Использование иммерсивных виртуальных сред для обучения и социализации детей с расстройством аутистического спектра

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Исследовательский интерес авторов статьи направлен на развитие детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра и возможности технологий виртуальной реальности для обучения и развития детей в игровой среде. Сделан обзор статей, опубликованных в рецензируемых журналах и размещённых в базе данных Scopus и поисковой системе по научным публикациям Google Scholar за последние 10 лет. Цель обзора — выявление международного исследовательского опыта относительно влияния виртуальных сред и аппаратного обеспечения на детей с расстройством аутистического спектра, их потенциальной эффективности, рекомендуемых условий и ограничений применения виртуальной реальности для социальной адаптации, развития коммуникативных, когнитивных и мотивационных навыков. Проанализированные в обзоре статьи сконцентрированы на изучении следующих вопросов: возможности и результаты применения разных типов технологий виртуальной реальности для развития у детей с аутизмом различных навыков и способностей; использование виртуальной реальности для работы с проблемами и рисками; а также особенности, ограничения и безопасность использования гарнитур для виртуальной реальности детьми с расстройством аутистического спектра. Рекомендовано использование иммерсивной виртуальной среды для детей с аутизмом при следующих условиях: присутствие близких и доверенных людей (воспитателей или родителей), наличие реальных игровых объектов для переключения детей после выхода из виртуальной среды и отвлечения внимания от возможных негативных эффектов использования гаджетов, продолжение общения с ребёнком после сеанса виртуальной реальности в обычном физическом пространстве для практики обучаемого навыка, конкретные временные пределы пребывания в виртуальной среде и др. Сделан вывод о том, что результаты применения технологий виртуальной реальности остаются противоречивыми, однако валидные данные научных исследований позволяют утверждать, что использование иммерсивных виртуальных сред приемлемо, может быть эффективным для обучения детей с расстройством аутистического спектра и при соблюдении определённых условий адекватно ими воспринимается.

Об авторах

Влада Владимировна Кугуракова

Казанский федеральный (Приволжский) университет

Email: vlada.kugurakova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-1552-4910
SPIN-код: 2678-6374
Scopus Author ID: 57188740334
ResearcherId: C-3357-2016

канд. тех. наук, доц., каф. программной инженерии, ст. науч. сотр., научно-исследовательская лаборатория Digital Media Lab, Институт информационных технологий и интеллектуальных систем

Россия, г. Казань

Гузель Яхиевна Гузельбаева

Казанский федеральный (Приволжский) университет; Казанский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: Guzel.Guzelbaeva@kpfu.ru
ORCID iD: 0000-0002-9123-1124
SPIN-код: 1071-2009
Scopus Author ID: 57219126341
ResearcherId: ABF-6952-2020

канд. соц. наук, доц., ст. науч. сотр., научно-исследовательская лаборатория Digital Media Lab, Институт информационных технологий и интеллектуальных систем; доц., каф. истории, философии и социологии

Россия, г. Казань; г. Казань

Эльвира Азгамовна Садретдинова

Казанский федеральный (Приволжский) университет

Email: balan7@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-8808-6205
SPIN-код: 3842-7763

канд. псих. наук, доц., зав., спец. детский сад для детей с РАС «Мы вместе» Казанского федерального университета; доц., каф. дошкольного образования, Институт психологии и образования

Россия, г. Казань

Антон Александрович Болтушкин

Казанский федеральный (Приволжский) университет

Email: boltushkinalex@gmail.com
ORCID iD: 0009-0000-8519-0306

мл. науч. сотр., научно-исследовательская SIM-лаборатория симуляционных технологий в биомедицине, Институт информационных технологий и интеллектуальных систем

Россия, г. Казань

Список литературы

  1. Lorenzo G., Lledó A., Pomares J., Roig R. Design and application of an immersive virtual reality system to enhance emotional skills for children with autism spectrum disorders // Computers & Education. 2016. Vol. 98. P. 192–205. doi: 10.1016/j.compedu.2016.03.018
  2. Maenner M.J., Warren Z., Williams A.R., et al. Prevalence and characteristics of autism spectrum disorder among children aged 8 years — autism and developmental disabilities monitoring network, 11 sites, United States, 2020 // MMWR Surveill Summ. 2023. Vol. 72, N. 2. P. 1–14. doi: 10.15585/MMWR.SS7202A1
  3. Fombonne E., MacFarlane H., Salem A.C. Epidemiological surveys of ASD: Advances and remaining challenges // J Autism Dev Disord. 2021. Vol. 51. P. 4271–4290. doi: 10.1007/s10803-021-05005-9
  4. Keshav N.U., Vahabzadeh A., Abdus-Sabur R., et al. Longitudinal socio-emotional learning intervention for autism via smartglasses: qualitative school teacher descriptions of practicality, usability, and efficacy in general and special education classroom settings // Education in Science. 2018. Vol. 8, N. 3. P. 107. doi: 10.3390/educsci8030107
  5. Zeidan J., Fombonne E., Scorah J., et al. Global prevalence of autism: A systematic review update // Autism Res. 2022. Vol. 15, N. 5. P. 778–790. doi: 10.1002/aur.2696
  6. Аналитическая справка о состоянии образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра в субъектах Российской Федерации в 2022 году, ФРЦ РАС. Режим доступа: https://autism-frc.ru/education/monitoring/1509 Дата обращения: 07.11.2023.
  7. Хаустов А.В., Шумских М.А. Тенденции включения детей с РАС в систему общего образования: результаты Всероссийского мониторинга // Аутизм и нарушения развития. 2023. Т. 21, № 3. С. 5–17. doi: 10.17759/autdd.2023210301
  8. Solmi M., Song M., Yon D.K., et al. Incidence, prevalence, and global burden of autism spectrum disorder from 1990 to 2019 across 204 countries // Mol Psychiatry. 2022. Vol 27, N 10. P. 4172–4180. doi: 10.1038/s41380-022-01630-7
  9. Lord C., Elsabbagh M., Baird G., Veenstra-Vanderweele J. Autism spectrum disorder // Lancet. 2018. Vol. 392, N. 10146. P. 508–520. doi: 10.1016/S0140-6736(18)31129-2
  10. Hume K., Steinbrenner J.R., Odom S.L., et al. Evidence-based practices for children, youth, and young adults with autism: Third generation review // J Autism Dev Disord. 2021. Vol. 51. P. 4013–4032. doi: 10.1007/s10803-020-04844-2
  11. Черенёва Е.А., Беляева О.Л., Стоянова И.Я. Актуальные подходы дифференциальной диагностики расстройств аутистического спектра и сходных состояний // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 15, № 3. С. 381–389. doi: 10.17516/1997–1370–0475
  12. Da Silva A.L., Bissaco M.A.S. Educational platform for support in the experience, communication and behavior of children with autism spectrum disorder // Research on Biomedical Engineering. 2022. Vol. 38. P. 701–731. doi: 10.1007/s42600-022-00203-5
  13. Bakhtiarvand M. The impact of augmented reality on the social skills of children with high functioning autism // RISS Journal. 2021. Vol. 2, N. 2. P. 156–160. doi: 10.47175/rissj.v2i2.227
  14. Lledó G.L., Lledó A., Gilabert-Cerdá A., et al. The use of augmented reality to improve the development of activities of daily living in students with ASD // Educ Inf Technol. 2022. Vol. 27. P. 4865–4885. doi: 10.1007/s10639-021-10805-8
  15. Maye M., Sanchez V.E., Stone-MacDonald A., Carter A.S. Early interventionists’ appraisals of intervention strategies for toddlers with autism spectrum disorder and their peers in inclusive childcare classrooms // J Autism Dev Disord. 2020. Vol. 50, N. 11. P. 4199–4208. doi: 10.1007/s10803-020-04456-w
  16. Cox D.J., Brown T., Ross V., et al. Can youth with autism spectrum disorder use virtual reality driving simulation training to evaluate and improve driving performance? An exploratory study // J Autism Dev Disord. 2017. Vol. 47, N. 8. P. 2544–2555. doi: 10.1007/s10803-017-3164-7
  17. Ledbetter-Cho K., Lang R., Davenport K., et al. Behavioral skills training to improve the abduction-prevention skills of children with autism // Behav Anal Pract. 2016. Vol. 9, N. 3. P. 266–270. doi: 10.1007/s40617-016-0128-x
  18. McCleery J.P., Zitter A., Solórzano R., et al. Safety and feasibility of an immersive virtual reality intervention program for teaching police interaction skills to adolescents and adults with autism // Autism Res. 2020. Vol. 13, N. 8. P. 1418–1424. doi: 10.1002/aur.2352
  19. Miller I.T., Wiederhold B.K., Miller C.S., Wiederhold M.D. Virtual reality air travel training with children on the autism spectrum: A preliminary report // Cyberpsychol Behav Soc Netw. 2020. Vol. 23, N. 1. P. 10–15. doi: 10.1089/cyber.2019.0093
  20. Tychsen L., Foeller P. Effects of immersive virtual reality headset viewing on young children: Visuomotor function, postural stability, and motion sickness // Am J Ophthalmol. 2020. N. 209. P. 151–159. doi: 10.1016/j.ajo.2019.07.020
  21. Kenwright B. Virtual reality: ethical challenges and dangers // IEEE Technol Soc Mag. 2018. Vol. 37, N. 4. P. 20–25. doi: 10.1109/MTS.2018.2876104
  22. Lan Y.-J., Hsiao I.Y., Shih M.F. Effective learning design of game-based 3D virtual language learning environments for special education students // Journal of Educational Technology & Society. 2018. Vol. 21, N. 3. P. 213–227.
  23. Newbutt N., Bradley R., Conley I. Using virtual reality head-mounted displays in schools with autistic children: Views, experiences, and future directions // Cyberpsychol Behav Soc Netw. 2020. Vol. 23, N. 1. P. 23–33. doi: 10.1089/cyber.2019.0206
  24. Malihi M., Nguyen J., Cardy R.E., et al. Short report: Evaluating the safety and usability of head-mounted virtual reality compared to monitor-displayed video for children with autism spectrum disorder // Autism. 2020. Vol. 24, N. 7. P. 1924–1929. doi: 10.1177/1362361320934214
  25. Sobel K. Immersive media and child development: Synthesis of a cross-sectoral meeting on virtual, augmented, and mixed reality and young children. Future of Childhood. New York: Joan Ganz Cooney Center at Seasame Workshop, 2019. 41 p.
  26. Vidhusha S., Divya B., Kavitha A., et al. Cognitive attention in autism using virtual reality learning tool. In: IEEE 18th International Conference on Cognitive Informatics & Cognitive Computing (ICCI*CC). 2019. P. 159–165. doi: 10.1109/ICCICC46617.2019.9146086
  27. Kaimara P., Oikonomou A., Deliyannis I. Could virtual reality applications pose real risks to children and adolescents? A systematic review of ethical issues and concerns // Virtual Real. 2022. N. 26. P. 697–735. doi: 10.1007/s10055-021-00563-w
  28. Roper T., Millen-Dutka L., Cobb S., Patel H. Collaborative virtual environment to facilitate game design evaluation with children with ASC // International Journal of Human-Computer Interaction. 2019. Vol. 35, N. 8. P. 692–705. doi: 10.1080/10447318.2018.1550179
  29. Boo C., Alpers-Leon N., McIntyre N., et al. Conversation during a virtual reality task reveals new structural language profiles of children with ASD, ADHD, and comorbid symptoms of both // J Autism Dev Disord. 2022. Vol. 52, N. 7. P. 2970–2983. doi: 10.1007/s10803-021-05175-6
  30. Fornasari L., Chittaro L., Ieronutti L., et al. Navigation and exploration of an urban virtual environment by children with autism spectrum disorder compared to children with typical development // Research in Autism Spectrum Disorders. 2013. Vol. 7, N. 8. P. 956–965. doi: 10.1016/j.rasd.2013.04.007
  31. Ke F., Moon J. Virtual collaborative gaming as social skills training for high-functioning autistic children // Br J Educ Technol. 2018. Vol. 49, N. 4. P. 728–741. doi: 10.1111/bjet.12626
  32. Nathanson A.I. Sleep and technology in early childhood // Psychiatr Clin North Am. 2024. Vol. 47, N. 1. P. 15–26. doi: 10.1016/j.psc.2023.06.002
  33. Wolde A., Aydiko A. Sleep quality among adolescents and its relation to inhalant, khat, and internet use, and physical illness: A community-based exploratory cross-sectional study // Global Pediatric Health. 2022. N. 9. P. 1–11. doi: 10.1177/2333794X221125075
  34. Alanko D. The health effects of video games in children and adolescents // Pediatr Rev. 2023. Vol. 44, N. 1. P. 23–32. doi: 10.1542/pir.2022-005666
  35. Kowal M., Conroy E., Ramsbottom N., et al. Gaming your mental health: A narrative review on mitigating symptoms of depression and anxiety using commercial video games // JMIR Serious Games. 2021. Vol. 9, N. 2. P. e26575. doi: 10.2196/26575
  36. Clay C.J., Schmitz B.A., Balakrishnan B., et al. Feasibility of virtual reality behavior skills training for preservice clinicians // J Appl Behav Anal. 2021. Vol. 54, N. 2. P. 547–565. doi: 10.1002/jaba.809
  37. Dechsling A., Shic F., Zhang D., et al. Virtual reality and naturalistic developmental behavioral interventions for children with autism spectrum disorder // Res Dev Disabil. 2021. N. 111. P. 103885. doi: 10.1016/j.ridd.2021.103885
  38. Genova H.M., Lancaster K., Morecraft J., et al. A pilot RCT of virtual reality job interview training in transition-age youth on the autism spectrum // Research in Autism Spectrum Disorders. 2021. N. 89. P. 101878. doi: 10.1016/j.rasd.2021.101878
  39. Johnston D., Egermann H., Kearney G. SoundFields: A virtual reality game designed to address auditory hypersensitivity in individuals with autism spectrum disorder // Applied Sciences. 2020. Vol. 10, N. 9. P. 2996. doi: 10.3390/app10092996
  40. Johnston D., Egermann H., Kearney G. The use of binaural based spatial audio in the reduction of auditory hypersensitivity in autistic young people // Int J Environ Res Public Health. 2022. Vol. 19, N. 19. P. 12474. doi: 10.3390/ijerph191912474
  41. Maskey M., Lowry J., Rodgers J., et al. Reducing specific phobia/fear in young people with autism spectrum disorders (ASDs) through a virtual reality environment intervention // PloS One. 2014. Vol. 9, N. 7. P. e100374. doi: 10.1371/journal.pone.0100374
  42. Smith M.J., Sherwood K., Ross B., et al. Virtual interview training for autistic transition age youth: A randomized controlled feasibility and effectiveness trial // Autism. 2021. Vol. 25, N. 6. P. 1536–1552. doi: 10.1177/1362361321989928
  43. Ahmad Lawan A., Ibrahim Yarima K., Ibrahim Usman H., et al. A systematic literature review on the efficacy of emerging computer technologies in inclusive education for students with autism spectrum disorder // OBM Neurobiol. 2023. Vol. 7, N. 2. P. 172. doi: 10.21926/obm.neurobiol.2302172
  44. Charlton C.T., Kellems R.O., Black B., et al. Effectiveness of avatar-delivered instruction on social initiations by children with Autism Spectrum Disorder // Research in Autism Spectrum Disorders. 2020. N. 71. P. 101494. doi: 10.1016/j.rasd.2019.101494
  45. Li J., Zheng Z., Chai Y., et al. FaceMe: An agent-based social game using augmented reality for the emotional development of children with autism spectrum disorder // Int J Hum Comput Stud. 2023. Vol. 175. P. 103032. doi: 10.1016/j.ijhcs.2023.103032
  46. Rosenbloom R., Mason R.A., Wills H.P., Mason B.A. Technology delivered self-monitoring application to promote successful inclusion of an elementary student with autism // Assist Technol. 2016. Vol. 28, N. 1. P. 9–16. doi: 10.1080/10400435.2015.1059384
  47. Maskey M., McConachie H., Rodgers J., et al. An intervention for fears and phobias in young people with autism spectrum disorders using flat screen computer-delivered virtual reality and cognitive behaviour therapy // Research in Autism Spectrum Disorders. 2019. N. 59. P. 58–67. doi: 10.1016/j.rasd.2018.11.005
  48. Zhao W., Xu S., Zhang Y., et al. The application of extended reality in treating children with autism spectrum disorder // Neurosci Bull. 2024. Vol. 40. P. 1189–1204. doi: 10.1007/s12264-024-01190-6
  49. Dechsling A., Orm S., Kalandadze T., et al. Virtual and augmented reality in social skills interventions for individuals with autism spectrum disorder: A scoping review // J Autism Dev Disord. 2022. Vol. 52, N. 11. P. 4692–4707. doi: 10.1007/s10803-021-05338-5
  50. Kumazaki H., Warren Z., Swanson A., et al. Brief report: Evaluating the utility of varied technological agents to elicit social attention from children with autism spectrum disorders // J Autism Dev Disord. 2019. Vol. 49, N. 4. P. 1700–1708. doi: 10.1007/s10803-018-3841-1
  51. Lorenzo G., Lledó A., Arráez-Vera G., Lorenzo-Lledó A. The application of immersive virtual reality for students with ASD: A review between 1990–2017 // Education and Information Technologies. 2019. Vol. 24, N. 1. P. 127–151. doi: 10.1007/s10639-018-9766-7
  52. Mosher M.A., Carreon A.C., Craig S.L., Ruhter L.C. Immersive technology to teach social skills to students with autism spectrum disorder: A literature review // Review Journal of Autism Disorders. 2022. N. 9. P. 334–350. doi: 10.1007/s40489-021-00259-6
  53. Guo Y., Liu H., Sun Y., Ren Y. Virtual human pose estimation in a fire education system for children with autism spectrum disorders // Multimedia Syst. 2024. Vol. 30, N. 2. P. 84. doi: 10.1007/s00530-024-01274-3
  54. Bailey B., Bryant L., Hemsley B. Virtual reality and augmented reality for children, adolescents, and adults with communication disability and neurodevelopmental disorders: A systematic review // Rev J Autism Dev Disord. 2022. N. 9. P. 160–183. doi: 10.1007/s40489-020-00230-x
  55. Mesa-Gresa P., Gil-Gómez H., Lozano-Quilis J.A., Gil-Gómez J.A. Effectiveness of virtual reality for children and adolescents with autism spectrum disorder: An evidence-based systematic review // Sensors. 2018. Vol. 18, N. 8. P. 2486. doi: 10.3390/s18082486
  56. Mac Carthaigh S. Beyond biomedicine: Challenging conventional conceptualisations of autism spectrum conditions // Disabil Soc. 2020. Vol. 35, N. 1. P. 52–66. doi: 10.1080/09687599.2019.1605884
  57. Späth E.M.A., Jongsma K.R. Autism, autonomy, and authenticity // Med Health Care and Philos. 2020. N. 23. P. 73–80. doi: 10.1007/s11019-019-09909-3
  58. Мухарямова Л., Савельева Ж., Кузнецова И., Гарапшна Л. Аутизм в России: противоречивое поле диагностики и статистики // Журнал исследований социальной политики. 2021. Т. 19, № 3. С. 437–450. doi: 10.17323/727-0634-2021-19-3-437-450
  59. McDonald T.A.M., Lalani S., Chen I., et al. Appropriateness, acceptability, and feasibility of a neurodiversity-based self-determination program for autistic adults // J Autism Dev Disord. 2023. Vol. 53, N. 8. P. 2933–2953. doi: 10.1007/s10803-022-05598-9
  60. Lorenzo G., Gómez-Puerta M., Arráez-Vera G., Lorenzo-Lledó A. Preliminary study of augmented reality as an instrument for improvement of social skills in children with autism spectrum disorder // Educ Inf Technol. 2019. N. 24. P. 181–204. doi: 10.1007/s10639-018-9768-5
  61. Parsons T.D. Neuroethics in educational technology: Keeping the brain in mind when developing frameworks for ethical decision-making: Learning in the age of emerging technologies. In: Parsons T., Lin L., Cockerham D. (eds). Mind, brain and technology: Learning in the age of emerging technologies. Springer, 2019. p. 195–209. doi: 10.1007/978-3-030-02631-8_11
  62. Cooper J.O., Heron T.E., Heward W.L. Applied behavior analysis. 3rd edition. Hoboken, NJ: Pearson Education, 2019. 752 p.
  63. American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders. 5th Edition. Arlington, VA: American Psychiatric Association, 2013. Режим доступа: https://psychiatryonline.org/doi/book/10.1176/appi.books.9780890425596 Дата обращения: 30.01.2024. doi: 10.1176/appi.books.9780890425596
  64. Tseng A., Biagianti B., Francis S.M., et al. Social cognitive interventions for adolescents with autism spectrum disorders: A systematic review // J Affect Disord. 2020. N. 274. P. 199–204. doi: 10.1016/j.jad.2020.05.134
  65. Van Pelt B.J., Nijman S.A., van Haren N.E.M., et al. Dynamic interactive social cognition training in virtual reality (DiSCoVR) for adults with autism spectrum disorder: A feasibility study // Research in Autism Spectrum Disorders. 2022. N. 96. P. 102003. doi: 10.1016/j.rasd.2022.102003
  66. Mukhamedshina Y.O., Fayzullina R.A., Nigmatullina I.A., et al. Health care providers' awareness on medical management of children with autism spectrum disorder: Cross-sectional study in Russia // BMC Med Educ. 2022. Vol. 22, N. 1. P. 29. doi: 10.1186/s12909-021-03095-8
  67. Гамирова Р.Г., Сафина А.Р., Горобец Е.А., Сафина Д.Р. Расстройства аутистического спектра у детей: диагностическая значимость электроэнцефалографии // Вестник современной клинической медицины. 2023. Т. 16, № 2. С. 80–88. doi: 10.20969/VSKM.2023.16(2).80-88
  68. Кузнецова И.Б., Мухарямова Л.М., Савельева Ж.В., и др. Качество жизни семей с детьми с расстройствами аутистического спектра в сравнении с качеством жизни семей с нейротипичными: результаты опроса и интервью // Вестник современной клинической медицины. 2022. Т. 15, № 2. С. 36–43. doi: 10.20969/VSKM.2022.15(2).36-43
  69. Нигматуллина И., Садретдинова Э., Долотказина А., и др. Система комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра: региональный опыт // Образование и саморазвитие. 2022. Т. 17, № 3. С. 296–316. doi: 10.26907/esd.17.3.21
  70. Семина И.И., Мухарямова Л.М., Сабиров И.С., и др. Современное состояние проблемы расстройств аутистического спектра — некоторые медико-биологические и социально-гуманитарные аспекты // Казанский медицинский журнал. 2019. Т. 100, № 6. С. 918–929. doi: 10.17816/KMJ2019-918
  71. Фаррахов А.З., Игнашина Е.Г., Садыков М.М., Зубова Е.П. Опыт Республики Татарстан в реализации модели раннего вмешательства по сопровождению детей раннего возраста с нарушениями развития и ограниченными возможностями // Казанский медицинский журнал. 2014. Т. 95, № 5. С. 697–702. doi: 10.17816/KMJ2218
  72. American Academy of Pediatrics: Family media plan. 2019. Режим доступа: https://www.healthychildren.org/English/media/Pages/default.aspx Дата обращения: Nov 07, 2023.
  73. Kugurakova V., Elizarov A., Khafizov M., et al. Towards the immersive VR: Measuring and assessing realism of user experience // Proceedings of International Conference on Artificial Life and Robotics. 2018. N. 23. P. 146–152. doi: 10.5954/ICAROB.2018.GS6-4
  74. Kugurakova V.V., Golovanova I.I., Kabardov M.K., et al. Scenario approach for training classroom management in virtual reality // Online Journal of Communication and Media Technologies. 2023. Vol. 13, N. 3. P. 202328. doi: 10.30935/ojcmt/13195
  75. Шараева В.В., Кугуракова В.В., Галиева С.В., Зинченко Р.А. Подходы к проектированию виртуальных тренажёров хирургических операций // Электронные библиотеки. 2022. Т. 25, № 5. С. 489–532. doi: 10.26907/1562-5419-2022-25-5-489-532

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 2024 Эко-Вектор

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.



Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».