ramos S. El perfil del hombre y la cultura en México. México, Planeta Mexicana, 2001, 145 p.
- Эванс-Причард Э. Нуэры. Описание способов жизнеобеспечения и политических институ-тов одного из нилотских народов. M., Наука, 1985, 235 с. [Evans-Prichard E. Opisanie sposobov zhizneobespecheniya i politicheskikh institutov odnogo iz nilotskikh narodov [The Nuer: A description of the Modes of Livelihood and Political Institutions of a Nilotic People]. Moscow, Nauka, 1985, 235 p. (In Russ.).
- Sansilva M. A música e a censura. Available at: https://www.academia.edu/ 8982279/A_MÚSICA_E_A_CENSURA. (accessed 13.11.22).
- Шемякин Я.Г. «Пограничность» как способ сохранения и утверждения идентичности. Ис-торический опыт индейских культур Латинской Америки в универсальном контексте. Латинская Америка.M., 2021, № 9, сc.83–96. [Shemyakin Y.G. «Pogranichnost’» kak sposob sokhraneniya i utverzhdeniya identichnosti. Istoricheskii opt indeyskikh kul’tur Latinskoy Ameriki d universal’nom kontekste [«Borderland» as a way preserving and asserting identity. The historical experience of the Native American cultures of Latin America in a univer-sal context]. Latinskaya Amerika. Moscow, 2021, N9, pp. 83–96.
Дополнительные файлы
