Влияние конфигурации криогенного резервуара на мощность центробежных компрессоров отпарного газа
- Авторы: Казанцев Р.А.1, Фатеева Е.С.1, Кожухов Ю.В.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет ИТМО
- Выпуск: Том 114, № 1 (2025)
- Страницы: 43-51
- Раздел: Оригинальные исследования
- URL: https://ogarev-online.ru/0023-124X/article/view/357922
- DOI: https://doi.org/10.17816/RF655497
- EDN: https://elibrary.ru/CIBPOB
- ID: 357922
Цитировать
Аннотация
Обоснование. В ходе транспортировки сжиженного природного газа морским путём, перевозимый энергоноситель постоянно изменяет своё агрегатное состояние, поскольку часть газа конденсируется, переходя в жидкое состояние, а часть испаряется и переходит в газообразное состояние, что создаёт повышенное давление в грузовых танках. Количество испарившегося газа определяет требуемую мощность компрессоров отпарного газа, входящих в состав установки повторного сжижения отпарного газа, которая позволяет вернуть испарившиеся компоненты сжиженного природного газа обратно в резервуар.
Цель работы — оценка и анализ влияния геометрических параметров резервуаров танкеров-газовозов на интенсивность испарения сжиженного природного газа и на мощность центробежных компрессоров отпарного газа.
Методы. Методика расчета основана на сопоставлении величины испарения сжиженного природного газа с площадью поперечного сечения заполненных емкостей различных конфигураций, с учетом теплообмена и теплоизоляции, что является ключевым аспектом в проектировании криогенных резервуаров. В качестве примера рассматриваются три типа независимых резервуаров, характеризующихся различной формой и соотношением высоты и диаметра, что позволяет оценить влияние геометрических параметров на интенсивность испарения и произвести расчет оценки мощности центробежных компрессоров отпарного газа.
Результаты. Для оценки влияния формы резервуара на объемные потери сжиженного природного газа используется модель, учитывающая теплоприток через изоляцию и конвективный теплообмен с окружающей средой. Полученные результаты позволяют оценить влияние конструктивных особенностей резервуаров на величину образования отпарного газа, оптимизировать их конструкцию, а также снизить мощность центробежных компрессоров отпарного газа.
Заключение. Проведённый анализ и расчёты показали, что площадь зеркала испарения напрямую влияет на величину испарившегося отпарного газа и потребляемую мощность компрессора отпарного газа. Результаты исследования могут быть полезны для проектирования и совершенствования криогенных систем хранения и транспортировки сжиженного природного газа и оценки мощности центробежных компрессоров отпарного газа.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Роман Алексеевич Казанцев
Национальный исследовательский университет ИТМО
Автор, ответственный за переписку.
Email: karoz.exe@gmail.com
ORCID iD: 0009-0005-4723-5266
SPIN-код: 5169-9180
Россия, г. Санкт-Петербург
Екатерина Сергеевна Фатеева
Национальный исследовательский университет ИТМО
Email: ekaterina.s.fateeva@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8302-9877
SPIN-код: 5202-4784
Россия, г. Санкт-Петербург
Юрий Владимирович Кожухов
Национальный исследовательский университет ИТМО
Email: kozhukhov_yv@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7679-9419
SPIN-код: 5756-4994
канд. техн. наук, доцент
Россия, г. Санкт-ПетербургСписок литературы
- Arkharov AM, Marfenina IV, Mikulin EI. Cryogenic systems: Fundamentals of theory and calculation. Moscow: Mashinostroenie; 1988. (In Russ.)
- Colson D, Haquin N, Malochet M. Reduction of boil-off generation in cargo tanks of liquid natural gas carriers – Recent developments of Gaztransport & Technigaz (GTT) cargo containment systems. In: Proc. 25th World Gas Conference (WGC 2012). Kuala Lumpur; 2012:645–659.
- American Petroleum Institute (API). Consistent Methodology for Estimating Greenhouse Gas Emissions from Liquefied Natural Gas (LNG) Operations. Prepared by the LEVON Group, LLC., May 2015. [internet] Accessed: 11.02.2025. Available from: www.api.org
- Afon Y, Ervin D. An Assessment of Air Emissions from Liquefied Natural Gas Ships Using Different Power Systems and Different Fuels. Journal of the Air and Waste Management Association. 2008;58(3):404–411. doi: 10.3155/1047-3289.58.3.404
- Niu WC, Lin JC, Ju YL, Fu YZ. The daily evaporation rate test and conversion method for a new independent type B LNG mock-up tank. Cryogenics. 2020;111. doi: 10.1016/j.cryogenics.2020.103168
- Jiahang Li, Shengzhu Zhang, Qingshan Feng, et al. Simulation analysis and field verification of static evaporation characteristics of full-scale LNG storage tanks. Applied Thermal Engineering. 2024;253. doi: 10.1016/j.applthermaleng.2024.123721
- Yue Qianjin, Yu Peng, Yin Yuanchao, Gang Wang. Study on Characteristics of Dynamic Evaporation of LNG Tank Containers During Seawater Transportation. In: The 29th International Ocean and Polar Engineering Conference, Honolulu, Hawaii, USA, June 2019. ISOPE-I-19-251. Honolulu; 2019.
- Wang G., Xu J. Research on Evaporation Rate During LNG Tank Pressurization Process. In: Sun Z., Das P.K. (eds) Proceedings of the 11th International Conference on Energy Engineering and Environmental Engineering. ICEEEE 2024. Environmental Science and Engineering. Cham: Springer; 2025. doi: 10.1007/978-3-031-76208-6_25
- Tarovik OV, Reutsky AS, Topazh AG. Estimation of Evaporation Losses of Bunker LNG. World of transport and transportation. 2020;18(3):84–106. doi: 10.30932/1992-3252-2020-18-84-106
- ND No. 2-020101-039. Rules for the classification and construction of gas carriers. St. Petersburg: Editorial Board of the Russian Maritime Register of Shipping; 2004. (In Russ.)
- Baskakov SP. Transportation of liquefied gases by sea. St. Petersburg: Sudostroenie; 2001. (In Russ.)
- Meshcherin IV. Marine transportation of LNG. Calculation of the tanker fleet. Moscow: Gubkin Russian State University of Oil and Gas; 2019. (In Russ.)
- Barmin IV, Kunis ID. Liquefied natural gas yesterday, today, tomorrow. Moscow: Bauman Moscow State Technical University; 2009. (In Russ.)
- Pegov VI, Moshkin IYu. Mathematical modeling of processes of heat and mass transfer of hot gas jets with fluid during underwater vehicle launch. Chelyabinskiy Fiziko-Matematicheskiy Zhurnal. 2020;5(4(1)):451–462. (In Russ.) doi: 10.47475/2500-0101-2020-15405
- Simonov AM, Danilishin AM, Aksenov AA, et al. Calculation of the cycle of an air turbo-cooling machine based on a centrifugal compressor and a turbo expander. St. Petersburg: Polytech; 2020. (In Russ.)
- Ivanov VM, Kozhukhov YV, Danilishin AM. Calculation of the impellers head characteristics of the low-flow centrifugal compressor stages based on quasi-three-dimensional inviscid and viscous methods. AIP Conference Proceedings. 2019. doi: 10.1063/1.5122114
- Aksenov AA, Fateeva ES, Tuzova NM, et al. The flow research in vane diffusers of centrifugal compressors transonic stages. IOP Conf. Ser.: Mat. Sci. Engng. 2020;1001(1). doi: 10.1088/1757-899x/1001/1/012008
- Gileva LV, Kozhukhov YV, Gilev KV, et al. Numerical Investigation of Centrifugal Compressor Radial Inlet. IOP Conf. Ser.: Mat. Sci. Engng. 2020;1001(1). doi: 10.1088/1757-899X/1001/1/012006
- Danilishin AM, Kozhukhov YuV. Development of a parametric model of the flow part of a two-stage stage with an axial radial impeller of a centrifugal compressor. The territory of Neftegaz. 2019;1-2:12–18. (In Russ.)
- Danilishin A, Petrov A, Kozhukhov Y, et al. Fluid – structure interaction analyze for the centrifugal compressor 3D impellers. Danilishin A. IOP Conf. Ser.: Mat. Sci. Engng. 2020;1001(1). doi: 10.1088/1757-899X/1001/1/012010
Дополнительные файлы








