Быстрое вращение пылевой структуры в области сужения канала тока тлеющего разряда в магнитном поле ~1 Тл

Мұқаба

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

Рассмотрены механизмы вращения пылевых частиц в магнитном поле внутри вставки, определяющей положение первой стоячей страты в тлеющем разряде. Показано, что в полях, превышающих 0.5 Тл, существенное значение наряду с ионным увлечением может приобретать увлечение пылевых частиц нейтральным газом. Учет этого механизма приводит к заметному увеличению скорости вращения и хорошему согласию с экспериментальными данными.

Толық мәтін

Введение

Хорошо известно, что в магнитном поле пылевые частицы, зависающие в электрических разрядах, начинают вращаться [1–5]. Это наблюдалось как в ВЧ-разрядах [6–8], так и в стратифицированных тлеющих разрядах постоянного тока [1, 2, 9], в которых ловушка для пылевых частиц возникает в голове страты, где градиент электрического поля ∇E направлен вниз. В этих ловушках при магнитных полях B <∼ 0.01 Тл вращение происходит против часовой стрелки, если смотреть в направлении магнитного поля, которое в экспериментах такого типа направлено вверх. Угловая скорость вращения при этом полагается отрицательной (Ω < 0), а основным механизмом вращения является ионное увлечение [10, 11]. С увеличением магнитного поля происходит смена основного механизма вращения. При B ≈ 0.1 Тл основным становится увлечение нейтральным газом, вращение которого происходит под действием силы Ампера, связанной с вихревыми токами в стратах [12–14]. В голове страты радиальная компонента вихревого тока направлена от стенки разрядной трубки к ее оси, при этом газ, а вместе с ним и пылевые частицы вращаются по часовой стрелке (Ω > 0). С увеличением магнитного поля этот механизм вращения становится преобладающим и происходит инверсия вращения. Вращение газа, увлекающее пылевые частицы, было зарегистрировано также в магнетронном разряде [15, 16]. Магнитное поле является одним из возможных факторов, влияющих на движение пылевых частиц как в условиях эксперимента, так и в природе [10]. В частности, магнитное поле существенно влияет на поведение пылевых структур в приповерхностных областях Луны и других объектов Солнечной системы [17, 18].

В тлеющем разряде ловушка для пылевых частиц может возникать не только в голове страты. Она может формироваться вдоль по потоку электронов после существенной неоднородности разряда [19]. В [20] пылевая структура формировалась в области сильно неоднородного магнитного поля. В [21] протяженная пылевая плазма исследовалась над нижней стенкой трубки вблизи поворота канала тока. В [22] пылевая кольцеобразная структура возникала над специальной диэлектрической вставкой, сужающей канал тока. В [23] показано, что ловушка для пылевых частиц может сформироваться также в области сужения канала тока внутри вставки, несколько ниже ее самого узкого места. Такая вставка применяется, как правило, для формирования системы стоячих страт. Появление ловушки в области сужения канала тока, несколько ниже него, по-видимому, связано с двойным электрическим слоем в этой части положительного столба [24].

В [25] наблюдалось вращение пылевой структуры внутри вставки при B ≤ 1 Тл и была предложена модель для объяснения такого вращения влиянием только ионного увлечения. Результаты расчета по этой модели хорошо согласуются с экспериментальными данными в магнитных полях B <∼ 0.5 Тл. При этом расчет дает снижение скорости вращения по абсолютной величине c увеличением магнитного поля при всех значениях B > 0.1 Тл, а в эксперименте уже при B > 0.6 Тл такого снижения не наблюдается. При B > 0.7 Тл результаты расчета по модели выходят за пределы погрешности экспериментальных данных. В [25] сделано предположение, что внутри конической вставки канал тока может расширяться, и появляется горизонтальная составляющая тока, но никаких оценок с учетом этого сделано не было.

В данном сообщении предлагается простая модель на основе такого предположения и выполнен соответствующий расчет скорости вращения пылевых частиц для условий [25].

Расчет

Схема эксперимента по исследованию вращения пылевой структуры внутри диэлектрической вставки под действием магнитного поля [25] показана на рис. 1. Вертикально расположенная разрядная трубка радиусом R = 0.95 см наполнена неоном под давлением 0.4 Торр, радиус верхнего края вставки R0 = 0.25 см, разрядный ток I = 1.5 мА. В эксперименте использовались кварцевые частицы с характерным размером 2 мкм. Подробное описание эксперимента и расчета дано в [25]. В расчете предполагалось для простоты, что ток в области сужения канала внутри вставки распределен равномерно по его сечению. В расчетной модели данной работы это предположение сохраняется, а также допускается, что внутри конической вставки ниже ее самого узкого места канал тока расширяется, т.е. появляется горизонтальная составляющая тока, направленная от оси разряда к стенке. В этом случае можно провести аналогию с действием вихревого тока в страте [12–14], однако направление горизонтальной составляющей тока внутри вставки противоположно направлению горизонтальной составляющей вихревого тока в страте. Соответственно, и направление вращения, вызванного этой составляющей тока, противоположно, в этом случае оба механизма – ионное увлечение и увлечение нейтральным газом – действуют в одном направлении и Ω < 0, инверсии вращения не происходит.

 

Рис. 1. Схема эксперимента в [25]: 1 – разрядная трубка, 2 – вставка, 3 – тефлоновая опора для вставки, 4 – соленоид в криостате, 5 – пылевая структура, 6 – лазерная подсветка, 7 – видеокамера.

 

Для угловой скорости вращения пылевой частицы в результате ионного увлечения в [25] получена формула

Ω1=2.9niRx2naTiz2τ3veaωiBmiveavia2+4ωiB2+2meviavea2+ωeB2, (1)

где ni, mi, Ti – концентрация, масса и температура (в энергетических единицах) ионов; na – концентрация атомов; z = | Zd | e2 / (aTe) – безразмерный заряд пылевой частицы (eZd и a – ее заряд и радиус); τ = Te /Ti; νea, νia – частоты столкновений электронов и ионов с атомами; ωeB, ωiB – циклотронные частоты электронов и ионов. В разрядной трубке фиксированного сечения Rx – ее радиус. В области сужения канала тока хорошее согласие с экспериментом, как показано в [25], дает выбор этой величины меньше, чем радиус трубки R, но больше радиуса отверстия R0 во вставке, R0 < Rx < R. По-видимому, это можно объяснить тем, что на оси трубки, где расположена пылевая структура, сужение канала тока менее заметно, чем в периферийных слоях.

Для определения составляющей скорости вращения в результате увлечения нейтральным газом воспользуемся уравнением из работ Недоспасова [13, 14], которое применялось для учета влияния вихревых токов в страте на вращение пылевых частиц:

η2ur2+j×B=0. (2)

Здесь η – вязкость газа; u – азимутальная скорость вращения газа на расстоянии r от оси разряда; j – плотность тока, которая в данном случае имеет радиальную составляющую jr. Положение вставки и пылевой структуры в ней в эксперименте [25] соответствовало середине соленоида, где магнитное поле однородно и имеет только продольную компоненту. В результате уравнение (2) можно представить в следующем виде:

2uϕr2=Bjrη. (3)

В условиях работы [25] длина свободного пробега атома ~10-2 см, поэтому уравнения (2) и (3) вполне применимы.

Рассмотрим простейшую расчетную модель (рис. 2). Штриховыми линиями показано предполагаемое расширение канала тока внутри вставки, в пределах которого ток равномерно распределяется по сечению канала. Пусть пылевая частица находится на глубине l от горла вставки и на расстоянии r от ее оси, а радиус равномерно расширяющегося канала на этой глубине есть R1. Тогда линия тока, отстоящая на глубине l от оси на расстояние r, проходит через горло вставки на расстоянии r0=rR0/R1 от оси. На глубине l плотность тока j(l)=I/πR12, а ее радиальная составляющая на расстоянии r от оси разряда

jr(l,r)=IπR12rr0l2+rr02IrR1R0πR13l, (4)

где учтено, что rr0 << l. Подставляя (4) в (3), после интегрирования находим

uϕ(r)=BIR1R0πηR13lr36+Ar+C .

Из граничных условий uφ(0) = uφ(R1) = 0 определяем константы интегрирования C = 0 и A=R12/6. В результате для угловой скорости вращения газа, а вместе с ним и пылевых частиц получаем

Ω2=uϕ(r)r=BIR1R0R12r26πηR13l. (5)

В (5) присутствует параметр R1 – радиус расширяющегося канала тока внутри вставки на расстоянии l от ее верхнего края (на уровне положения пылевой структуры), который пока не задан. Его значение выберем, исходя из условия наилучшего согласия результатов расчета полной скорости вращения пылевой структуры

Ω = Ω1 + Ω2 (6)

с экспериментальными данными для всех значений магнитного поля 0 < B ≤  1 Тл.

 

Рис. 2. К пояснению метода расчета.

 

На рис. 3 приведены экспериментальные данные и результаты расчета из [25] по формуле (1) – кривые 13 и данной работы по (5) и (6) – кривые 4, 5. Кривая 1 соответствует выбору в (1) Rx = (R0 + R)/2 = 0.6, кривая 2 – положению пылевой структуры вблизи верхнего края вставки на расстоянии от него l = 0.2 см, где сужение канала тока на оси разряда менее заметно, поэтому взято несколько большее значение Rx = 0.7 см. Кривая 3 соответствует перемещению пылевой структуры вниз, l = 1 см. Здесь сужение канала тока вблизи оси, где находится пылевая структура, становится более заметным, и, соответственно, взято Rx = 0.5 см. Для кривых 13 из [25] характерно увеличение скорости вращения по абсолютной величине с ростом магнитного поля при его малых значениях B < 0.1 Тл, когда частоты столкновений в (1) преобладают над циклотронными частотами. С увеличением B соотношение между этими частотами меняется и скорость вращения начинает уменьшаться. Но в эксперименте такого уменьшения скорости вращения при B > 0.5 Тл не наблюдается. Для объяснения этого предполагается некоторое расширение канала тока и предложена простая модель для его учета с одним свободным параметром R1. На рис. 3 кривые 4 и 5 показывают результаты расчета по (5) и (6) при R1 = R0 + 0.01l. Таким образом, достаточно предположить увеличение радиуса канала тока всего на 0.01 см (или 4%) на длине 1 см, чтобы объяснить результаты эксперимента [25] при B > 0.5 Тл. При относительно малых полях (B ~ 0.1 Тл) такое уширение канала тока внутри вставки приводит к малозаметным результатам – кривые 2 и 4 близки друг к другу.

 

Рис. 3. Зависимость угловой скорости вращения пылевой структуры внутри вставки от магнитного поля при p = 0.4 Торр, I = 1.5 мА; маркеры – экспериментальные данные; 13 – учет только ионного увлечения, [25]; 4, 5 – учет также увлечения нейтральным газом (данная работа); 2, 4l = 0.2 см; 3, 5 – 1 см.

 

Заключение

В [25] измерена скорость вращения пылевой структуры внутри вставки, сужающей канал тока, под действием магнитного поля B ≤ 1 Тл и предложена теоретическая модель, объясняющая такое вращение влиянием ионного увлечения. В полях B <∼ 0.5 Тл было получено хорошее согласие теории с результатами измерений, однако уже при B > 0.7 Тл результаты расчета по модели выходили за пределы экспериментальной погрешности. В данном сообщении на основе предположения о некотором расширении канала тока внутри вставки предложена простая расчетная модель, учитывающая увлечение пылевых частиц нейтральным газом. Показано, что предположение об уширении канала тока на 4% на длине 1 см внутри вставки приводит к хорошему согласию результатов теоретической модели с экспериментальными данными во всем диапазоне значений магнитного поля.

Работа выполнена при поддержке РНФ (грант № 22-12-00002) в части эксперимента и Министерства науки и высшего образования РФ (соглашение № 075-00270-24-00) в части теории.

×

Авторлар туралы

Л. Дьячков

Объединенный институт высоких температур РАН

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: dyachk@mail.ru
Ресей, Москва

Е. Дзлиева

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: dyachk@mail.ru
Ресей, Санкт-Петербург

Л. Новиков

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: dyachk@mail.ru
Ресей, Санкт-Петербург

С. Павлов

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: dyachk@mail.ru
Ресей, Санкт-Петербург

В. Карасев

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: dyachk@mail.ru
Ресей, Санкт-Петербург

Әдебиет тізімі

  1. Ishihara O., Kamimura T., Hirose K.I., Sato N. Rotation of a Two-dimensional Coulomb Cluster in a Magnetic Field // Phys. Rev. E. 2002. V. 66. 046406.
  2. Karasev V.Yu., Dzlieva E.S., Ivanov A.Y., Eikhval’d A.I. Rotational Motion of Dusty Structures in Glow Discharge in Longitudinal Magnetic Field // Phys. Rev. E. 2006. V. 74. 066403.
  3. Nedospasov A.V. Motion of Plasma-dust Structures and Gas in a Magnetic Field // Phys. Rev. E. 2009. V. 79. 036401.
  4. Carstensen J., Greiner F., Hou L.J., Maurer H., Piel A. Effect of Neutral Gas Motion on the Rotation of Dust Clusters in an Axial Magnetic Field // Phys. Plasmas. 2009. V. 16. 013702.
  5. Комплексная и пылевая плазма: из лаборатории в космос / Под ред. Фортова В.E., Морфила Г. М.: Физматлит, 2012. 444 с.
  6. Schwabe M., Konopka U., Bandyopadhyay P., Morfill G.E. Pattern Formation in a Complex Plasma in High Magnetic Fields // Phys. Rev. Lett. 2011. V. 106. 215004.
  7. Thomas E. Jr., Lynch B., Konopka U., Merlino R.L., Rosenberg M. Observations of Imposed Ordered Structures in a Dusty Plasma at High Magnetic Field // Phys. Plasmas. 2015. V. 22. 030701.
  8. Choudhary M., Bergert R., Mitic S., Thoma M.H. Three-dimensional Dusty Plasma in a Strong Magnetic Field: Observation of Rotating Dust Tori // Phys. Plasmas. 2020. V. 27. 063701.
  9. Vasiliev M.M., D’yachkov L.G., Antipov S.N., Huijink R., Petrov O.F., Fortov V.E. Dynamics of Dust Structures in a DC Discharge under Action of Axial Magnetic Field // EPL. 2011. V. 93. 15001.
  10. Голант В.Е., Жилинский А.П., Сахаров И.Е. Основы физики плазмы. М.: Атомиздат, 1977. 384 с.
  11. Фортов В.Е., Храпак А.Г., Храпак С.А., Молотков В.И., Петров О.Ф. Пылевая плазма // УФН. 2004. Т. 174. № 5. С. 495.
  12. Цендин Л.Д. Ионизационные и дрейфово-температурные волны в средах с горячими электронами // ЖТФ. 1970. Т. 40. № 8. С. 1600.
  13. Nedospasov A.V. Gas Rotation in a Stratified Positive Column of Discharge in Longitudinal Magnetic Field // EPL. 2013. V. 103. 25001.
  14. Недоспасов А.В. Вращение газа в разрядах в продольном магнитном поле // УФН. 2015. Т. 185. № 6. С. 615.
  15. Паль А.Ф., Рябинкин А.Н., Серов А.О. Филиппов А.В. Вращение нейтрального газа в магнетронном разряде // ЖЭТФ. 2012. Т. 141. № 3. С. 608.
  16. Паль А.Ф., Рябинкин А.Н., Серов А.О., Филиппов А.В. Вращение нейтрального газа в магнетронном разряде // Письма в ЖТФ. 2014. Т. 40. № 24. С. 112.
  17. Popel S.I., Golub’ A.P., Kassem A.I., Zelenyi L.M. Dust Dynamics in the Lunar Dusty Plasmas: Effects of Magnetic Fields and Dust Charge Variations // Phys. Plasmas. 2022. V. 29. 013701.
  18. Popel S.I., Golub’ A.P., Zelenyi L.M. Dusty Plasmas above the Sunlit Surface of Mercury Variations // Phys. Plasmas. 2023. V. 30. 043701.
  19. Клярфельд Б.Н. Образование страт в газовом разряде // ЖЭТФ. 1952. Т. 22. С. 66.
  20. Dzlieva E.S., Dyachkov L.G., Novikov L.A., Pavlov S.I. Dusty Plasma in Inhomogeneous Magnetic Fields in a Stratified Glow Discharge // Molecules. 2021. V. 26. P. 3788.
  21. Дзлиева Е.С., Ермоленко М.А., Карасев В.Ю. Свойства плазменно-пылевых образований, сформированных в тлеющем разряде над нижней стенкой разрядной камеры // Физика плазмы. 2012. Т. 38. № 7. С. 591.
  22. Дзлиева Е.С., Карасев В.Ю., Эйхвальд А.И. Исследование магнитомеханического эффекта в газовом разряде с помощью пылевых частиц // Опт. и спектр. 2002. Т. 92. № 6. С. 1018.
  23. Дзлиева Е.С., Карасев В.Ю., Павлов С.И. Динамика плазменно-пылевых структур в ловушке в области сужения канала тока в магнитном поле // Физика плазмы. 2016. Т. 42. № 2. С. 142.
  24. Грановский В.Л. Электрический ток в газе. Установившийся ток. М.: Наука, 1971. 543 с.
  25. Dzlieva E.S., D’yachkov L.G., Novikov L.A., Pavlov S.I., Karasev V.Yu. Fast Rotation of Dust Particle Structures in DC Glow Discharge in a Strong Magnetic Field // Plasma Sources Sci. Technol. 2019. V. 28. 085020.

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML
2. Fig. 1. Schematic diagram of the experiment in [25]: 1 – discharge tube, 2 – insert, 3 – Teflon support for the insert, 4 – solenoid in the cryostat, 5 – dust structure, 6 – laser illumination, 7 – video camera.

Жүктеу (20KB)
3. Fig. 2. Explanation of the calculation method.

Жүктеу (8KB)
4. Fig. 3. Dependence of the angular velocity of rotation of the dust structure inside the insert on the magnetic field at p = 0.4 Torr, I = 1.5 mA; markers – experimental data; 1–3 – taking into account only ion drag, [25]; 4, 5 – also taking into account drag by neutral gas (this work); 2, 4 – l = 0.2 cm; 3, 5 – 1 cm.

Жүктеу (17KB)

© Russian Academy of Sciences, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».