


Том 104, № 7 (2025)
Статьи
Расширение ареала трематоды Clinostomum complanatum (Platyhelminthes, Trematoda) на север в бассейне реки Волги
Аннотация
Обзор посвящен распространению трематоды Clinostomum complanatum в Европе. В результате глобального потепления в Европе изменение ареалов видов происходит с различной скоростью, как для отдельных систематических групп, так и для различных регионов. За последние 87 лет граница распространения трематоды C. complanatum продвинулась в северном направлении на 100 км, т. е. примерно на 1°C. Такое продвижение C. complanatum на север произошло только в Европейской части России, в Волжском бассейне. В Западной Европе смещение зоны распространения этого паразита на север не наблюдается. Существует несколько факторов, способствующих продвижению трематоды на север, – создание искусственных прудов и водохранилищ, расширение ареалов и рост численности рыбоядных птиц (окончательных хозяев C. complanatum), а также приуроченность данного паразита к окуневым рыбам (самым многочисленным и обычным для пресноводных водоемов России видам рыб). Основными факторами, вероятно, являются потепление климата и повышение температуры среды обитания хозяев и их паразитов, которые на Европейской части России проявляются вдвое быстрее, чем над остальной сушей.



Внутривидовое разнообразие метацеркарий Diplostomum numericum Niewiadomska, 1988 (Digenea, Diplostomidae) в условиях техногенного загрязнения водоемов
Аннотация
Изучена морфологическая изменчивость метацеркарий Diplostomum numericum в стекловидном теле глаз плотвы из трех водоемов республики Карелия: охраняемого природного водоема – оз. Каменное (Костомукшский заповедник) и водоемов, загрязненных отходами горнорудного производства – оз. Костомукшское (хвостохранилище) и оз. Окуневое. Выявлены качественная природа изменчивости основных морфологических признаков (формы тела, присосок, фарингса, органа Брандеса) и высокое фенотипическое разнообразие популяций Diplostomum numericum. Установлено, что внутрипопуляционная амплитуда изменчивости признаков значительно превышает размах межпопуляционных различий. В незагрязненном (охраняемом) водоеме и техногенно загрязненных водоемах показатели общей популяционной структуры изменчивости Diplostomum numericum сходные. Основные вариации признаков (овальная и вытянутая формы тела, округлая и овальная формы ротовой присоски, округлая форма фарингса, широкая и округлая формы брюшной присоски, широкая форма органа Брандеса) преобладают во всех популяциях Diplostomum numericum. В техногенно трансформированных водоемах, оз. Костомукшское и оз. Окуневое, обнаружены новые редкие вариации признаков, а также перераспределение и выравнивание частот встречаемости их вариаций. Пластичность признаков и динамика фенотипического разнообразия в водоемах с разной степенью загрязнения свидетельствуют о широких адаптивных возможностях внутривидового разнообразия Diplostomum numericum, которое определяет устойчивость вида в условиях техногенного загрязнения среды.



Панцирные клещи (Acari, Oribatida) бамбукового леса национального парка Дати-Валел, Эфиопия, с описанием двух новых видов
Аннотация
Исследование базируется на орибатологическом материале, собранном в подстилке бамбукового леса в национальном парке Дати-Валел, западная Эфиопия. Представлен перечень 27 видов, относящихся к 20 родам и 13 семействам. Описаны два новых вида: Corynoppia dhatiensis Ermilov sp. n. (Oppiidae) и Galumna (Galumna) wollegaensis Ermilov sp. n.



Участие воробьиных птиц в прокормлении личинок и нимф Ixodes persulcatus (Acari, Ixodidae) в Республике Карелия
Аннотация
Получены результаты по участию воробьиных птиц в прокормлении личинок и нимф иксодовых клещей в районе Гомсельгского научного стационара ИБ КарНЦ РАН (62.07° с. ш., 33.96° в. д.), расположенного в среднетаежной подзоне южной Карелии. Всего было обследовано 235 птиц, относящихся к 29 видам из одиннадцати семейств отряда Воробьеобразные (Passeriformes) и одного семейства отряда Дятлообразные (Piciformes), с которых собрано 19 личинок и 69 нимф клещей одного вида – Ixodes persulcatus (Schulze, 1930). Клещи были сняты с 14 видов птиц: лесной конек (Anthus trivalis (Linnaeus, 1758)), обыкновенная овсянка (Emberizia citronella (Linnaeus, 1758)), зарянка (Erithacus rubecula (Linnaeus, 1758)), зяблик (Fringilla coelebs (Linnaeus, 1758)), большая синица (Parus major (Linnaeus, 1758)), сорока (Pica pica (Linnaeus, 1758)), лесная завирушка (Prunella modularis (Linnaeus, 1758)), крапивник (Troglodytes troglodytes (Linnaeus, 1758)), дрозд-белобровик (Turdus iliacus (Linnaeus, 1766)), черный дрозд (T. merula (Linnaeus, 1758)), певчий дрозд (T. philomelos (Brehm, 1831)), дрозд-рябинник (T. pillaris (Linnaeus, 1758)), горихвостка-лысушка (Phoenicurus phoenicurus (Linnaeus, 1758)) и обыкновенный снегирь (Pyrrhula pyrrhula (Linnaeus, 1758)). Нами использовано деление птиц на экологические группы, предложенное Р. Л. Наумовым (1961). Наибольшая встречаемость как личинок (8.5%), так и нимф (21.7%) I. persulcatus характерна для птиц первой экологической группы, которые собирают корм с поверхности земли. Рассчитанные оценки общего количества личинок и нимф I. persulcatus, прокармливающихся на птицах, позволяют считать эту группу хозяев одной из ключевых в жизненном цикле иксодовых клещей в исследуемом регионе.



Новый вид щетинохвосток рода Machilontus silvestri, 1912 (Microcoryphia, Meinertellidae) из Южного Вьетнама
Аннотация
Род Machilontus Silvestri, 1912 включает 16 описанных видов из Индонезии, северного Вьетнама, Мьянмы, Таиланда, северо-восточной Индии, Непала и юго-западного Китая. В настоящей работе описан новый вид этого рода, M. zinchenkoi sp. n., из южного Вьетнама. Новый вид относится к подроду Protumidolontus Song, Mendes, Huang, 2012, который до этого включал единственный вид, M. lii Song, Mendes, Huang, 2012, из северного Вьетнама. Эти виды различаются окраской глаз, отношением расстояния между парными глазками к общей ширине глаз и отношением ширины парного глазка к его длине, относительной длиной последнего и предпоследнего члеников нижнечелюстного щупика, грифельков и кокситов брюшка, а также количеством члеников в гонапофизах яйцеклада.



Пространственная структура гнездовых поселений белолобого гуся (Anser albifrons) и гуменника (Anser fabalis) в тундрах Таймыра
Аннотация
Проанализирован материал по гнездованию белолобых гусей за 1998–2007, 2012 и 2014– 2020 гг. и гуменников за 2003, 2006 и 2016 гг. в окрестностях бухты Медуза (73°21ʹ с. ш., 80°32ʹ в. д.) на северо-западе п-ова Таймыр. В 2015–2017, 2021 и 2023 гг. материал по обоим видам гусей был собран также на стационаре “Пура”, центральный Таймыр (72°17ʹ с. ш., 85°45ʹ в. д.). Проанализированы особенности расположения гнезд в биотопах: 1) плоская материковая тундра; 2) скальные берега больших тундровых рек и скальные выходы к морскому побережью; 3) плоская тундра на речном острове. Возможность гнездования белолобых гусей имеет положительную связь с балльной численностью леммингов. В годы с высокой активностью песцов белолобые гуси гнездятся преимущественно на крутых скальных берегах, практически всегда под защитой хищников-покровителей: сапсанов или белых сов. В плоской тундре северо-западного Таймыра белолобые гуси гнездятся значительно более дисперсно, чем в тундре центрального Таймыра, на скальных берегах и на речных островах. При выборе места для гнезда в пределах однородной тундры белолобые гуси, хотя и в слабой степени, все же ориентируются на относительно постоянные районы тундры, где имело место гнездование и в прошлые годы. Одним из неизученных элементов социальной структуры популяций белолобого гуся является наличие у некоторых гнезд сопутствующих пар, которые не гнездятся, но тем не менее допускаются близко к гнезду размножающейся пары. Предположительно, каждая такая пара образована одной из молодых особей – потомков предыдущих сезонов размножения основной взрослой пары. Районы тундры, где из года в год можно встретить гнезда белолобых гусей, на вид ничем не отличаются от районов, где гнезда белолобых гусей в течение длительного периода времени исследователи не обнаруживают. Тем не менее пары выбирают одни и те же места гнездования, хотя вокруг такая же однотипная, с точки зрения наблюдателя, тундра. Ориентируясь на характер распределения гнезд в разных районах тундры, можно вычислить вероятность находки гнезд этого вида в последующие годы в пределах заданных расстояний от найденного гнезда. Гуменник оказался более “речным” видом, чем белолобый гусь: в отдалении от берегов рек или ручьев гнезд гуменника найти не удавалось.



Пространственная структура и динамика сезонных миграций воробьеобразных (Passeriformes, Aves) на плато Путорна, Сибирь
Аннотация
Проанализированы пространственная структура и динамика сезонных миграций воробьеобразных плато Путорана, Сибирь. Использован метод маршрутного учета на трансектах неограниченной ширины. Плато Путорана – узел пересечения миграционных путей. Птицы летят по прибрежно-опушечной полосе вдоль рек или озер в северном, западном или восточном направлениях весной и в южном, юго-западном, западном направлениях – осенью. Весенний пролет проходит с 22 мая по 20 июня, длится 8–17, у большинства видов – 9–12 суток. На юге Путорана весенний пролет проходит в более сжатые сроки, чем на севере региона. Осенний пролет проходит с конца июля по конец августа, длится 14–31, у большинства видов – 20–26 суток. В течение всего пролета выражен более скоротечный период основного пролета, когда пролетает 70–80% особей. Плотность населения птиц весной – 231, осенью – 440 особей/км². Плотность населения максимальна на юге Путорана, минимальна на севере. Характерны существенная амплитуда ежедневных показателей обилия видов, асинхронность между фенологическими явлениями у разных видов и у особей одного вида. Ход миграций волнообразный, с 1–4 всплесками миграционной активности в сезон. Интенсивность миграции выше в дни с наиболее низкой температурой воздуха. Осенью синхронизации волн основного пролета у родственных видов не происходит. Весной динамика пролета у родственных видов в разные годы варьирует: от полной синхронизации волн основного пролета до абсолютного их несовпадения.



НОВЫЕ ДАННЫЕ О РАСПРОСТРАНЕНИИ ГИГАНТСКОЙ ВЕЧЕРНИЦЫ (NYCTALUS LASIOPTERUS) (CHIROPTERA, VESPERTILIONIDAE) В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Аннотация
В 2023–2024 гг. выявлены новые места обитания гигантской вечерницы (Nyctalus lasiopterus) на Северо-Западном Кавказе (Анапский район Краснодарского края: 44°45ʹ16.5ʺ с. ш., 037°27ʹ26.5ʺ в. д.; 44°48ʹ19.8ʺ с. ш., 037°26ʹ02.5ʺ в. д.; 44°48ʹ11ʺ с. ш., 037°25ʹ48ʺ в. д.) и отловлены 50 особей (7 взрослых самок, 25 самок сеголетков и 18 самцов сеголетков). Выявленная локальная группа N. lasiopterus (47 особей) по численности является крупнейшей из известных в России. Все животные пойманы на участках широколиственного старовозрастного леса вблизи водоемов. Гигантская вечерница относится к группе дальних мигрантов, которые на большей части ареала совершают сезонные перелеты (более 300–400 км) из районов летнего обитания и выведения потомства к местам зимовки и обратно. По возрастно-половому составу среди отловленных N. lasiopterus были взрослые яловые самки, самки с признаками постлактации и сеголетки, а взрослые самцы отсутствовали, что характерно для данного вида в районе выведения потомства. В Анапском районе Краснодарского края на территории государственного заповедника “Утриш” и в его окрестностях гигантская вечерница – обычный вид. По показателю относительного обилия (7.5%) среди отловленных 667 рукокрылых, которые относятся к 16 видам, N. lasiopterus уступает лишь малой вечернице (N. leisleri) (48.1%) и позднему кожану (E. serotinus) (7.8%). Новые находки подтверждают, что Северо-Западный Кавказ является районом выведения потомства N. lasiopterus, а также транзитной территорией для мигрирующих особей. Полученные данные являются основой для будущих мониторинговых исследований. Для сохранения популяции N. lasiopterus необходимы изучение региональной экологии вида, распространения, охрана ключевых местообитаний – широколиственных лесов, а также изготовление и развешивание в лесу и вблизи водоемов искусственных убежищ для рукокрылых.



Кормовая конкуренция – возможная причина вымирания бизонов в Евразии, аборигенных лошадей в Северной Америке
Аннотация
На основе анализа опубликованных и авторских материалов по питанию лошадей и бизонов оценена возможная причина “вымирания” 10–12 тыс. лет назад степных бизонов в Евразии и аборигенных лошадей в Северной Америке. Лошади и бизоны, различающиеся морфологией и функционированием пищеварительного аппарата, сходны по составу потребляемых растений и параметрам питания, что служит причиной кормовой конкуренции при совместной пастьбе на общих пастбищах. Смена на рубеже плейстоцена и голоцена в Евразии сухой и холодной плейстоценовой тундростепи на многоснежные голоценовые степи с недоступным для бизонов подснежным кормом послужила причиной исчезновения в Евразии степных форм бизона. Лошади, успешно добывающие корм из-под снега путем тебенёвки, сохранились в период голоцена и заселили степные и пустынные равнины Евразии. В Северной Америке появление в конце плейстоцена и начале голоцена (13–12 тыс. лет назад) степного бизона (Bison bison bison) привело к кормовой конкуренции с аборигенными лошадьми. Известное голоценовое вымирание лошадей в это же время (10–12 тыс. лет назад) позволяет признать конкуренцию с бизонами вероятной причиной вымирания аборигенных лошадей в Северной Америке. Бизоны в виде двух форм (степной и лесной) сохранились в эпоху голоцена и активно заселили североамериканский материк.



К изучению пространственной структуры популяции темной полевки (Microtus (agricola) agrestis L.) на тайжном северо-западе России
Аннотация
Специальные исследования проводились на территории Приладожского териологического стационара (дер. Каркку, Питкярантский р-н Карелии) в 1986–1997 гг. и были дополнены данными, полученными в процессе периодических выездов на стационар в 1998–2020 гг. С помощью мечения и отлова живоловками прослежены территориальные отношения 376 темных полевок, общее число повторных поимок которых составило 1753. Установлено, что взрослые зверьки этого вида нередко образуют в процессе жизни подобие микроколоний и живут небольшими семейными группировками, в которые входит 2–3 выводка одной пары зверьков. Такие выводки селятся в жилищах, расположенных близко одно к другому на площади 10–20 м2. Тем не менее для северной периферии ареала установлены характерные различия пространственных группировок определенных возрастных и половых групп. Взрослые (зимовавшие) самки придерживаются в основном определенных индивидуальных участков средней площадью 880 м2 с колебаниями от 102 до 1843 м2. Самцы, хотя и подвижнее самок, если и имеют замкнутые участки, то по площади участков обычно уступают самкам и, как правило, участки самцов частично перекрывают соседние с ними индивидуальные участки других самцов. Территориальное поведение прибылых полевок неоднородно и зависит от их участия в репродукции. Размножающиеся молодые имеют относительно небольшие участки, а не размножающиеся особи отличаются высокой подвижностью и не придерживаются определенной территории.



РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МЫШЕВИДНЫХ ГРЫЗУНОВ ГОРНОГО АЛТАЯ
Аннотация
На основе материалов банка данных Лаборатории зоологического мониторинга Института систематики и экологии животных СО РАН, полученных с использованием разных методов учета, проанализировано пространственное распределение мышевидных грызунов Горного Алтая и оценено влияние различий в методе сбора данных на конечный результат исследования. Для этого выполнено четыре варианта расчетов по данным, полученным при: 1 – ненормированном отлове давилками маршрутным методом обследования территории; 2 – нормированном учете на стационарах с помощью линий давилок; 3 – нормированном учете на стационарах стандартными канавками и/или заборчиками длиной 50 м с пятью ловчими цилиндрами; 4 – по всей совокупности имеющихся данных с предварительным пересчетом показателей обилия грызунов на 1 км2. По результатам проведенных расчетов составлены 4 классификации по степени сходства в пространственном распределении видов. Сравнительный анализ этих классификаций привел к ожидаемым выводам. Информативность всех четырех классификаций при рассмотренных способах отлова и объемах данных сравнительно велика. Нормированные и достаточные по объему отлова учеты канавками и давилками позволяют получить более достоверные и сопоставимые между собой результаты, чем ненормированные отловы давилками, что обусловлено более продолжительным функционированием ловушек в стационарных условиях сбора данных. Однако видовой состав грызунов наиболее полно выявляется при отлове канавками. Этим способом выявлены 27 видов, тогда как при ненормированном и нормированном отловах давилками обнаружен лишь 21 вид. В общей сложности с помощью давилок отмечено пребывание 24 видов, при этом не попали в учет такие редкие виды, как серый хомячок (Nothocricetulus migratorius), степная пеструшка (Lagurus lagurus) и западномонгольская полевка (Alexandromys alpinus). Отлов канавками предпочтительнее еще и потому, что при тех же затратах накапливается информация не только по грызунам, но и по насекомоядным млекопитающим. Достаточно высокие оценки информативности дает и совместный анализ материалов, собранных разными способами, поскольку давилки могут быть поставлены там, где нет возможности вырыть канавки или установить заборчики, например внутри строений или на каменистых россыпях и скальных обнажениях.


