Страхи у детей и их преодоление


Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Статья посвящена изучению страхов у детей, которые подразделяются на три группы: «инстинктивные» (страх смерти родных и себя, врачей, уколов и т. д.), страхи «межличностных отношений» (страх опоздать, не успеть, не совладать с чувствами, осуждения со стороны сверстников и т. д.) и «техногенные» (страх пожара, летать на самолете, взрывов и т.д.). По данным исследований 2008-2011 годов, практически у всех детей выявился страх потерять родителей. Наблюдается изменение содержательной стороны: дети 4-6 лет боялись потерять родителей, так как от них зависит обеспечение жизни, в 7-9 лет меняется восприятие родителей и осознается любовь к ним, в 10-11 лет появляются признаки партнерства и его ценности. Также к наиболее часто встречаемым страхам у детей и подростков можно отнести страх школы. В результате нашего исследования выявилось, что практически каждый третий ребенок подготовительных групп в ДОУ не хочет учиться в школе и/или оценивает свои возможности как ученика негативно. Количество школьных страхов с возрастом уменьшается и уже в младшем подростковом возрасте 11-12 лет составляет около 20 %. Описываются такие способы преодоления страхов, как: создание условий переноса взаимодействия и чувств на игрушку с целью разрядки возникших очагов напряженности; рисование как способ выражения положительных и отрицательных эмоций; различные варианты сказок в том числе в виде метафор жизненного пути; способность родителей контролировать количество кризисных ситуаций у детей при помощи Дневника поэтапного изменения проблемного поведения ребенка и т. д. Рассмотрен феномен «отсутствия страхов» у детей, обнаруженный практически у каждого десятого ребенка. Обсуждаются его возможные причины и негативные стороны.

Об авторах

Ирина Алексеевна Горьковая

ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России

Email: iralgork@mail.ru
д-р психол. наук, профессор, зав. кафедрой. Кафедра психосоматики и психотерапии

Список литературы

  1. Борба М. Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться: Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2006. - 320 с.
  2. Гиппенрейтер Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? - М.: АСТ: АСТРЕЛЬ, 2008. - 256 с.
  3. Горьковая И. А. Страхи у детей в рамках концепции А. И. Захарова // Сборник статей памяти А. И. Захарова. - СПб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - С. 10-17.
  4. Горьковая И. А. Феномен «отсутствия страхов» у детей как фактор девиантного поведения // XI Мнухинские чтения. «Актуальные проблема психиатрии, психотерапии, клинической психологии семьи и детства: организация, диагностика, лечение, реабилитация, подготовка специалистов и работа в мультидисциплинарной команде». Международная научная конференция, посвященная памяти профессора С. С. Мнухина. - СПб., 2013. - С. 133-136
  5. Грановская Р. М., Никольская И. М. Защита: психологические механизмы. - СПб.: Знание, 1999. - 352 с.
  6. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Речь, 2005. - 320 с.
  7. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок к кризисной ситуации. - СПб.: Речь, 2003. - 248 с.
  8. Исаев Д. Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. - СПб.: Речь, 2004. - 384 с.
  9. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: монография. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. - 296 с.
  10. Куфтяк Е. В. Психология семейного совладания. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. - 320 с.
  11. Малкова Е. Е. Тревожность и развитие личности: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. - 268 с.
  12. Руслякова Е. Е. Представление детей о врачах // Ананьевские чтения-2013. Психология в здравоохранении: Материалы научной конференции, 22-24 октября 2013 г. / Отв. ред. О. Ю. Щелкова. - СПб.: Скифия-принт, 2013 - С. 242-243.
  13. Сенько Т. В. Психология взаимодействия: Часть четвертая: Истоки агрессивного поведения детей: Учебное пособие - Минск: Карандашев, 2002. - 256 с.
  14. Яковлев В. А. Метафора жизненного пути в психологической коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей 7-10 лет // XI Мнухинские чтения. «Актуальные проблема психиатрии, психотерапии, клинической психологии семьи и детства: организация, диагностика, лечение, реабилитация, подготовка специалистов и работа в мультидисциплинарной команде». Международная научная конференция, посвященная памяти профессора С. С. Мнухина. - СПб., 2013. - С. 480-483.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Горьковая И.А., 2014

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».