Аксиологический компонент в цифровизации здравоохранения и медицины

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Основой современной промышленной революции стала цифровизация и искусственный интеллект, в связи с влиянием процесса цифровизации во всех направлениях экономики, общественной жизни, включая сферу здравоохранения и образования. Создание модернизированной системы здравоохранения, которая соответствовала бы мировым стандартам, предполагает повышение и качества, и доступности медицинской помощи, что требует новых технологических решений. Развитие любой новой технологии опирается на цифровизацию, которая привела к созданию Интернета, роботов, искусственного интеллекта. Цифровое здравоохранение представляет собой новый формат медицинской отрасли, который позволяет повысить эффективность и качество оказываемой медицинской помощи. Подготовка современных специалистов предусматривает существенным образом изменение методики преподавания. Очевидна зависимость качества медицинского образования от многокомпонентной и все более цифровой природы социальной реальности. Необходима дополнительная специальная подготовка врачей для дистанционной работы, разработка учебных программ с учетом цифровизации здравоохранения. Актуальность проблемы цифровизации высшего медицинского образования предполагает анализ состояния модернизационных процессов в медицинских вузах, положений об электронной информационной образовательной среде вуза, включающей электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных, телекоммуникационных технологий и технологических средств. Обоснована необходимость систематизации социальных эффектов цифровизации высшего образования и проведения соответствующих исследований.

Об авторах

Зоя Васильевна Нестеренко

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: zvnesterenro@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-9522-897X

д-р мед. наук, профессор кафедры пропедевтики детских болезней с курсом общего ухода за больными

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Алексеев С.В. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская работа школьников. 2002. 24 с.
  2. Байденко В.И. Новые стандарты высшего образования // Высшее образование сегодня. 2007. № 5. С. 4–9.
  3. Борисов Д.Н., Иванов В.В. Телемедицина // Врач и информационные технологии. 2017. № 3. С. 112–120.
  4. Булатов С.А. Цифровизация в обучении студентов практическим умениям врача — объективная необходимость или дань моде // РОСОМЕД-2021 — X Юбилейный съезд РОСОМЕД и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации»; 16–18 сентября 2021. г. Нижний Новгород. Доступ по ссылке: https://rosomed.ru/theses?conf=85
  5. Бурлуцкая А.В., Шадрин С.А., Сутовская Д.В., и др. Компетентностно-инновационные технологии преподавания педиатрии // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 4–1. С. 60–62.
  6. Воронцов И.М., Шаповалов В.В., Иориш А.Е., и др. Значение компьютерных технологий в профилактической педиатрии // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 1999. Т. 44, № 4. С. 7–13.
  7. Гаирбекова П.И. Актуальные проблемы цифровизации образования России // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. С. 65. doi: 10.17513/spno.30673
  8. Дремова Н.Б., Конопля А.И. Инновационные технологии в учебном процессе медицинского университета: методическое пособие. Курск: КГМУ, 2014. 124 с.
  9. Кадырова Э.А. Медицинские информационные ресурсы сети Интернет // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2017. № 4. С. 79–86. doi: 10.24411/2220-8453-2017-00022
  10. Карпов О.Э., Субботин С.А., Шишканов Д.В., Замятин М.Н. Цифровое здравоохранение: необходимость и предпосылки // Врач и информационные технологии. 2017. № 3. С. 19.
  11. Кархция А.А. Цифровая медицина — реальность сегодняшнего дня // Экономические и социальные проблемы России. 2021. Т. 2, № 8. С. 132–142. doi: 10.31249/espr/2021.02.08
  12. Кликунов Н.Д. Влияние сетевых технологий на трансформацию высшего образования в России // Высшее образование в России. 2017. № 3. С. 78–85.
  13. Лазаренко В.А., Калуцкий П.В., Дремова Н.Б., Овод А.О. Адаптация высшего медицинского образования к условиям цифровизации здравоохранения // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 1. С. 105–115. doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-1-105-115
  14. Минина В.Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13, № 1. С. 84–101. doi: 10.21638/spbu12.2020.106
  15. Пороховский А.А. Цифровизация и искусственный интеллект: перспективы и вызовы // Экономика. Налоги. Право. 2020. Т. 13, № 2. С. 84–91. doi: 10.26794/1999-849Х-2020-13-2-84-91
  16. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. Москва: Издательский дом ВШЭ, 2019. 343 с.
  17. Храмцов А.И., Насыров Р.А., Храмцова Г.Ф. Применение цифровых технологий в работе патологоанатома: обучение использованию систем автоматического распознания речи // Педиатр. 2021. Т. 12, № 3. С. 63–68. doi: 10.17816/PED12363-68
  18. Чекалина Т.А., Тумандеева Т.В., Максименко Н.В. Основные направления и перспективы развития онлайн-обучения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 3. С. 44–52.
  19. Ashmarina S.I., Kandrashina E.A., Izmailov A.M., Mirzayev N.S. Gaps in the System of Higher Education in Russia in Terms of Digitalization. In: S. Ashmarina, A. Mesquita, M. Vochozka, editors. Digital Transformation of the Economy: Challenges, Trends and New Opportunities. Advances in Intelligent Systems and Computing. 1st ed. Springer, Cham; 2020.
  20. Baumol U., Bockshecker A. Evolutionary change of higher education driven by digitalization // 2017 16th International Conference on Information Technology Based Higher Education and Training (ITHET); 10–12 Jul 2017. Ohrid, Macedonia. doi: 10.1109/ITHET.2017.8067811
  21. Вusse J., Lange A., Schumann M. Effects of Digitalization on Vocational Education and Training: First Results of a Qualitative Studyю In: N. Pinkwart, J. Konert, editors. DELFI 2019. Bonn: Gesellschaft für Informatik e.V. 16–19 Sept 2019; Berlin. Р. 67–72. doi: 10.18420/delfi2019_206
  22. Satterley N., editor. Healthy, Prosperous Lives for All: the European Health Equity Status Report. Executive Summary. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2019. 33 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Нестеренко З.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».