Применение методики формирования понятий размера и формы у детей дошкольного возраста в клинических исследованиях
- Авторы: Тихонравов Д.Л.1, Войтенков В.Б.2, Голубева И.Ю.3, Герасимов А.П.4, Пашков А.Ю.2
-
Учреждения:
- ФГБУН «Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова» РАН (ИЭФБ РАН)
- ФГБУ «Детский научно-клинический центр инфекционных болезней» Федерального медико-биологического агентства
- ФГБУН «Институт физиологии им. И.П. Павлова» РАН (ИФ РАН)
- ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова» Минздрава России
- Выпуск: Том 10, № 6 (2019)
- Страницы: 45-52
- Раздел: Оригинальные статьи
- URL: https://ogarev-online.ru/pediatr/article/view/21299
- DOI: https://doi.org/10.17816/PED10645-52
- ID: 21299
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель настоящего исследования заключалась в отработке методики формирования или актуализации довербальных понятий в условиях самостоятельного поиска решения задачи испытуемыми для ее применения в клинической практике. Условия отсутствия инструкций со стороны исследователя позволяют: а) проводить сравнения в онтогенетическом и клиническом аспектах; б) развивать навыки самостоятельного поиска решений в проблемных ситуациях у испытуемых; в) совершенствовать творческий потенциал ребенка; г) развивать способности к достижению цели. Преимущество использования довербальных понятий размера и формы заключается в том, что данная методика может быть применена на детях младшего дошкольного возраста и детях с задержкой речевого развития. Для отработки методики были выбраны 7 здоровых детей среднего дошкольного возраста. Первой задачей являлось формирование или актуализация понятия большего или меньшего размера предметов у детей при одновременном предъявлении 4 плоских или объемных фигур. Вторая задача: формирование или актуализация понятия объемного или плоского предмета среди 4 фигур одного размера (малого, среднего или большого), которые предъявлялись одновременно. Для получения подкрепления при формировании обоих понятий ребенку необходимо было выбрать фигуру, отличную от трех других в пробе. В обеих задачах фиксировали количество проб, необходимых для однократного достижения или превышения 70% уровня правильной реализации задачи по каждому типу обучения. Результаты показали, что скорости обучения при формировании понятий большего/меньшего размера и объемной/плоской формы не отличаются друг от друга. Можно предположить, что эти понятия равнозначно важны для детей в возрасте 4–5 лет. Проведенное исследование показало, что модель формирования понятий является удобным психологическим методом тестирования уровня развития высших когнитивных функций у испытуемых и ее применение возможно в клинической практике с параллельной записью мозговой активности у детей (электроэнцефалография, вызванные потенциалы и др.) в процессе выполнения ими когнитивной задачи. Описанная модель перспективна для выявления задержек интеллектуального развития у детей дошкольного возраста и может использоваться для тестирования детей с различными когнитивными отклонениями.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Дмитрий Леонидович Тихонравов
ФГБУН «Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова» РАН (ИЭФБ РАН)
Автор, ответственный за переписку.
Email: d_tikhonravov@yahoo.com
канд. биол. наук, старший научный сотрудник лаборатории сравнительной физиологии и патологии
Россия, Санкт-ПетербургВладислав Борисович Войтенков
ФГБУ «Детский научно-клинический центр инфекционных болезней» Федерального медико-биологического агентства
Email: vlad203@inbox.ru
канд. мед. наук, зав. отделением функциональных методов диагностики
Россия, Санкт-ПетербургИнна Юрьевна Голубева
ФГБУН «Институт физиологии им. И.П. Павлова» РАН (ИФ РАН)
Email: golubevaiu@infran.ru
канд. биол. наук, научный сотрудник лаборатории физиологии ВНД
Россия, Санкт-ПетербургАлександр Павлович Герасимов
ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова» Минздрава России
Email: APGerasimow@rambler.ru
научный сотрудник, НИГ «Эпигенетики и метагеномики в перинатологии и педиатрии», научный сотрудник, НИЛ Эпилептологии «Российского научно-исследовательского нейрохирургического института им. проф. А.Л. Поленова»
Россия, Санкт-ПетербургАртем Юрьевич Пашков
ФГБУ «Детский научно-клинический центр инфекционных болезней» Федерального медико-биологического агентства
Email: pashkovay@gmail.com
врач отделения реабилитации
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. – М.: АПН РСФСР, 1956. [Vygotskiy LS. Izbrannye psikhologicheskie issledovaniya: Myshlenie i rech’. Moscow: APN RSFSR; 1956. (In Russ.)]
- Голубева И.Ю., Кузнецова Т.Г., Шуваев В.Т. и др. Выявление значимой информации детьми 4–9 лет // Приложение международного научного журнала «Вестник психофизиологии». – 2018. – № 2. – C. 15–18. [Golubeva IY, Kuznetsova TG, Shuvaev VT, et al. Vyyavlenie znachimoy informatsii det’mi 4–9 let. Prilozhenie mezhdunarodnogo nauchnogo zhurnala “Vestnik psikhofiziologii”. 2018;(2):15-18. (In Russ.)]
- Кант И. Критика чистого разума. – M.: Мысль, 1994. [Kant I. Kritika chistogo razuma. Moscow: Mysl’; 1994. (In Russ.)]
- Кошелев А.Д. О качественном отличии человека от антропоида. В кн.: Разумное поведение и язык. Коммуникативные системы животных и язык человека. Проблема происхождения языка. Выпуск 1. – М.; 2008. – С. 193–230. [Koshelev AD. O kachestvennom otlichii cheloveka ot antropoida. In: Razumnoe povedenie i yazyk. Kommunikativnye sistemy zhivotnykh i yazyk cheloveka. Problema proiskhozhdeniya yazyka. Vypusk 1. Moscow; 2008. p. 193-230. (In Russ.)]
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. [Piazhe Zh. Rech’ i myshlenie rebenka. Moscow: Pedagogika-Press; 1999. (In Russ.)]
- Тихонравов Д.Л., Дубровская Н.М., Журавин И.А. Сравнительный анализ процесса формирования понятий размера и формы у низших обезьян (Macaca mulatta) // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. – 2018. – Т. 54. – № 3. – С. 205–211. [Tikhonravov DL, Dubrovskaya NM, Zhuravin IA. The notions of size and shape in old world monkeys: a comparative analysis of the formation process. Zh Evol Biokhim Fiziol. 2018;54(3):205-211. (In Russ.)]
- acto-russia.org [интернет]. Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации: Этические принципы проведения научных медицинских исследований с участием человека в качестве субъекта. Принята на 18-й Генеральной Ассамблее ВМА, Хельсинки, Финляндия, июнь 1964 г. Последние изменения внесены на 64-й Генеральной Ассамблее ВМА, Форталеза, Бразилия, октябрь 2013 г. [доступ от 26.12.2019]. Доступно по http://acto-russia.org/index.php?option=com_content&task=view&id=21 [acto-russia.org [Internet]. Khel’sinkskaya deklaratsiya Vsemirnoy meditsinskoy assotsiatsii: Eticheskie printsipy provedeniya nauchnykh meditsinskikh issledovaniy s uchastiem cheloveka v kachestve sub’’ekta. Prinyata na 18-oy General’noy Assamblee VMA, Khel’sinki, Finlyandiya, iyun’ 1964 g. Poslednie izmeneniya vneseny na 64-oy General’noy Assamblee VMA, Fortaleza, Braziliya, oktyabr’ 2013 g. [cited 26 Dec 2019]. Available from: http://acto-russia.org/index.php?option=com_content&task=view&id=21. (In Russ.)]
- Karg K, Schmelz M, Call J, Tomasello M. Differing views: Can chimpanzees do Level 2 perspective-taking? Anim Cogn. 2016;19(3):555-564. https://doi.org/10.1007/s10071-016-0956-7.
- Kovacs AM, Teglas E, Endress AD. The social sense: susceptibility to others’ beliefs in human infants and adults. Science. 2010;330(6012):1830-1834. https://doi.org/10.1126/science.1190792.
- Lyn H, Greenfield PM, Savage-Rumbaugh S, et al. Nonhuman Primates do Declare! A Comparison of Declarative Symbol and Gesture Use in Two Children, Two Bonobos, and A Chimpanzee. Lang Commun. 2011;31(1):63-74. https://doi.org/10.1016/j.langcom.2010.11.001.
- Moll H, Tomasello M. 12- and 18-month-old infants follow gaze to spaces behind barriers. Dev Sci. 2004;7(1): F1-9. https://doi.org/10.1111/j.1467-7687.2004.00315.x.
- Murai C, Kosugi D, Tomonaga M, et al. Can chimpanzee infants (Pan troglodytes) form categorical representations in the same manner as human infants (Homo sapiens)? Dev Sci. 2005;8(3):240-254. https://doi.org/10.1111/j.1467-7687.2005.00413.x.
- Roby AC, Kidd E. The referential communication skills of children with imaginary companions. Dev Sci. 2008;11(4):531-540. https://doi.org/10.1111/j.1467-7687.2008.00699.x.
- Schwier C, Van Maanen C, Carpenter M, Tomasello M. Rational imitation in 12-month-old infants. Infancy. 2006;10(3):303-311.
- Taylor M, Carlson SM. The Relation between Individual Differences in Fantasy and Theory of Mind. Child Dev. 1997;68(3):436-455. https://doi.org/10.2307/1131670.
Дополнительные файлы
