Methodologies оf the forest climatic projects realisation: a review

封面

如何引用文章

全文:

详细

According to various estimates, there are anywhere from several hundred to a thousand initiatives for the protection, planting and reproduction of forests in Russia with a declared environmental effect. Russia has enormous potential for generating carbon units through forest climate projects. However, this opportunity is practically unused. One of the reasons for such low development is the lack of a methodological basis for forest climatic projects. In this regard, the purpose of this study is to analyse the main methodologies used for the calculation, verification and certification of forest management projects aimed at reducing greenhouse gas emissions and increasing carbon sequestration. This article examined forest management projects that have achieved certification under Verra's Verified Carbon Standard, the world's leading voluntary carbon markets program.

The methodologies classification was carried out according to the types of activities involved in the projects:

1) reforestation and afforestation;

2) forest management improvements;

3) reducing the emissions from deforestation and forest degradation.

This paper contributes to a detailed analysis of the methodologies used for calculating the forest climatic projects in the world and identifying the relevant methodologies that can be used to calculate the carbon units for forest climatic projects in Russia. Also presented are the universal recommendations for reporting forest climate projects.

全文:

ВВЕДЕНИЕ

Рынок углеродных единиц (carbon market) становится все более популярным механизмом в свете растущей тревоги по поводу климатического изменения. Зарегистрированные климатические проекты могут предложить компаниям и государствам возможность компенсации своих выбросов и создания прибыли от продажи единиц на выбросы, так называемых углеродных единиц (carbon credits). Глобальный спрос на углеродные единицы к 2050 году может вырасти в 25 с лишним раз, до сотен миллиардов долларов (Carbon Offset…, 2022). На данный момент спрос на углеродную компенсацию составляет 127 млн тонн CO₂-эквивалента, а предложение — 250 млн тонн. К 2050 году спрос может составить 3.4–5 млрд тонн, а предложение — 6.8 млрд тонн. С 2019 года российские компании приобрели на зарубежных рынках около 700 тысяч углеродных единиц (Галицкий, 2022). На данный момент около 15% компаний в России, представляющих разные сектора, рассматривают возможность приобретения углеродных единиц в ближайшие годы (Климатические проекты…, 2022).

С 1 сентября 2022 года в России заработал реестр углеродных единиц, и в том же месяце был дан старт углеродному рынку: в реестре зарегистрировали первые углеродные единицы, которые ушли с торгов по 1000 рублей за штуку (Парфененкова, 2023a). Российский реестр углеродных единиц принял первые методологии климатических проектов (сайт реестра: https://carbonreg.ru/ru/). В первый набор вошли методологии:

1) извлечения газа из нефтяных скважин, который в ином случае отводился в атмосферу или сжигался на факельных установках, и его утилизации для генерации тепло- и/или электроэнергии на месте;

2) сокращения сжигания на факелах (или стравливания) попутного нефтяного газа из нефтяных скважин и использования его в качестве сырья;

3) изменения запасов органического углерода в почве на пахотных землях;

4) перевода промышленных установок с угля / нефтяного топлива на газообразное топливо;

5) мер по повышению энергоэффективности и переходу на другое топливо для зданий (маломасштабные проекты);

6) перехода на энергоэффективные технологии и/или низкоуглеродные виды топлива в новых и существующих зданиях;

7) руководства по обоснованию дополнительности проектной деятельности (Реестр углеродных единиц, 2022).

Однако единой методологии для расчета углеродных единиц для лесных климатических проектов предложено не было. В России существует огромный потенциал получения углеродных единиц в рамках лесоклиматических проектов. К сожалению, данная возможность практически не используется. Хотя механизмы лесовосстановления и эффективного управления экосистемами пользуются популярностью в России, всего четыре лесоклиматических проекта было зарегистрировано (Парфененкова, 2023b). По разным оценкам, в России существует от нескольких сотен до тысячи инициатив по охране, посадке и воспроизведению лесов с заявленным экологическим эффектом (Парфененкова, 2023b). Одна из причин такого низкого развития заключается в отсутствии методологической базы лесоклиматических проектов (Климатические проекты…, 2022). Поэтому целью данного исследования является анализ основных методологий, используемых для расчетов лесоклиматических проектов в мире и выявление релевантных методологий, которые могут быть использованы для расчета углеродных единиц лесоклиматических проектов в России.

РАЗВИТИЕ РЫНКОВ УГЛЕРОДНЫХ ЕДИНИЦ В РОССИИ И МИРЕ

Механизмы выпуска углеродных единиц в мире

Рынок углеродных единиц начал развиваться с 1992 г., когда была подписана Рамочная конвенция ООН об изменении климата (Рамочная конвенция…, 1992). Данный рынок работает по принципу купли-продажи прав на выброс вредных газов: компания, сокращающая выбросы, может продать свои углеродные единицы другим компаниям, которые не могут самостоятельно сократить свои выбросы. Эксперты Всемирного банка выделяют три основные группы механизмов выпуска углеродных единиц (Климатические проекты…, 2022):

– независимые механизмы (стандарты) — это такие механизмы, которые не привязаны к конкретным климатическим соглашениям или протоколам, а функционируют независимо от них, и их администрирование осуществляют частные и независимые организации. К ним относятся: Verified Carbon Standard (VCS), Climate Action Reserve (CAR), Gold Standard и др.;

– международные механизмы, функционирующие согласно международным соглашениям по климату, их администрированием обычно занимаются международные организации. К ним относится Механизм чистого развития (Clean Development Mechanism) — система, разработанная в рамках Киотского протокола для сокращения выбросов парниковых газов в атмосферу и поощрения устойчивого развития в развивающихся странах (Механизм чистого развития, 2023a). CDM регистрирует лесные проекты в развивающихся странах и позволяет компании и государствам заграничного происхождения получать единицы на выбросы.

– национальные механизмы (региональные, национальные и субнациональные), разработанные и применяемые на уровне отдельных стран или регионов и поэтому регулируемые законодательством соответствующей юрисдикции, их администрирование осуществляют государственные органы данных стран. К ним относятся: California Compliance Offset Program, Australia Emissions Reduction Fund и др.

Вопрос о том, какой механизм выпуска углеродных единиц лучше, не имеет однозначного ответа, так как у каждого из них свои преимущества и ограничения. Выбор механизма зависит от конкретных обстоятельств и приоритетов. Важно принять во внимание факторы, такие как международное признание, гибкость, степень контроля, адаптацию к условиям и доступность финансирования. Некоторые страны могут предпочитать комбинированный подход, вовлекая в работу различные механизмы в зависимости от специфики проектов и целей.

Развитие углеродного законодательства в России

На данный момент уже принят ряд законов и нормативных актов, которые регулируют рынок углеродных единиц в России. Вот некоторые из основных законодательных актов, которые оказывают влияние на регулирование этого рынка:

1. Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 296-ФЗ “Об ограничении выбросов парниковых газов” утверждает принципы ограничения выбросов парниковых газов и меры по их ограничению, предусматривает ведение государственного учета выбросов парниковых газов и создание соответствующего реестра, принципы обращения и зачета углеродных единиц, а также вводит обязанность “регулируемых организаций” представлять ежегодные отчеты о выбросах парниковых газов. Закон также вводит основные понятия, такие как “поглощение парниковых газов”, “климатический проект”, “углеродная единица”, “углеродный след”, “верификация результатов реализации климатического проекта” и т. д.

2. Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. № 1587 утверждает критерии проектов устойчивого развития и требования к системе верификации данных проектов.

3. Распоряжение Правительства РФ 29 октября 2021 г. № 3052-р утверждает стратегию социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.

4. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2022 года № 449 утверждает правила оценки достижения целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов.

5. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2022 года № 455 утверждает правила верификации углеродных единиц.

6. Постановление Правительства РФ от 30 марта 2022 года № 518 утверждает порядок определения платы за услуги оператора реестра углеродных единиц.

7. Постановление Правительства РФ от 20 апреля 2022 года № 707 утверждает формы, правила представления и проверки отчетов о выбросах парниковых газов, а также правила создания и ведения реестра выбросов парниковых газов.

8. Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2022 года № 790 утверждает правила создания и ведения реестра углеродных единиц, а также проведения операций с углеродными единицами в данном реестре.

9. Постановление Правительства РФ от 20 мая 2022 г. № 905 утверждает формы типового договора на оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц.

10. Приказ Минэкономразвития РФ от 11 мая 2022 г. № 248 утверждает критерии, порядок и формы отчетности об реализации климатических проектов.

Что немаловажно, Распоряжение Правительства РФ 29 октября 2021 г. № 3052-р отводит важное значение мероприятиям по управлению лесами при реализации Стратегии социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. К примеру, предполагается создание новых технологий, направленных на сокращение выбросов парниковых газов и увеличение поглощающей способности лесов, а также реализация дополнительных мер по лесовосстановлению и лесоразведению, охране лесов от пожаров, защите от вредных организмов и т. д. Поэтому лесные климатические проекты могут стать одними из основных механизмов участия в рынке углеродных единиц. В некоторых случаях цена на углеродные единицы, полученные в рамках лесных проектов, может стать выше, чем на другие виды углеродных единиц, из-за сопутствующих выгод, связанных с сохранением или восстановлением лесов, и может включать в себя устойчивость к изменению климата, увеличение биоразнообразия и положительное воздействие на местные сообщества.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для анализа основных методологий, используемых для расчетов лесоклиматических проектов в мире, были взяты лесные проекты из базы данных компании Verra (https://registry.verra.org/app/search/VCS). Данная организация занимается сертификацией проектов по снижению выбросов парниковых газов и получению единиц на основе этих сокращений, т. е. верифицированных углеродных единиц (verified carbon credits) и их управлением. Компания Verra была основана в 2007 г. экологическими лидерами и бизнес-лидерами, которые увидели необходимость в большей гарантии качества на добровольных углеродных рынках (Who We Are, 2023a). В настоящее время Verra управляет ведущей в мире программой добровольных углеродных рынков — Verified Carbon Standard (VCS), а также набором других программ экологической и социальной значимости. Всего компания уже выпустила более 1 153 300 000 углеродных единиц и зарегистрировала более 2000 проектов.

На первом этапе были проанализированы 292 проекта в сфере “Сельское хозяйство, лесное хозяйство и другое землепользование”. Так как цель данного исследования — рассмотреть только лесные проекты, все проекты, не связанные с лесным хозяйством, были исключены. Финальная база составила 247 проектов.

По видам деятельности лесные проекты классифицировались с помощью следующих механизмов:

1) лесоразведение, лесовосстановление и облесение (afforestation, reforestation and revegetation (ARR));

2) улучшенное управление лесами (improved forest management (IFM));

3) сокращение эмиссий от обезлесения и деградации лесов (reduced emissions from deforestation and forest degradation (REDD)).

Самыми активными регионами по зарегистрированным лесным проектам стали регионы Латинской Америки, Азии и Африки (рис. 1), а наиболее часто применяемыми механизмами оказались механизмы ARR и REDD (рис. 2). Детальное распределение зарегистрированных лесных проектов рассмотрено в Приложении.

 

Рис. 1. Распределение зарегистрированных лесных проектов по регионам.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методологии для расчета проектов по лесоразведению, лесовосстановлению и облесению

Лесоразведение — это процесс создания новых лесных насаждений на землях, где ранее не было леса или лес был сильно вырублен в целях предотвращения эрозии почв и других связанных с повышением потенциала лесов целях (Лесной кодекс…, 2023, стр. 63). Лесовосстановление представляет собой деятельность, связанную с выращиванием лесных насаждений после вырубки леса или других форм антропогенного воздействия, таких как пожары, болезни или насаждения инвазивных видов растений в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия (Лесной кодекс…, 2023, стр. 62). Облесение относится к процессу восстановления растительного покрова в любых типах экосистем, включая леса, луга, тундру, пустыни и др. Восстановление растительности может охватывать не только деревья, но и кустарники, травы, мхи и другие растения в зависимости от типа экосистемы. Целью данных мероприятий является улучшение биоразнообразия, борьба с эрозией почвы, сохранение почвы, повышение качества воды и увеличение общей площади лесов на планете, что способствует борьбе с изменением климата и защите биоразнообразия.

 

Рис. 2. Распределение зарегистрированных лесных проектов по видам деятельности.

 

Согласно Рамочной конвенции ООН об изменении климата, Киотскому протоколу и Парижскому соглашению (РКИК ООН), на данный момент активны три методологии, которые могут быть использованы для расчетов проектов по лесоразведению, лесовосстановлению и облесению: AR-ACM0003 и AR-AM0014 предназначены для крупномасштабных проектов, а AR-AMS0007 — для малых проектов (Методологии механизма…, 2023b). Данные методологии были также использованы в проектах типа ARR, зарегистрированных в реестре Verra (табл. 1).

Все три методологии (AR-ACM0003, AR-AM0014 и AR-AMS0007) используют одинаковую формулу расчета базового уровня чистой абсорбции парниковых газов поглотителями (baseline net greenhouse gas removals by sinks), которая выглядит следующим образом (AR-ACM0003: Afforestation and reforestation…, 2023d; AR-AM0014: Afforestation and reforestation…, 2023с; AR-AMS0007: Afforestation and reforestation…, 2023e):

ΔСBSL,t=ΔCTREE_BSL,t+ΔCSHRUB_BSL,t+ΔCDW_BSL,t+ΔCLI_BSL,t, (1)

где

ΔСBSL,t

=

базовый уровень чистой абсорбции парниковых газов поглотителями в год t, т CO2-экв.;

ΔCTREE_BSL,t

=

изменение запаса углерода в исходной биомассе деревьев в пределах границ проекта в году t, т CO2-экв.;

ΔCSHRUB_BSL,t

=

изменение запаса углерода в исходной биомассе кустарников в пределах границ проекта в году t, т CO2-экв.;

ΔCDW_BSL,t

=

изменение запаса углерода в исходной биомассе валежной древесины в пределах границ проекта в году t, т CO2-экв.;

ΔCLI_BSL,t

=

изменение запаса углерода в исходной биомассе подстилки в пределах границ проекта в году t, т CO2-экв.

 

Таблица 1. Статус методологий, использованных в зарегистрированных лесных проектах типа ARR

Методология

Название

Статус

Комментарий

AR-ACM0003

Лесоразведение и лесовосстановление на землях, кроме водно-болотных угодий

активна

 

AR-ACM0001

Лесоразведение и лесовосстановление на деградированных землях

не активна

заменен на AR-ACM0003

AR-AM0003

Лесоразведение и лесовосстановление деградированных земель с помощью посадки деревьев, содействия естественному восстановлению и контроля пастбищного животноводства

не активна

заменен на AR-ACM0001

AR-ACM0002

Лесоразведение или лесовосстановление на деградированных землях без перемещения предпроектных активностей

не активна

заменен на AR-ACM0003

AR-AM0002

Восстановление деградированных земель путем лесоразведения/лесовосстановления

не активна

заменен на AR-ACM0003

AR-AM0005

Лесоразведение и лесовосстановление для промышленных и/или коммерческих целей

не активна

заменен на AR-ACM0003

AR-AM0007

Лесоразведение и лесовосстановление на землях, в настоящее время используемых в сельском хозяйстве или как пастбища

не активна

заменен на AR-ACM0003

AR-AM0014

Лесоразведение и лесовосстановление деградировавших мангровых зарослей

активна

 

AR-AMS0001

Упрощенные методологии базовой линии и мониторинга для мелкомасштабных проектов лесоразведения/лесовосстановления, реализуемых на пастбищах или пахотных землях с ограниченным перемещением предпроектных активностей

не активна

заменен на AR-AMS0007

AR-AMS0002

Упрощенные методологии базовой линии и мониторинга для мелкомасштабных проектов лесоразведения и лесовосстановления в рамках CDM, реализуемых в поселениях

не активна

заменен на AR-AMS0007

AR-AMS0004

Упрощенная методология базовой линии и мониторинга для мелкомасштабного агролесоводства — проектов лесоразведения и лесовосстановления в рамках механизма чистого развития

не активна

заменен на AR-AMS0007

AR-AMS0005

Упрощенная методология базовой линии и мониторинга для мелкомасштабных проектов лесоразведения и лесовосстановления в рамках механизма чистого развития, реализуемых на землях с низким природным потенциалом для поддержки живой биомассы

не активна

заменен на AR-AMS0007

AR-AMS0006

Упрощенная методология базовой линии и мониторинга для мелкомасштабного агролесоводства — проектов лесоразведения и лесовосстановления в рамках механизма чистого развития

не активна

заменен на AR-AMS0007

AR-AMS0007

Деятельность по проектам лесоразведения и лесовосстановления, реализуемым на землях, за исключением водно-болотных угодий

активна

 

 

Расчет фактического уровня чистой абсорбции парниковых газов поглотителями (actual net greenhouse gas removals by sinks) выглядит следующим образом:

ΔCACTUAL,t=ΔCP,tGHGE,t, (2)

где

ΔCACTUAL,t

=

фактический уровень чистой абсорбции парниковых газов поглотителями в году t, т CO2-экв.;

ΔCP,t

=

изменение запасов углерода в проекте, происходящее в выбранных карбоновых пулах в году t, т CO2-экв.;

GHGE,t

=

увеличение выбросов парниковых газов, отличных от CO2 в границах проекта как результате реализации проектной деятельности в годy t, т CO2-экв.

 

Данный показатель не включает выбросы парниковых газов в результате удаления травянистой растительности, сжигания ископаемого топлива, внесения удобрений, использования древесины, разложения подстилки и тонких корней азотфиксирующих деревьев, строительства подъездных дорог в пределах границ проекта и транспорта.

Изменение запасов углерода в проекте в выбранных карбоновых пулах в году t (ΔCP,t ) рассчитывается по формуле:

ΔCP,t=ΔCTREE_PROJ,t+ΔCSHRUB_PROJ,t++ΔCDW_PROJ,t+ΔCLI_PROJ,t+ΔSOCAL,t, (3)

где

ΔCTREE_PROJ,t

=

изменение запаса углерода в биомассе деревьев в пределах границ проекта в году t, т CO2-экв.;

ΔCSHRUB_PROJ,t

=

изменение запаса углерода в биомассе кустарников в пределах границ проекта в году t, т CO2-экв.;

ΔCDW_PROJ,t

=

изменение запаса углерода в биомассе валежной древесины в пределах границ проекта в году t, т CO2-экв.;

ΔCLI_PROJ,t

=

изменение запаса углерода в биомассе подстилки в пределах границ проекта в году t, т CO2-экв.;

ΔSOCAL,t

=

изменение запаса органического углерода в почве в пределах границ проекта в году t, т CO2-экв.

 

Расчет антропогенного уровня чистой абсорбции парниковых газов поглотителями (net anthropogenic greenhouse gas removals by sinks) выглядит следующим образом:

ΔCARCDM,t=ΔCACTUAL,tΔCBSL,tLKt (4)

где

ΔCARCDM,t

=

антропогенный уровень чистой абсорбции парниковых газов поглотителями в году t, т CO2-экв.;

ΔCACTUAL,t

=

фактический уровень чистой абсорбции парниковых газов поглотителями в году t, т CO2-экв.;

ΔCBSL,t

=

базовый уровень чистой абсорбции парниковых газов поглотителями в году t, т CO2-экв.;

LKt

=

выбросы парниковых газов из-за утечек в году t, т CO2-экв.

 

Таблица 2. Методологии, использованные в зарегистрированных лесных проектах типа IFM (Одобренные методологии…, 2023с)

Методология

Название

Применимость

Регион

Вид леса

VM0003

Улучшенное лесоуправление через продление возраста севооборота

Нет ограничений

– Не включает управляемый торфяной лес

VM0005

Преобразование низкопродуктивного леса в высокопродуктивный

Тропический

– Вечнозеленые тропические леса

– Без учета торфяников (или выбросы, связанные с торфяниками, незначительны)

VM0010

Улучшенное лесоуправление: преобразование вырубленных лесов в охраняемые

Нет ограничений

– Не включает водно-болотные угодья или торфяники

VM0012

Улучшенное лесоуправление в умеренных и бореальных лесах

Умеренный и бореальный

– Недвижимость в частной собственности

– Не включает управляемый торфяной лес

 

Расчет сертифицированных временных и долгосрочных показателей сокращения выбросов за период верификации (T = t2t1) производится по следующим формулам:

tCERt2=t1t2ΔCARCDM,t, (5)

lCERt2=t1+1t2ΔCARCDM,t, (6)

где

tCERt2

=

количество единиц сертифицированных временных показателей сокращений выбросов (temporary Certified Emission Reductions), выпускаемых в год t2;

lCERt2

=

количество единиц сертифицированных долгосрочных показателей сокращений выбросов (Certified Emission Reductions), выпускаемых в год t2;

ΔCARCDM,t

=

антропогенный уровень чистой абсорбции парниковых газов поглотителями в году t, т CO2-экв.;

  t1, t2

=

годы начала и окончания периода верификации.

Методологии для расчета проектов по улучшению управления лесами

Улучшенное управление лесами относится к реализации стратегий и методов, способствующих устойчивому использованию и сохранению лесных ресурсов. Оно предполагает ответственное управление лесами, в том числе сохранение их экологической, экономической и социальной ценности. Некоторые способы улучшения управления лесами включают ответственную заготовку деревьев для сведения к минимуму ущерба лесной экосистемы и сохранения ее биоразнообразия; регулярный мониторинг лесов на наличие признаков деградации, незаконных рубок и посягательств, а также принятие мер по предотвращению и решению этих проблем; создание охраняемых территорий и коридоров дикой природы для сохранения биоразнообразия и т. д. Всего четыре методологии использовались для расчетов проектов по улучшению управления лесами, зарегистрированных в реестре Verra (табл. 2).

Больше всего зарегистрированных проектов использовали методологию VM0010 (База данных…, 2023d). Знание расчетов уровня выбросов парниковых газов для базового сценария, сценария проекта и утечки позволяет провести предварительную оценку уровня чистых сокращений выбросов парниковых газов в конце каждого года в течение периода кредитования проекта с момента реализации проекта. Рассчитывается она следующим образом (VM0010 Methodology for Improved…, 2023e):

GHGCREDITS,LtPF,t*=GHGNET,BSL,t*GHGNET,PRJ,t*GHGLK,LtPF,t*, (10)

где

GHGCREDITS,LtPF,t*

=

проектные единицы на выбросы парниковых газов, связанные с реализацией мероприятия по улучшению управления лесом в году t* с момента начала проекта, т CO2-экв.;

GHGNET,BSL,t*

=

чистые выбросы парниковых газов в базовом сценарии в году t* с момента начала проекта, т CO2-экв.;

GHGNET,PRJ,t*

=

чистые выбросы парниковых газов в проектном сценарии в году t* с момента начала проекта, т CO2-экв.;

GHGLK,LtPF,t*

=

суммарные выбросы парниковых газов за счет утечек, возникших за пределами границ проекта в результате реализации мероприятий по улучшению управления лесом в году t* с начала проекта, т CO2-экв.

 

Расчетные выбросы парниковых газов и сокращения выбросов в результате мероприятий по улучшению управления лесами имеют неопределенности, связанные с параметрами и коэффициентами, включая оценки площади, накопления углерода, коэффициенты повторного роста и расширения. Они рассчитываются по формуле:

Creditstotal,LtPF=GHGcredits,LtPFΔ1Utotal,LtPF, (11)

где

Creditstotal,LtPF

=

общие единицы на выбросы парниковых газов, скорректированные с учетом неопределенности за каждый год t в период кредитования проекта;

GHGcredits,LtPF

=

чистые выбросы парниковых газов в базовом сценарии в году t* с момента начала проекта;

проектные единицы на выбросы парниковых газов, связанные с реализацией мероприятий по улучшению управления лесом в сценарии проекта, т CO2-экв.

*год–1;

Utotal,LtPF

=

общая неопределенность проекта, безразмерная.

 

Количество верифицированных углеродных единиц (Verified Carbon Units,) за каждый год t периода кредитования проекта представляет собой сокращение выбросов и удаление парниковых газов с поправкой на неопределенность и риск и рассчитывается по формуле:

VCUnet,LtPF==Creditstotal,t2,LtPFCreditstotal,t1,LtPFBuIFMVCS, (12)

где

VCUnet,LtPF

=

количество верифицированных углеродных единиц, безразмерное;

Creditstotal,t2,LtPF

=

антропогенный уровень чистой абсорбции парниковых газов поглотителями, по оценке

для t* = t1 в т CO2-экв.;

Creditstotal,t1,LtPF

=

антропогенный уровень чистой абсорбции парниковых газов поглотителями, по оценке

для t* = t2 в т CO2-экв.;

BuIFMVCS

=

общее количество единиц, удерживаемых на буферном счете верифицированных углеродных единиц (VCS).

 

Таблица 3. Методологии, использованные в за регистрированных лесных проектах типа REDD (VM0017 Adoption of Sustainable…, 2023b)

Методология

Название

Применимость

Регион

Вид леса

VM0004

Методология предотвращения планируемого преобразования земельного использования в заболоченных торфяных лесах

Тропический

Юго-Восточная Азия

– Тропические торфяно-болотные леса

– Не включает населенные пункты

VM0006

Учет углерода для проектов типа REDD мозаичного и ландшафтного масштаба

Нет ограничений

Нет ограничений

VM0007

Методология REDD+1

Нет ограничений

Нет ограничений

VM0009

Методология предотвращения преобразования экосистем

(Если выбран пул почвенного углерода) тропический или полузасушливый тропический

– Не включает органическую или торфяную почву

– Исключая леса, предназначенные для санкционированных законом лесозаготовок.

VM0011

Методология расчета выгод в снижении выбросов парниковых газов из-за предотвращения планируемой деградации

Тропический

– Применимо к ранее вырубленным или малонарушенным тропическим лесам, где в отсутствие углеродного финансирования велись бы выборочные рубки.

VM0015

Методология предотвращения незапланированной вырубки лесов

Нет ограничений

– Без учета лесных болот, произрастающих на торфе

VM0017

*Verra деактивировала методологию 31 марта 2023 г. Никаких дальнейших пересмотров методологии не планируется (VM0017 Adoption of Sustainable…, 2023b).

1REDD+ (Reducing Emissions from Deforestation and Forest Degradation) – это инициатива, направленная на сокращение выбросов парниковых газов путем уменьшения вырубки лесов и деградации лесных угодий, а также повышение углеродного поглощения через лесовосстановление и улучшенное лесоуправление.

 

Методологии для расчета проектов по сокращению эмиссий от обезлесения и деградации лесов

Сокращение эмиссий от обезлесения и деградации лесов (REDD) включает в себя несколько действий, в том числе оценку и мониторинг лесных покровов, разработку стратегий по сохранению и восстановлению лесов, а также управление лесными ресурсами. Методологии, которые были использованы для расчетов лесных проектов типа REDD, представлены в табл. 3. Наиболее часто применяемые методологии — это VM0007 и VM0015.

Расчет по методологии VM0015 включает базовую оценку сценария, по которому можно измерить сокращение выбросов, т. е. оценку исторических темпов обезлесения в проектной зоне и выявление движущих сил обезлесения (расширение сельскохозяйственных угодий, лесозаготовки, добыча полезных ископаемых). Базовый сценарий должен представлять собой обычную ситуацию, предполагающую отсутствие вмешательства со стороны проекта. Вычисление предварительной (ex-ante) оценки общего чистого сокращения выбросов парниковых газов выглядит следующим образом:

ΔREDDt=ΔCBSLPAt+EBBBSLPAtΔCPSPAt+EBBPSLPAtΔCLKt+ELKt, (13)

где

ΔREDDt

=

предварительный (ex-ante) расчет чистого сокращения антропогенных выбросов парниковых газов, связанный с проектной деятельностью в году t, т CO2-экв.;

ΔCBSLPAt

=

сумма базовых изменений запасов углерода в рамках проекта в году t, т CO2-экв.;

EBBBSLPAt

=

сумма базовых выбросов от сжигания биомассы углерода в рамках проекта в году t, т CO2-экв.;

ΔCPSPAt

=

сумма предварительных (ex-ante) фактических изменений запасов углерода в рамках проекта в году t, т CO2-экв.;

EBBPSLPAt

=

сумма предварительных (ex-ante) фактических выбросов от сжигания биомассы в рамках проекта в году t, т CO2-экв.;

ΔCLKt

=

сумма предварительных (ex-ante) изменений накопления углерода в результате утечек в году t, т CO2-экв.;

ELKt

=

сумма предварительных (ex-ante) выбросов утечек в году t, т CO2-экв.;

VCUt=ΔREDDtVBCt,

=

1, 2, 3 … t* лет, прошедших с начала проектной деятельности, безразмерный.

 

Количество верифицированных углеродных единиц (Verified Carbon Units, VCUs), которое должно быть получено в результате предлагаемой проектной деятельности в год t, включает в себя сравнение сценария проекта с базовым сценарием и учет любых утечек (выбросы, которые перемещаются за пределы границ проекта) и рассчитывается следующим образом:

VCUt=ΔREDDtVBCt,VBCt=ΔCBSLPAtΔCPSPAtΔRFt, (14)

VCUt=ΔREDDtVBCt,VBCt=ΔCBSLPAtΔCPSPAtΔRFt, (15)

где

VCUt

=

количество верифицированных углеродных единиц (VCUs), которые можно продать в момент времени t, т CO2-экв.;

ΔREDDt

=

предварительный (ex-ante) расчет чистого сокращения антропогенных выбросов парниковых газов, связанный с проектной деятельностью в году t, т CO2-экв.;

VBCt

=

количество буферных единиц, депонированных в буфере VCS в момент времени t, т CO2-экв.;

ΔCBSLPAt

=

сумма базовых изменений запасов углерода в рамках проекта в году t, т CO2-экв.;

ΔCPSPAt

=

сумма предварительных (ex-ante) фактических изменений накопления углерода в рамках проекта в году t, т CO2-экв. га–1;

RFt

=

фактор риска, используемый для расчета буферных единиц VCS,%;

 t

=

1, 2, 3 … t* лет, прошедших с начала проектной деятельности, безразмерный.

 

Методология VM0007 была в основном использована для лесных проектов в странах Латинской Америки и Африки. Суть расчета по данной методологии заключается в следующем:

NERREDD+=NERREDD+NGRARR+NERWRC, (16)

где

NERREDD+

=

общее чистое сокращение выбросов парниковых газов, связанное с проектной деятельностью в году t, т CO2-экв.;

NERREDD

=

общее чистое сокращение эмиссий парниковых газов от обезлесения и деградации лесов, связанное с проектной деятельностью в году t, т CO2-экв.;

NGRARR

=

общее чистое сокращение выбросов парниковых газов в результате лесоразведения и лесовосстановления, связанное с проектной деятельностью в году t, т CO2-экв.;

NERWRC

=

общее чистое сокращение выбросов парниковых газов в результате восстановления и сохранения водно-болотных угодий, связанное с проектной деятельностью в году t, т CO2-экв.

 

Количество верифицированных углеродных единиц (Verified Carbon Units, VCUs), которое должно быть получено в результате предлагаемой проектной деятельности, рассчитывается следующим образом:

VCUt=Adjusted_NERREDD+,t2AdjustedNERREDD+,t1BufferTotal, (17)

где

VCUt

=

количество верифицированных углеродных единиц (VCUs), которые можно продать в момент времени t = t2 — t1;

Adjusted_NERREDD+,t2

=

общее чистое сокращение эмиссий парниковых газов от обезлесения и деградации лесов, связанное с проектной деятельностью до года t2 и скорректированное с учетом неопределенности, т CO2-экв.;

AdjustedNERREDD+,t1

=

общее чистое сокращение эмиссий парниковых газов от обезлесения и деградации лесов, связанное с проектной деятельностью до года t1 и скорректированное с учетом неопределенности, т CO2-экв.;

BufferTotal

=

общее удержание буфера постоянного риска, т CO2-экв.

Основные требования к разработке лесоклиматического проекта

Методологии расчета лесных проектов варьируются в зависимости от конкретных целей и задач проекта, а также имеющихся данных и ресурсов. Тем не менее на основании анализа отчетов, зарегистрированных в реестре Verra, можно выделить основные требования к отчетности лесоклиматических проектов, которые являются универсальными для всех видов деятельности ARR, IFM и REDD:

1. Детали проекта: краткое описание проекта, задачи проекта, отраслевой охват и тип проекта, инициатор проекта, другие организации, участвующие в проекте, дата начала проекта, период действия проекта, масштаб проекта и предполагаемое сокращение или удаление выбросов парниковых газов, описание проектной деятельности, местонахождение проекта, определение исходного базового уровня (условия до начала проекта), т. е. определение количества углерода, которое было бы выброшено, если бы проект реализовали, соответствие законам, уставам и другим нормативным актам, право собственности и участие в других аналогичных программах, а также дополнительная информация, относящаяся к проекту.

2. Применяемая методология: название и ссылка на методологию, применимость методологии, границы проекта, базовый сценарий, дополнительность2 и методологические отклонения.

3. Количественная оценка сокращений выбросов и абсорбции парниковых газов: базовый уровень выбросов, выбросы по проекту, утечки и сводная информация о сокращении выбросов и абсорбции парниковых газов.

4. Мониторинг: данные и параметры, доступные при валидации, контролируемые данные и параметры для мониторинга, а также описание плана мониторинга и установление протоколов мониторинга, чтобы гарантировать, что проект достигает своих целей по поглощению углерода.

5. Воздействие на окружающую среду.

6. Дополнительные комментарии заинтересованных сторон.

В описании проекта должны быть указаны конкретные мероприятия, которые будут предприняты для предотвращения обезлесения, такие как сохранение лесов, восстановление или методы устойчивого землепользования. Проект должен продемонстрировать, что его деятельность выходит за рамки того, что произошло бы в отсутствие проекта, и должен включать в себя оценку финансовых, правовых и технических барьеров, препятствующих реализации проектной деятельности без самого проекта. В целом методология расчета лесного проекта должна быть научно обоснованной, экономически осуществимой и социально приемлемой для всех заинтересованных сторон.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лесоклиматические проекты в России представляют собой перспективное направление для устойчивого развития страны, содействия борьбе с изменением климата и использования природных ресурсов эффективным образом. Россия является одной из стран с самой большой площадью лесов в мире. Ее лесные ресурсы обладают огромным потенциалом для снижения выбросов парниковых газов и увеличения поглощения углерода из атмосферы. Это, в свою очередь, может помочь России выполнить свои обязательства по сокращению выбросов парниковых газов в рамках международных климатических соглашений, а также поспособствовать развитию экономики на основе экологических принципов и привлечению инвестиций в лесохозяйственный сектор. Реализация лесоклиматических проектов может помочь сохранить биоразнообразие и защитить экосистему лесов, что является важным аспектом устойчивого развития.

В последние годы Россия проявляет все больший интерес к развитию рынка углеродных единиц. Правительство страны принимает меры для стимулирования устойчивого лесоуправления. Например, Распоряжение Правительства РФ 29 октября 2021 г. № 3052-р отводит важное значение мероприятиям по управлению лесами при реализации Стратегии социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Российский реестр углеродных единиц принял первые методологии климатических проектов. Однако единой методологии для расчета углеродных единиц для лесных климатических проектов в этом списке не было. Данное исследование поспособствовало анализу методологий, используемых для расчетов лесоклиматических проектов в рамках Verified Carbon Standards компании Verra, ведущей в мире программы добровольных углеродных рынков, было выявлено несколько методологий, позволяющих зарегистрировать лесные проекты и получить единицы на выбросы CO2 и других газов, замещаемых путем лесоразвития. Выбор методологии будет зависеть от типа и масштаба проекта, а также вида леса и мероприятий, направленных на улучшение лесоуправления. Одним из направлений будущих исследований представляется применение рассмотренных методологий в рамках лесоклиматических проектов в России, а также для проектов в рамках карбоновых полигонов, территорий с разнообразной экосистемой, созданных для реализации мер контроля климатических активных газов природных экосистем (официальный сайт по карбоновым полигонам в России: https://carbon-polygons.ru/).

 

2 Лесоклиматический проект можно признать дополнительным, если есть возможность доказать, что деятельность в рамках проекта приводит к сокращению выбросов или увеличению абсорбции парниковых газов, превышающих уровень, который был достигнут в базовом сценарии, а также, что деятельность не была бы осуществлена без финансовых или других стимулов, обеспечиваемых генерацией углеродных кредитов (Лесоклиматический стандарт “Создание углерод-депонирующих насаждений на нелесных землях”, Лесоклиматический стандарт “Организация охраны от пожаров неуправляемых лесных земель”).

Приложение

Детальное распределение зарегистрированных лесных проектов в реестре Verified Carbon Standard

Страна/регион

Вид деятельности

Тип методологии

Количество проектов

Албания

ARR

AR-ACM0003

1

Аргентина

ARR

AR-ACM0003

1

Австралия

REDD; IFM; REDD+IFM

VM0010

4

Белиз

REDD

VM0007

4

Боливия

REDD

VM0007

1

Бразилия

ARR; REDD;

REDD+IFM

VM0007

VM0011

VM0015

AR-AMS0001

AR-AMS0006

AR-AMS0007 AR-ACM0003

31

Камбоджа

REDD

VM0006

VM0009

VM0015

4

Канада

IFM;

ARR+IFM

VM0010

VM0012

VM0034

3

Чили

ARR; REDD

AR-ACM0001

AR-ACM0003

VM0007

3

Китай

ARR; REDD; IFM;

REDD+IFM;

ARR+IFM+REDD

AR-ACM0003

AR-AM0014

VM0010

43

Колумбия

ARR; REDD;

REDD+IFM

AR-AM0005

AR-ACM0003

VM0007

VM0006

23

Конго

REDD

VM0006

VM0009

VM0015

3

Эфиопия

REDD

VM0015

1

Гана

ARR

AR-ACM0003

AR-AM0003

2

Гватемала

ARR; REDD

AR-ACM0001

AR-ACM0003

VM0015

6

Гвинея-Бисау

REDD

VM0007

1

Индия

ARR; REDD

AR-ACM0001

AR-AMS0005

VM0017

AR-ACM0002

AR-ACM0003

AR-AM0014

8

Индонезия

ARR; REDD

ARR+WRC

ARR+REDD+WRC

AR-AM0014

VM0004

VM0007

4

Кения

ARR; REDD

AR-AMS0001

AR-ACM0001

AR-AMS0007

VM0009

11

Лао

ARR; REDD

VM0015

AR-ACM0003

2

Мадагаскар

ARR; REDD

AR-ACM0003

VM0015

VM0007

4

Малави

ARR; REDD

AR-ACM0002

VM0006

2

Малайзия

IFM

VM0005

1

Мали

ARR

AR-AMS0004

1

Мексика

ARR

AR-ACM0003

AR-AM0007

3

Мозамбик

ARR; REDD

AR-ACM0003

VM0007

2

Мьянма

ARR+WRC

AR-AM0014

1

Никарагуа

ARR

AR-ACM0001

AR-ACM0003

3

Нигер

ARR

AR-ACM0003

1

Пакистан

ARR+WRC

VM0033

1

Панама

ARR

AR-ACM0003

1

Папуа — Новая Гвинея

REDD

IFM+REDD

VM0009

VM0007+VM0010

2

Парагвай

ARR; REDD

AR-ACM0003

VM0007

5

Перу

ARR; REDD

VM0006

VM0007

VM0010

VM0015

AR-ACM0001

AR-ACM0003

AR-AM0003

AR-AMS0001

21

Филиппины

ARR

AR-ACM0003

1

Румыния

IFM

VM0012

1

Сенегал

ARR

AR-ACM0003

AR-AM0014

2

Сьерра-Леоне

ARR; REDD

AR-AM0003

VM0007

2

ЮАР

ARR

AR-AMS0007

AR-AMS0002

AR-ACM0003

AR-AM0002

4

Танзания

ARR; REDD

VM0007

AR-AM0005

VM0015

4

Уганда

ARR

AR-AMS0007

AR-ACM0001

AR-AMS0001

9

США

IFM; ARR

ARR+IFM+REDD

AR-ACM0001

VM0012

VM0003

8

Уругвай

ARR; REDD

AR-ACM0001

AR-ACM0003

8

Замбия

REDD

VM0009

VM0015+VM0017

3

Зимбабве

ARR+REDD

VM0009

1

Примечание.

ARR — лесоразведение, лесовосстановление и облесение;

IFM — улучшенное управление лесами;

REDD — сокращение эмиссий от обезлесения и деградации лесов;

WRC — восстановление и сохранение водно-болотных угодий.

REDD+ (Reducing Emissions from Deforestation and Forest Degradation) — это инициатива, направленная на сокращение выбросов парниковых газов путем уменьшения вырубки лесов и деградации лесных угодий, а также повышение углеродного поглощения через лесовосстановление и улучшенное лесоуправление.

×

作者简介

T. Nevzorova

Yeltsin’s Ural Federal University

编辑信件的主要联系方式.
Email: tanyanevzorova@mail.ru
俄罗斯联邦, Mira st. 19, Yekaterinburg, 620002

参考

  1. AR-ACM0003: Afforestation and reforestation of lands except wetlands — Version 2.0, UNFCCC. 2023d, available at: CDM: Afforestation and reforestation of lands except wetlands — Version 2.0 (unfccc.int) (March 26, 2023).
  2. AR-AM0014: Afforestation and reforestation of degraded mangrove habitats, UNFCCC. 2023с, available at: CDM: Afforestation and reforestation of degraded mangrove habitats — Version 3.0 (unfccc.int) (March 26, 2023).
  3. AR-AMS0007: Afforestation and reforestation project activities implemented on lands other than wetlands — Version 3.1, UNFCCC. 2023e, available at:https://cdm.unfccc.int/methodologies/DB/J6ZHLX1C3AEMSZ52PWIII6D2AOJZUB (March 26, 2023).
  4. Baza dannykh Verified Carbon Standard (Verified Carbon Standard Database), Verra. 2023d, available at: Verra Search Page (April 26, 2023).
  5. Carbon Offset Prices Could Increase Fifty-Fold by 2050, BloombergNEF, 2022, available at: Carbon Offset Prices Could Increase Fifty-Fold by 2050 | BloombergNEF (bnef.com) (April 03, 2023).
  6. Federal’nyi zakon (Federal Law), July 2, 2021, No. 296, available at:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107020031 (July 15, 2023).
  7. Galitskii Kh, available at:https://iz.ru/1388343/khariton-galitckii/zapusk-rynka-uglerodnykh-edinitc-odin-iz-shagov-na-puti-k-uglerodnoi-neitralnosti (April 30, 2023).
  8. Klimaticheskie proekty: Riski i vozmozhnosti dlya biznesa (Climate projects: Risks and opportunities for business), available at: climate-project_research_drt.pdf (April 25, 2023).
  9. Lesnoi kodeks RF (Forest code of Russian Federation), available at: https://leskod.ru/#lkrf (July 14, 2023).
  10. Lesoklimaticheskii standart (Forest climate standard “Creation of carbon-storing plantations on non-forest lands”), available at:https://drive.google.com/file/d/1CtrSJLjdB7plvUu8r75qOjUtAXUp-89T/view?pli=1 (July 14, 2023).
  11. Lesoklimaticheskii standart (Forest climate standard “Organization of fire protection of unmanaged forest lands”), available at:https://drive.google.com/file/d/16zT0_AMmXv_feTTl2ygmzRcrC01eKvR_/view (July 14, 2023).
  12. Mekhanizm chistogo razvitiya (Clean Development Mechanism (CDM)), UNFCCC, 2023a, available at: CDM: CDM-Home (unfccc.int) (March 15, 2023).
  13. Metodologii mekhanizma chistogo razvitiya (Clean development mechanism), UNFCCC, 2023б, available at: CDM: Methodologies (unfccc.int) (March 15, 2023).
  14. Odobrennye metodologii dlya verifitsirovannykh uglerodnykh edinits (VCS Methodologies), Verra, 2023c, available at: Methodologies — Verra (March 16, 2023).
  15. Parfenenkova M., available at:https://www.vedomosti.ru/esg/climate/articles/2023/03/20/967229-milliardi-dollarov-iz-chistogo-vozduha (April 28, 2023).
  16. Parfenenkova M., available at:https://www.vedomosti.ru/esg/regulation/articles/2023/02/20/963711-pod-ugrozoi-avtoritet-mezhdunarodnoi-sistemi-uglerodnih-kreditov-verra (April 28, 2023).
  17. Postanovlenie Pravitel’stva RF (Decree of the Russian Federation Government), March 24, 2022, No. 55, available at:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403655546/ (July 14, 2023).
  18. Postanovlenie Pravitel’stva RF (Decree of the Russian Federation Government), March 24, 2022, No. 449, available at: pravo.gov.ru (July 14, 2023).
  19. Postanovlenie Pravitel’stva RF (Decree of the Russian Federation Government), March 30, 2022, No. 518, available at:http://www.publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203310042?index=1 (July 14, 2023).
  20. Postanovlenie Pravitel’stva RF (Decree of the Russian Federation Government), April 20, No. 707, available at:http://www.publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204210009 (July 15, 2023).
  21. Postanovlenie Pravitel’stva RF (Decree of the Russian Federation Government), April 30, 2022, No. 790, available at: pravo.gov.ru (July 15, 2023).
  22. Postanovlenie Pravitel’stva RF (Decree of the Russian Federation Government), May 20, 2022, No. 905, available at:http://www.publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202205240002 (July 16, 2023).
  23. Postanovlenie Pravitel’stva RF (Decree of the Russian Federation Government), September 21, 2021, No. 1587 available at:http://www.publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202109240043 (July 16, 2023).
  24. Prikaz Minekonomrazvitiya RF (Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation), May 11, 2022, No. 248, available at:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202205270034 (July 11, 2023).
  25. Ramochnaya konventsiya (Framework Convention on Climate Change), UN FCCC1992, May, 9 available at: un.org (March 11, 2023).
  26. Rasporyazhenie Pravitel’stva RF (Order of the Russian Federation Government), October 29, 2021, No. 3052-r, available at:http://www.publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202111010022 (July 12, 2023).
  27. Reestr uglerodnykh edinits, Metodologii klimaticheskikh proektov (Accepted methodologies of climate projects), 2022, available at: carbonreg.ru (July 18, 2023).
  28. VM0010 Methodology for Improved Forest Management: Conversion from Logged to Protected Forest, Verra, 2023e, available at:
  29. https://verra.org/methodologies/vm0010-methodology-for-improved-forest-management-conversion-from-logged-to-protected-forest-v1–3/ (March 30, 2023).
  30. VM0017 Adoption of Sustainable Agricultural Land Management, v1.0, Verra, 2023b, available at: VM0017 Adoption of Sustainable Agricultural Land Management, v1.0 — Verra (March 30, 2023).
  31. Who We Are — Verra, Verra, 2023a, available at: Who We Are — Verra (March 13, 2023).

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML
2. Fig. 1. Distribution of registered forest projects by region.

下载 (162KB)
3. Fig. 2. Distribution of registered forest projects by type of activity.

下载 (66KB)

版权所有 © Russian Academy of Sciences, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».