Основные проблемы реформирования российской системы высшего образования: нормативные акты и взгляд профессиональной среды

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель: выявление особенностей сложившейся институциональной среды системы высшего образования в России, в том числе определение уровня доверия как в обществе, так и внутри самой системы образования, существующего уровня асимметрии информации относительно предстоящих изменений в связи с уходом от Болонской системы, а также ожиданий основных акторов от проводимого реформирования. Выявление существующих в профессиональной среде нарративов необходимо для повышения успеха предстоящего внедрения новых формальных норм и снижения вероятности появления стимулов к оппортунистическому поведению, которое возможно в случае «неустановления внутренних отношений в соответствии с отношениями внешними».Методы: при решении исследовательской задачи главным образом использовались методы нарративного анализа и дискурс-анализа, а также проведение глубинных интервью с преподавателями вузов.Результаты: выявлено, что для России характерен низкий уровень доверия в обществе, колебания которого коррелируют с происходящими изменениями в экономической и социальной сферах, а также низкий уровень информированности населения и непосредственных акторов системы высшего образования о предстоящих изменениях. Результаты проведенных интервью показали наличие осторожного отношения со стороны профессорско-преподавательского состава к любым изменениям (в том числе и к текущим), которые, по их мнению, могут привести скорее к повышению уровня бюрократизации, чем к решению существующих проблем недостатка финансирования образования и науки, повышенной нагрузки преподавателей. Также отмечены особенности поведенческих паттернов студентов в виде низкой вовлеченности во внеучебную деятельность вуза, относительно невысокой оценки уровня престижности профессии ученого, а также межпоколенческие отличия, влияющие на стимулы обучения в высшей школе.Научная новизна: обоснование значимости анализа и мониторинга существующего уровня доверия, сложившегося у акторов в системе высшего образования для более эффективного реформирования данной системы. Практическая значимость: положения и выводы могут быть использованы в дальнейшем для изучения влияния проводимых реформ на систему высшего образования.

Об авторах

Д. И. Шахова

Южный федеральный университет

Email: dmokrousova@sfedu.ru

Список литературы

  1. Амбарова, П. А., Зборовский, Г. Е., Шаброва, Н. В. (2019). Старое и новое доверие в высшем образовании. Образование и наука, 21(1), 9–36. EDN: VVQUBO. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-1-9-36
  2. Андронова, И. В., Лаптева, Н. В. (2020). Болонский процесс как фактор политики реформирования системы высшего образования в современной России. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология, 20(4), 464–469. EDN: KPUKHS. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-4-464-469
  3. Бахарева, Т. В. (2012). Неформальные институты как объект научного анализа. Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, 5(44), 12–16. EDN: PLRKNN
  4. Бермус, А. Г. (2025). Проблемы и перспективы постболонского реформирования системы высшего образования в России: теоретический обзор. Педагогика. Вопросы теории и практики, 10(1), 43–51. EDN: XMQNHH. DOI: https://doi.org/10.30853/ped20250006
  5. Васильев, И. А., Дивеева, Н. И., Дмитрикова, Е. А., Кашаева, А. А., Шевелева, Н. А. (2020). Автономия университетов: необходимое условие развития российского высшего образования в условиях цифровизации. Вестник Санкт-Петербургского университета. Право, 11(4), 877–902. EDN: BKVQRN. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu14.2020.404
  6. Васкевич, Т. В. (2017). Унификация национальных образовательных систем Европы как следствие Болонского процесса: проблемы и утраты. Современное образование, 4, 85–100. EDN: YLTAAN. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-8736.2017.4.24916
  7. Веблен, Т. (2021). Теория праздного класса. Litres.
  8. Воронин, Г. П. (2021). Болонская система образования: будущее страны в опасности? Стандарты и качество, 5, 1–1. EDN: YVHFHA
  9. Гилязова, О. С., Замощанская, А. Н. (2023). Дилемма «советские традиции – болонские инновации»: к вопросу о выборе модели российского высшего образования. ЦИТИСЭ, 2, 308–317. EDN: LEIRFS. DOI: https://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.26
  10. Гребенкин, А. Н., Фомина, М. Г. (2024). Система российского высшего образования в контексте ухода из Болонского процесса. Россия и мир: развитие цивилизаций. Мир, страна, университет – 25 лет развития: материалы XIV Международной научно-практической конференции. Университет мировых цивилизаций имени В. В. Жириновского.
  11. Григоревский, Л. Б., Иващенко, Г. А., Фрейберг, С. А. (2021). Болонский процесс в России: история, противоречия и перспективы. Проблемы социально-экономического развития Сибири, 1, 97–103. EDN: TWDUND. DOI: https://doi.org/10.18324/2224-1833-2021-1-97-103
  12. Зазнаев, О. И., Сидоров, В. В. (2019). Модели контролируемой передачи президентской власти. Политическая наука, 4, 16–37. EDN: BRFNDA
  13. Кошелева, Е. Г. (2021). Государственное регулирование системы образования: теоретико-концептуальный подход. Образование и проблемы развития общества, 4(17), 67–74. EDN: GNPPTS
  14. Кудряшова, Е. В., Сорокин, С. Э. (2020). «Третья миссия» университетов как предмет научного анализа. Вестник Вятского государственного университета, 2(136), 17–24. EDN: WGQCPJ. DOI: https://doi.org/10.25730/vsu.7606.20.020
  15. Купрейченко, А. (2015). Психология доверия и недоверия. Москва: Институт психологии РАН.
  16. Латова, Н. В. (2016). Культурная специфика россиян (этнометрический анализ на основе концепции Г. Хофстеда). Вестник Института социологии, 4(19), 155–179. EDN: XWETNN. DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2016.19.4.433
  17. Либман, A. M. (2006). Институциональная конкуренция и постсоветская трансформация. Общественные науки и современность, 6, 53–65. EDN: HVUGIH
  18. Полтерович, В. (2012). Проектирование реформ: как искать промежуточные институты. Montenegrin Journal of Economics, 8(2), 25–44.
  19. Попов, Е. В., Веретенникова, А. Ю., Наумов, И. В., Козинская, К. М. (2018). Неформальная институциональная среда социального предпринимательства. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 11(4), 217–234. EDN: XYLJCH. DOI: https://doi.org/10.15838/esc.2018.4.58.14
  20. Ридингс, Б. (2022). Университет в руинах. Litres.
  21. Радаев, В. (2019). Миллениалы. Как меняется российское общество. Litres. EDN: STOTFS. DOI: https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1985-1
  22. Тамбовцев, В. Л. (2020). Методология эмпирического анализа неформальных институтов. Журнал институциональных исследований, 12(3), 6–23. EDN: OPHNLS. DOI: https://doi.org/10.17835/2076-6297.2020.12.3.006-023
  23. Фуруботн, Э. Г. (2005). Институты и экономическая теория. Санкт-Петербург: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та. EDN: QQLPBF
  24. Шахова, Д. И. (2023). Культурный код или особый путь России. Вопросы регулирования экономики, 14(2), 33–43. EDN: ZTVDJC. DOI: https://doi.org/10.17835/2078-5429.2023.14.2.033-043
  25. Шахова, Д. И. (2024). Влияние социокультурных факторов на стабильность экономических институтов в России. Вопросы регулирования экономики, 15(1), 66–75. EDN: FIVAOC. DOI: https://doi.org/10.17835/2078-5429.2024.15.1.066-075
  26. Ширяев, И. М., Фурса, Е. В., Маскаев, А., Мокроусова, Д. И. (2019). Доверие и институциональные ловушки в сфере образования и науки. Вопросы регулирования экономики, 10(4), 146–161. EDN: VNLRWE. DOI: https://doi.org/10.17835/2078-5429.2019.10.4.146-161
  27. Шуклина, Е. А., Певная, М. В. (2017). Доверие как институциональная проблема высшего образования. Университетское управление: практика и анализ, 21(5(111)), 120–131. EDN: ZXYKNT
  28. Alt, D., & Raichel, N. (2022). Problem-based learning, self-and peer assessment in higher education: towards advancing lifelong learning skills. Research Papers in Education, 37(3), 370–394. EDN: TNZVPB. DOI: https://doi.org/10.1080/02671522.2020.1849371
  29. Barendregt, W. (2011). Gedogen – the psychological aspects of Dutch tolerance. Enschede: University of Twente.
  30. Helmke, G., & Levitsky, S. (2012). Informal institutions and comparative politics: A research agenda. In International Handbook on Informal Governance. (pp. 85–113). Edward Elgar Publishing. EDN: ROHYLV. DOI: https://doi.org/10.4337/9781781001219.00011
  31. McLendon, M. K. (2003). State governance reform of higher education: Patterns, trends, and theories of the public policy process. In Higher education: Handbook of theory and research (pp. 57–143). https://doi.org/10.1007/978-94-010-0137-3_2
  32. Montesinos, P., Carot, J. M., Martinez, J. M., & Mora, F. (2008). Third mission ranking for world class universities: Beyond teaching and research. Higher Education in Europe, 33(2-3), 259–271. https://doi.org/10.1080/03797720802254072
  33. Mozelius, P., Cleveland-Innes, M., Lindqvist, M. H., & Jaldemark, J. (2024). Critical Aspects of a Higher Education Reform for Continuous Lifelong Learning Opportunities in a Digital Era. Electronic Journal of Knowledge Management, 22(1), 26–39. EDN: HUBKRX. DOI: https://doi.org/10.34190/ejkm.22.1.3258
  34. Perry, G. J., Lopez, H., Maloney, W. F., Arias, O., & Serven, L. (2006). Poverty reduction and growth: virtuous and vicious circles. World Bank Publications. https://doi.org/10.1596/978-0-8213-6511-3
  35. Williamson, C. R. (2012). Contracting Institutions. SSRN. https://doi.org/10.2139/ssrn.2191298

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».