Мотивация выбора профессии врача и готовность работать в учреждениях первичного звена здравоохранения у выпускников педиатрического университета

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Актуальность. В российском здравоохранении наблюдается существенный кадровый дефицит в учреждениях первичного звена.

Цель работы — изучение взаимосвязи между мотивацией выбора профессии врача и готовностью выпускников медицинского вуза работать в учреждениях первичного звена здравоохранения.

Материалы и методы. В 2019/2020 учебном году в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете было проведено анонимное анкетирование 104 студентов выпускного курса. Были выделены мотивации, связанные с выбором профессии, проведен корреляционный анализ желания и готовности работать сразу после окончания вуза на должности участкового педиатра.

Результаты. Все 104 субординатора ответили на 18 вопросов анкеты. Выявлено, что уверенность в правильности выбора профессии врача есть у 77 %; 82 % отметили, что привлекает в профессии умение правильно оказать медицинскую помощь, 60 % — привлекательный социальный статус, 47 % — возможность достаточно зарабатывать. Отталкивает от профессии врача: работа с нездоровыми людьми — 17 %, неуважительное отношение окружающих — 80 % опрошенных, высокие требования юридической ответственности — 68 %, трудности достаточно зарабатывать — 62 %. Но несмотря на все отрицательные моменты в медицинской деятельности, 58 % опрошенных готовы после выпуска работать в первичном звене участковыми педиатрами, 42 % хотят дальше продолжать обучение и получить другую медицинскую специальность. Студенты предложили свои решения проблемы нехватки кадров в первичном звене. Выявлено, что большинство выпускников педиатрического университета уверены в правильности выбранной профессии.

Заключение. Результаты данного исследования могут быть полезны организаторам здравоохранения для привлечения выпускников медицинских вузов к работе в первичном звене здравоохранения, решения проблемы кадрового дефицита и повышения качества медицинской помощи.

Об авторах

Лариса Викторовна Сахно

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: lvs_doc@mail.ru

канд. мед. наук, доцент кафедры педиатрии им. А.Ф. Тура

Россия, Санкт-Петербург

Инна Викторовна Колтунцева

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Email: koltunceva@yandex.ru

канд. мед. наук, доцент кафедры педиатрии им. А.Ф. Тура

Россия, Санкт-Петербург

Елена Геннадьевна Дубовая

Северо-Западный медицинский государственный университет им. И.И. Мечникова

Email: elena-dubov@yandex.ru

канд. мед. наук, доцент кафедры терапии, ревматологии, экспертизы временной нетрудоспособности и качества медицинской помощи им. Э.Э. Эйхвальда

Россия, Санкт-Петербург

Марина Веанировна Земляных

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Email: mvz6@mail.ru

канд. мед. наук, доцент кафедры психосоматики и психотерапии

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Авдеева Т.Г. Активные и интерактивные подходы к преподаванию дисциплины «Поликлиническая педиатрия» в современных условиях // Смоленский медицинский альманах. 2015. № 2. С. 43–46.
  2. Агранович Н.В., Рубанова Н.А., Кнышова С.А., и др. Трудности в обучении и практической подготовке молодого врача в условиях реформирования российского здравоохранения. Пути решения и практический опыт // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 2. С. 77–88. doi: 10.24411/2220-8453-2019-12004
  3. Перспективы дальнейшего развития медицинского права в Российской Федерации. Роль Ассоциации медицинского права Санкт-Петербурга. Медицина и право. Т. 4 / под общ. ред. И.М. Акулина. Москва: Издательская группа «Закон», 2014. С. 5–23.
  4. Артамонова Н.М., Гостев В.В., Калинина М.Н., и др. Анализ мотивационных факторов, определивших трудоустройство врачей ОАО «Медицина» // Novainfo.ru. 2016. Т. 1, № 52. С. 361–364.
  5. Бородулина Т.В., Носкова М.В., Корякина О.В., и др. Анализ мотивации и готовности выпускников к профессиональной деятельности // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2016. № 3. С. 80–86.
  6. Бухарина Т.Л., Аверин В.А. Психолого-педагогические аспекты медицинского образования. Екатеринбург: Научно-издательский совет Уральского отделения Российской академии наук, 2002. 405 c.
  7. Гостимский А.В., Кузнецова Ю.В., Лисовский О.В. Организация симуляционного обучения в СПБГПМУ // Педиатр. 2015. Т. 6, № 3. C. 118–122. doi: 10.17816/PED63118-122
  8. Зорин К.В., Топорков В.А., Гуревич К.Г. Организация здоровья центрической и пациенториентированной модели образования и работы врача // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2018. Т. 7, № 3. С. 127–132. doi: 10.24411/2305-3496-2018-13018
  9. Клоктунова М.А. Динамика детерминирующих мотивов профессии врача студентами медицинского вуза // Саратовский научно-медицинский журнал. 2013. Т. 9, № 2. С. 333–337.
  10. Корсак В.О., Терехова О.Е., Капшук Е.А., и др. Изучение мотивации профессионального выбора выпускников медицинских ВУЗов России // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2018. Т. 8, № 1. 21–23.
  11. Попова Л.А., Фадеева И.М., Юрлова Е.М. Профессиональные и социальные факторы, определившие выбор вуза первокурсниками // Огарев-online. 2017. № 5. C. 10.
  12. Суровцева К.А., Андронова Т.А., Бондарь Г.Д. О мотивации выбора профессии врача // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2019. № 2. С. 53–56.
  13. Тимофеев И.В. Право и медицина: конституционно-правовые, организационные вопросы доступности и качества медицинской помощи: учебное пособие для врачей и юристов. Санкт-Петербург: Изд-во ДНК, 2017. 448 с.
  14. Neumann M., Bensing J., Merser S., et al. Analyzing the “nature” and “specific effectiveness” of Clinical Empathy: A Theoretical a Theory-Based Research Agenda // Patient Educ Couns. 2009. Vol. 74, No. 3. P. 339–346. doi: 10.1016/j.pec.2008.11.013
  15. Safi Keykaleh M., Safarpour H., Yousefian S., et al. The Relationship between Nurse’s Job Stress and Patient Safety // Open Access Maced J Med Sci. 2018. Vol. 6, No. 11. P. 2228–2232. doi: 10.3889/oamjms.2018.351

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Результаты анкетирования студентов VI курса (субординаторов) по мотивациям выбора и готовности работать участковым педиатром

Скачать (355KB)
3. Рис. 2. Корреляционный анализ признаков привлекательности работы в медицине и готовности работать участковым педиатром

Скачать (309KB)

© Сахно Л.В., Колтунцева И.В., Дубовая Е.Г., Земляных М.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».