Применение методики формирования понятий размера и формы у детей дошкольного возраста в клинических исследованиях

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель настоящего исследования заключалась в отработке методики формирования или актуализации довербальных понятий в условиях самостоятельного поиска решения задачи испытуемыми для ее применения в клинической практике. Условия отсутствия инструкций со стороны исследователя позволяют: а) проводить сравнения в онтогенетическом и клиническом аспектах; б) развивать навыки самостоятельного поиска решений в проблемных ситуациях у испытуемых; в) совершенствовать творческий потенциал ребенка; г) развивать способности к достижению цели. Преимущество использования довербальных понятий размера и формы заключается в том, что данная методика может быть применена на детях младшего дошкольного возраста и детях с задержкой речевого развития. Для отработки методики были выбраны 7 здоровых детей среднего дошкольного возраста. Первой задачей являлось формирование или актуализация понятия большего или меньшего размера предметов у детей при одновременном предъявлении 4 плоских или объемных фигур. Вторая задача: формирование или актуализация понятия объемного или плоского предмета среди 4 фигур одного размера (малого, среднего или большого), которые предъявлялись одновременно. Для получения подкрепления при формировании обоих понятий ребенку необходимо было выбрать фигуру, отличную от трех других в пробе. В обеих задачах фиксировали количество проб, необходимых для однократного достижения или превышения 70% уровня правильной реализации задачи по каждому типу обучения. Результаты показали, что скорости обучения при формировании понятий большего/меньшего размера и объемной/плоской формы не отличаются друг от друга. Можно предположить, что эти понятия равнозначно важны для детей в возрасте 4–5 лет. Проведенное исследование показало, что модель формирования понятий является удобным психологическим методом тестирования уровня развития высших когнитивных функций у испытуемых и ее применение возможно в клинической практике с параллельной записью мозговой активности у детей (электроэнцефалография, вызванные потенциалы и др.) в процессе выполнения ими когнитивной задачи. Описанная модель перспективна для выявления задержек интеллектуального развития у детей дошкольного возраста и может использоваться для тестирования детей с различными когнитивными отклонениями.

Об авторах

Дмитрий Леонидович Тихонравов

ФГБУН «Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова» РАН (ИЭФБ РАН)

Автор, ответственный за переписку.
Email: d_tikhonravov@yahoo.com

канд. биол. наук, старший научный сотрудник лаборатории сравнительной физиологии и патологии

Россия, Санкт-Петербург

Владислав Борисович Войтенков

ФГБУ «Детский научно-клинический центр инфекционных болезней» Федерального медико-биологического агентства

Email: vlad203@inbox.ru

канд. мед. наук, зав. отделением функциональных методов диагностики

Россия, Санкт-Петербург

Инна Юрьевна Голубева

ФГБУН «Институт физиологии им. И.П. Павлова» РАН (ИФ РАН)

Email: golubevaiu@infran.ru

канд. биол. наук, научный сотрудник лаборатории физиологии ВНД

Россия, Санкт-Петербург

Александр Павлович Герасимов

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова» Минздрава России

Email: APGerasimow@rambler.ru

научный сотрудник, НИГ «Эпигенетики и метагеномики в перинатологии и педиатрии», научный сотрудник, НИЛ Эпилептологии «Российского научно-исследовательского нейрохирургического института им. проф. А.Л. Поленова»

Россия, Санкт-Петербург

Артем Юрьевич Пашков

ФГБУ «Детский научно-клинический центр инфекционных болезней» Федерального медико-биологического агентства

Email: pashkovay@gmail.com

врач отделения реабилитации

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. – М.: АПН РСФСР, 1956. [Vygotskiy LS. Izbrannye psikhologicheskie issledovaniya: Myshlenie i rech’. Moscow: APN RSFSR; 1956. (In Russ.)]
  2. Голубева И.Ю., Кузнецова Т.Г., Шуваев В.Т. и др. Выявление значимой информации детьми 4–9 лет // Приложение международного научного журнала «Вестник психофизиологии». – 2018. – № 2. – C. 15–18. [Golubeva IY, Kuznetsova TG, Shuvaev VT, et al. Vyyavlenie znachimoy informatsii det’mi 4–9 let. Prilozhenie mezhdunarodnogo nauchnogo zhurnala “Vestnik psikhofiziologii”. 2018;(2):15-18. (In Russ.)]
  3. Кант И. Критика чистого разума. – M.: Мысль, 1994. [Kant I. Kritika chistogo razuma. Moscow: Mysl’; 1994. (In Russ.)]
  4. Кошелев А.Д. О качественном отличии человека от антропоида. В кн.: Разумное поведение и язык. Коммуникативные системы животных и язык человека. Проблема происхождения языка. Выпуск 1. – М.; 2008. – С. 193–230. [Koshelev AD. O kachestvennom otlichii cheloveka ot antropoida. In: Razumnoe povedenie i yazyk. Kommunikativnye sistemy zhivotnykh i yazyk cheloveka. Problema proiskhozhdeniya yazyka. Vypusk 1. Moscow; 2008. p. 193-230. (In Russ.)]
  5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. [Piazhe Zh. Rech’ i myshlenie rebenka. Moscow: Pedagogika-Press; 1999. (In Russ.)]
  6. Тихонравов Д.Л., Дубровская Н.М., Журавин И.А. Сравнительный анализ процесса формирования понятий размера и формы у низших обезьян (Macaca mulatta) // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. – 2018. – Т. 54. – № 3. – С. 205–211. [Tikhonravov DL, Dubrovskaya NM, Zhuravin IA. The notions of size and shape in old world monkeys: a comparative analysis of the formation process. Zh Evol Biokhim Fiziol. 2018;54(3):205-211. (In Russ.)]
  7. acto-russia.org [интернет]. Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации: Этические принципы проведения научных медицинских исследований с участием человека в качестве субъекта. Принята на 18-й Генеральной Ассамблее ВМА, Хельсинки, Финляндия, июнь 1964 г. Последние изменения внесены на 64-й Генеральной Ассамблее ВМА, Форталеза, Бразилия, октябрь 2013 г. [доступ от 26.12.2019]. Доступно по http://acto-russia.org/index.php?option=com_content&task=view&id=21 [acto-russia.org [Internet]. Khel’sinkskaya deklaratsiya Vsemirnoy meditsinskoy assotsiatsii: Eticheskie printsipy provedeniya nauchnykh meditsinskikh issledovaniy s uchastiem cheloveka v kachestve sub’’ekta. Prinyata na 18-oy General’noy Assamblee VMA, Khel’sinki, Finlyandiya, iyun’ 1964 g. Poslednie izmeneniya vneseny na 64-oy General’noy Assamblee VMA, Fortaleza, Braziliya, oktyabr’ 2013 g. [cited 26 Dec 2019]. Available from: http://acto-russia.org/index.php?option=com_content&task=view&id=21. (In Russ.)]
  8. Karg K, Schmelz M, Call J, Tomasello M. Differing views: Can chimpanzees do Level 2 perspective-taking? Anim Cogn. 2016;19(3):555-564. https://doi.org/10.1007/s10071-016-0956-7.
  9. Kovacs AM, Teglas E, Endress AD. The social sense: susceptibility to others’ beliefs in human infants and adults. Science. 2010;330(6012):1830-1834. https://doi.org/10.1126/science.1190792.
  10. Lyn H, Greenfield PM, Savage-Rumbaugh S, et al. Nonhuman Primates do Declare! A Comparison of Declarative Symbol and Gesture Use in Two Children, Two Bonobos, and A Chimpanzee. Lang Commun. 2011;31(1):63-74. https://doi.org/10.1016/j.langcom.2010.11.001.
  11. Moll H, Tomasello M. 12- and 18-month-old infants follow gaze to spaces behind barriers. Dev Sci. 2004;7(1): F1-9. https://doi.org/10.1111/j.1467-7687.2004.00315.x.
  12. Murai C, Kosugi D, Tomonaga M, et al. Can chimpanzee infants (Pan troglodytes) form categorical representations in the same manner as human infants (Homo sapiens)? Dev Sci. 2005;8(3):240-254. https://doi.org/10.1111/j.1467-7687.2005.00413.x.
  13. Roby AC, Kidd E. The referential communication skills of children with imaginary companions. Dev Sci. 2008;11(4):531-540. https://doi.org/10.1111/j.1467-7687.2008.00699.x.
  14. Schwier C, Van Maanen C, Carpenter M, Tomasello M. Rational imitation in 12-month-old infants. Infancy. 2006;10(3):303-311.
  15. Taylor M, Carlson SM. The Relation between Individual Differences in Fantasy and Theory of Mind. Child Dev. 1997;68(3):436-455. https://doi.org/10.2307/1131670.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Примеры геометрических фигур в пробах на формирование понятия «большего/меньшего» размера (в данном случае, меньшего размера среди плоских фигур — а–c) и понятия «плоской/объемной» формы (в данном случае, объемной формы среди трех плоских фигур одного размера — d–f). Стрелкой указан правильный выбор фигуры для ребенка

Скачать (241KB)
3. Рис. 2. Сравнение количества проб, необходимых для однократного достижения или превышения 70 % критерия правильного выполнения задач. По оси ординат: количество проб (среднее арифметическое + стандартная ошибка среднего). а — сравнение количества проб при формировании понятия «размер» (меньшей или большей фигуры) в следующих типах обучения: малые/большие (м/б), малые/средние (м/с) и большие/средние (б/с). b — сравнение количества проб при формировании понятия «форма» (плоской или объемной) в ходе выбора среди малых, средних или больших фигур. с — сравнение усредненных значений по всем типам обучения при формировании понятия «размер» с таковыми при формировании понятия «форма»

Скачать (17KB)

© Тихонравов Д.Л., Войтенков В.Б., Голубева И.Ю., Герасимов А.П., Пашков А.Ю., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».